ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2007 г. по делу N 12032/07
Резолютивная часть решения оглашена 1 ноября 2007 года,
в полном объеме решение изготовлено 2 ноября 2007 года
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Козловой А.С., судей Осиповой Н.В. и
Локтенко Н.И. при ведении протокола помощником судьи Королевой
Ю.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
организации научного обслуживания "Опытно-производственное
хозяйство "Родина" Государственного научного учреждения "Псковский
научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской
академии сельскохозяйственных наук к Правительству Российской
Федерации, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований на предмет спора - Федерального агентства по управлению
федеральным имуществом, Российской академии сельскохозяйственных
наук и Государственного научного учреждения "Псковский
научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской
академии сельскохозяйственных наук о признании недействительным
распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007
г. N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы)
приватизации федерального имущества на 2008 год и основных
направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010
годы в части включения опытно-производственного хозяйства "Родина"
Государственного научного учреждения "Псковский
научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской
академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных
государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации
в 2008 году (пункт 2.131).
В судебном заседании присутствовали представители:
от заявителя: опытно-производственного хозяйства "Родина"
Государственного научного учреждения "Псковский
научно-исследовательский институт сельского хозяйства" - Иванов
Д.А., представитель по доверенности от 01.10.2007 N 197;
от заинтересованного лица: Правительства Российской Федерации
Григорьянц К.А. по доверенности от 30.08.2007 N 13180-гг/Д02;
от заинтересованного лица: Российской академии
сельскохозяйственных наук - Айдиев Р.А. по доверенности от
22.08.2007 N 36-09/798;
от третьего лица - Государственного научного учреждения
"Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства"
- Иванов Д.А. по доверенности от 01.10.2007 N 68;
от третьего лица: Федерального агентства по управлению
федеральным имуществом - Григорьянц К.А. по доверенности от
10.07.2007 N ЛП-04/19535.
Суд
установил:
организация научного обслуживания "Опытно-производственное
хозяйство "Родина" Государственного научного учреждения "Псковский
научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской
академии сельскохозяйственных наук (далее опытно-производственное
хозяйство) обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации с заявлением о признании недействительным пункта 2.131
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007
года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы)
приватизации федерального имущества на 2008 год и основных
направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010
годы в части включения опытно-производственного хозяйства в
перечень федеральных государственных унитарных предприятий,
планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.131).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Российская
академия сельскохозяйственных наук (далее Россельхозакадемия),
Государственное научное учреждение "Псковский
научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской
академии сельскохозяйственных наук (далее научно-исследовательский
институт) и Федеральное агентство по управлению федеральным
имуществом (далее ФАУФИ).
В обоснование требования заявитель указал на то, что при
принятии названного распоряжения в оспариваемой части допущены
нарушения статей 6 и 8 Федерального закона "О науке и
государственной научно-технической политике", статьи 13
Федерального закона "О приватизации государственного и
муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, и порядка
разработки прогнозного плана (программы) приватизации.
Приватизация опытно-производственного хозяйства ведет к разрушению
технологического единства научной и опытно-экспериментальной
деятельности станции и научно-исследовательского института,
прекращению хозяйственного ведения опытно-производственного
хозяйства на имущество, используемое в его научно-производственной
деятельности, а также прав Россельхозакадемии на распоряжение этим
имуществом.
Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного
срока подачи заявления.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал
заявленные требования.
Представитель опытно-производственного хозяйства указал еще и
на то, что оно осуществляет производство сортовых семян высших
репродукций и выращивание племенного молодняка
сельскохозяйственных животных. Деятельность хозяйства связана с
научно-исследовательской деятельностью научно-исследовательского
института. Поэтому приватизация опытно-производственного хозяйства
неблагоприятно отразится на селекционной науке и развитии
животноводства региона.
Представитель Правительства Российской Федерации и ФАУФИ
возражала против удовлетворения заявленных требований. В своих
пояснениях она указала на то, что оспариваемое распоряжение
принято Правительством Российской Федерации в пределах его
компетенции, при утверждении прогнозного плана приватизации
федерального имущества на 2008 год были соблюдены Правила
разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального
имущества, утвержденные Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2005 N 806. Включение опытно-селекционной
станции в перечень государственных унитарных предприятий,
подлежащих приватизации в 2008 году, было произведено с
соблюдением требований действующего законодательства. Данный
вопрос был согласован в надлежащем порядке с Россельхозакадемией,
которая письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 дала согласие на
включение опытно-производственного хозяйства в прогнозный план
приватизации на 2008 год. Оспариваемое распоряжение не нарушает
прав заявителя, поскольку его приватизация предполагается путем
преобразования его в открытое акционерное общество со
стопроцентным участием в нем Российской Федерации, которая
сохраняет полный контроль над деятельностью хозяйства и является
гарантией сохранения характера его деятельности.
Представитель научно-исследовательского института поддержал
требования заявителя, пояснив, что опытно-производственное
хозяйство проводит обусловленные техническим заданием
научно-исследовательские работы по селекции, семеноводству и
выращиванию племенного молодняка сельскохозяйственных животных.
Институт имеет возможность проводить научно-исследовательские
работы и использовать их результаты для создания селекционного
материала сельскохозяйственных культур и развитию животноводства.
Представитель Россельхозакадемии пояснил, что включение в
прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на
2008 год опытно-производственного хозяйства проведено без
надлежащего согласия с Россельхозакадемией, поэтому она
поддерживает требования заявителя.
Изучив материалы дела, исследовав представленные
доказательства, выслушав объяснения представителей участвующих в
деле лиц, суд находит, заявленные требования подлежащими
удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 2.1; 2.4; 2.6 устава организации
научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "Родина"
Государственного научного учреждения "Псковский
научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской
академии сельскохозяйственных наук" опытно-производственное
хозяйство создано для проведения научных исследований
исследовательского института.
Находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии, а в
организационно-методическом отношении подчиняется
научно-исследовательскому институту. Основными задачами
деятельности опытно-производственного хозяйства являются:
производство сортовых семян высших репродукций, выращивание
племенного молодняка сельскохозяйственных животных; обеспечение
непрерывного роста урожайности всех сельскохозяйственных культур,
продуктивности животных; применение прогрессивных технологий
возделывания сельскохозяйственных культур, содержания и кормления
животных.
Имущество опытно-производственного хозяйства закреплено за ним
на праве хозяйственного ведения.
Опытно-производственное хозяйство является единственной базой,
на основе которой научно-исследовательский институт проводит
научные опыты, использует их результаты для внедрения новых
передовых технологий возделывания высококачественных сортов и
гибридов растений, а также пород и гибридов животных.
Представленные в дело планы научно-исследовательских работ,
контракт, технические задания свидетельствуют о том, что
опытно-производственное хозяйство участвует в проведении названных
работ. Оно относится к предприятиям научного обслуживания и
совместно с научно-исследовательским институтом представляет
единый научно-производственный комплекс.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N
127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" при
реорганизации государственной научной организации должно
обеспечиваться сохранение технологического единства научной и
(или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из
состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального,
опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных
баз.
Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008
год не содержит указания на способ приватизации, включенных в него
предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13
Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации
государственного и муниципального имущества" предполагает
реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного
предприятия. Следовательно, в результате приватизации
опытно-производственного хозяйства могут быть не сохранены
основные направления его деятельности единого
научно-производственного комплекса. Утрачивается право
хозяйственного ведения хозяйства на переданное ей имущество.
В части 2 статьи 8 названного Закона предусмотрено направление
федеральными органами исполнительной власти в Правительство
Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их
ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О
науке и государственной научно-технической политике" отраслевые
академии наук наделены правом создания, реорганизации и
ликвидации, входящих в их состав предприятий, учреждений,
организаций.
Доказательств надлежащего согласования с Россельхозакадемией
на приватизацию опытно-производственного хозяйства не
представлено.
В силу пункта 35 устава Россельхозакадемии создание,
реорганизация, ликвидация, переподчинение учреждений, предприятий
и организаций академии, определение основных направлений их
деятельности относится исключительно к компетенции Президиума
Россельхозакадемии. Данный орган решения о приватизации
опытно-производственного хозяйства не принимал.
Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на
которое ссылается Правительство Российской Федерации в
подтверждение надлежащего согласования приватизации
опытно-производственного хозяйства, таким доказательством не
является, поскольку не содержит ссылки на решение уполномоченного
на это органа Россельхозакадемии.
Включение опытно-производственного хозяйства в прогнозный план
(программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без
согласия Россельхозакадемии нарушает его имущественные права и
законные интересы, противоречит вышеуказанной норме права, а также
требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы)
приватизации федерального имущества, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, в
соответствии с которыми при подготовке программы приватизации
учитываются предложения федеральных органов власти, полномочия
которых Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей
федерального имущества на основании статьи 6 Федерального закона
"О науке и государственной научно-технической политике" и Указа
Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской
академии сельскохозяйственных наук".
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что
оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не
соответствует закону или иному нормативному правовому акту и
нарушает права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает
решение о признании этого акта недействительным.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198,
200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
ходатайство организации научного обслуживания
"Опытно-производственное хозяйство "Родина" Государственного
научного учреждения "Псковский научно-исследовательский институт
сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук
о восстановлении пропущенного срока подачи заявления
удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении
прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
на 2008 год и основных направлений приватизации федерального
имущества на 2008 - 2010 годы в части включения организации
научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "Родина"
Государственного научного учреждения "Псковский
научно-исследовательский институт" в перечень федеральных
государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации
в 2008 году (пункт 2.131) как несоответствующее Федеральному
закону "О приватизации государственного и муниципального
имущества".
Председательствующий судья
А.С.КОЗЛОВА
Судья
Н.В.ОСИПОВА
Судья
Н.И.ЛОКТЕНКО
|