ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 12 января 2007 г. N ВКПИ06-72
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской
Федерации генерал-майора юстиции Калиниченко Ю.А., при секретаре
капитане юстиции Никитине В.В., с участием представителей
заинтересованного лица Чарыева М.Р. и Комаровой Н.В., старшего
военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника
юстиции Багателия В.И. рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению Г. о признании пункта "г" и
последнего абзаца статьи 1 приказа ВрИО Директора ФСБ РФ от 25
июня 2005 года N 367 "Об утверждении порядка выплаты денежного
довольствия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности
РФ, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в
распоряжение руководителя (начальника)" недействующими с момента
издания,
установила:
согласно приказу ВрИО Директора ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N
367 "Об утверждении порядка выплаты денежного довольствия
военнослужащим органов Федеральной службы безопасности РФ,
проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение
руководителя (начальника)", надбавка за сложность, напряженность и
специальный режим военной службы этим военнослужащим выплачивается
в размере 50 процентов, а премия за образцовое выполнение
воинского долга может выплачиваться по решению руководителя
(начальника).
Г. полагает, что данные положения приказа противоречат
требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27
мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно п. 4 ст. 13 которого
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, надбавка
за сложность, напряженность и специальный режим военной службы
выплачивается в зависимости от состава военнослужащих,
определенного ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и
военной службе", и местности прохождения военной службы в размере
до 120 процентов оклада по воинской должности.
Он утверждает, что установленное п. "г" ст. 1 приказа ВрИО
Директора ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367 ограничение размера
указанной надбавки военнослужащим одного состава и проходящим
службу в одной и той же местности до 50 процентов лишь по признаку
принадлежности этих военнослужащих к категории зачисленных в
распоряжение руководителя (начальника) является незаконным.
Оспаривая по существу законность последнего абзаца пункта 1
названного приказа, заявитель указывает, что сформулированная в
нем позиция позволяет неоднозначно трактовать его содержание
должностными лицами, поскольку не обязывает издавать приказ о
выплате (невыплате) военнослужащим, находящимся в распоряжении,
премии за образцовое выполнение воинского долга.
Заявитель Г. в судебное заседание не прибыл и просил
рассмотреть дело без его участия.
Представители заинтересованного лица Чарыев М.Р. и Комарова
Н.В. возражали против удовлетворения заявления Г. указав, что
пунктом "г" и последним абзацем статьи 1 Порядка выплаты денежного
довольствия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности
РФ, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в
распоряжение руководителя (начальника), утвержденного приказом
ВрИО Директора ФСБ РФ от 25 июня 2005 года N 367, положения
Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" не нарушены.
Выслушав объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы
дела и заслушав заключение прокурора, полагавших необходимым в
удовлетворении заявления Г. отказать, Военная коллегия Верховного
Суда РФ находит следующее.
По смыслу ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" материальное и иные виды обеспечения
военнослужащим устанавливаются с учетом занимаемых ими воинских
должностей, присвоенных званий, общей продолжительности военной
службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения
военной службы.
В соответствии с типовой формой контракта, установленной
приложением N 1 к "Положению о порядке прохождения военной
службы", определено, что каждый военнослужащий обязуется в период
ее прохождения добросовестно исполнять общие, должностные и
специальные обязанности военнослужащих, установленные
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Денежное содержание военнослужащих, согласно статье 12
Федерального закона "О статусе военнослужащих", включает оклад по
воинской должности, воинскому званию и подлежит выплате
военнослужащему с момента заключения контракта, независимо от
исполнения обязанностей по конкретной должности.
Пунктом 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" в качестве дополнительного денежного
вознаграждения военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту, предусмотрена ежемесячная надбавка за сложность,
напряженность и специальный режим военной службы в размере до 120
процентов в зависимости от состава и местности прохождения военной
службы.
Порядок и размеры применения указанной надбавки для
военнослужащих устанавливаются федеральным органом исполнительной
власти, к которому относится и Федеральная служба безопасности РФ.
В развитие этого приказом ВрИО Директора ФСБ РФ от 25 июня
2005 года N 367 утвержден "Порядок выплаты денежного довольствия
военнослужащим органов Федеральной службы безопасности РФ,
проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение
руководителя (начальника)".
Под порядком выплаты денежного довольствия в контексте данного
приказа понимаются правила, согласно пункту "г" статьи 1 которых,
военнослужащим ФСБ РФ, зачисленным в распоряжение, надбавка за
сложность, напряженность и специальный режим военной службы
установлена в размере 50 процентов оклада по воинской должности,
получаемого перед зачислением в распоряжение.
При этом, согласно пункту 11 статьи 2 указания ФСБ РФ от 18
декабря 2004 года N 40 "с" "О порядке обеспечения военнослужащих
органов федеральной безопасности и пограничных войск отдельными
месячными и иными выплатами денежного довольствия" надбавка за
сложность, напряженность и специальный режим военной службы
выплачивается военнослужащим за исполнение обязанностей по
воинской должности, связанных с решением сложных задач,
напряженным характером работы, а также выполняющим задачи в
специальном режиме военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского
долга в размере до трех окладов денежного содержания в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение прямого указания данного Закона порядок выплаты
премии предусмотрен приложением N 2 к Постановлению Правительства
РФ от 14 июля 2000 года N 524 "Об отдельных выплатах
военнослужащим и членам их семей", в соответствии с которым
производство данной выплаты поставлено в зависимость от исполнения
военнослужащим служебных обязанностей по конкретной воинской
должности. Военнослужащим, находящимся в распоряжении, выплата
премии не предусмотрена (данная позиция отражена во вступивших в
законную силу решениях Военной коллегии Верховного Суда РФ).
Вместе с тем, установление оспариваемым приказом ВрИО
Директора ФСБ РФ возможности выплаты премии военнослужащим,
находящимся в распоряжении, не противоречит вышеуказанному
Постановлению Правительства РФ и сложившейся судебной практике.
Пункт 4 статьи 12 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" предусматривает особенности обеспечения денежным
довольствием отдельных категорий военнослужащих, к которым
отнесены и находящиеся в распоряжении военнослужащие. Порядок
такого обеспечения может устанавливаться иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, в том числе приказом
Директора ФСБ РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198,
252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
в удовлетворении заявления Г. о признании пункта "г" и
последнего абзаца статьи 1 приказа ВрИО Директора ФСБ РФ от 25
июня 2005 года N 367 "Об утверждении порядка выплаты денежного
довольствия военнослужащим органов Федеральной службы безопасности
РФ, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в
распоряжение руководителя (начальника)" недействующими с момента
их издания, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО
|