ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2007 г. N 14269/07
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Харчиковой Н.П. и судей Ксенофонтовой
Н.А. и Прониной М.В. рассмотрел в судебном заседании заявление
Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике
Саха (Якутия) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного
суда Республики Саха (Якутия) от 22.03.2007 по делу N
А58-9232/2006, постановления Четвертого арбитражного
апелляционного суда от 04.06.2007 и постановления Федерального
арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.09.2007 по тому
же делу
по заявлению открытого акционерного общества "Южно-Верхоянская
горнодобывающая компания" (далее - общество) о признании
незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Якутского
городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов
по Республике Саха (Якутия) Григорьева Д.Г. (далее - судебный
пристав-исполнитель), выразившегося в непринятии мер по
возвращению обществу исполнительского сбора в размере 758138
рублей 06 копеек и обязании Управления федеральной службы судебных
приставов по республике Саха (Якутия) (далее - управление)
возвратить исполнительский сбор в размере 758138 рублей 06 копеек
(с учетом уточнения заявления).
Заинтересованное лицо: общество с ограниченной
ответственностью "Двин".
Суд установил:
решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от
22.03.2007, оставленным без изменения постановлением Четвертого
арбитражного апелляционного суда от 04.06.2007 и постановлением
Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от
06.09.2007, отказано в удовлетворении требования о признании
незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, требование
об обязании управления возвратить исполнительский сбор
удовлетворено.
В заявлении о пересмотре судебных актов по делу в порядке
надзора управление просит отменить вынесенные по делу судебные
акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении
заявленного требования к управлению, не соглашаясь с выводом судов
о возложении на него обязанности по возврату обществу из
федерального бюджета исполнительского сбора.
Рассмотрев доводы заявителя и материалы надзорного
производства, Судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии
оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суд установил, что в связи с отменой судебных актов по делам
Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) N А58-4283/2005 и
А58-1551/2005, по которым выданные исполнительные листы послужили
основанием для возбуждения исполнительных производств, и
вынесением судом первой инстанции определений о прекращении
исполнительного производства по указанным делам, исполнительский
сбор подлежал возвращению должнику (обществу) в силу пункта 4
статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об
исполнительном производстве".
Поскольку названным Законом обязанность по возврату
исполнительного сбора должнику не возложена непосредственно на
судебного пристава-исполнителя, суд не нашел оснований для
признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
выразившегося в непринятии мер по возвращению должнику уплаченной
суммы исполнительского сбора.
В связи с тем, что указанный Закон не установил также и
порядок возврата исполнительского сбора, суд принял во внимание
разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные
в письмах от 22.10.2003 N 03-01-01/12-290 и от 13 апреля 2004 года
N 3-12-20/2 о том, что возврат исполнительского сбора,
перечисленного в доход федерального бюджета, осуществляется со
счетов, открытых службе судебных приставов на балансовом счете N
40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных
организаций", и пришел к выводу об обязании управления осуществить
возврат суммы исполнительского сбора обществу.
Кроме того, согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от
15.08.1996 N 155-ФЗ (в редакции от 18.12.2006) "О бюджетной
классификации Российской Федерации" (далее - Закон о бюджетной
классификации) Федеральная служба судебных приставов является
администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации.
Из статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует,
что администраторы поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации осуществляют в установленном порядке
контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате
(зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней
и штрафов по ним.
Аналогичный вывод содержится в письме Министерства финансов
Российской Федерации от 21.07.2005 N 02-05-03/2221, в котором
разъяснено, что федеральные органы государственной власти (их
территориальные органы) наделяются полномочиями администратора
доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Закону о
бюджетной классификации, при этом к функциям администратора, в том
числе, относится возврат платежей из бюджетов всех уровней.
Поэтому суд возложил обязанность по возврату суммы
исполнительского сбора на территориальный орган Федеральной службы
судебных приставов - управление, к которому относится судебный
пристав-исполнитель, вынесший постановления о взыскании
исполнительского сбора.
Федеральная служба судебных приставов, являясь главным
распорядителем средств федерального бюджета, а управление -
получателем и распределителем средств федерального бюджета,
самостоятельно урегулируют вопросы доходов и расходов в отношении
выделенных средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации определение о
передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке
надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований,
предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Поскольку названные основания для передачи дела в Президиум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отсутствуют,
оспариваемые судебные акты не могут быть пересмотрены в порядке
надзора.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации,
определил:
в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения
Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.03.2007 по делу N
А58-9232/2006, постановления Четвертого арбитражного
апелляционного суда от 04.06.2007 и постановления Федерального
арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.09.2007 по тому
же делу отказать.
Председательствующий судья
Н.П.ХАРЧИКОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
М.В.ПРОНИНА
|