Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.11.2006 N ГКПИ06-1483 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ В ЧАСТИ ПОДПУНКТА "Ж" ПУНКТА 35, ПУНКТОВ 48 И 49 ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЦЕПОВ К НИМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВ. ПРИКАЗОМ МВД РФ ОТ 27.01.2003 N 59

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 РЕШЕНИЕ
                   от 23 ноября 2006 г. N ГКПИ06-1483
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда Российской Федерации            Толчеева Н.К.,
       при секретаре                                    Крюкове А.С.,
       с участием прокурора                             Кротова В.А.,
   
       рассмотрев  в  открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  Б.  о  признании  недействующими  в  части подпункта "ж"
   пункта  35, пунктов 48 и 49 Правил регистрации автомототранспортных
   средств  и  прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности
   дорожного   движения   Министерства   внутренних   дел   Российской
   Федерации,   утвержденных   Приказом  Министерства  внутренних  дел
   Российской Федерации от 27 января 2003 года N 59,
   
                               установил:
   
       Правила  регистрации  автомототранспортных средств и прицепов к
   ним  в  Государственной  инспекции  безопасности дорожного движения
   Министерства  внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила)
   утверждены   Приказом   Министерства   внутренних   дел  Российской
   Федерации  от  27  января  2003  года  N  59  (действуют в редакции
   Приказа   от   26  марта  2005  года  N  208),  зарегистрированы  в
   Министерстве  юстиции  Российской  Федерации 7 марта 2003 года за N
   4251, опубликованы в "Российской газете" 15 марта 2003 года, N 49.
       Согласно   подпункту   "ж"  пункта  35  Правил  для  совершения
   регистрационных  действий  собственники  или владельцы транспортных
   средств  в  числе документов, указанных в этом пункте, представляют
   справку-счет,  выданную торговой организацией или предпринимателем,
   либо   заключенный   в   установленном  порядке  договор  или  иной
   документ,   удостоверяющий   право  собственности  на  транспортное
   средство,  номерной  агрегат,  в  соответствии  с законодательством
   Российской  Федерации.  К  иным  документам,  удостоверяющим  право
   собственности  на  транспортные  средства, номерные агрегаты, могут
   относиться,  в  частности документы, выдаваемые органами социальной
   защиты  населения  о  выделении транспортных средств инвалидам либо
   об  изменении  права собственности на такие транспортные средства в
   порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
       Пунктом  48 Правил предусмотрено, что снятие с регистрационного
   учета  транспортных  средств  на  основании  решений  судов  об  их
   отчуждении,  судебных  приказов  об  их  истребовании  от должника,
   постановлений   судебных   приставов-исполнителей   по   исполнению
   судебных  актов  об  обращении  на  них  взыскания, решений органов
   социальной  защиты  населения  об  изменении права собственности на
   транспортные   средства   либо   на  основании  других  документов,
   составленных     в     случаях     и    порядке,    предусмотренных
   законодательством  Российской  Федерации,  может  осуществляться по
   представлении   заявлений   соответственно:   должностными  лицами,
   определяемыми  решениями судов; судебными приставами-исполнителями;
   уполномоченными   на  то  должностными  лицами  органов  социальной
   защиты    населения    либо    иными    лицами,    предусмотренными
   законодательством  Российской  Федерации,  в порядке, установленном
   пунктом  35 Правил. В случае отсутствия регистрационных документов,
   паспортов   транспортных   средств,   регистрационных   знаков  эти
   обстоятельства  отражаются соответственно в постановлениях судебных
   приставов-исполнителей или решениях социальной защиты населения.
       В  соответствии  с пунктом 49 Правил регистрационные действия с
   транспортными   средствами,   на   которые  судами,  следственными,
   таможенными  органами,  органами  социальной  защиты населения либо
   другими    органами    в   случаях   и   порядке,   предусмотренных
   законодательством  Российской  Федерации,  были введены запреты или
   ограничения  по  изменению права собственности, могут производиться
   после  представления документов, выданных соответствующими органами
   и   свидетельствующих   об   отсутствии   указанных   запретов  или
   ограничений,  либо  документов,  указанных в пункте 48 Правил, если
   иной   порядок   не   предусмотрен   законодательством   Российской
   Федерации.
       Б.  оспорил  в  Верховный  Суд Российской Федерации приведенные
   правовые   нормы   в  той  части,  в  которой  они  предусматривают
   представление  выдаваемых  органами социальной защиты документов об
   изменении  права  собственности;  такое  правило,  по его мнению, в
   случае   смерти   инвалида   препятствует   наследникам   снять   с
   регистрационного  учета транспортное средство, выданное умершему на
   льготных   условиях   органами  социальной  защиты  населения,  что
   нарушает  права  наследников  на указанное имущество, установленные
   статьей   1184   Гражданского   кодекса   Российской   Федерации  и
   удостоверенные  свидетельством  о  праве  на  наследство, лишает их
   возможности   зарегистрировать   переход   права  собственности  на
   транспортное средство.
       В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.
       Представитель  Министерства внутренних дел Российской Федерации
   Кирсанов  В.А.  и  представитель  Министерства  юстиции  Российской
   Федерации  Покидова И.В. требования заявителя не признали, ссылаясь
   на  то,  что  оспариваемое им нормативное положение не препятствует
   снятию   автомобиля   с   регистрационного   учета   на   основании
   свидетельства  о  праве  на  наследство,  указанного  в  пункте  35
   Правил,  в  составе  документов,  которые  могут удостоверять право
   собственности на транспортное средство.
       Обсудив   доводы   участвующих   в  деле  лиц,  проанализировав
   содержание  оспариваемых нормативных положений, выслушав заключение
   прокурора  Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации  Кротова
   В.А.,  полагавшего заявленные требования необоснованными, Верховный
   Суд  Российской  Федерации  не находит оснований для удовлетворения
   заявления.
       В  соответствии со статьями 11.1 и 30 Федерального закона от 24
   ноября  1995  года  N  181-ФЗ  "О  социальной  защите  инвалидов  в
   Российской  Федерации"  в редакции, действовавшей до внесения в них
   изменений  Федеральным  законом  от  22 августа 2004 года N 122-ФЗ,
   инвалиды   обеспечивались   транспортными   средствами   (легковыми
   автомобилями,   включая   автомобили   с  ручным  управлением,  или
   мотоколясками)   органами  социальной  защиты  населения  субъектов
   Российской  Федерации или Фондом социального страхования Российской
   Федерации бесплатно или на льготных условиях.
       Пунктом  8 Инструкции о продаже инвалидам легковых автомобилей,
   утвержденной   Постановлением   Совета  Министров  -  Правительства
   Российской  Федерации от 22 февраля 1993 года N 156, предусмотрено,
   что  продажа  инвалидами  автомобилей,  приобретенных ими с зачетом
   стоимости  полагающегося  бесплатно автомобиля "Запорожец" с ручным
   управлением  или  мотоколяски,  производится  с  разрешения органов
   социальной  защиты  населения по заявлениям инвалидов независимо от
   срока эксплуатации автомобиля.
       Решением  Верховного  Суда Российской Федерации от 15 июня 2004
   года  по  делу N ГКПИ04-729, оставленным без изменения определением
   Кассационной  коллегии  Верховного  Суда Российской Федерации от 16
   сентября   2004   года   N   КАС04-399,   признано,  что  названный
   нормативный   правовой   акт   определяет  необходимость  получения
   разрешения  органов  социальной  защиты в случае намерения инвалида
   распорядиться  переданным ему в пользование транспортным средством,
   что   не  противоречит  положениям  статьи  246  ГК  РФ,  поскольку
   автомобиль,  приобретенный  в  установленном  этим  актом  порядке,
   является совместной долевой собственностью инвалида и государства.
       Следовательно,   документы,   выдаваемые   органами  социальной
   защиты  населения  о  выделении транспортных средств инвалидам и об
   изменении  права  собственности  на  такие  транспортные средства в
   установленном   законодательством   порядке,   могут  относиться  к
   документам,  удостоверяющим  право  собственности  на  транспортное
   средство,  номерной  агрегат, что и отражено в подпункте "ж" пункта
   35 Правил и корреспондирующих ему пунктах 48 и 49 Правил.
       Довод   заявителя   о  противоречии  данных  пунктов  Правил  в
   оспоренной  им  части  статье  1184 Гражданского кодекса Российской
   Федерации не соответствует действительности.
       Согласно  статье 1184 Гражданского кодекса Российской Федерации
   средства    транспорта    и   другое   имущество,   предоставленные
   государством  или  муниципальным  образованием на льготных условиях
   наследодателю  в  связи  с  его инвалидностью или другими подобными
   обстоятельствами,  входят  в  состав  наследства  и  наследуются на
   общих основаниях, установленных этим Кодексом.
       Оспоренные   Б.  нормативные  положения  допускают  возможность
   отнесения    перечисленных   в   них   документов   к   документам,
   удостоверяющим  право собственности на транспортные средства, но не
   устанавливают   обязанности   наследников   представлять   выданные
   органами  социальной  защиты населения документы об изменении права
   собственности  на транспортные средства, перешедшие в собственность
   наследников   на   основании   статьи   1184  Гражданского  кодекса
   Российской Федерации.
       Эти   нормативные  положения  по  своему  содержанию  и  смыслу
   определяют  лишь  документы,  которые может представить инвалид для
   совершения  регистрационных действий в отношении выделенного ему на
   льготных  условиях транспортного средства, и не распространяются на
   наследников.  Они  не могут рассматриваться в отрыве от других норм
   Правил,  в частности от изложенной в последнем абзаце подпункта "ж"
   пункта   35   Правил   нормы,  относящей  без  какой-либо  оговорки
   свидетельства  о праве на наследство к представляемым собственником
   для  совершения регистрационных действий документам, удостоверяющим
   право собственности на транспортное средство.
       Пункты  48  и  49  Правил регулируют отношения, возникающие при
   совершении  регистрационных  действий с транспортными средствами на
   основании  решений  судов  и иных правомочных органов и должностных
   лиц,  а  также  при  наличии  запретов или ограничений по изменению
   права  собственности,  введенных  уполномоченными на это органами в
   случаях  и  порядке,  предусмотренных  законодательством Российской
   Федерации.  Как  следует  из этих пунктов, непосредственно в них не
   установлено  никаких  запретов  и  ограничений,  в  том  числе  для
   совершения  регистрационных действий с унаследованными после смерти
   инвалидов  транспортными  средствами,  а  содержится лишь отсылка к
   законодательству   Российской   Федерации,   определяющему   органы
   государственной  власти  и  должностных лиц, компетентных принимать
   решения,  влияющие  на  право  собственности  на имущество, вводить
   соответствующие   запреты   и   ограничения  по  распоряжению  этим
   имуществом.
       Таким  образом,  подпункт  "ж" пункта 35, пункты 48 и 49 Правил
   не   содержат   положений,   препятствующих   наследникам  умершего
   инвалида  снять  с  регистрационного  учета  транспортное средство,
   выделенное   на   льготных   условиях   инвалиду,   представив  для
   совершения   регистрационных  действий  свидетельство  о  праве  на
   наследство,   удостоверяющее   их   право   собственности   на  это
   имущество.
       Несостоятелен  и  довод  заявителя  о том, что оспоренные нормы
   лишают   наследников  возможности  зарегистрировать  переход  права
   собственности  на транспортное средство. Правила не предусматривают
   регистрацию  права  и  перехода права собственности на транспортные
   средства,   а   Государственная  инспекция  безопасности  дорожного
   движения  такую  регистрацию  не  производит.  Согласно  пункту 1.1
   Правил    Госавтоинспекция   осуществляет   комплекс   мероприятий,
   направленных  на обеспечение допуска транспортных средств к участию
   в  дорожном  движении  на  территории  Российской Федерации и за ее
   пределами.
       Поскольку    оспариваемые    Б.    нормативные   положения   не
   противоречат   федеральному   закону   или   другому   нормативному
   правовому  акту,  имеющим  большую  юридическую  силу,  его  прав и
   законных   интересов   не   нарушают,   в  том  числе  и  в  случае
   наследования   автомобиля,   выделенного   инвалиду   на   льготных
   условиях,  то  в  соответствии  с  частью 1 статьи 253 Гражданского
   процессуального   кодекса  Российской  Федерации  в  удовлетворении
   заявленных требований надлежит отказать.
       Руководствуясь   статьями   194   -   199,   253   Гражданского
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,  Верховный  Суд
   Российской Федерации
   
                                 решил:
   
       в  удовлетворении  заявления  Б.  в  признании недействующими в
   части  подпункта  "ж" пункта 35, пунктов 48 и 49 Правил регистрации
   автомототранспортных  средств  и  прицепов  к ним в Государственной
   инспекции  безопасности  дорожного движения Министерства внутренних
   дел   Российской   Федерации,  утвержденных  Приказом  Министерства
   внутренних  дел  Российской  Федерации от 27 января 2003 года N 59,
   отказать.
       Решение   может   быть   обжаловано   в  Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда  Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
   принятия в окончательной форме.
   
                                          Председательствующий - судья
                                                       Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           Н.К.ТОЛЧЕЕВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
03.10.2017
USD
57.81
EUR
67.91
CNY
8.69
JPY
0.51
GBP
76.98
TRY
16.13
PLN
15.73
Разное