ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2006 г. N ГКПИ06-1483
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Крюкове А.С.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Б. о признании недействующими в части подпункта "ж"
пункта 35, пунктов 48 и 49 Правил регистрации автомототранспортных
средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел
Российской Федерации от 27 января 2003 года N 59,
установил:
Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к
ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила)
утверждены Приказом Министерства внутренних дел Российской
Федерации от 27 января 2003 года N 59 (действуют в редакции
Приказа от 26 марта 2005 года N 208), зарегистрированы в
Министерстве юстиции Российской Федерации 7 марта 2003 года за N
4251, опубликованы в "Российской газете" 15 марта 2003 года, N 49.
Согласно подпункту "ж" пункта 35 Правил для совершения
регистрационных действий собственники или владельцы транспортных
средств в числе документов, указанных в этом пункте, представляют
справку-счет, выданную торговой организацией или предпринимателем,
либо заключенный в установленном порядке договор или иной
документ, удостоверяющий право собственности на транспортное
средство, номерной агрегат, в соответствии с законодательством
Российской Федерации. К иным документам, удостоверяющим право
собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, могут
относиться, в частности документы, выдаваемые органами социальной
защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам либо
об изменении права собственности на такие транспортные средства в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 48 Правил предусмотрено, что снятие с регистрационного
учета транспортных средств на основании решений судов об их
отчуждении, судебных приказов об их истребовании от должника,
постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению
судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов
социальной защиты населения об изменении права собственности на
транспортные средства либо на основании других документов,
составленных в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, может осуществляться по
представлении заявлений соответственно: должностными лицами,
определяемыми решениями судов; судебными приставами-исполнителями;
уполномоченными на то должностными лицами органов социальной
защиты населения либо иными лицами, предусмотренными
законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном
пунктом 35 Правил. В случае отсутствия регистрационных документов,
паспортов транспортных средств, регистрационных знаков эти
обстоятельства отражаются соответственно в постановлениях судебных
приставов-исполнителей или решениях социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 49 Правил регистрационные действия с
транспортными средствами, на которые судами, следственными,
таможенными органами, органами социальной защиты населения либо
другими органами в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, были введены запреты или
ограничения по изменению права собственности, могут производиться
после представления документов, выданных соответствующими органами
и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или
ограничений, либо документов, указанных в пункте 48 Правил, если
иной порядок не предусмотрен законодательством Российской
Федерации.
Б. оспорил в Верховный Суд Российской Федерации приведенные
правовые нормы в той части, в которой они предусматривают
представление выдаваемых органами социальной защиты документов об
изменении права собственности; такое правило, по его мнению, в
случае смерти инвалида препятствует наследникам снять с
регистрационного учета транспортное средство, выданное умершему на
льготных условиях органами социальной защиты населения, что
нарушает права наследников на указанное имущество, установленные
статьей 1184 Гражданского кодекса Российской Федерации и
удостоверенные свидетельством о праве на наследство, лишает их
возможности зарегистрировать переход права собственности на
транспортное средство.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.
Представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации
Кирсанов В.А. и представитель Министерства юстиции Российской
Федерации Покидова И.В. требования заявителя не признали, ссылаясь
на то, что оспариваемое им нормативное положение не препятствует
снятию автомобиля с регистрационного учета на основании
свидетельства о праве на наследство, указанного в пункте 35
Правил, в составе документов, которые могут удостоверять право
собственности на транспортное средство.
Обсудив доводы участвующих в деле лиц, проанализировав
содержание оспариваемых нормативных положений, выслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова
В.А., полагавшего заявленные требования необоснованными, Верховный
Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения
заявления.
В соответствии со статьями 11.1 и 30 Федерального закона от 24
ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" в редакции, действовавшей до внесения в них
изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,
инвалиды обеспечивались транспортными средствами (легковыми
автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или
мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов
Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской
Федерации бесплатно или на льготных условиях.
Пунктом 8 Инструкции о продаже инвалидам легковых автомобилей,
утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 22 февраля 1993 года N 156, предусмотрено,
что продажа инвалидами автомобилей, приобретенных ими с зачетом
стоимости полагающегося бесплатно автомобиля "Запорожец" с ручным
управлением или мотоколяски, производится с разрешения органов
социальной защиты населения по заявлениям инвалидов независимо от
срока эксплуатации автомобиля.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004
года по делу N ГКПИ04-729, оставленным без изменения определением
Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16
сентября 2004 года N КАС04-399, признано, что названный
нормативный правовой акт определяет необходимость получения
разрешения органов социальной защиты в случае намерения инвалида
распорядиться переданным ему в пользование транспортным средством,
что не противоречит положениям статьи 246 ГК РФ, поскольку
автомобиль, приобретенный в установленном этим актом порядке,
является совместной долевой собственностью инвалида и государства.
Следовательно, документы, выдаваемые органами социальной
защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам и об
изменении права собственности на такие транспортные средства в
установленном законодательством порядке, могут относиться к
документам, удостоверяющим право собственности на транспортное
средство, номерной агрегат, что и отражено в подпункте "ж" пункта
35 Правил и корреспондирующих ему пунктах 48 и 49 Правил.
Довод заявителя о противоречии данных пунктов Правил в
оспоренной им части статье 1184 Гражданского кодекса Российской
Федерации не соответствует действительности.
Согласно статье 1184 Гражданского кодекса Российской Федерации
средства транспорта и другое имущество, предоставленные
государством или муниципальным образованием на льготных условиях
наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными
обстоятельствами, входят в состав наследства и наследуются на
общих основаниях, установленных этим Кодексом.
Оспоренные Б. нормативные положения допускают возможность
отнесения перечисленных в них документов к документам,
удостоверяющим право собственности на транспортные средства, но не
устанавливают обязанности наследников представлять выданные
органами социальной защиты населения документы об изменении права
собственности на транспортные средства, перешедшие в собственность
наследников на основании статьи 1184 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
Эти нормативные положения по своему содержанию и смыслу
определяют лишь документы, которые может представить инвалид для
совершения регистрационных действий в отношении выделенного ему на
льготных условиях транспортного средства, и не распространяются на
наследников. Они не могут рассматриваться в отрыве от других норм
Правил, в частности от изложенной в последнем абзаце подпункта "ж"
пункта 35 Правил нормы, относящей без какой-либо оговорки
свидетельства о праве на наследство к представляемым собственником
для совершения регистрационных действий документам, удостоверяющим
право собственности на транспортное средство.
Пункты 48 и 49 Правил регулируют отношения, возникающие при
совершении регистрационных действий с транспортными средствами на
основании решений судов и иных правомочных органов и должностных
лиц, а также при наличии запретов или ограничений по изменению
права собственности, введенных уполномоченными на это органами в
случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской
Федерации. Как следует из этих пунктов, непосредственно в них не
установлено никаких запретов и ограничений, в том числе для
совершения регистрационных действий с унаследованными после смерти
инвалидов транспортными средствами, а содержится лишь отсылка к
законодательству Российской Федерации, определяющему органы
государственной власти и должностных лиц, компетентных принимать
решения, влияющие на право собственности на имущество, вводить
соответствующие запреты и ограничения по распоряжению этим
имуществом.
Таким образом, подпункт "ж" пункта 35, пункты 48 и 49 Правил
не содержат положений, препятствующих наследникам умершего
инвалида снять с регистрационного учета транспортное средство,
выделенное на льготных условиях инвалиду, представив для
совершения регистрационных действий свидетельство о праве на
наследство, удостоверяющее их право собственности на это
имущество.
Несостоятелен и довод заявителя о том, что оспоренные нормы
лишают наследников возможности зарегистрировать переход права
собственности на транспортное средство. Правила не предусматривают
регистрацию права и перехода права собственности на транспортные
средства, а Государственная инспекция безопасности дорожного
движения такую регистрацию не производит. Согласно пункту 1.1
Правил Госавтоинспекция осуществляет комплекс мероприятий,
направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию
в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее
пределами.
Поскольку оспариваемые Б. нормативные положения не
противоречат федеральному закону или другому нормативному
правовому акту, имеющим большую юридическую силу, его прав и
законных интересов не нарушают, в том числе и в случае
наследования автомобиля, выделенного инвалиду на льготных
условиях, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении
заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Б. в признании недействующими в
части подпункта "ж" пункта 35, пунктов 48 и 49 Правил регистрации
автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной
инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних
дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства
внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года N 59,
отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
принятия в окончательной форме.
Председательствующий - судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
|