Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 18.10.2007 N 12735/07 ПО ДЕЛУ N А53-17218/2006-С3-13 В ПЕРЕДАЧЕ ПО ИСКУ О ВЗЫСКАНИИ УБЫТКОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ГРАЖДАНАМ В 2003 2004 ГОДАХ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ПРОЕЗДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ДЛЯ ПЕРЕСМОТРА В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ОТКАЗАНО, ТАК КАК ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НЕ ОБЕСПЕЧИЛИ РЕАЛИЗАЦИЮ ЛЬГОТ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, СУД ПРАВОМЕРНО НА ОСНОВАНИИ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 18 октября 2007 г. N 12735/07
   
                  ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
             ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Высший   Арбитражный   Суд   Российской   Федерации  в  составе
   председательствующего  судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г.,
   Ксенофонтовой   Н.А.  рассмотрел  в  судебном  заседании  заявление
   Минфина  России  в  лице  Управления  федерального  казначейства по
   Ростовской  области (пл. Свободы, 7/2, г. Ростов-на-Дону, 344019) о
   пересмотре  в  порядке  надзора  решения  суда  первой инстанции от
   24.01.2007,   постановления   суда   апелляционной   инстанции   от
   23.04.2007   Арбитражного   суда   Ростовской  области  по  делу  N
   А53-17218/2006-С3-13   и  постановления  Федерального  арбитражного
   суда  Северо-Кавказского  округа  от  06.08.2007 по тому же делу по
   иску  открытого  акционерного общества "Российские железные дороги"
   к   Министерству   финансов   Российской   Федерации,  Министерству
   финансов  Ростовской  области  о  взыскании  107851 рубля 99 копеек
   убытков,  связанных с предоставлением гражданам в 2003 - 2004 годах
   льгот    по   оплате   проезда   железнодорожным   транспортом,   в
   соответствии  с  Федеральным  законом  "О предоставлении социальных
   гарантий  Героям  Социалистического Труда и полным кавалерам ордена
   Трудовой  Славы"  и  Законом Российской Федерации "О статусе Героев
   Советского  Союза,  Героев  Российской Федерации и полных кавалеров
   ордена Славы".
       К  участию  в  деле  в  качестве  третьих  лиц,  не  заявляющих
   самостоятельных    требований    относительно    предмета    спора,
   привлечены:    Министерство    труда    и    социального   развития
   администрации    Ростовской    области,   Управление   федерального
   казначейства Минфина России по Ростовской области.
   
                             Суд установил:
   
       решением  суда  первой  инстанции от 24.01.2007, подтвержденным
   судом  апелляционной  инстанции,  исковые  требования удовлетворены
   частично:  с  Минфина  России  за  счет  казны Российской Федерации
   взыскано  82574  рубля  49  копеек  убытков, в остальной части иска
   отказано  в связи с пропуском истцом срока исковой давности. В иске
   к  Министерству  финансов Ростовской области отказано. Свое решение
   суд   мотивировал   тем,   что  истцу  не  компенсированы  затраты,
   связанные   с   предоставлением  гражданам  льгот,  предусмотренных
   федеральным законодательством.
       Федеральный    арбитражный    суд   Северо-Кавказского   округа
   постановлением  от 06.08.2007 решение и постановление апелляционной
   инстанции   изменил,   уменьшив   взысканную   с  казны  Российской
   Федерации  сумму  убытков  до  69209  рублей  10 копеек (за вычетом
   НДС).
       В  заявлении  о  пересмотре  судебных  актов  в порядке надзора
   Минфин  России  ссылается  на  нарушение  судом  норм материального
   права  и  неполное  выяснение  обстоятельств,  имеющих существенное
   значение  для  дела.  По мнению заявителя, истцом не доказан состав
   гражданского правонарушения.
       Доводы  заявителя  были  предметом  рассмотрения  судами,  и им
   давалась  правовая  оценка.  Нарушений  норм материального права не
   установлено.   Взыскание   понесенных   истцом   убытков   с  казны
   Российской  Федерации  в лице Минфина России соответствует закону и
   сложившейся  судебной  практике  (пункт  18  Постановления  Пленума
   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от 22.06.2006 N
   23).
       Как  следует  из представленных материалов, истец в 2003 - 2004
   годах  предоставил гражданам льготы на железнодорожном транспорте в
   соответствии  с  Федеральным  законом  "О предоставлении социальных
   гарантий  Героям  Социалистического Труда и полным кавалерам ордена
   Трудовой  Славы"  и  Законом Российской Федерации "О статусе Героев
   Советского  Союза,  Героев  Российской Федерации и полных кавалеров
   ордена Славы".
       Факт  предоставления льгот и их размер подтверждены материалами
   дела.
       Постановлением    Правительства    Российской    Федерации   от
   22.05.2002  N  333 утверждены Правила предоставления и расходования
   в   2002  году  средств  Фонда  компенсаций  на  реализацию  Закона
   Российской  Федерации  "О  статусе  Героев Советского Союза, Героев
   Российской   Федерации   и   полных   кавалеров   ордена  Славы"  и
   Федерального  закона  "О  предоставлении социальных гарантий Героям
   Социалистического  Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
   В   соответствии   с   данными   Правилами   расходы,  связанные  с
   реализацией  законов  о  гарантиях,  финансируются  за счет средств
   бюджетов    субъектов    Российской   Федерации   и   муниципальных
   образований  с  последующей  компенсацией соответствующих затрат за
   счет   средств   федерального   бюджета  в  пределах  ассигнований,
   предусмотренных  на эти цели в Фонде компенсации на соответствующий
   год.
       Выделенные    на   указанные   цели   бюджетные   средства   не
   компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
       Удовлетворяя   исковые  требования  за  счет  казны  Российской
   Федерации,  суды  учитывали,  что  на  истца  как  на  коммерческую
   организацию  не  возложено бремя по реализации федеральных законов.
   Выполнение  этой  обязанности  юридическим лицом противоречит целям
   его деятельности.
       Обязанность   Российской   Федерации   по  возмещению  расходов
   юридическим  лицам  обусловлена  самим  фактом предоставления льгот
   гражданам,   имеющим  право  на  их  получение,  и  соответствующее
   обязательство  Российской  Федерации  может  быть прекращено только
   путем его исполнения.
       Российская   Федерация,   установив   Федеральным   законом  "О
   предоставлении  социальных  гарантий Героям Социалистического Труда
   и  полным  кавалерам  ордена  Трудовой  Славы" и Законом Российской
   Федерации  "О  статусе  Героев  Советского Союза, Героев Российской
   Федерации  и  полных  кавалеров  ордена  Славы"  льготы  по  оплате
   проезда,   приняла   на   себя  и  обязанность  полного  возмещения
   предприятиям  расходов  по  предоставлению  данных  льгот  за  счет
   средств федерального бюджета.
       Государство  не  отменяло и не приостанавливало действие данных
   законов,   поэтому   расходы   по  предоставлению  льгот  отдельным
   категориям  потребителей  могут быть возложены на публично-правовое
   образование  независимо  от  того, предусмотрены ли соответствующие
   средства в Законе о бюджете.
       Поскольку   органы   государственной   власти   не   обеспечили
   реализацию  льгот,  предусмотренных  федеральным законодательством,
   суд  правомерно  на  основании  статей  16, 1069, 1071 Гражданского
   кодекса  Российской  Федерации  удовлетворил  исковые требования за
   счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
       Довод  заявителя  о  недоказанности  размера  понесенных истцом
   убытков  подлежит  отклонению.  Размер  убытков подтвержден данными
   автоматизированной    системы    продажи    пассажирских    билетов
   "Экспресс", проездными документами, реестрами льготников.
       Доводы  Минфина  России  о  неполном  выяснении  обстоятельств,
   имеющих  существенное  значение  для дела, направлены на переоценку
   доказательств  по  делу,  что  в  силу  норм  главы 36 Арбитражного
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации   не   входит  в
   компетенцию надзорной инстанции.
       При   таких  обстоятельствах  по  настоящему  делу  отсутствуют
   основания,     предусмотренные     статьей     304     Арбитражного
   процессуального  кодекса  Российской Федерации, для передачи дела в
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
       Руководствуясь    статьями    299,    301,   304   Арбитражного
   процессуального  кодекса  Российской  Федерации, Высший Арбитражный
   Суд Российской Федерации
   
                               определил:
   
       в  передаче  в  Президиум  Высшего Арбитражного Суда Российской
   Федерации  дела N А53-17218/2006-С3-13 Арбитражного суда Ростовской
   области  для  пересмотра  в  порядке  надзора  решения  суда первой
   инстанции   от   24.01.2007,   постановления   суда   апелляционной
   инстанции  от  23.04.2007 и постановления Федерального арбитражного
   суда  Северо-Кавказского  округа  от  06.08.2007  по  тому  же делу
   отказать.
   
                                            Председательствующий судья
                                                           О.А.КОЗЛОВА
   
                                                                 Судья
                                                         Л.Г.ВОРОНЦОВА
   
                                                                 Судья
                                                      Н.А.КСЕНОФОНТОВА
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное