Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
26 июля 2007 года
Дата введения -
1 октября 2007 года
4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ОЦЕНКА АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В КАБИНАХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ
СУДОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
УСЛОВИЙ ТРУДА ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУК 4.3.2231-07
1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека (С.Д. Кривуля, Э.Д.
Сторожева); Федеральным государственным унитарным предприятием
"Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной
гигиены" (М.Ф. Вильк, В.Б. Панкова, Ю.Н. Каменский);
Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН (Л.В.
Прокопенко, Н.Н. Курьеров); Министерством транспорта Российской
Федерации (С.В. Панферов); ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации
(В.Д. Глуховский).
2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному
санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (протокол от 21 июня 2007 г. N 2).
3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным
государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.
Онищенко 26 июля 2007 г.
4. Введены в действие с 1 октября 2007 г.
5. Введены впервые.
1. Назначение и область применения
1.1. Настоящий документ устанавливает методику оценки
акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов (далее -
ВС) при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий
труда летного состава гражданской авиации (далее - ГА).
1.2. Методические указания по оценке акустической нагрузки в
кабинах экипажей ВС при составлении санитарно-гигиенической
характеристики условий труда летного состава ГА (далее - указания)
разработаны с учетом требований СанПиН 2.5.1.051-96 "Условия труда
и отдыха для летного состава гражданской авиации".
1.3. Указания предназначены:
- для методической помощи организациям Роспотребнадзора при
составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда
лиц летного состава ГА с учетом специфики профессиональной
деятельности и условий труда членов экипажей ВС ГА;
- организациям гражданской авиации РФ при расчете
эквивалентного уровня шума в полете с учетом акустической
эффективности авиагарнитуры (далее - АГ) и дополнительной
акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и
речевом радиообмене, за анализируемый период летной работы.
1.4. Указания определяют требования к методу расчета
акустической нагрузки на членов экипажей ВС с учетом шума под АГ,
а также форму представления результатов.
2. Общие положения
2.1. Шум является одним из факторов полета, оказывающим
неблагоприятное воздействие на членов экипажей ВС ГА. Основными
источниками шума в кабинах ВС ГА являются:
- силовая установка;
- система кондиционирования воздуха;
- аэродинамические шумы;
- шумы, возникающие при прослушивании радиоэфира и речевом
радиообмене.
2.2. Акустическая эффективность АГ должна учитываться при
расчете акустической нагрузки на членов экипажей ВС.
2.3. Для оценки акустической нагрузки на летный состав в
кабинах экипажей ВС ГА в полете рассчитывается эквивалентный
уровень звука L , дБА.
Aeq,T
2.4. В случае превышения норм полетного времени за месяц
вводится поправочный коэффициент L , дБ.
K
3. Расчет эквивалентного уровня шума в полете
за оцениваемый период летной работы
3.1. На основании сведений по учету полетного времени (данных
летной книжки или летного отряда) заполняются п. п. 1 - 3.4 и
графы 1, 2, 4, 6, 7 табл. 1 "Протокола расчета эквивалентного
уровня шума в полете с учетом дополнительной акустической нагрузки
за оцениваемый период летной работы" Прилож. 1 (каждый месяц
отдельно).
3.2. Графы 3 и 5 табл. 1 Прилож. 1 заполняются на основании
данных, приведенных в Прилож. 2 и 3.
Суммируются показатели графы 3 (уровни звука в кабине ВС) с
показателями, указанными в графе 5 (акустическая эффективность
АГ); результат заносится в графу 8 (уровни звука с учетом АГ).
В графу 9 табл. 1 Прилож. 1 заносятся данные в соответствии с
п. 2 Прилож. 4.
3.3. При определении дополнительной акустической нагрузки, в
соответствии с п. 1 Прилож. 4, графы 3 и 5 не заполняются. Данные
измерений и расчетов вносятся соответственно в графы 8 и 9 табл. 1
Прилож. 1.
3.4. Эквивалентный уровень звука L , дБА, рассчитывают по
Aeq,T
формуле:
0,1L
1 n Aeq,Ti
L = 10lg [- (SUM (T x 10 )], (1)
Aeq,T T i=1 i
где:
L - эквивалентный уровень звука в интервале Ti, (ч);
Aeq,Ti
T - фактическое полетное время (ч);
T - продолжительность оцениваемого периода полета (ч);
i
i = 1, 2,... n, где n - номер интервала.
Полетное время в часах рассчитывается по формуле:
T = T + T / 60. (2)
ч мин.
Длительности периодов полета определяются по данным
хронометража, выполненного в условиях реальных полетов.
При невозможности выполнения хронометража в условиях реального
полета длительность периода активного прослушивания эфира и
речевого радиообмена принимается равной 33%, а длительность
периода воздействия уровня звука с учетом АГ (графа 8 табл. 1
Прилож. 1) принимается равной 67% фактического полетного времени
T (графа 6 и 7 табл. 1 Прилож. 1) за месяц в часах.
i
В случае превышения норм полетного времени для данного периода
(месяца), рассчитывается поправочный коэффициент L , дБ.
K
L = 10lg (T / T ), (3)
K norm
где:
T - фактическое полетное время (ч);
T - норма полетного времени (ч).
norm
Поправочный коэффициент добавляется к L , за конкретный
Aeq,T
месяц.
Полученный результат заносится в графу 10 табл. 1 Прилож. 1.
3.5. В случае необходимости уровни звука (дБА), по результатам
измерений звукового давления в октавных полосах частот (дБ),
рассчитывают в соответствии с Прилож. 6.
3.6. В Прилож. 6 приведен пример оформления "Протокола расчета
эквивалентного уровня шума в полете с учетом дополнительной
акустической нагрузки за оцениваемый период летной работы".
3.7. Графа 11 (превышение нормы (дБА) заполняется в
соответствии с действующими нормативными документами (в настоящее
время действует СанПиН 2.5.1.051-96 "Условия труда и отдыха для
летного состава гражданской авиации").
Приложение 1
Протокол расчета эквивалентного уровня шума в полете
с учетом дополнительной акустической нагрузки
за оцениваемый период летной работы
1. Работник ______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
1.1. Год рождения ____________________
2. Наименование предприятия (работодателя) _______________________
__________________________________________________________________
(полное наименование, юридический адрес, фактический адрес, форма
__________________________________________________________________
собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ)
__________________________________________________________________
2.1. Наименование объекта (цеха, участка, мастерской и пр.) ______
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Профессия или должность работника _____________________________
__________________________________________________________________
(по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94)
3.1. Общий стаж работы ___________________________________________
3.2. Стаж работы в данной профессии (должности) __________________
__________________________________________________________________
3.3. Стаж работы в условиях воздействия опасных, вредных веществ
и неблагоприятных производственных факторов (налет часов) ________
__________________________________________________________________
3.4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке) ____________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Таблица 1
Показатели акустической нагрузки (дБА)
-------T---T------T------T---------T-----------T------T-------------T-----T------¬
¦Год и ¦Тип¦Уровни¦Тип ¦Акустиче-¦Фактическое¦Уровни¦ Уровни звука¦L ¦Превы-¦
¦месяц ¦ВС ¦звука ¦приме-¦ская эф- ¦ полетное ¦звука ¦ при активном¦ экв ¦шение ¦
¦работы¦ ¦ в ¦няемой¦фектив- ¦ время за ¦ с ¦прослушивании¦(дБА)¦нормы ¦
¦ ГА ¦ ¦кабине¦АГ ¦ность АГ ¦ месяц ¦учетом¦ радиоэфира ¦ ¦(дБА) ¦
¦ ¦ ¦ ВС ¦ ¦(дБА) +-----T-----+ АГ ¦ (дБА) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(дБА) ¦ ¦ ¦ ч ¦ мин.¦(дБА) ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---+------+------+---------+-----+-----+------+-------------+-----+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+------+---+------+------+---------+-----+-----+------+-------------+-----+------+
+------+---+------+------+---------+-----+-----+------+-------------+-----+------+
+------+---+------+------+---------+-----+-----+------+-------------+-----+------+
L------+---+------+------+---------+-----+-----+------+-------------+-----+-------
Расчет эквивалентного уровня шума с учетом дополнительной
акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и
речевом радиообмене, за анализируемый период летной работы
выполнил _________________________________________________________
(должность, наименование отдела, отделения)
__________________________________________________________________
подпись _____________ ____________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
Расчет эквивалентного уровня шума выполнен в ___ экз.
С расчетом эквивалентного уровня шума ознакомлены:
Работодатель Работник (доверенное лицо)
"__" ____________ 20__ г. "__" ____________ 20__ г.
М.П.
Приложение 2
СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА, СОЗДАВАЕМОГО В УСЛОВИЯХ
КРЕЙСЕРСКОГО ПОЛЕТА В КАБИНАХ ЭКИПАЖА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ ГА
--------------T-----T--------------------------------------------¬
¦ Тип ВС ¦ L , ¦Среднегеометрические частоты октавных полос,¦
¦ ¦ A ¦ Гц ¦
¦ ¦ дБА +----T----T----T----T----T----T----T----T----+
¦ ¦ ¦31,5¦ 63 ¦125 ¦250 ¦500 ¦1000¦2000¦4000¦8000¦
¦ ¦ +----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ ¦ ¦ Уровни звукового давления, дБ ¦
+-------------+-----+--------------------------------------------+
¦ Самолеты с ТРД ¦
+-------------T-----T----T----T----T----T----T----T----T----T----+
¦Ту-104 ¦93 ¦- ¦86 ¦82 ¦85 ¦88 ¦90 ¦85 ¦78 ¦67 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ту-124 ¦86 ¦81 ¦86 ¦70 ¦81 ¦86 ¦80 ¦74 ¦69 ¦61 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ту-134 А ¦89 ¦80 ¦80 ¦78 ¦80 ¦82 ¦86 ¦83 ¦78 ¦70 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ту-154 М ¦77 ¦81 ¦74 ¦73 ¦70 ¦70 ¦70 ¦70 ¦69 ¦69 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ту-154 ¦84 ¦78 ¦78 ¦80 ¦76 ¦77 ¦78 ¦78 ¦74 ¦72 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ту-144 ¦89 ¦84 ¦78 ¦74 ¦79 ¦84 ¦84 ¦82 ¦80 ¦80 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ил-62 ¦89 ¦86 ¦84 ¦82 ¦80 ¦83 ¦84 ¦84 ¦74 ¦72 ¦
¦(Ил-62 М) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ил-76 Т ¦84 ¦78 ¦77 ¦80 ¦81 ¦81 ¦81 ¦76 ¦72 ¦70 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ил-76 ТД ¦87 ¦84 ¦83 ¦82 ¦84 ¦85 ¦83 ¦79 ¦69 ¦62 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ил-86 ¦81 ¦80 ¦79 ¦80 ¦83 ¦80 ¦77 ¦73 ¦69 ¦59 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ил-96-300 ¦77 ¦74 ¦79 ¦78 ¦78 ¦77 ¦64 ¦66 ¦68 ¦50 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Як-40 ¦86 ¦79 ¦80 ¦82 ¦82 ¦80 ¦80 ¦80 ¦76 ¦72 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Як-42 ¦83 ¦83 ¦75 ¦71 ¦71 ¦80 ¦79 ¦75 ¦70 ¦63 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ Самолеты с ТВД ¦
+-------------T-----T----T----T----T----T----T----T----T----T----+
¦Ту-114 ¦89 ¦86 ¦90 ¦92 ¦90 ¦84 ¦82 ¦80 ¦72 ¦68 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ил-18 ¦84 ¦77 ¦98 ¦92 ¦84 ¦81 ¦75 ¦72 ¦72 ¦70 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ан-3 ¦96 ¦98 ¦105 ¦105 ¦98 ¦92 ¦89 ¦87 ¦86 ¦85 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ан-12 ¦90 ¦80 ¦94 ¦86 ¦86 ¦85 ¦85 ¦82 ¦78 ¦75 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ан-24 ¦92 ¦82 ¦102 ¦99 ¦96 ¦88 ¦80 ¦82 ¦74 ¦74 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ан-26 ¦92 ¦83 ¦103 ¦102 ¦96 ¦91 ¦80 ¦71 ¦66 ¦64 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ан-30 ¦92 ¦82 ¦102 ¦99 ¦96 ¦88 ¦80 ¦82 ¦74 ¦74 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ан-28 ¦98 ¦94 ¦103 ¦102 ¦101 ¦91 ¦91 ¦87 ¦83 ¦78 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ан-74 ¦87 ¦80 ¦83 ¦78 ¦80 ¦82 ¦82 ¦82 ¦77 ¦72 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Л-410 ¦109 ¦78 ¦112 ¦114 ¦108 ¦97 ¦86 ¦81 ¦77 ¦76 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Л-410 УВП Э ¦95 ¦88 ¦90 ¦103 ¦97 ¦88 ¦84 ¦78 ¦71 ¦69 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ Самолеты с поршневыми двигателями ¦
+-------------T-----T----T----T----T----T----T----T----T----T----+
¦Ил-14 ¦89 ¦- ¦98 ¦93 ¦92 ¦84 ¦81 ¦85 ¦72 ¦72 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ан-2 ¦102 ¦104 ¦108 ¦108 ¦104 ¦100 ¦94 ¦86 ¦82 ¦75 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ан-14 ¦84 ¦95 ¦100 ¦94 ¦86 ¦80 ¦76 ¦68 ¦64 ¦62 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Як-18Т ¦104 ¦104 ¦105 ¦107 ¦101 ¦96 ¦90 ¦91 ¦91 ¦86 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ли-2 (ДС-3) ¦100 ¦- ¦106 ¦106 ¦106 ¦94 ¦91 ¦84 ¦78 ¦70 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ Вертолеты ¦
+-------------T-----T----T----T----T----T----T----T----T----T----+
¦Ми-1 ¦88 ¦97 ¦100 ¦93 ¦87 ¦80 ¦80 ¦81 ¦83 ¦81 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ми-2 ¦94 ¦101 ¦98 ¦98 ¦92 ¦92 ¦90 ¦81 ¦75 ¦68 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ми-2 СХ ¦102 ¦103 ¦96 ¦99 ¦100 ¦94 ¦86 ¦100 ¦88 ¦79 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ми-4 ¦103 ¦- ¦112 ¦110 ¦106 ¦102 ¦90 ¦84 ¦74 ¦66 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ми-6 ¦84 ¦101 ¦100 ¦94 ¦86 ¦81 ¦76 ¦70 ¦68 ¦79 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ми-8 ¦89 ¦96 ¦102 ¦96 ¦88 ¦86 ¦86 ¦84 ¦78 ¦72 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ми-10 К ¦88 ¦98 ¦99 ¦100 ¦88 ¦82 ¦77 ¦75 ¦70 ¦73 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ми-26 Т ¦88 ¦90 ¦91 ¦94 ¦89 ¦86 ¦82 ¦74 ¦69 ¦62 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ка-26 ¦102 ¦109 ¦101 ¦106 ¦102 ¦100 ¦96 ¦92 ¦80 ¦68 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Ка-32 ¦95 ¦100 ¦103 ¦100 ¦97 ¦92 ¦89 ¦84 ¦81 ¦80 ¦
+-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦В-3 ¦96 ¦100 ¦93 ¦90 ¦88 ¦92 ¦93 ¦87 ¦85 ¦85 ¦
L-------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----
Приложение 3
АКУСТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВИАГАРНИТУРЫ
--------------T---------T----------------------------------------¬
¦ Тип ¦Акусти- ¦ Среднее ослабление шума (дБ) ¦
¦авиагарнитуры¦ческая ¦ на частотах, Гц ¦
¦ ¦эффектив-+----T---T---T---T---T----T----T----T----+
¦ ¦ность АГ ¦31,5¦63 ¦125¦250¦500¦1000¦2000¦4000¦8000¦
¦ ¦<*> (дБА)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+---------+----+---+---+---+---+----+----+----+----+
¦АГ-2 ¦0,85 ¦ ¦ ¦1 ¦1 ¦3 ¦2 ¦10 ¦15 ¦17 ¦
+-------------+---------+----+---+---+---+---+----+----+----+----+
¦АГ-2М ¦-2,83 ¦ ¦ ¦2 ¦2 ¦5 ¦6 ¦21 ¦27 ¦30 ¦
+-------------+---------+----+---+---+---+---+----+----+----+----+
¦Г-63 ¦-22,55 ¦ ¦ ¦22 ¦25 ¦28 ¦30 ¦34 ¦40 ¦42 ¦
+-------------+---------+----+---+---+---+---+----+----+----+----+
¦ГСШ-С12А ¦-4,22 ¦ ¦ ¦3 ¦1 ¦5 ¦11 ¦18 ¦30 ¦29 ¦
¦(АГ-3) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+---------+----+---+---+---+---+----+----+----+----+
¦ГСШ-А-18 ¦-10,02 ¦ ¦ ¦5 ¦7 ¦11 ¦17 ¦28 ¦32 ¦30 ¦
+-------------+---------+----+---+---+---+---+----+----+----+----+
¦ГСШ-А-18Э ¦-6,02 ¦ ¦ ¦0 ¦7 ¦6 ¦18 ¦20 ¦25 ¦30 ¦
+-------------+---------+----+---+---+---+---+----+----+----+----+
¦НМЕ 45 СА ¦-0,7 ¦0,3 ¦0,9¦0,3¦0,7¦0,3¦0,3 ¦4,0 ¦15,2¦11,9¦
+-------------+---------+----+---+---+---+---+----+----+----+----+
¦НМЕ 1410 КА ¦-0,4 ¦0,2 ¦0,3¦0,4¦0,2¦1,6¦0,8 ¦1,6 ¦6,9 ¦7,7 ¦
+-------------+---------+----+---+---+---+---+----+----+----+----+
¦ <*> Акустическая эффективность авиагарнитуры по уровню¦
¦звука (дБА) рассчитана по спектральной акустической¦
¦характеристике для типовых спектров шума в кабинах ВС ГА ¦
L-----------------------------------------------------------------
Приложение 4
УРОВНИ ЗВУКА ПРИ АКТИВНОМ ПРОСЛУШИВАНИИ РАДИОЭФИРА
1. Определение дополнительной акустической нагрузки,
возникающей в результате прослушивания эфира и речевом
радиообмене, при расчете эквивалентного уровня звука производится
в соответствии с "Методикой определения уровня акустической
нагрузки на членов экипажей ВС с учетом шума под авиагарнитурами".
Необходимо использовать результаты хронометража, определенного
в условиях реальных полетов, выполняемых в данной организации ГА.
2. При невозможности выполнения измерений в условиях реального
полета дополнительная акустическая нагрузка принимается равной 12
дБА и суммируется с величиной, указанной в графе 8 табл. 1 (уровни
звука с учетом АГ).
Приложение 5
РАСЧЕТ УРОВНЯ ЗВУКА (ДБА) ПРИ ИЗМЕРЕНИЯХ ШУМОМЕРОМ
В ОКТАВНЫХ ПОЛОСАХ ЧАСТОТ
Расчет уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в октавных
полосах частот (дБ) рассчитывают по формуле:
0,1(L + K )
n i Ai
L = 10lg SUM 10 ,
A i=1
где:
L - уровень звукового давления в октавной полосе частот (дБ);
i
K - частотная A-коррекция по МЭК 651-79 (дБ) по таблице.
Ai
Таблица
-----------------T-----T-----T-----T----T----T----T----T----T----¬
¦Частота, Гц ¦31,5 ¦63 ¦125 ¦250 ¦500 ¦1000¦2000¦4000¦8000¦
+----------------+-----+-----+-----+----+----+----+----+----+----+
¦Частотная ¦-39,4¦-26,2¦-16,1¦-8,6¦-3,2¦0,0 ¦1,2 ¦1,0 ¦-1,1¦
¦A-коррекция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по МЭК 651-79 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(K ), дБ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Ai ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+-----+-----+-----+----+----+----+----+----+-----
Приложение 6
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ "ПРОТОКОЛА РАСЧЕТА ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ
ШУМА В ПОЛЕТЕ С УЧЕТОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
ЗА ОЦЕНИВАЕМЫЙ ПЕРИОД ЛЕТНОЙ РАБОТЫ"
Иванов Иван Иванович
1. Работник ______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
1952 год
1.1. Год рождения ______________________
ОАО "КДА авиалинии"
2. Наименование предприятия (работодателя) _______________________
123456, г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 37, к. 37, Москва
__________________________________________________________________
аэропорт Быково
__________________________________________________________________
(полное наименование, юридический адрес, фактический адрес, форма
ОКПО 23456789, ОКОНХ 56789
__________________________________________________________________
собственности, коды: ОКФС, ОКПО, ОКОНХ)
__________________________________________________________________
2.1. Наименование объекта (цеха, участка, мастерской и пр.)
л/о N 36 воздушных судов Ту-154
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2-й пилот ВС Ту-154
3. Профессия или должность работника _____________________________
__________________________________________________________________
(по ОКПДТР или по ОКПРД ОК 016-94)
29 лет
3.1. Общий стаж работы ___________________________________________
пилот - 27 лет
3.2. Стаж работы в данной профессии (должности) __________________
__________________________________________________________________
3.3. Стаж работы в условиях воздействия опасных, вредных веществ
15000 ч
и неблагоприятных производственных факторов (налет часов) ________
__________________________________________________________________
В 1978 г.
3.4. Профмаршрут (согласно записям в трудовой книжке) ____________
после окончания л/у назначен на должность 2-го пилота, в 1980 г.
__________________________________________________________________
КВС Ан-2, в 1983 г. переведен на должность 2-го пилота ВС Ан-24,
__________________________________________________________________
в 1991 г. переведен на должность 2-го пилота ВС Ту-154 по
__________________________________________________________________
настоящее время.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Таблица
ПОКАЗАТЕЛИ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (ДБА)
--------T--------T------T---------T---------T-----------T------T-------------T------T------¬
¦ Год ¦ Тип ВС ¦Уровни¦Тип при- ¦Акустиче-¦Фактическое¦Уровни¦ Уровни звука¦L ¦Превы-¦
¦и месяц¦ ¦звука ¦меняемой ¦ская эф- ¦ полетное ¦звука ¦ при активном¦ Aeq,T¦шение ¦
¦работы ¦ ¦ в ¦АГ ¦фектив- ¦ время за ¦ с ¦прослушивании¦ (дБА)¦нормы ¦
¦ в ГА ¦ ¦кабине¦ ¦ность АГ ¦ месяц ¦учетом¦ радиоэфира ¦ ¦(дБА) ¦
¦ ¦ ¦ ВС ¦ ¦(дБА) +-----T-----+ АГ ¦ (дБА) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(дБА) ¦ ¦ ¦ ч ¦ мин.¦ (дБА)¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+------+---------+---------+-----+-----+------+-------------+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+-------+--------+------+---------+---------+-----+-----+------+-------------+------+------+
¦1983 г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+------+---------+---------+-----+-----+------+-------------+------+------+
¦январь ¦Ан-2 ¦102 ¦АГ-2 ¦0,85 ¦57 ¦30 ¦102,85¦ ¦110,56¦20,56 ¦
+-------+--------+------+---------+---------+-----+-----+------+-------------+------+------+
¦февраль¦Ан-2 ¦102 ¦АГ-2М ¦-2,83 ¦57 ¦30 ¦99,17 ¦ ¦106,88¦16,88 ¦
+-------+--------+------+---------+---------+-----+-----+------+-------------+------+------+
¦март ¦Ан-24 ¦92 ¦ГСШ-С12А ¦-4,22 ¦59 ¦40 ¦87,78 ¦ ¦95,49 ¦15,49 ¦
+-------+--------+------+---------+---------+-----+-----+------+-------------+------+------+
¦апрель ¦Ан-24 ¦92 ¦ГСШ-А-18 ¦-10,02 ¦59 ¦40 ¦81,98 ¦ ¦89,69 ¦9,69 ¦
+-------+--------+------+---------+---------+-----+-----+------+-------------+------+------+
¦1991 г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+------+---------+---------+-----+-----+------+-------------+------+------+
¦март ¦Ту-154 ¦84 ¦ГСШ-А-18 ¦-10,02 ¦70 ¦10 ¦73,98 ¦ ¦81,69 ¦1,69 ¦
+-------+--------+------+---------+---------+-----+-----+------+-------------+------+------+
¦май ¦Ту-154 М¦77 ¦ГСШ-А-18 ¦-10,02 ¦57 ¦30 ¦66,98 ¦ ¦74,69 ¦-5,31 ¦
+-------+--------+------+---------+---------+-----+-----+------+-------------+------+------+
¦июнь ¦Ту-154 М¦77 ¦ГСШ-А-18Э¦-6,02 ¦57 ¦30 ¦70,98 ¦ ¦78,69 ¦-1,31 ¦
L-------+--------+------+---------+---------+-----+-----+------+-------------+------+-------
Расчет эквивалентного уровня шума с учетом дополнительной
акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и
речевом радиообмене, за анализируемый период летной работы
выполнил инженер по технике безопасности ОАО "КДА
авиалинии"
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(должность, наименование отдела, отделения)
__________________________________________________________________
Петр Петрович Петров
подпись __________________________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
3
Расчет эквивалентного уровня шума выполнен в ___ экз.
С расчетом эквивалентного уровня шума ознакомлены:
Работодатель Работник (доверенное лицо)
Зам. генерального директора по
производственной деятельности
С.С. Сидоров И.И. Иванов
"__" ____________ 2007 г. "__" ____________ 2007 г.
М.П.
|