ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2007 г. N ВКПИ07-26
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской
Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С., при секретаре
капитане юстиции Старкове Д.М., с участием военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Зарубина
О.В., представителя Министерства обороны Российской Федерации по
доверенности подполковника юстиции Савицкого А.А., рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о
признании недействующим п. 31 Инструкции о порядке обеспечения
жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее
- Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15
февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в
Вооруженных Силах Российской Федерации", в части, касающейся
снятия военнослужащих с учета нуждающихся в получении жилых
помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения
военной службы в случае получения служебного помещения по нормам,
установил:
Р. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным
выше заявлением, ссылаясь на то, что пункт 31 Инструкции в
оспариваемой части противоречит пункту 25 той же Инструкции,
согласно которому в соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР
признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении
жилищных условий) и подлежат учету военнослужащие, имеющие, помимо
перечисленных в пункте, иные основания для признания их таковыми в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Р. утверждает, что п. 31 Инструкции в оспариваемой
части противоречит положениям п. п. 6, 7 Правил учета
военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан,
уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в
органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников
Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении
жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном
постоянном месте жительства (утв. Постановлением Правительства РФ
от 6 сентября 1998 г. N 1054) (далее - Правила) и указывает, что
он обеспечен служебным жилым помещением, находящимся в закрытом
военном городке, которое не является жилым помещением для
постоянного проживания, что дает ему основание быть признанным
нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных
условий.
Р. настаивает на том, что обжалуемый им п. 31 Инструкции в
оспариваемой части нарушает его права, поскольку на основании
этого пункта при получении служебного жилого помещения в июне 2004
года он был исключен из списка очередников войсковой части 92154
на получение жилого помещения для постоянного проживания. Вместе с
тем в декабре 2004 года у заявителя появилось льготное основание
для увольнения, и поскольку его выслуга составляет более 10 лет,
он имеет право на получение жилого помещения для постоянного
проживания, однако для этого ему повторно необходимо подавать
рапорт по команде о постановке его на учет нуждающихся в получении
жилого помещения и предоставлять необходимые документы.
В заключение заявления Р. просит проверить законность и
обоснованность применительно к действующему законодательству РФ
пункта 31 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от
15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями
в Вооруженных Силах Российской Федерации", в оспариваемой части и
признать его недействующим с момента опубликования.
Кроме того, заявитель просит обязать ответчика возместить ему
судебные расходы на услуги почтовой связи и оплату государственной
пошлины.
Заявитель Р. в судебное заседание не прибыл и просил
рассмотреть заявление без его участия.
Представитель Министра обороны РФ подполковник юстиции
Савицкий возражал против удовлетворения заявления Р., указав, что
Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных
Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны
РФ от 15 февраля 2000 г. N 80, издана в соответствии с
полномочиями Министра обороны РФ и не нарушает права заявителя.
Выслушав представителя Министерства обороны Российской
Федерации подполковника юстиции Савицкого А.А., исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора полковника юстиции
Зарубина О.В., полагавшего необходимым жалобу заявителя оставить
без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит
заявление Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской
Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082)
Министерство обороны РФ осуществляет самостоятельно на основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов, актов Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое
регулирование в установленной сфере деятельности и в целях
реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные
правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его
компетенции, обязательные для исполнения федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления,
организациями, должностными лицами и гражданами.
В соответствии с подпунктом 68 пункта 7 Положения Министерство
обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом,
закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его
назначением.
Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны
РФ права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия
предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством
обороны Российской Федерации, включая регламентирование вопросов,
связанных с порядком постановки на учет и порядком учета
военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом
специфики военного ведомства.
Таким нормативным правовым актом является Приказ Министра
обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, зарегистрированный в
Минюсте РФ 7 июня 2000 года, N 2260, утвердивший Инструкцию о
порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая
1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на весь срок военной
службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
военнослужащие, назначенные на воинские должности после
окончания военного образовательного учреждения профессионального
образования и получения в связи с этим офицерского воинского
звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены
их семей;
офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом
Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие
первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998
года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы,
являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту
после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их
семей.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной
службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам,
проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с
ними членам их семей.
Исходя из изложенного, военнослужащие указанной категории при
получении служебного жилого помещения по нормам, установленным
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, утрачивают основания для оставления их на
учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных
условий) по месту прохождения военной службы и в соответствии с п.
31 Инструкции указанные военнослужащие снимаются с учета
нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных
условий) по месту прохождения военной службы.
Вместе с тем в случае достижения указанной категории
военнослужащих общей продолжительности военной службы 20 лет и
более, а также при увольнении с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию
здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при
общей продолжительности военной службы 10 лет и более им
предоставляются в собственность жилые помещения по избранному
постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами.
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной
службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении
жилищных условий в избранном постоянном месте жительства,
утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6
сентября 1998 года N 1054.
Пунктами 6, 7 Правил установлен перечень граждан, которые
могут быть признаны нуждающимися в получении жилых помещений или
улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства
и основания для признания их таковыми.
При этом согласно п. 27 Инструкции при рассмотрении вопроса об
улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое
помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета
и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке
жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения)
учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической
инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к
решению данного вопроса.
Анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу о
том, что п. 31 Инструкции в оспариваемой части не противоречит
положениям п. п. 6, 7 Правил, поскольку регламентирует порядок
снятия с учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых
помещений по месту прохождения военной службы, тогда как Правила
регламентируют учет военнослужащих, подлежащих увольнению с
военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или
в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении
жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Утверждение заявителя о том, что п. 31 Инструкции в
оспариваемой части противоречит п. 25 той же Инструкции, является
беспредметным.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым
и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым
актом должностного лица нарушаются его права и свободы,
гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и
другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с
заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью
или в части.
Из этого следует, что гражданин вправе обратиться с заявлением
в порядке главы 24 ГПК РФ, если оспариваемый нормативный акт не
только нарушает его права и свободы, гарантируемые Конституцией
Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми
актами, но и противоречит нормативному акту, имеющему большую
юридическую силу.
Однако из заявления Р. видно, что он просит признать
недействующим пункт 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми
помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной
Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской
Федерации", в связи с тем, что он противоречит пункту 25 той же
Инструкции.
Учитывая, что указанные заявителем положения не имеют
приоритета, они не могут быть проверены в порядке гражданского
судопроизводства на предмет соответствия друг другу.
Более того, Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Жилищный кодекс РСФСР, на который ссылается пункт 25 Инструкции, с
1 марта 2005 года признан утратившим силу. При этом в действующем
Жилищном кодексе РФ список оснований для признания граждан
нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51) является исчерпывающим и
не содержит дополнительных оснований для признания их таковыми в
соответствии с другими нормами законодательства РФ.
На основании изложенного необходимо прийти к выводу о том, что
обжалуемый заявителем п. 31 Инструкции в оспариваемой части по
указанным в заявлении Р. основаниям законодательству Российской
Федерации не противоречит.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой
состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой
стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку
требования заявителя не подлежат удовлетворению, судебные расходы,
понесенные заявителем, также не подлежат возмещению.
Руководствуясь ст. 98, 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, Верховный
Суд РФ
решил:
Р. в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 31
Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных
Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны
РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми
помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", в части,
касающейся снятия военнослужащих с учета нуждающихся в получении
жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения
военной службы в случае получения служебного помещения по нормам,
отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено
кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.ШАЛЯКИН
|