Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 06.06.2007 N ВКПИ07-26 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 31 ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 15.02.2000 N 80

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 РЕШЕНИЕ
                      от 6 июня 2007 г. N ВКПИ07-26
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
       председательствующего   -   судьи  Верховного  Суда  Российской
   Федерации  генерал-майора  юстиции  Шалякина  А.С.,  при  секретаре
   капитане  юстиции  Старкове  Д.М.,  с  участием  военного прокурора
   отдела  Главной  военной  прокуратуры  полковника  юстиции Зарубина
   О.В.,  представителя  Министерства  обороны Российской Федерации по
   доверенности  подполковника  юстиции  Савицкого  А.А., рассмотрев в
   открытом  судебном  заседании  гражданское  дело  по заявлению Р. о
   признании  недействующим  п.  31  Инструкции  о порядке обеспечения
   жилыми  помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее
   -  Инструкция),  утвержденной  Приказом  Министра  обороны РФ от 15
   февраля  2000  г.  N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в
   Вооруженных   Силах  Российской  Федерации",  в  части,  касающейся
   снятия   военнослужащих  с  учета  нуждающихся  в  получении  жилых
   помещений   (улучшении   жилищных  условий)  по  месту  прохождения
   военной службы в случае получения служебного помещения по нормам,
   
                               установил:
   
       Р.  обратился  в Верховный Суд Российской Федерации с указанным
   выше  заявлением,  ссылаясь  на  то,  что  пункт  31  Инструкции  в
   оспариваемой  части  противоречит  пункту  25  той  же  Инструкции,
   согласно  которому в соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР
   признаются  нуждающимися  в  получении  жилых  помещений (улучшении
   жилищных  условий) и подлежат учету военнослужащие, имеющие, помимо
   перечисленных  в пункте, иные основания для признания их таковыми в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Кроме  того, Р. утверждает, что п. 31 Инструкции в оспариваемой
   части   противоречит   положениям   п.   п.   6,   7  Правил  учета
   военнослужащих,  подлежащих увольнению с военной службы, и граждан,
   уволенных  с  военной  службы  в  запас  или  в отставку и службы в
   органах    внутренних    дел,    военнослужащих    и    сотрудников
   Государственной  противопожарной  службы,  нуждающихся  в получении
   жилых   помещений   или  улучшении  жилищных  условий  в  избранном
   постоянном  месте  жительства (утв. Постановлением Правительства РФ
   от  6  сентября  1998 г. N 1054) (далее - Правила) и указывает, что
   он  обеспечен  служебным  жилым  помещением, находящимся в закрытом
   военном   городке,   которое   не  является  жилым  помещением  для
   постоянного  проживания,  что  дает  ему  основание быть признанным
   нуждающимся  в  получении  жилых  помещений  или улучшении жилищных
   условий.
       Р.  настаивает  на  том,  что  обжалуемый им п. 31 Инструкции в
   оспариваемой  части  нарушает  его  права,  поскольку  на основании
   этого  пункта при получении служебного жилого помещения в июне 2004
   года  он  был  исключен из списка очередников войсковой части 92154
   на  получение жилого помещения для постоянного проживания. Вместе с
   тем  в  декабре  2004 года у заявителя появилось льготное основание
   для  увольнения,  и  поскольку его выслуга составляет более 10 лет,
   он  имеет  право  на  получение  жилого  помещения  для постоянного
   проживания,  однако  для  этого  ему  повторно  необходимо подавать
   рапорт  по команде о постановке его на учет нуждающихся в получении
   жилого помещения и предоставлять необходимые документы.
       В   заключение  заявления  Р.  просит  проверить  законность  и
   обоснованность  применительно  к  действующему  законодательству РФ
   пункта  31 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от
   15  февраля  2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями
   в  Вооруженных  Силах Российской Федерации", в оспариваемой части и
   признать его недействующим с момента опубликования.
       Кроме  того,  заявитель просит обязать ответчика возместить ему
   судебные  расходы на услуги почтовой связи и оплату государственной
   пошлины.
       Заявитель   Р.   в   судебное  заседание  не  прибыл  и  просил
   рассмотреть заявление без его участия.
       Представитель   Министра   обороны   РФ   подполковник  юстиции
   Савицкий  возражал  против удовлетворения заявления Р., указав, что
   Инструкция  о  порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных
   Силах  Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны
   РФ   от   15  февраля  2000  г.  N  80,  издана  в  соответствии  с
   полномочиями Министра обороны РФ и не нарушает права заявителя.
       Выслушав    представителя   Министерства   обороны   Российской
   Федерации   подполковника   юстиции   Савицкого   А.А.,  исследовав
   материалы  дела  и заслушав заключение прокурора полковника юстиции
   Зарубина  О.В.,  полагавшего  необходимым жалобу заявителя оставить
   без  удовлетворения,  Верховный  Суд  Российской  Федерации находит
   заявление Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии  с Положением о Министерстве обороны Российской
   Федерации  (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082)
   Министерство  обороны РФ осуществляет самостоятельно на основании и
   во   исполнение   Конституции   Российской  Федерации,  федеральных
   конституционных  законов,  федеральных  законов,  актов  Президента
   Российской  Федерации и Правительства Российской Федерации правовое
   регулирование   в   установленной  сфере  деятельности  и  в  целях
   реализации   своих  полномочий  имеет  право  издавать  нормативные
   правовые  акты  и  иные  документы  по  вопросам,  отнесенным к его
   компетенции,  обязательные  для  исполнения  федеральными  органами
   исполнительной  власти,  органами  исполнительной  власти субъектов
   Российской    Федерации,    органами    местного    самоуправления,
   организациями, должностными лицами и гражданами.
       В  соответствии с подпунктом 68 пункта 7 Положения Министерство
   обороны  РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом,
   закрепленным   за   Минобороны   России,   в   соответствии  с  его
   назначением.
       Приведенные  нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны
   РФ  права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия
   предоставления   жилых  помещений,  закрепленных  за  Министерством
   обороны  Российской  Федерации, включая регламентирование вопросов,
   связанных   с   порядком   постановки  на  учет  и  порядком  учета
   военнослужащих,  нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом
   специфики военного ведомства.
       Таким  нормативным  правовым  актом  является  Приказ  Министра
   обороны  РФ  от  15  февраля  2000  года N 80, зарегистрированный в
   Минюсте  РФ  7  июня  2000  года,  N 2260, утвердивший Инструкцию о
   порядке   обеспечения   жилыми   помещениями  в  Вооруженных  Силах
   Российской Федерации.
       В  соответствии  с  ч.  1  ст. 15 Федерального закона от 27 мая
   1998  года  N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на весь срок военной
   службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
       военнослужащие,   назначенные   на   воинские  должности  после
   окончания  военного  образовательного  учреждения профессионального
   образования  и  получения  в  связи  с  этим  офицерского воинского
   звания  (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены
   их семей;
       офицеры,  призванные  на военную службу в соответствии с указом
   Президента  Российской  Федерации,  а  также  офицеры,  заключившие
   первый  контракт  о  прохождении военной службы после 1 января 1998
   года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
       прапорщики  и  мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы,
   являющиеся  гражданами,  поступившие на военную службу по контракту
   после  1  января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их
   семей.
       Служебные  жилые помещения предоставляются на весь срок военной
   службы  в  закрытых  военных  городках  военнослужащим - гражданам,
   проходящим  военную  службу по контракту, и совместно проживающим с
   ними членам их семей.
       Исходя  из  изложенного, военнослужащие указанной категории при
   получении  служебного  жилого  помещения  по  нормам, установленным
   федеральными   законами   и  иными  нормативными  правовыми  актами
   Российской  Федерации,  утрачивают  основания  для оставления их на
   учете  нуждающихся  в получении жилых помещений (улучшении жилищных
   условий)  по месту прохождения военной службы и в соответствии с п.
   31   Инструкции   указанные   военнослужащие   снимаются   с  учета
   нуждающихся   в   получении  жилых  помещений  (улучшении  жилищных
   условий) по месту прохождения военной службы.
       Вместе   с   тем   в   случае  достижения  указанной  категории
   военнослужащих  общей  продолжительности  военной  службы  20 лет и
   более,  а  также  при увольнении с военной службы по достижении ими
   предельного   возраста  пребывания  на  военной  службе,  состоянию
   здоровья  или  в  связи с организационно-штатными мероприятиями при
   общей   продолжительности   военной   службы  10  лет  и  более  им
   предоставляются  в  собственность  жилые  помещения  по  избранному
   постоянному  месту  жительства в порядке, определяемом федеральными
   законами и иными нормативными правовыми актами.
       Правила  учета  военнослужащих, подлежащих увольнению с военной
   службы  и  нуждающихся  в  получении  жилых помещений или улучшении
   жилищных   условий   в   избранном   постоянном  месте  жительства,
   утверждены  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 6
   сентября 1998 года N 1054.
       Пунктами  6,  7  Правил  установлен  перечень  граждан, которые
   могут  быть  признаны  нуждающимися в получении жилых помещений или
   улучшении  жилищных условий в избранном постоянном месте жительства
   и основания для признания их таковыми.
       При  этом согласно п. 27 Инструкции при рассмотрении вопроса об
   улучшении  жилищных  условий  лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое
   помещение,  к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета
   и   домовой  книги  (поквартирной  карточки),  справка  о  проверке
   жилищных   условий   и,  при  необходимости,  справки  (заключения)
   учреждений   здравоохранения,   санэпидстанций,   бюро  технической
   инвентаризации  или  КЭЧ  района  и другие документы, относящиеся к
   решению данного вопроса.
       Анализ  приведенных  правовых  норм позволяет прийти к выводу о
   том,  что  п.  31  Инструкции  в оспариваемой части не противоречит
   положениям  п.  п.  6,  7  Правил, поскольку регламентирует порядок
   снятия  с  учета  военнослужащих,  нуждающихся  в  получении  жилых
   помещений  по  месту  прохождения военной службы, тогда как Правила
   регламентируют   учет   военнослужащих,   подлежащих  увольнению  с
   военной  службы,  и граждан, уволенных с военной службы в запас или
   в  отставку,  нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении
   жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
       Утверждение   заявителя   о   том,   что  п.  31  Инструкции  в
   оспариваемой  части  противоречит п. 25 той же Инструкции, является
   беспредметным.
       В  силу  ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым
   и  опубликованным  в  установленном  порядке  нормативным  правовым
   актом   должностного   лица   нарушаются   его   права  и  свободы,
   гарантированные   Конституцией  Российской  Федерации,  законами  и
   другими  нормативными  правовыми  актами, вправе обратиться в суд с
   заявлением  о  признании этого акта противоречащим закону полностью
   или в части.
       Из  этого следует, что гражданин вправе обратиться с заявлением
   в  порядке  главы  24  ГПК РФ, если оспариваемый нормативный акт не
   только  нарушает  его  права  и свободы, гарантируемые Конституцией
   Российской  Федерации,  законами  и  другими нормативными правовыми
   актами,  но  и  противоречит  нормативному  акту,  имеющему большую
   юридическую силу.
       Однако   из   заявления   Р.  видно,  что  он  просит  признать
   недействующим  пункт  31  Инструкции  о  порядке обеспечения жилыми
   помещениями  в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной
   Приказом  Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке
   обеспечения  жилыми  помещениями  в  Вооруженных  Силах  Российской
   Федерации",  в  связи  с  тем, что он противоречит пункту 25 той же
   Инструкции.
       Учитывая,   что   указанные   заявителем   положения  не  имеют
   приоритета,  они  не  могут  быть  проверены в порядке гражданского
   судопроизводства на предмет соответствия друг другу.
       Более  того, Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ
   "О  введении  в  действие  Жилищного  кодекса Российской Федерации"
   Жилищный  кодекс РСФСР, на который ссылается пункт 25 Инструкции, с
   1  марта  2005 года признан утратившим силу. При этом в действующем
   Жилищном   кодексе   РФ  список  оснований  для  признания  граждан
   нуждающимися  в  жилых помещениях (ст. 51) является исчерпывающим и
   не  содержит  дополнительных  оснований для признания их таковыми в
   соответствии с другими нормами законодательства РФ.
       На  основании изложенного необходимо прийти к выводу о том, что
   обжалуемый  заявителем  п.  31  Инструкции  в оспариваемой части по
   указанным  в  заявлении  Р.  основаниям законодательству Российской
   Федерации не противоречит.
       В  соответствии  с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой
   состоялось   решение  суда,  суд  присуждает  возместить  с  другой
   стороны   все   понесенные  по  делу  судебные  расходы.  Поскольку
   требования  заявителя не подлежат удовлетворению, судебные расходы,
   понесенные заявителем, также не подлежат возмещению.
       Руководствуясь  ст.  98, 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, Верховный
   Суд РФ
   
                                 решил:
   
       Р.  в  удовлетворении заявления о признании недействующим п. 31
   Инструкции  о  порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных
   Силах  Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны
   РФ  от  15  февраля  2000  г.  N  80  "О порядке обеспечения жилыми
   помещениями  в  Вооруженных  Силах  Российской Федерации", в части,
   касающейся  снятия  военнослужащих  с учета нуждающихся в получении
   жилых  помещений  (улучшении жилищных условий) по месту прохождения
   военной  службы  в случае получения служебного помещения по нормам,
   отказать.
       Решение  может  быть  обжаловано и на него может быть принесено
   кассационное   представление  в  течение  10  дней  в  Кассационную
   коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                             А.ШАЛЯКИН
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное