ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2004 г. N 2006/04
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Шмелевой В.И., судей Ивановой Н.Р.,
Куликовой В.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по
заявлению Администрации Варгашинского района Курганской области к
Правительству Российской Федерации о признании недействительным
распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N
160-р о передаче в муниципальную собственность объектов
коммунального-бытового назначения.
В качестве третьего лица на стороне ответчика определением от
18.03.2002 суд привлек ФГУП "Варгашинский завод ППСО" МВД России.
20 мая 2004 было проведено предварительное судебное заседание,
после завершения которого с согласия сторон судебное
разбирательство назначено на 21 мая 2004 года.
В заседании приняли участие представители:
от истца - администрации Варгашинского района - Милешина Т.Б.
от ответчика - Правительства Российской Федерации - Ячевская
С.В.
от третьего лица - ФГУП "Варгашинский завод ППСО" МВД России -
Лукиных А.Н., Хохлов А.В.;
от Министерства внутренних дел Российской Федерации Тузлукова
Н.С.
Суд установил:
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля
2003 г. N 160-р принято предложение Собрания представителей
Варгашинского района Курганской области и Минимущества России,
согласованное с МВД России и администрацией Курганской области, о
безвозмездной передаче в муниципальную собственность Варгашинского
района Курганской области относящихся к федеральной собственности
находящихся в хозяйственном ведении федерального государственного
унитарного предприятия "Варгашинский завод противопожарного и
специального оборудования" МВД России объектов коммунального
назначения, расположенных в поселке Варгаши (Курганская область),
согласно приложению.
В приложении к названному распоряжению указан перечень
передаваемых в муниципальную собственность объектов
коммунально-бытового назначения - 32 жилых дома общей площадью
16637,4 кв. м.
Оспаривая указанное распоряжение, истец ссылается на то, что
Собранием представителей Варгашинского района было принято решение
от 21.02.2002 N 14 о принятии в муниципальную собственность только
6 жилых домов; Собранием представителей не принималось решение от
14.06.2002 N 44 "Об утверждении перечня объектов
социально-культурного и коммунально-бытового назначения
федеральной собственности, передаваемых в муниципальную
собственность Варгашинского района Курганской области"; названное
решение от 14.06.2002 N 44 подписано бывшим Главой администрации с
превышением полномочий и нарушением процедуры принятия; при
принятии распоряжения Правительством не была соблюдена процедура
передачи, установленная распоряжением Президента Российской
Федерации от 18.03.1992 N 114 РП и Постановлением Правительства
Российской Федерации от 07.03.1995 N 235. Кроме того,
муниципальному образованию не были переданы водопроводные,
канализационные сети и другие объекты инженерной инфраструктуры,
машины и механизмы, необходимые для обслуживания объектов жилого
фонда.
Минимущество России, представляющее интересы Правительства
России в соответствии с его поручением, исковые требования
отклонило по следующим основаниям. Истцом пропущен трехмесячный
срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в суд с
заявлением о признании ненормативного акта недействительным; при
принятии оспариваемого ненормативного акта Правительством
Российской Федерации не был нарушен порядок передачи объектов в
муниципальную собственность, установленный распоряжением
Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-РП и
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N
235. В направленном истцом в Минимущество России пакете документов
представлен перечень передаваемых в муниципальную собственность
объектов, утвержденный Собранием представителей и подписанный
главой местной администрации. Названные документы были направлены
Минимуществом России в Правительство России.
Федеральное государственное унитарное предприятие
"Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования"
в отзыве на заявление указало, что предусмотренный распоряжением
Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-РП порядок
составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в
муниципальную собственность, соблюден. Перечень объектов,
передаваемых в муниципальную собственность, утвержден решением
Собрания представителей от 14.06.2002 N 44, которое в судебном
порядке не оспорено. Объекты жилого фонда относятся к
муниципальной собственности в силу прямого указания закона,
независимо от решений Собрания представителей района. Более того,
Арбитражный суд Курганской области решением от 19.02.2004 по делу
N А34-3609/03-С14 обязал администрацию принять в муниципальную
собственность объекты, подлежащие передаче по распоряжению
Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 160-р, в т.ч.
объекты инженерной инфраструктуры.
Министерство внутренних дел Российской Федерации в отзыве
также сослалось на пропуск истцом трехмесячного срока,
установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, подписание искового заявления
неуполномоченным лицом и на соблюдение процедуры передачи объектов
в муниципальную собственность.
Рассмотрев материалы дела, заслушав и обсудив выступления
представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия не
находит оснований для удовлетворения заявления администрации
Варгашинского района по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской
Федерации ненормативный акт государственного органа, не
соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий
гражданские права и охраняемые интересы гражданина или
юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и
иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о
признании недействительным ненормативного правового акта, если
полагают, что этот акт не соответствует закону или иному
нормативному правовому акту и нарушает их права и законные
интересы в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Согласно Положению об определении пообъектного состава
федеральной, государственной и муниципальной собственности и
порядке оформления прав собственности, утвержденному распоряжением
Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-РП, перечень
объектов, передаваемых в муниципальную собственность, утверждается
Советом народных депутатов города, района, который направляется в
соответствующий Комитет по управлению имуществом.
С целью освобождения предприятий от несвойственных им функций
по содержанию объектов социально-культурного и
коммунально-бытового назначения Правительством Российской
Федерации принято постановление от 07.03.1995 N 235 "О порядке
передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового
назначения федеральной собственности в государственную
собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную
собственность". Согласно пункту 4 Постановления объекты
коммунально-бытового назначения федеральной собственности,
находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации,
передаются в государственную собственность субъектов Российской
Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном
Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N
114-РП.
Минимуществом России суду представлен пакет направленных ему
администрацией Курганской области документов, из которых следует,
что решение о передаче жилых домов в муниципальную собственность
принято МВД России совместно с администрацией Курганской области с
целью освобождения ФГУП "Варгашинский завод противопожарного и
специального оборудования" от несвойственных ему функций по их
содержанию.
Перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность,
в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от
18.03.1992 N 114-РП, был согласован главой администрации
Варгашинского района, ФГУП "Варгашинский завод ППСО",
Департаментом государственного имущества и промышленной политики
Курганской области, Министерством внутренних дел Российской
Федерации, Губернатором Курганской области и утвержден решением
Собрания представителей Варгашинского района от 14.06.2002 N 44.
Названное решение подписано председателем Собрания представителей,
главой администрации - Ярцевым П.М.
Таким образом, передача жилых домов в муниципальную
собственность была осуществлена в соответствии с Распоряжением
Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-РП, а
оспариваемое Распоряжение принято Правительством России в пределах
предоставляемых ему полномочий и в соответствии с действующим
законодательством.
Довод администрации о том, что Собрание представителей не
принимало решения о передаче в муниципальную собственность всего
жилого фонда, не может служить основанием для признания
Распоряжения Правительства недействительным, поскольку решение от
14.06.2002 N 44 об утверждении перечня объектов, направленное
Минимуществу России, а затем Правительству России, подписано
главой администрации Варгашинского района с указанием, что он
являлся одновременно председателем Собрания представителей района.
Что касается объектов инженерной инфраструктуры, то по решению
суда от 19.02.2004 по делу N А34-3609/03-С14 эти объекты должны
быть переданы заводом администрации.
Определением от 18.03.2004 N 2006/04 Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации восстановил истцу срок на подачу заявления,
признав причины пропуска уважительными. Названное определение
направлено лицам, участвующим в деле.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
отказать Администрации Варгашинского района Курганской области
в удовлетворении заявленного требования о признании
недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации
от 10.02.2003 N 160-р.
Председательствующий судья
В.И.ШМЕЛЕВА
Судья
Н.Р.ИВАНОВА
Судья
В.Б.КУЛИКОВА
|