ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2007 г. N 10066/07
Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2007 года.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Полубениной И.И., судей Локтенко Н.И.,
Медведевой А.М. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлениям
государственного унитарного предприятия опытно-производственного
хозяйства "Воробьевское" Государственного научного учреждения
"Воронежская опытная станция по многолетним травам"
Государственного научного учреждения "Всероссийский
научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса"
Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской
академии сельскохозяйственных наук к Правительству Российской
Федерации с участием Государственного научного учреждения
"Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р.
Вильямса" Российской академии сельскохозяйственных наук,
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о
признании недействительным пункта 2.97 распоряжения Правительства
Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении
прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
на 2008 год и основных направлений приватизации федерального
имущества на 2008 - 2010 годы в части включения государственного
унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства
"Воробьевское" Государственного научного учреждения "Воронежская
опытная станция по многолетним травам" Государственного научного
учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт кормов
имени В.Р. Вильямса" Российской академии сельскохозяйственных наук
в перечень федеральных государственных унитарных предприятий,
планируемых к приватизации в 2008 году.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителей: Ярметов В.Е. - по доверенности, Айдиев Р.А. -
по доверенности, Иванов Д.А. - по доверенности;
от Правительства Российской Федерации - Григорьянц К.А. - по
доверенности;
от ГНУ ВНИИК им. В.Р. Вильямса - Косолапов В.М. - директор;
от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
- Григорьянц К.А. - по доверенности.
Судом установлено:
ГУП ОПХ "Воробьевское" ГНУ "Воронежская опытная станция по
многолетним травам" ГНУ ВНИИК им. Р.В. Вильямса и
Россельхозакадемия обратились с заявлением о признании
недействительным п. 2.97 прогнозного плана (программы)
приватизации федерального имущества на 2008 год и основных
направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010
годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.04.2007 N 543-р.
Россельхозакадемия заявила ходатайство об уточнении
процессуального положения лиц, участвующих в деле, просит считать
Правительство Российской Федерации заинтересованным лицом, а иных
лиц, ранее указанных заинтересованными, третьими лицами. Суд
удовлетворил это ходатайство.
В обоснование заявленных требований заявители сослались на
нарушение Федерального закона "О науке и государственной
научно-технической политике".
Приватизация ГУП ОПХ "Воробьевское" приведет к нарушению
системы производства семян многолетних трав (опытная станция -
производство оригинальных семян; ОПХ "Воробьевское" - элиты; и
семеноводческие хозяйства - репродукционных семян) и затормозит
внедрение адаптивной системы земледелия, предусматривающей
обязательное включение в севообороты многолетних бобовых трав не
менее 50%. Эта необходимость диктуется их высоким почво- и
средоулучшающим потенциалом, что в свою очередь отрицательно
скажется на работе ГНУ "Воронежская опытная станция по многолетним
травам" и головного предприятия ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса.
За все время существования ГУП ОПХ "Воробьевское" работает
рентабельно, с прибылью, своевременно уплачивает налоги в бюджеты
всех уровней.
Практика показывает, что приватизированные хозяйства
выращивают только высокодоходные культуры, часто переходят на
монокультуры (подсолнечник, сахарная свекла), а это ведет к потере
плодородия почв, значительному сокращению рабочих мест и к
уничтожению сельских поселений.
Профком и Совет трудового коллектива ГУП ОПХ "Воробьевское"
просят удовлетворить поданное заявление, указывая на то, что
акционирование хозяйства приведет к сокращению рабочих мест,
снижению жизненного уровня и социальной защищенности рабочих
хозяйства.
Россельхозакадемия сослалась на то, что она не давала согласия
на приватизацию опытного хозяйства. Россельхозакадемией
представлена справка, подтверждающая отсутствие финансирования из
федерального бюджета указанного хозяйства, включенного в
прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на
2008 год.
Правительство Российской Федерации отзыва на заявление не
представило, в заседании представитель возражал против
удовлетворения требований, указывая на то, что оспариваемое
распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством
и не нарушает права и законные интересы заявителей, так как
письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 получено согласие
Россельхозакадемии на приватизацию
производственно-экспериментальной птицефабрики. Согласно статье
114 Конституции Российской Федерации и статье 14 Федерального
закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство
Российской Федерации осуществляет полномочия по управлению
федеральным имуществом, а также осуществляет регулирование
экономических процессов. В соответствии со статьями 11, 12
Федерального закона "О науке и государственной научно-технической
политике" Правительство Российской Федерации разрабатывает и
проводит единую государственную научно-техническую политику в
целях обеспечения прогрессивных структурных преобразований в
области материального производства. Статьей 7 Федерального закона
"О приватизации государственного и муниципального имущества"
предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает
прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в
отзыве просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители иных третьих лиц в судебном заседании поддержали
заявленные требования.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в
деле лиц, исследовав доказательства, суд признал, что заявление
ГУП ОПХ "Воробьевское" и Россельхозакадемии подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно уставу ГУП ОПХ "Воробьевское", утвержденному ВНИИ
кормов им. В.Р. Вильямса и согласованному с Воронежской опытной
станцией по многолетним травам, учредителем хозяйства является
Россельхозакадемия, оно является опытно-производственным
сельскохозяйственным предприятием. В соответствии с пунктом 2.1
устава основными задачами хозяйства являются: обеспечение
необходимых условий для проведения исследований, предусмотренных
тематическим планом станции и ВНИИ кормов; осуществление первичной
проверки в производственных условиях прогрессивных технологий по
кормопроизводству, системы машин, новой техники, технических
средств, новых форм удобрений, средств защиты растений и других
законченных научных разработок; производство и реализация семян
высших репродукций кормовых, зерновых, масличных и технических
культур, выращивание и реализация племенного молодняка
сельскохозяйственных животных; пропаганда достижений
сельскохозяйственной науки и передового опыта.
Россельхозакадемия закрепила за предприятием федеральное
имущество на праве хозяйственного ведения (договор N II 46.9 от
11.12.2003). В соответствии с тематическим планом научных
исследований и инновационных технологий, а также согласно
программе фундаментальных и важнейших прикладных исследований по
научному обеспечению развития кормопроизводства на 2006 - 2010
годы с участием ОПХ "Воробьевское" разрабатываются научные основы
семеноводства и семеноведения кормовых растений сортов и гибридов
нового поколения, их испытания в производственных условиях,
отрабатываются и апробируются в условиях производства технологии
приготовления из многолетних бобовых трав энергонасыщенных
высокопротеиновых объемные кормов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ГУП ОПХ
"Воробьевское" является научной организацией. В силу статьи 6
Федерального закона "О науке и государственной научно-технической
политике" при реорганизации государственной научной организации
должно обеспечиваться сохранение технологического единства и
научно-технической деятельности.
Изучив представленные материалы, выслушав представителей
сторон, суд признал обоснованным довод заявителей, что
приватизация опытно-производственного хозяйства может привести к
разрушению технологического единства научной и
опытно-производственной деятельности.
Согласно части 3 статьи 189 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации обязанность доказывания
обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого
акта, возлагается на органы, которые приняли такой акт.
В судебном заседании установлено, что и это обстоятельство
сторонами не оспаривается, что Правительство Российской Федерации
наделено полномочиями по утверждению прогнозного плана
приватизации федерального имущества, по разработке государственной
научно-технической политики, также обладает полномочиями по
управлению федеральным имуществом.
В разделе I Прогнозного плана (программы) приватизации
федерального имущества на 2008 год и основных направлений
приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в
качестве одной из основных задач в сфере приватизации федерального
имущества в 2008 - 2010 годах определена приватизация имущества,
которое не обеспечивает выполнение государственных функций и
полномочий Российской Федерации. С учетом этих требований
Правительству Российской Федерации и надлежало доказать
правомерность включения заявителя в перечень предприятий,
планируемых к приватизации.
Кроме того, Правительство Российской Федерации не доказало
соблюдение Федерального закона "О науке и государственной
научно-технической политике" при включении ГУП ОПХ "Воробьевское"
в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества
на 2008 год.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что
оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не
соответствует закону или иному нормативному правовому акту и
нарушает права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает
решение о признании ненормативного правового акта
недействительным.
При приватизации ГУП ОПХ "Воробьевское" в виде реорганизации в
акционерное общество прекращается право хозяйственного ведения
имуществом, что нарушает его права в экономической деятельности.
Приватизация заявителя иным образом влечет за собой ликвидацию ГУП
ОПХ "Воробьевское".
Таким образом, оспариваемое распоряжение Правительства
Российской Федерации частично не соответствует действующему
законодательству и нарушает права ГУП ОПХ "Воробьевское", в связи
с чем подлежит признанию частично недействительным.
Довод Россельхозакадемии о том, что она не давала согласия на
приватизацию находящегося в ее ведении государственного унитарного
предприятия, опровергается представленным письмом
Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 6 Федерального
закона "О науке и государственной научно-технической политике",
статьями 167 - 169 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
признать недействительным пункт 2.97 распоряжения
Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р о
включении федерального государственного унитарного предприятия
"Опытно-производственное хозяйство "Воробьевское" в перечень
федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к
приватизации в 2008 году, как не соответствующий Федеральному
закону "О науке и государственной научно-технической политике".
Председательствующий судья
И.И.ПОЛУБЕНИНА
Судья
Н.И.ЛОКТЕНКО
Судья
А.М.МЕДВЕДЕВА
|