Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 03.10.2007 N 89-Г07-15 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.07.2007, КОТОРЫМ ОТКАЗАНО В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЧАСТИ 5 СТ. 37 ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДЕКСА (ЗАКОНА) ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.06.2003 N 139

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 3 октября 2007 года
   
                                                      Дело N 89-Г07-15
   
       Судебная   коллегия   по   гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Хаменкова В.Б.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                        Макарова Г.В.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  дело  по  заявлению  Л. об
   оспаривании  части  5  статьи  37  Избирательного  кодекса (Закона)
   Тюменской   области  от  3  июня  2003  г.  N  139  (в  редакции  с
   последующими     изменениями     и     дополнениями)    в    части,
   предусматривающей   невозможность   выдвижения   кандидатом   своей
   кандидатуры  в  порядке  самовыдвижения  в  случае  выдвижения  его
   избирательным  объединением,  по  кассационной  жалобе заявителя на
   решение  Тюменского областного суда от 24 июля 2007 г., которым ему
   отказано в удовлетворении заявленного требования.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда  Российской Федерации
   Соловьева  В.Н.,  объяснения  представителей  губернатора Тюменской
   области  и  Тюменской  областной Думы Дяченко А.В. и Баранова В.В.,
   заключение  прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации
   Власовой  Т.А.,  полагавшей  решение  суда  обоснованным,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                               установила:
   
       Л.  обратился  в суд с заявлением об оспаривании части 5 статьи
   37 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области.
       В  обоснование  своего заявления сослался на то, что 16 декабря
   2006  г.  он  в  составе  списка  кандидатов  в  депутаты Тюменской
   областной  Думы  от  политической  партии  "Союз  правых  сил"  был
   выдвинут   кандидатом   по   единому   избирательному   округу,   в
   соответствии  со  ст.  34 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской
   области   он   хотел   выдвинуть   свою  кандидатуру  и  в  порядке
   самовыдвижения,   однако  частью  5  статьи  37  указанного  Закона
   установлен   запрет   для   кандидатов,   выдвинутых  избирательным
   объединением, выдвигать свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
       По    мнению   заявителя,   положения   части   5   статьи   37
   Избирательного  кодекса (Закона) Тюменской области нарушают права и
   свободы,  гарантированные  ему  ст.  32 Конституции РФ, в том числе
   право   быть   избранным   в   органы   государственной  власти,  и
   противоречит  положениям  ст.  ст.  4,  5  Федерального  закона "Об
   основных   гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
   референдуме  граждан  Российской  Федерации", ст. 34 Избирательного
   кодекса    Тюменской    области.    Заявитель    просит    признать
   противоречащим  закону  положение  части 5 статьи 37 Избирательного
   кодекса    (Закона)   Тюменской   области   "Кандидат,   выдвинутый
   избирательным  объединением,  не может выдвинуть свою кандидатуру в
   порядке самовыдвижения".
       Впоследствии  заявитель  просил  признать положения части 5 ст.
   37  Избирательного  кодекса  Тюменской области недействующим со дня
   принятия.
       Представитель    Тюменской   областной   Думы   Баранов   В.В.,
   действующий   на   основании   доверенности,   просил   отказать  в
   удовлетворении  заявленных  требований,  полагая, что анализ статей
   32,   35,   38   Федерального   закона   "Об   основных   гарантиях
   избирательных  прав  граждан  и  права  на  участие  в  референдуме
   граждан  Российской  Федерации"  позволяет сделать вывод о том, что
   часть   5  статьи  37  Избирательного  кодекса  (Закона)  Тюменской
   области  не  противоречит  федеральному  законодательству,  считает
   неправомерной  ссылку заявителя на положения Конституции Российской
   Федерации  и  статью  34  Избирательного кодекса (Закона) Тюменской
   области.
       Представитель   губернатора  Тюменской  области  Дяченко  А.В.,
   действующий  по  доверенности, в судебном заседании с заявлением не
   согласился,  указывая, что пункт 5 статьи 37 Избирательного кодекса
   (Закона)   Тюменской  области  конкретизирует  положения  пункта  9
   статьи  32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
   прав  граждан  и  права на участие в референдуме граждан Российской
   Федерации",  полагал,  что  в  статьях 4, 5 Федерального закона, на
   которые   ссылается   заявитель,  содержатся  лишь  общие  принципы
   избирательного права.
       Решением  Тюменского  областного  суда  от  24  июня  2007 г. в
   удовлетворении заявленного требования Л. отказано.
       В  кассационной  жалобе,  не  соглашаясь  с  решением  суда, Л.
   просит  его  отменить,  утверждая, что выводы суда не соответствуют
   положениям  Конституции  Российской  Федерации,  а  также принципам
   избирательного  законодательства в части прав и соблюдения гарантий
   избирателей.
       Проверив  материалы  дела,  изучив  доводы кассационной жалобы,
   Судебная  коллегия  по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации   полагает   решение   суда   подлежащим  оставлению  без
   изменения по следующим основаниям.
       В  соответствии  с пунктом "б" статьи 72 Конституции Российской
   Федерации  защита  прав и свобод человека и гражданина, в том числе
   права  избирать  и быть избранным в органы государственной власти и
   местного  самоуправления, отнесена к совместному ведению Российской
   Федерации и субъектов Российской Федерации.
       Согласно  части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по
   предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации  и субъектов
   Российской  Федерации  издаются  федеральные законы и принимаемые в
   соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
   субъектов Российской Федерации.
       Как   установлено   в   судебном  заседании,  3  июня  2003  г.
   губернатором  Тюменской  области  подписан  принятый 27 мая 2003 г.
   Тюменской  областной  Думой  Избирательный кодекс (Закон) Тюменской
   области  N 139, опубликованный в газете "Тюменские известия", N 115
   от 10 июня 2003 г.
       Часть  5  статьи  37  Избирательного  кодекса Тюменской области
   устанавливает:  "Кандидат,  выдвинутый  избирательным объединением,
   может  быть  включен  в  состав  только одного списка кандидатов по
   единому   избирательному   округу   и  выдвинут  только  по  одному
   одномандатному    избирательному   округу.   Кандидат,   выдвинутый
   избирательным  объединением,  не может выдвинуть свою кандидатуру в
   порядке самовыдвижения".
       Не   соглашаясь  с  этим,  Л.  оспаривает  по  существу  запрет
   выдвигать  свою кандидатуру в "порядке самовыдвижения", ссылаясь на
   противоречие  этого положения статьям 4 и 5 Федерального закона "Об
   основных   гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
   референдуме  граждан  Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12 июня 2002
   г.
       Судом обоснованно данный довод признан несостоятельным.
       Указанные  заявителем  положения  федерального законодательства
   (статья  4  ФЗ  N  67-ФЗ)  по существу раскрывает лишь содержание и
   основное   условие   реализации   одного   из   главных   принципов
   конституционного  права  граждан - права избирать и быть избранными
   в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
       При  этом  статьей  5  этого  же Федерального закона закреплено
   участие   граждан   Российской   Федерации   в  выборах  на  равных
   основаниях.
       Таким  образом,  судом  правильно  отмечено, что в статьях 4, 5
   Федерального   закона   N   67-ФЗ   содержатся   основные  принципы
   избирательного   права,  эти  нормы  являются  не  специальными,  а
   общими,  гарантии  же  прав  граждан  при  выдвижении и регистрации
   кандидатов  установлены  в  главе  V  (статьи  32  - 38) названного
   Федерального закона.
       В  соответствии  с  пунктом  1  статьи 32 Федерального закона N
   67-ФЗ   граждане   Российской   Федерации,   обладающие   пассивным
   избирательным    правом,    могут    быть   выдвинуты   кандидатами
   непосредственно  либо  в составе списка кандидатов в соответствии с
   настоящим Федеральным законом, иным законом.
       Пунктом  2 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено,
   что  непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено
   путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
       Выдвижение  кандидатов  в  составе списка кандидатов может быть
   осуществлено   избирательным   объединением   (пункт  3  статьи  32
   названного Закона).
       Федеральным   законом  N  67-ФЗ  в  пунктах  9,  10  статьи  32
   предусмотрено,  что  кандидат не может быть выдвинут на одних и тех
   же  выборах  по нескольким избирательным округам. Данное правило не
   применяется  при  выдвижении кандидата одним и тем же избирательным
   объединением   одновременно   на   одних   и   тех  же  выборах  по
   одномандатному  (или  многомандатному)  избирательному  округу  и в
   составе  списка  кандидатов.  Кандидат  не  может  дать согласие на
   выдвижение  на  одних  и тех же выборах более чем одному инициатору
   выдвижения.
       Анализируя   указанные   положения   действующего  федерального
   законодательства,   суд   обоснованно  сделал  вывод,  что  каждому
   гражданину,   обладающему  пассивным  избирательным  правом,  закон
   предоставляет   возможность   выдвигаться   в   качестве  кандидата
   непосредственно  (в  порядке  самовыдвижения и в порядке выдвижения
   избирательным  объединением)  либо  в составе списка кандидатов, то
   есть воспользоваться одним из этих вариантов выдвижения.
       При  этом  закон предусматривает право выдвижения определенного
   кандидата  на  одних  и  тех  же выборах одновременно как в составе
   списка   кандидатов  от  избирательного  объединения  (политической
   партии),  то  есть  по  единому  избирательному  округу,  так  и  в
   качестве     кандидата    по    одномандатному    (многомандатному)
   избирательному  округу,  но только при условии, что данный кандидат
   был  выдвинут в двух указанных округах одним и тем же избирательным
   объединением.
       Соглашаясь  с выводом суда, кассационная инстанция считает, что
   право  выдвижения  одного  и  того  же  кандидата на одних и тех же
   выборах  по  нескольким избирательным округам Федеральным законом N
   67-ФЗ   предоставлено  лишь  политическим  партиям,  участвующим  в
   выборах.  Возможность  же  кандидата,  уже  выдвинутого  в  составе
   списка  от избирательного объединения, выдвигать свою кандидатуру в
   порядке  самовыдвижения  на  одних  и  тех  же  выборах,  названным
   Федеральным  законом  не  предусмотрена.  Следовательно, на одних и
   тех  же  выборах  кандидат  не  может  использовать  свое  право на
   самовыдвижение   и   одновременно   находиться   в  составе  списка
   кандидатов.
       В  этой  связи правильным следует признать суждение суда о том,
   что  положение,  при  котором  кандидат,  выдвинутый  избирательным
   объединением,   не  может  выдвинуть  свою  кандидатуру  в  порядке
   самовыдвижения,   не   противоречит  федеральному  законодательству
   (часть 5 ст. 37 Избирательного кодекса Тюменской области).
       Следует  согласиться  и  с  выводом  суда  относительно доводов
   заявителя   о   нарушении   оспариваемой   нормой   статей  32,  55
   Конституции  Российской  Федерации,  которые  в силу части 3 статьи
   251  Гражданского  процессуального  кодекса Российской Федерации не
   могут   быть   предметом   рассмотрения  данного  областного  суда,
   поскольку  проверка  конституционности  законов  и иных нормативных
   актов   субъектов   Российской  Федерации,  изданных  по  вопросам,
   относящимся  к  ведению  органов  государственной власти Российской
   Федерации  и  совместному  ведению  органов  государственной власти
   Российской  Федерации  и  органов  государственной власти субъектов
   Российской   Федерации,   отнесена   к  исключительной  компетенции
   Конституционного Суда Российской Федерации.
       Оспаривая   часть  5  статьи  37  областного  Закона  в  части,
   предусматривающей,    что    кандидат,   выдвинутый   избирательным
   объединением,   не  может  выдвинуть  свою  кандидатуру  в  порядке
   самовыдвижения,   заявитель   Л.  ссылается  также  и  на  то,  что
   указанное   положение  Избирательного  кодекса  (Закона)  Тюменской
   области противоречит статье 34 этого же областного Закона.
       Судом  обоснованно указано, что этот довод не может быть принят
   во   внимание,   т.к.   в   силу  ст.  ст.  251,  253  Гражданского
   процессуального  кодекса Российской Федерации проверка нормативного
   правового  акта  на  соответствие  закону заключается в проверке на
   соответствие  федеральному  закону, а также иным, кроме Конституции
   Российской  Федерации,  нормативным правовым актам, имеющим большую
   юридическую  силу  по  отношению  к  оспариваемому  акту,  а  не на
   соответствие  тому  нормативному правовому акту, положения которого
   оспариваются.
       При  таких  обстоятельствах  судом  сделан  правильный вывод об
   отсутствии  оснований  для удовлетворения заявленного Л. требования
   о  признании  недействующим положения части 5 ст. 37 Избирательного
   кодекса (Закона) Тюменской области.
       Таким  образом,  решение  Тюменского областного суда от 24 июля
   2007  г.  следует  признать  законным и обоснованным, в связи с чем
   подлежащим оставлению без изменения.
       Доводы    кассационной    жалобы   не   могут   быть   признаны
   состоятельными,  так  как  сводятся к несогласию с правовой оценкой
   установленных    судом    обстоятельств,    затрагивают    вопросы,
   относящиеся   к   компетенции   Конституционного   Суда  Российской
   Федерации.
       С  учетом  изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                               определила:
   
       решение  Тюменского областного суда от 24 июля 2007 г. оставить
   без изменения, кассационную жалобу Л. без удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное