Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 31.08.2007 N 8686/07 ПО ДЕЛУ N А60-20550/06-С8 ОБЯЗАННОСТЬ ПОДТВЕРЖДАТЬ ПРАВОМЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПЕРВИЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ЛЕЖИТ НА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКЕ, ПОСКОЛЬКУ ИМЕННО ОН ВЫСТУПАЕТ СУБЪЕКТОМ, ПРИМЕНЯЮЩИМ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ИТОГОВОЙ СУММЫ НДС, ПОДЛЕЖАЩЕЙ УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ, ВЫЧЕТ СУММ НАЛОГА, НАЧИСЛЕННЫХ ПОСТАВЩИКОМ.

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 31 августа 2007 г. N 8686/07
   
                       О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
             ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Судебная   коллегия   Высшего   Арбитражного   Суда  Российской
   Федерации  в  составе  председательствующего  судьи Зарубиной Е.Н.,
   судей  Муриной  О.Л.,  Тумаркина  В.М., рассмотрев материалы дела N
   А60-20550/06-С8   Арбитражного   суда   Свердловской   области   по
   заявлению  индивидуального  предпринимателя  Корлыханова  В.А. (ул.
   Чайковского,  29  - 50, г. Каменск-Уральский, Свердловская область,
   623400)  к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22
   по  Свердловской  области  (ул.  Кунавина, 2, г. Каменск-Уральский,
   Свердловская     область,     623400)    о    признании    частично
   недействительным решения инспекции,
   
                               установила:
   
       Межрайонная  инспекция  Федеральной  налоговой  службы  N 22 по
   Свердловской   области   обратилась   в   Высший   Арбитражный  Суд
   Российской  Федерации  с  заявлением о пересмотре в порядке надзора
   решения  Арбитражного  суда  Свердловской  области от 04.10.2006 по
   делу  N  А60-20550/06-С8,  постановления  Семнадцатого арбитражного
   апелляционного  суда  от  25.12.2006  и  постановления Федерального
   арбитражного суда Уральского округа от 28.03.2007 по тому же делу.
       Рассмотрев  заявление,  изучив  материалы  дела, коллегия судей
   пришла  к  выводу  о наличии оснований, предусмотренных статьей 304
   Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  для
   передачи  дела  в  Президиум  Высшего  Арбитражного Суда Российской
   Федерации, исходя из следующего.
       Межрайонной  инспекцией  Федеральной  налоговой  службы N 22 по
   Свердловской   области   (далее  -  инспекция)  проведена  выездная
   налоговая   проверка  индивидуального  предпринимателя  Корлыханова
   В.А.    (далее    -   предприниматель)   по   вопросам   соблюдения
   законодательства  о  налогах  и  сборах  за  период с 04.03.2003 по
   28.09.2005.
       В  ходе  проверки предпринимателю было направлено требование от
   28.09.2005  N  15-14/33787  о  представлении  первичных документов,
   которое  не  было  исполнено ввиду их хищения из принадлежащего ему
   автомобиля.
       Повторное  требование  инспекции  от 15.03.2006 N 15-14/10487 о
   восстановлении  и представлении необходимых для проверки документов
   также исполнено не было.
       По  результатам  проверки налоговым органом составлен акт N 484
   от  19.05.2006  и  вынесено  решение  от  14.07.2006  N 277. Данным
   решением  предприниматель  привлечен к налоговой ответственности за
   совершение  налоговых  правонарушений,  ответственность  за которые
   предусмотрена  пунктом  1  статьи 122 Налогового кодекса Российской
   Федерации   (далее   -   Кодекс)  (за  неуплату  налога  на  доходы
   физических  лиц и единого социального налога за 2003 год, налога на
   добавленную  стоимость  за  2003 - 2004 годы), пунктом 1 статьи 126
   Кодекса,  также  ему предложено уплатить налог на доходы физических
   лиц,  единый  социальный  налог,  налог  на добавленную стоимость и
   соответствующие суммы пеней.
       Не    согласившись    с    вынесенным    инспекцией   решением,
   предприниматель  обратился в Арбитражный суд Свердловской области с
   заявлением  о  признании  его  недействительным  в части начисления
   налога  на добавленную стоимость за 2003 - 2004 годы в сумме 512390
   рублей  51  копейки,  привлечения  к  ответственности  на основании
   пункта  1 статьи 122 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 102478
   рублей  10  копеек, на основании пункта 1 статьи 126 Кодекса в виде
   взыскания штрафа в размере 350 рублей.
       Решением  от  04.10.2006  заявленные  требования  удовлетворены
   частично.   Решение   инспекции   от   14.07.2006  N  277  признано
   недействительным    в    части    привлечения   предпринимателя   к
   ответственности  на  основании  пункта  1 статьи 126 Кодекса в виде
   штрафа  в  сумме  350  рублей,  на  основании  пункта  1 статьи 122
   Кодекса  в  виде  штрафа в сумме 97666 рублей 20 копеек за неуплату
   налога  на  добавленную стоимость за 2003 - 2004 годы, доначисления
   налога  на добавленную стоимость за 2003 - 2004 годы в сумме 488331
   рубля  51  копейки  и соответствующей суммы пеней. В удовлетворении
   остальной части требований отказано.
       Семнадцатый  арбитражный  апелляционный  суд  постановлением от
   25.12.2006 решение суда оставил без изменения.
       Федеральный  арбитражный  суд  Уральского округа постановлением
   от   28.03.2007   решение   первой  и  постановление  апелляционной
   инстанций оставил без изменения.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший  Арбитражный  Суд Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в  порядке  надзора  судебных  актов  по
   настоящему   делу   инспекция   просит  их  отменить,  ссылаясь  на
   неправильное применение судами норм права.
       Проверив   обоснованность   доводов,  изложенных  в  заявлении,
   коллегия  судей  считает,  что  настоящее  дело подлежит передаче в
   Президиум   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  для
   проверки  оспариваемых  судебных  актов  в  порядке надзора в части
   признания  недействительным  решения  инспекции о начислении налога
   на   добавленную   стоимость  в  сумме  488331  рубля  51  копейки,
   соответствующих   сумм  пеней,  привлечения  к  ответственности  на
   основании  пункта  1  статьи  122 Кодекса в виде взыскания штрафа в
   размере 97666 рублей 20 копеек.
       Удовлетворяя  заявление  в  названной  части,  суды исходили из
   того,   что   инспекция   в   целях  определения  суммы  налога  на
   добавленную  стоимость,  подлежащей  уплате  в  бюджет, должна была
   применить  расчетный  метод  в соответствии с подпунктом 7 пункта 1
   статьи 31 и пунктом 7 статьи 166 Кодекса.
       Однако судами не учтено следующее.
       Согласно  подпункту  7  пункта  1  статьи  31 Кодекса налоговые
   органы   вправе   определять  суммы  налогов,  подлежащие  внесению
   налогоплательщиками  в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем
   на  основании  имеющейся  у  них  информации о налогоплательщике, а
   также  данных  об  иных  аналогичных  налогоплательщиках  в случаях
   отказа   налогоплательщика  допустить  должностных  лиц  налогового
   органа   к   осмотру  (обследованию)  производственных,  складских,
   торговых    и    иных    помещений   и   территорий,   используемых
   налогоплательщиком   для   извлечения   дохода   либо  связанных  с
   содержанием  объектов  налогообложения,  непредставления  в течение
   более  двух  месяцев  налоговому  органу  необходимых  для  расчета
   налогов  документов,  отсутствия  учета  доходов  и расходов, учета
   объектов   налогообложения   или   ведения   учета   с   нарушением
   установленного   порядка,   приведшего  к  невозможности  исчислить
   налоги.
       Пунктом  1  статьи  166  Кодекса  установлен порядок исчисления
   налога  на  добавленную  стоимость,  согласно которому сумма налога
   при  определении  налоговой  базы  в соответствии со статьями 154 -
   159  и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке
   процентная  доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма
   налога,  полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых
   отдельно  как  соответствующие  налоговым  ставкам  процентные доли
   соответствующих налоговых баз.
       Согласно  пункту  7  статьи  166  Кодекса в случае отсутствия у
   налогоплательщика   бухгалтерского   учета   или   учета   объектов
   налогообложения   налоговые  органы  имеют  право  исчислять  суммы
   налога,  подлежащие  уплате, расчетным путем на основании данных по
   иным аналогичным налогоплательщикам.
       В  соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик
   имеет   право   уменьшить   общую   сумму   налога,  исчисленную  в
   соответствии  со  статьей  166  Кодекса, на установленные настоящей
   статьей налоговые вычеты.
       Вычетам  подлежат,  в  частности,  суммы  налога, предъявленные
   налогоплательщику  при  приобретении  товаров  (работ,  услуг)  для
   осуществления  операций,  признаваемых объектами налогообложения, а
   также  товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт
   2 статьи 171 Кодекса).
       Согласно  статье  172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные
   статьей  171  Кодекса,  производятся  на  основании  счетов-фактур,
   выставленных   продавцами   при   приобретении   налогоплательщиком
   товаров  (работ,  услуг),  документов,  подтверждающих  фактическую
   уплату  сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога,
   удержанного  налоговыми агентами, либо на основании иных документов
   в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
       Вычетам   подлежат,   если  иное  не  установлено  статьей  171
   Кодекса,  только  суммы  налога,  предъявленные налогоплательщику и
   уплаченные   им   при  приобретении  товаров  (работ,  услуг)  либо
   фактически   уплаченные   ими   при  ввозе  товаров  на  таможенную
   территорию  Российской  Федерации, после принятия на учет указанных
   товаров  (работ,  услуг)  и  при  наличии соответствующих первичных
   документов.
       Обязанность   подтверждать   правомерность   и   обоснованность
   налоговых     вычетов     первичной    документацией    лежит    на
   налогоплательщике    -    покупателе    товаров   (работ,   услуг),
   имущественных   прав,  поскольку  именно  он  выступает  субъектом,
   применяющим  при  исчислении  итоговой  суммы налога на добавленную
   стоимость,   подлежащей   уплате   в  бюджет,  вычет  сумм  налога,
   начисленных поставщиком.
       Данная  правовая  позиция  изложена  в Постановлении Президиума
   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от 30.01.2007 N
   10963/06.
       В   данном   случае  поскольку  предприниматель  обоснованность
   примененных  налоговых  вычетов  по налогу на добавленную стоимость
   не  доказал,  инспекция  правомерно  не  приняла  в  полном  объеме
   заявленные  им  налоговые  вычеты, приняв в качестве таковых только
   суммы,  уплаченные предпринимателем открытому акционерному обществу
   "Каменск-Уральский   литейный  завод"  и  подтвержденные  последним
   первичными   документами,   полученными   инспекцией  в  результате
   проведенных мероприятий по выявлению контрагентов предпринимателя.
       Учитывая,  что  налог  на  добавленную стоимость исчисляется по
   правилам  статьи  166  Кодекса,  а  применение налоговых вычетов не
   входит   в   порядок   исчисления   налога  и  предусмотрено  иными
   положениями  Кодекса,  в  частности, статьями 171, 172, у инспекции
   отсутствовали  правовые основания для применения расчетного метода,
   предусмотренного  пунктом 7 статьи 166 Кодекса, в целях определения
   суммы налоговых вычетов.
       Таким   образом,   оснований   для  признания  недействительным
   решения инспекции в вышеуказанной части не имелось.
       Поскольку  оспариваемые  судебные  акты, принятые по настоящему
   делу,   основаны   на  неправильном  применении  норм  права,  дело
   подлежит  передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской
   Федерации  на  предмет их отмены в части признания недействительным
   решения  инспекции  о  начислении налога на добавленную стоимость в
   сумме   488331   рубля  51  копейки,  соответствующих  сумм  пеней,
   привлечения  к  ответственности  на  основании  пункта 1 статьи 122
   Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 97666 рублей 20 копеек.
       Руководствуясь    статьями    299,    300,   304   Арбитражного
   процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  Судебная коллегия
   Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   
                               определила:
   
       передать  в  Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
   Федерации  дело  N  А60-20550/06-С8  Арбитражного суда Свердловской
   области  для  пересмотра  в  порядке надзора решения от 04.10.2006,
   постановления  Семнадцатого  арбитражного  апелляционного  суда  от
   25.12.2006   и   постановления   Федерального   арбитражного   суда
   Уральского округа от 28.03.2007 по указанному делу.
       Предложить  лицам,  участвующим  в  деле,  представить  отзыв в
   Президиум   Высшего   Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  на
   заявление   о  пересмотре  судебных  актов  в  порядке  надзора  до
   01.10.2007.
   
                                                  Председательствующий
                                                          Е.Н.ЗАРУБИНА
   
                                                                 Судьи
                                                            О.Л.МУРИНА
                                                          В.М.ТУМАРКИН
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное