Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 01.08.2007 N 4544/07 ПО ДЕЛУ N А65-6621/2006-СА1-7 НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ НДС В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, НЕ ОБЯЗАНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ПО МЕСТУ СВОЕГО УЧЕТА СООТВЕТСТВУЮЩУЮ НАЛОГОВУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО НДС, КАК ЭТО ПРЕДУСМОТРЕНО П. 5 СТ. 174 НК РФ.

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 1 августа 2007 г. N 4544/07
   
                       О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
             ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Судебная   коллегия   Высшего   Арбитражного   Суда  Российской
   Федерации  в  составе  председательствующего  судьи  Муриной  О.Л.,
   судей Зориной М.Г. и Поповченко А.А.,
       рассмотрев    в    судебном    заседании   материалы   дела   N
   А65-6621/2006-СА1-7   Арбитражного  суда  Республики  Татарстан  по
   заявлению  Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы N 11
   по  Республике  Татарстан  (ул. Студенческая, д. 35, г. Нижнекамск,
   Республика   Татарстан,   423570)   к   обществу   с   ограниченной
   ответственностью  "Сельмехмонтаж"  (дер. Нижние Челны, Нижнекамский
   район,  Республика  Татарстан, 423587) о взыскании с него налоговых
   санкций в размере 511302,90 руб.,
   
                               установила:
   
       общество   с   ограниченной   ответственностью  "Сельмехмонтаж"
   обратилось   в   Высший  Арбитражный  Суд  Российской  Федерации  с
   заявлением  о пересмотре в порядке надзора решения от 01.06.2006 по
   делу  N А65-6621/2006-СА1-7 Арбитражного суда Республики Татарстан,
   постановления    апелляционной    инстанции    от    31.07.2006   и
   постановления  Федерального арбитражного суда Поволжского округа от
   14.11.2006 по тому же делу.
       Рассмотрев  доводы, приведенные в заявлении, и изучив материалы
   дела,  коллегия  судей  пришла  к  выводу, что заявление общества о
   передаче  дела  в  Президиум  Высшего  Арбитражного Суда Российской
   Федерации подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
       Как   следует   из   материалов  дела,  Межрайонной  инспекцией
   Федеральной  налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее -
   инспекция,  налоговый  орган) проведена выездная налоговая проверка
   общества  с  ограниченной ответственностью "Сельмехмонтаж" (далее -
   общество,   организация)   по   вопросам  правильности  исчисления,
   удержания, уплаты и перечисления налогов.
       По  результатам проверки инспекцией составлен акт от 25.01.2006
   N  1/214  и  вынесено  решение  от 22.02.2006 N 6/214 о привлечении
   общества  к  налоговой  ответственности  за  совершение  налогового
   правонарушения  по пункту 2 статьи 119, пункту 1 статьи 122, статье
   123  и  пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации
   (далее  -  Кодекс)  всего  на сумму 627192,20 руб. Этим же решением
   обществу  доначислены  суммы  налогов  и  пени,  а также предложено
   внести   необходимые   исправления  в  бухгалтерский  учет,  подать
   необходимые сведения в налоговый орган.
       Налоговый  орган  в  ходе  проверки  правильности  исчисления и
   уплаты  налога  на  добавленную стоимость установил, что общество в
   2003  -  2004  гг.  применяло упрощенную систему налогообложения. В
   2003  -  2004  гг.  общество  выставляло покупателю счета-фактуры с
   выделением   сумм   налога   на  добавленную  стоимость.  При  этом
   полученный  от  покупателя налог обществом не исчислялся и в бюджет
   не  перечислялся.  В  ходе  проверки общество представило налоговые
   декларации  по  налогу  на  добавленную  стоимость  за  1,  2, 3, 4
   кварталы  2003  года  и  1,  2,  3, 4 кварталы 2004 года. По мнению
   налогового   органа,   несвоевременное   представление   деклараций
   является   нарушением   пункта   5  статьи  174  Кодекса  и  влечет
   ответственность по пункту 2 статьи 119 Кодекса.
       В  связи  с  неисполнением  обществом  в  добровольном  порядке
   решения  от  22.02.2006 N 6/214 и требования от 22.02.2006 N 556 об
   уплате  налоговых санкций, инспекция обратилась в арбитражный суд с
   заявлением   о  взыскании  с  общества  511302,90  руб.  штрафа  на
   основании  пункта 2 статьи 119 Кодекса за непредставление налоговых
   деклараций  по налогу на добавленную стоимость за 2003 г. и 2004 г.
   в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 174 Кодекса.
       Решением   суда   первой  инстанции  от  01.06.2006  заявленное
   требование инспекции удовлетворено.
       Постановлением   апелляционной   инстанции   от   31.07.2006  и
   постановлением  Федерального  арбитражного  суда Поволжского округа
   от   14.11.2006   решение   суда  первой  инстанции  оставлено  без
   изменения.
       Удовлетворяя   требования   инспекции,  суды  руководствовались
   положениями  статьи  23,  пункта 2 статьи 119, пункта 5 статьи 173,
   пункта  5  статьи  174,  пункта  2 статьи 346.11 Налогового кодекса
   Российской Федерации.
       Из  анализа  указанных  норм суды пришли к выводу, что Кодексом
   установлена   безусловная   обязанность   представления   налоговой
   декларации,  в том числе и лицами, перечисленными в пункте 5 статьи
   173  Кодекса, приравненными к налогоплательщикам. Следовательно, по
   мнению   судов,   общество   правомерно   привлечено   к  налоговой
   ответственности,  предусмотренной  пунктом  2 статьи 119 Кодекса за
   непредставление  налоговых  деклараций  по  налогу  на  добавленную
   стоимость.   При   этом   основанием  для  привлечения  общества  к
   налоговой  ответственности  по пункту 2 статьи 119 Кодекса является
   пункт  5  статьи 174 Кодекса, обязывающий лиц, указанных в пункте 5
   статьи  173  Кодекса,  к которым относится и общество, представлять
   налоговую  декларацию  по уплачиваемому налогу в налоговый орган по
   месту своего учета.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший  Арбитражный  Суд Российской
   Федерации,  общество просит отменить судебные акты по данному делу,
   поскольку  они нарушают единообразие судебной практики. Организация
   считает  незаконным  применение  к  ней ответственности по пункту 2
   статьи  119  Кодекса  в  связи  со  следующим.  По мнению общества,
   ответственность,  предусмотренная  статьей  119 Кодекса, может быть
   применена   только   к  налогоплательщику.  Общество  с  01.01.2003
   переведено  на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем не
   являлось  плательщиком  налога  на  добавленную  стоимость  в  силу
   пункта 2 статьи 346.11 Кодекса.
       Проверив   обоснованность   доводов,  изложенных  в  заявлении,
   коллегия   судей  считает,  что  выводы  судов  в  части  признания
   правомерным  взыскания  с  общества  налоговой  санкции по пункту 2
   статьи 119 Кодекса являются ошибочными по следующим основаниям.
       Судами   первой  и  апелляционной  инстанций  установлено,  что
   общество  с 01.01.2003 на основании уведомления от 11.12.2002 N 155
   применяло    упрощенную    систему   налогообложения   с   объектом
   налогообложения  -  доходы.  Однако  в течение 2 - 4 кварталов 2003
   года  и  2  - 4 кварталов 2004 года общество выставляло в адрес УКС
   при   фонде   газификации   Республики  Татарстан  счета-фактуры  с
   выделением суммы налога на добавленную стоимость.
       В  силу  статьи  23  Кодекса налогоплательщик обязан уплачивать
   законно  установленные  налоги  и представлять в налоговый орган по
   месту  учета  в  установленном  порядке налоговые декларации по тем
   налогам,  которые  он  обязан  уплачивать,  если  такая обязанность
   предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
       В  соответствии  с  пунктом  2 статьи 346.11 Кодекса применение
   упрощенной  системы  налогообложения  организациями предусматривает
   замену  уплаты  налога  на  прибыль  организаций,  налога с продаж,
   налога  на  имущество  организаций  и  единого  социального  налога
   уплатой  единого  налога, исчисляемого по результатам хозяйственной
   деятельности   организацией   за   налоговый  период.  Организации,
   применяющие   упрощенную  систему  налогообложения,  не  признаются
   налогоплательщиками    налога    на   добавленную   стоимость,   за
   исключением  налога  на добавленную стоимость, подлежащего уплате в
   соответствии  с  настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную
   территорию Российской Федерации.
       В  соответствии  с  пунктом  5 статьи 173 Кодекса сумма налога,
   подлежащая  уплате  в  бюджет,  исчисляется  лицами, не являющимися
   налогоплательщиками    в    случае   выставления   ими   покупателю
   счета-фактуры с выделением суммы налога.
       Пунктом   5   статьи   174  Кодекса  предусмотрена  обязанность
   налогоплательщиков,  в  том  числе  перечисленных в пункте 5 статьи
   173  Кодекса, представить в налоговые органы по месту своего учета,
   соответствующую  налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа
   месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
       Таким  образом,  на  обществе лежит обязанность по перечислению
   выделенного   в   счете-фактуре   и   неправомерно  полученного  от
   покупателя  налога  на  добавленную  стоимость, что и предусмотрено
   пунктом 5 статьи 173 Кодекса.
       В  соответствии  с пунктом 2 статьи 119 Кодекса непредставление
   налогоплательщиком   налоговой   декларации  в  налоговый  орган  в
   течение    более    180    дней    по    истечении   установленного
   законодательством  о  налогах  срока представления такой декларации
   влечет  взыскание  штрафа  в  размере  30  процентов  суммы налога,
   подлежащей  уплате  на основе этой декларации, и 10 процентов суммы
   налога,  подлежащей  уплате  на  основе  этой декларации, за каждый
   полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
       Следовательно,    согласно   статье   119   Кодекса   субъектом
   ответственности      за     непредставление     в     установленный
   законодательством  о  налогах  и сборах срок налоговой декларации в
   налоговый орган по месту учета является налогоплательщик.
       Поскольку   общество   не   являлось   плательщиком  налога  на
   добавленную   стоимость   в  связи  с  переходом  с  01.01.2003  на
   упрощенную  систему  налогообложения,  к  предпринимателю  не могла
   быть  применена  ответственность  в  соответствии  со  статьей  119
   Кодекса.  Налоговая  ответственность  за  непредставление налоговой
   декларации  в  установленный  законодательством  срок предусмотрена
   только  в  отношении налогоплательщиков, которым общество в спорный
   период не являлось.
       Поэтому  вывод  судов о том, что общество может быть привлечено
   к ответственности по статье 119 Кодекса является ошибочным.
       Общество    не   подпадает   под   понятие   налогоплательщиков
   (налоговых  агентов),  перечисленных в пункте 5 статьи 173 Кодекса,
   поэтому  у  него нет обязанности представлять в налоговые органы по
   месту  своего  учета соответствующую налоговую декларацию по налогу
   на  добавленную  стоимость,  как это предусмотрено пунктом 5 статьи
   174 Кодекса.
       При  изложенных  обстоятельствах,  оспариваемые  судебные  акты
   нарушают  единообразие в толковании и применении судами норм права,
   и   в   силу   статьи   304  Арбитражного  процессуального  кодекса
   Российской  Федерации  дело  подлежит  передаче в Президиум Высшего
   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации  для  его  пересмотра  в
   порядке  надзора  в  целях  отмены  решения от 01.06.2006 по делу N
   А65-6621/2006-СА1-7   Арбитражного   суда   Республики   Татарстан,
   постановления    апелляционной    инстанции    от    31.07.2006   и
   постановления  Федерального арбитражного суда Поволжского округа от
   14.11.2006 по тому же делу.
       Руководствуясь    статьями    299,    300,   304   Арбитражного
   процессуального   кодекса   Российской  Федерации,  коллегия  судей
   Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   
                               определила:
   
       1.  Передать  в  Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской
   Федерации  дело  N А65-6621/2006-СА1-7 Арбитражного суда Республики
   Татарстан  для  пересмотра в порядке надзора решения от 01.06.2006,
   постановления    апелляционной    инстанции    от    31.07.2006   и
   постановления  Федерального арбитражного суда Поволжского округа от
   14.11.2006 по тому же делу.
       2.  Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему
   документов лицам, участвующим в деле.
       3.  Предложить  лицам, участвующим в деле, представить отзывы в
   Президиум   Высшего   Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  на
   заявление   о  пересмотре  судебных  актов  в  порядке  надзора  до
   20.08.07.
   
                                            Председательствующий судья
                                                            О.Л.МУРИНА
   
                                                                 Судья
                                                            М.Г.ЗОРИНА
   
                                                                 Судья
                                                        А.А.ПОПОВЧЕНКО
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное