УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
22 марта 2007 г. N 0100/2872-07-34
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РЕГИСТРАЦИЯ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАДИАЦИОННОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ОБЛУЧЕНИЮ
Методические рекомендации определяют порядок организации работ
по регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и
подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных
аварий и инцидентов.
В методических рекомендациях даны определения категорий лиц,
подлежащих регистрации, и порядок их регистрации в организациях
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека.
Методические рекомендации разработаны: д.м.н. Романовичем
И.К., д.м.н. профессором Шубиком В.М., к.ф.-м.н. Сукальской С.Я.
(ФГУН НИИРГ имени профессора П.В.Рамзаева Роспотребнадзора),
к.м.н. Перминовой Г.С., Липатовой О.В., Степановым В.С.
(Роспотребнадзор), к.м.н. Тутельян О.Е. (ФГУЗ "Федеральный центр
гигиены и эпидемиологии").
1. Обшие положения
1.1. Регистрация лиц, пострадавших от радиационного
воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате
чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов
проводится организациями Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004
г. N 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2004 г., N
28, ст. 2899) и в целях реализации приказа Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N
233 от 08.08.06 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции
Российской Федерации. Регистрационный N 8262 от 14 сентября 2006
г.).
1.2. Для осуществления регистрации лиц, пострадавших от
радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в
результате чернобыльской и других радиационных катастроф и
инцидентов на базе Федерального государственного учреждения
здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии"
Роспотребнадзора создается приказом руководителя учреждения
Федеральный банк данных на лиц, пострадавших от радиационного
воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате
чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов (далее
- ФБД ЛПРВ), который является федеральным уровнем банка.
В организациях Роспотребнадзора ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации приказом главного
врача по согласованию с руководителем управления Роспотребнадзора
по субъекту Российской Федерации создаются и функционируют
региональные банки лиц, пострадавших от радиационного воздействия
и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской
и других радиационных катастроф и инцидентов (далее - РБД ЛПРВ).
ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ составляют единый банк данных, работают по
единому методическому и программному обеспечению и включают в себя
данные в соответствии с настоящими рекомендациями.
Деятельность ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ координируется Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека.
Научное, методическое и программное сопровождение обеспечивает
Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены им. профессора
П.В.Рамзаева (Роспотребнадзора).
2. Основные пределы доз облучения населения и персонала
при нормальных условиях эксплуатации источников
ионизирующего излучения
2.1. В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О
радиационной безопасности населения" и Нормами радиационной
безопасности (НРБ-99) СП 2.6.1.758-99 (ст. 3.1.) на территории
Российской Федерации установлены следующие допустимые пределы доз
облучения в результате использования источников ионизирующего
излучения:
- для населения годовая эффективная доза в среднем за любые
последовательные 5 лет равна 1 мЗв, но не более 5 мЗв в год или
эффективная доза за период жизни (70 лет) - 70 мЗв (начало периода
введено с 1 января 2000 года); таким образом, в отдельные годы
допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что
средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять
последовательных лет, не превысит 1 мЗв;
- для работников годовая эффективная доза в среднем за любые
последовательные 5 лет равна 20 мЗв, но не более 50 мЗв в год или
эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1000
мЗв (начало периода введено с 1 января 2000 года); таким образом,
допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 50 мЗв при
условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять
последовательных лет, не превысит 20 мЗв;
- нормируется также эквивалентная доза за год в хрусталике
глаза, составляющая для персонала группы А 150 мЗв, населения - 15
мЗв, а также коже (соответственно 500 и 50 мЗв), кистях и стопах
(500 и 50 мЗв).
3. Категории граждан, подлежащих регистрации
в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ
3.1. Регистрации подлежат все лица, вновь выявленные начиная с
1 июля 2004 года, пострадавшие от радиационного воздействия и
подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и
других радиационных катастроф и инцидентов.
3.2. Регистрации в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ подлежат:
3.2.1. Лица, пострадавшие от радиационного воздействия, у
которых в результате радиационной аварии возникли
детерминированные или другие эффекты, в отношении которых
экспертными советами или иными уполномоченными организациями
диагностирована и официально установлена причинно-следственная
связь с аварийным облучением (далее - пострадавшие <*>), в том
числе при отсутствии данных о полученной дозе облучения (в
результате прошлых аварий).
--------------------------------
<*> В группу "пострадавших" переводятся и те лица из группы
"облученных", у которых установлена связь возникшего в последствии
заболевания с воздействием радиации. Тем самым устанавливается
надзор за возникновением детерминированных или других эффектов.
3.2.2. Лица из числа персонала, подвергшиеся радиационному
воздействию в результате радиационной аварии или планируемого
повышенного облучения с годовой эффективной дозой или накопленной
за трудовую деятельность более установленных основных пределов доз
- раздел 2. (т.е. более 20 мЗв в среднем за любые последовательные
5 лет, с эффективной дозой более 50 мЗв за год, годовой
эквивалентной дозой на хрусталик глаза более 150 мЗв, коже, кистях
и стопах более 500 мЗв, или имеющие за трудовую деятельность (50
лет) эффективную дозу более 1000 мЗв (далее - облученные).
3.2.3. Лица из населения, подвергшиеся аварийному облучению с
годовой эффективной дозой или накопленной за период жизни более
установленных пределов доз, раздел 2. (т.е. более 1 мЗв в среднем
за любые последовательные 5 лет, с эффективной дозой более 5 мЗв в
год, годовой эквивалентной дозой на хрусталик глаза более 15 мЗв,
коже, кистях и стопах более 50 мЗв, или имеющие за период жизни
(70 лет) эффективную дозу более 70 мЗв (далее - облученные).
4. Информация, включаемая в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ
4.1. Банк должен содержать данные:
4.1.1. О пострадавших и облученных лицах в соответствии с
приказом Роспотребнадзора от 8 августа 2006 года N 233 Приложения
N 1 "Сведения о лицах, пострадавших от радиационного воздействия и
подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и
других радиационных катастроф и инцидентов".
В разделе "Сведения об облучении", указанного выше приложения,
при регистрации пострадавших и облученных лиц вносится информация
о полученной индивидуальной дозе. Для определения индивидуальных
доз облучения используются:
- прямые измерения с помощью индивидуальных дозиметров
(персональные дозы облучения граждан);
- результаты расчетов индивидуальной дозы облучения граждан на
основе данных контроля радиационной обстановки, а также полученных
с помощью фантомов и счетчиков излучений человека;
- реконструкция индивидуальной дозы облучения граждан по
биологическим, биохимическим и биофизическим эффектам в облученном
организме;
- реконструкция индивидуальной дозы облучения граждан по
радиационным эффектам в различных материалах.
Контроль и учет индивидуальных доз облучения граждан
проводится на основе единого нормативного, методического,
метрологического и информационного обеспечения. При внесении
данных необходимо указать источник их получения (из выше
перечисленных).
4.1.2. Об организациях (только на региональном уровне),
использующих источники ионизирующего излучения, в которых были
зарегистрированы радиационные аварии или инциденты, последствия
которых привели к появлению пострадавших лиц, по следующим (шести)
ниже перечисленным позициям:
- наименование организации;
- категория объекта;
- физическая характеристика используемых источников
(рентгеновские, радиоизотопные и их активность);
- количество персонала группы А и группы Б;
- сведения о ранее произошедших на предприятии авариях;
- сведения об организации радиационного контроля, в том числе
индивидуального (где и кто проводит);
- а также следующая документация на бумажном носителе: копия
материалов по расследованию аварии (инцидента) - акт расследования
радиационной аварии (инцидента); санитарно-эпидемиологическая
экспертиза условий труда работников и условий воздействия
радиационного облучения на население (в том числе профессионалов)
в условиях радиационной аварии.
5. Основные цели и задачи ФБД ЛПРВ
5.1. Основной целью работы ФБД ЛПРВ является регистрация
пострадавших и облученных лиц на Федеральном уровне.
5.2. Основными задачами ФБД ЛПРВ являются:
- регистрация пострадавших лиц;
- контроль за накопленными дозами профессионального и
аварийного облучения пострадавших лиц;
- профилактика превышения основных дозовых пределов при
работах с использованием источников ионизирующего излучения и
детерминированных эффектов у лиц из персонала и населения,
пострадавших при радиационных авариях и инцидентах.
5.3. Обеспечение единых методов сбора, обработки и
автоматизированного учета пострадавших лиц, анализ и хранение
информации.
6. Федеральный уровень банка данных на пострадавших
и облученных лиц обеспечивает:
6.1. Ведение Федерального банка на пострадавших и облученных
лиц.
6.2. Сбор и хранение информации в электронном виде в формате
базы данных ФБД ЛПРВ.
6.3. Ежегодное обобщение и анализ доз облучения отдельно по
субъектам и в целом по Российской Федерации.
6.4. ежегодное в срок до 1 июня после отчетного года, а также
по запросам представление в Федеральную службу по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека информации о
зарегистрированных лицах, пострадавших и облученных.
6.5. Конфиденциальность информации, поступающей и хранящейся в
ФБД ЛПРВ.
7. Основные цели и задачи РБД ЛПРВ
7.1. Основной целью работы РБД ЛПРВ является регистрация
пострадавших и облученных лиц на уровне субъекта.
7.2. Получение оперативной информации о превышении основных
дозовых пределов облучения персонала и аварийного облучения
населения.
7.3. Профилактика случаев превышения основных пределов доз.
7.4. Выделение лиц с "критическими" (приближающимися к
гигиеническому нормативу или недостоверными) дозами облучения и
динамическое наблюдение за дозами облучения этих лиц в течение 5
лет (в соответствии с требованиями НРБ-99).
7.5. Получение и хранение информации об аварийных ситуациях,
лицах пострадавших в аварийных и радиационных инцидентах, и дозах
их облучения.
7.6. Связь с органами управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения лиц,
пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся облучению
выше установленных основных пределов доз, а также о лицах, у
которых установлена связь заболевания, инвалидности, смерти с
радиационным воздействием.
7.7. Хранение информации о расследовании аварий и инцидентов.
7.8. Подготовка информации для Федерального банка данных.
7.9. Взаимосвязь с региональными и федеральным банками данных
(на базе ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии"
Роспотребнадзора) по форме N 1-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц
из персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных
источников ионизирующего излучения" и N 2-ДОЗ "Сведения о дозах
облучения лиц из персонала в условиях радиационной аварии или
планируемого повышенного облучения, а также лиц из населения,
подвергшегося аварийному облучению".
8. Порядок работы по регистрации пострадавших
и облученных лиц на уровне субъекта
Российской Федерации
8.1. Основанием для включения определенного (конкретного) лица
в Федеральный банк является установление факта отнесения его к
одной их категорий лиц, критерии которых определены в разделе 2
настоящих методических рекомендаций.
8.2. Для рассмотрения и принятия решения о необходимости
внесении конкретного лица в Федеральный банк на региональном или
на федеральном уровне следует:
8.2.1. Получить информацию о дозах облучения конкретного лица,
полученную в результате аварии или инцидента по формам 2-ДОЗ.
8.2.2. Запросить и получить в официальном виде (заверенную
руководителем организации) информацию о дозах облучения указанного
лица за предыдущие 5 лет.
8.2.3. Получить официальную информацию о дозах облучения
конкретного лица из банка данных по форме N 1-ДОЗ.
8.2.4. Оценить полученные дозы на соответствие основным
дозовым пределам и критериям, определенным в п. 3.2. настоящего
документа (достоверность и сопоставимость данных, полученных из
2-х источников, а также при надзоре за данным учреждением).
8.2.5. Получить материалы о расследовании случая превышения
гигиенического норматива.
8.2.6. На основании оценки полученных данных решить вопрос о
необходимости передачи информации о конкретном облученном лице на
федеральный уровень или включить его в "контингент наблюдения", в
любом случае на уровне субъекта Российской Федерации осуществлять
динамическое наблюдение за накопленной дозой облучения
зарегистрированных лиц в течение 5 последующих лет.
8.2.7. Зарегистрировать пострадавших лиц, заболевание,
инвалидность и смертность которых признаны связанными с
радиационным воздействием. Регистрируются в банках, как на
региональном, так и на федеральном уровнях, по официальным данным
органов управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
8.2.8. При решении о необходимости передачи информации о
пострадавших, облученных на федеральный уровень банка -
подготовить документы на каждого человека в соответствии и по
форме вышеупомянутого приказа и направить информацию в ФГУЗ
"Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора
(Москва, Варшавское шоссе, 18).
8.2.9. "Контингент наблюдения" - в указанный контингент
включаются лица доза облучения которых:
- в настоящем году превысила годовую дозу в 20 мЗв у
профессионалов или 1 мЗв у лиц из населения;
- если сведения об облучении за предыдущие 5 лет неизвестны (и
отсутствуют данные по форме 1-ДОЗ);
- если был использован расчетный метод с неизвестными
составляющими (например: при неизвестном времени облучения
человека).
9. Региональный уровень банка данных на пострадавших
и облученных лиц обеспечивает:
9.1. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской
Федерации:
9.1.1. Проводят, в том числе при осуществлении надзорных
мероприятий, выявление лиц, подвергшихся воздействию радиационной
аварии и оценку индивидуальных доз облучения.
9.1.2. Организуют и контролируют работу по регистрации
пострадавших лиц.
9.1.3. Координируют работу по обеспечению ведения региональных
банков данных (РБД ЛПРВ) и хранение информации на лиц,
пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся
радиационному облучению в результате чернобыльской и других
радиационных катастроф и инцидентов, проживающих на территории
соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по
восстановлению информации с 1 июля 2004 года.
9.1.4. Обеспечивают конфиденциальность информации РБД ЛПРВ.
9.1.5. Организуют ежегодно передачу информации в ФБД ЛПРВ в
электронном виде в формате единого программного обеспечения по
форме согласно приложению к приказу Роспотребнадзора от 08.08.2006
г. N 233 "О регистрации пострадавших от радиационного воздействия
и подвергшихся радиационному облучению в результате Чернобыльской
и других радиационных катастроф и инцидентов" в срок до 1 мая
после отчетного года.
9.2. Федеральные государственные учреждения здравоохранения
"Центры гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах
Российской Федерации:
9.2.1. Осуществляют санитарно-эпидемиологическую экспертизу
условий Труда работников и условий воздействия радиационного
облучения на население (в том числе персонал) в условиях
радиационной аварии.
9.2.2. На основании материалов по расследованию радиационной
аварии составляют регистрационную форму.
9.2.3. Обеспечивают конфиденциальность информации.
9.2.4. Обеспечивают ведение Федерального банка на пострадавших
и облученных лиц на уровне субъекта Российской Федерации.
9.2.5. Осуществляют сбор и хранение информации в электронном
виде в формате базы данных ФБД ЛПРВ и передачу ее в ФБД ЛПРВ.
9.2.6. Проводят ежегодное обобщение и анализ состояния банка
данных на пострадавших и облученных лиц по субъекту Российской
Федерации. Организуют взаимодействие с региональным банком данных
по формам N 1-ДОЗ и 2-ДОЗ с целью выявления лиц, подлежащих
регистрации в ФБД ЛПРВ на региональном и федеральном уровнях.
9.2.7. Представляют ежегодно в срок до 1 апреля после
отчетного года, а также по запросам в управление Федеральной
службы по субъекту Российской Федерации информацию о
зарегистрированных пострадавших и облученных лицах и итогах
динамического наблюдения за лицами, включенными в "категорию
наблюдения".
9.2.8. Обеспечивают конфиденциальность информации,
передаваемой, поступающей и хранящейся в ФБД ЛПРВ.
|