ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 октября 2007 г. по делу N 10070/07
Резолютивная часть решения оглашена 3 октября 2007 года.
В полном объеме решение изготовлено 9 октября 2007 года.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Медведевой А.М., судей Куликовой В.Б.
и Моисеевой Е.М. при ведении протокола помощником судьи Проткиной
И.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное
хозяйство "Орошаемое" государственного научного учреждения
"Всероссийский научно-исследовательский институт орошаемого
земледелия" Российской академии сельскохозяйственных наук и
Российской академии сельскохозяйственных наук к Правительству
Российской Федерации, с участием третьих лиц: государственного
научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский
институт орошаемого земледелия" Российской академии
сельскохозяйственных наук и Федерального агентства по управлению
федеральным имуществом о признании недействительным распоряжения
Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об
утверждении прогнозного плана (программы) приватизации
федерального имущества на 2008 год и основных направлений
приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы в части
включения государственного унитарного предприятия
опытно-производственного хозяйства "Орошаемое" государственного
научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский
институт орошаемого земледелия" Российской академии
сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных
унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году
(пункт 2.182).
В судебном заседании присутствовали представители:
от заявителя: Государственного унитарного предприятия
опытно-производственного хозяйства "Орошаемое" - Егорова С.В. по
доверенности от 09.01.07 N 2;
от заявителя: Российской академии сельскохозяйственных наук -
Айдиев Р.А. по доверенности от 22.08.07 N 36-09/798 и Черняев Р.Ю.
по доверенности от 20.04.07 N 36-09/714;
от заинтересованного лица: Правительства Российской Федерации
Григорянц К.А. по доверенности от 30.08.07 N 13180-гг/Д02;
от третьего лица: Государственного научного учреждения
Всероссийского института орошаемого земледелия Российской академии
сельскохозяйственных наук - Козенко К.Ю. по доверенности от
01.08.07 N 56 и Нудьга М.А. по доверенности от 01.06.2007 N 50.
от третьего лица: Федерального агентства по управлению
федеральным имуществом - Григорьянц К.А. по доверенности от
10.07.07 N ЛП-04/19535.
Суд
установил:
государственное унитарное предприятие "Опытно-производственное
хозяйство "Орошаемое" государственного научного учреждения
"Научно-исследовательский институт орошаемого земледелия"
Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ГУП ОПХ
"Орошаемое" или хозяйство) и Российская академия
сельскохозяйственных наук (далее Россельхозакадемия) обратились в
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о
признании недействительным распоряжения Правительства Российской
Федерации от 29 апреля 2007 года N 543-р об утверждении
прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
на 2008 год и основных направлений приватизации федерального
имущества на 2008 - 2010 годы в части включения ГУП ОПХ
"Орошаемое" в перечень федеральных государственных унитарных
предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.182).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований на предмет спора, привлечены
Государственное научное учреждение "Научно-исследовательский
институт орошаемого земледелия" Российской академии
сельскохозяйственных наук (далее ВНИИ орошаемого земледелия или
научно-исследовательский институт) и Федеральное агентство по
управлению федеральным имуществом (далее ФАУФИ).
В обоснование требования заявители указали на то, что
названное распоряжение в оспариваемой части принято в нарушение
статей 5 и 6 Федерального закона "О науке и государственной
научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона "О
приватизации государственного и муниципального имущества" от
21.12.2001 N 178-ФЗ, и порядка разработки прогнозного плана
(программы) приватизации; приватизация ГУП ОПХ "Орошаемое"
приведет к разрушению технологического единства научной и
опытно-экспериментальной деятельности хозяйства и
научно-исследовательского института, прекращению прав
собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения ГУП ОПХ
"Орошаемое" на имущество, используемое в научно-производственной
деятельности. В заявлении о дополнении требований, представленном
в предварительном заседании, Россельхозакадемия указала также на
то, что включение ГУП ОПХ "Орошаемое" в прогнозный план
приватизации произведено в нарушение пункта 2.1.33 Указа
Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О
государственной программе приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации", в силу которого
хозяйство запрещено к приватизации.
В судебном заседании представители заявителей поддержали
заявленные требования. Представитель Россельхозакадемии исключил
из оснований признания недействительным оспариваемого
постановления несоответствие его пункту 2.1.33 Указа Президента
Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной
программе приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации" в связи с невозможностью представления
необходимых доказательств.
Представитель Правительства Российской Федерации и ФАУФИ
возражала против удовлетворения заявленных требований. Давая
пояснения суду, указала на то, что оспариваемое распоряжение
принято Правительством Российской Федерации в пределах его
компетенции, при утверждении прогнозного плана приватизации
федерального имущества на 2008 год были соблюдены Правила
разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального
имущества, утвержденные постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2005 N 806. Внесение ГУП ОПХ "Орошаемое" в
перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих
приватизации в 2008 году, было произведено с соблюдением
требований норм права, согласовано с Россельхозакадемией, которая
письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 дала согласие на включение ГУП
ОПХ "Орошаемое" в прогнозный план приватизации на 2008 год.
Оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителей, поскольку
приватизация хозяйства предполагается путем преобразования его в
открытое акционерное общество со стопроцентным участием в нем
Российской Федерации, которая сохраняет полный контроль над
деятельностью хозяйства и является гарантией сохранения характера
его деятельности.
Представитель научно-исследовательского института поддержал
заявленные требования, пояснив, что ГУП ОПХ "Орошаемое" подчинено
институту, вопрос о его приватизации с институтом не
согласовывался; ГУП ОПХ "Орошаемое" является единственным
предприятием соответствующей специфики, его опытное поле включает
полигоны новой дождевальной техники и управления факторами жизни
растений, стационары по изучению орошаемых севооборотов,
позволяющие проводить исследования по применению различной
оросительной техники, технологий возделывания многих
сельскохозяйственных культур и при изменении характера
деятельности предприятия будет остановлена научная деятельность
института, поскольку научные разработки и внедрение их в
производство не будут осуществляться.
Изучив материалы дела, исследовав представленные
доказательства, выслушав объяснения представителей участвующих в
деле лиц, суд находит, заявленные требования подлежащими
удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пунктам 1.4, 2.1, 2.2 устава ГУП ОПХ "Орошаемое"
создано с целью обеспечения успешного проведения
научно-исследовательских работ, предусмотренных тематическим
планом ВНИИ орошаемого земледелия, производственной проверки
научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в
области агротехнологий и методических основ повышения
эффективности агропромышленного производства на орошаемых землях;
находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии и в
организационно- методическом отношении подчиняется
научно-исследовательскому институту.
Имущество хозяйства закреплено за ним на праве хозяйственного
ведения.
ГУП ОПХ "Орошаемое" является единственным опытных хозяйством
из экспериментальной базы института, на базе которого
осуществляется научная деятельность.
Представленные в дело рабочие программы и отчеты
свидетельствуют о том, что ГУП ОПХ "Орошаемое" участвует в
осуществлении научно-исследовательских работ ВНИИ орошаемого
земледелия, таким образом, ГУП ОПХ "Орошаемое" относится к
предприятиям научного обслуживания, которое совместно с ВНИИ
орошаемого земледелия представляет единый научно-производственный
комплекс.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N
127 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" при
реорганизации государственной научной организации должно
обеспечиваться сохранение технологического единства научной и
(или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из
состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального,
опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных
баз.
Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008
год не содержит указания на способ приватизации включенных в него
предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13
Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации
государственного и муниципального имущества" предполагает
реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного
предприятия. Следовательно, в результате приватизации ГУП ОПХ
"Орошаемое" утрачивается гарантия сохранения основных направлений
деятельности хозяйства, а, следовательно, и сохранения единого
научно-производственного комплекса, прекращаются права
собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения
хозяйства на переданное ему имущество.
Статьей 8 названного Закона предусмотрено направление
федеральными органами исполнительной власти в Правительство
Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их
ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О
науке и государственной научно-технической политике" отраслевые
академии наук наделены правом создания, реорганизации и
ликвидации, входящих в их состав предприятий, учреждений,
организаций.
Надлежащих доказательств согласия Россельхозакадемии на
приватизацию ГУП ОПХ "Орошаемое" не представлено.
В силу пункта 35 устава Россельхозакадемии создание,
реорганизация, ликвидация, переподчинение учреждений, предприятий
и организаций академии, определение основных направлений их
деятельности относится исключительно к компетенции Президиума
Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии решения о
приватизации ГУП ОПХ "Орошаемое" не принимал, о чем
свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного
Президиумом по факту представления в ФАУФИ списка организаций
научного обслуживания и других опытно-производственных хозяйств и
предприятий для включения в прогнозный план приватизации
федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного не
представлено.
Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на
которое ссылается Правительство Российской Федерации в
подтверждение надлежащего согласования приватизации хозяйства,
таким доказательством не является, поскольку не содержит ссылки на
решение уполномоченного на это органа академии.
Включение ГУП ОПХ "Орошаемое" в прогнозный план (программу)
приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия
Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные
интересы, противоречит вышеуказанной норме права, а также
требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы)
приватизации федерального имущества, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, в
соответствии с которыми при подготовке программы приватизации
учитываются предложения федеральных органов власти, полномочия
которых Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей
федерального имущества на основании статьи 6 Федерального закона
"О науке и государственной научно-технической политике" и Указа
Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской
академии сельскохозяйственных наук".
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что
оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не
соответствует закону или иному нормативному правовому акту и
нарушает права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает
решение о признании этого акта недействительным.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198,
200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
признать недействительным распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении
прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
на 2008 год и основных направлений приватизации федерального
имущества на 2008 - 2010 годы в части включения государственного
унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство
"Орошаемое" государственного научного учреждения "Всероссийский
научно-исследовательский институт орошаемого земледелия"
Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень
федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к
приватизации в 2008 году (пункт 2.182) как не соответствующее
Федеральному закону "О приватизации государственного и
муниципального имущества".
Председательствующий судья
А.М.МЕДВЕДЕВА
Судья
В.Б.КУЛИКОВА
Судья
Е.М.МОИСЕЕВА
|