Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.08.2007 N ГКПИ07-627 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 7 ПРАВИЛ УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.10.2000 N 789

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 РЕШЕНИЕ
                   от 20 августа 2007 г. N ГКПИ07-627
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда
       Российской Федерации                            Толчеева Н.К.,
       при секретаре                                     Якиной К.А.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,
   
       рассмотрев  в  открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  М.  о  признании недействующим (в части) пункта 7 Правил
   установления  степени  утраты  профессиональной  трудоспособности в
   результате  несчастных  случаев  на производстве и профессиональных
   заболеваний,  утвержденных  Постановлением Правительства Российской
   Федерации от 16 октября 2000 года N 789,
   
                               установил:
   
       согласно   пункту   7   Правил   установления   степени  утраты
   профессиональной  трудоспособности  в результате несчастных случаев
   на  производстве  и профессиональных заболеваний (далее - Правила),
   утвержденных  Постановлением  Правительства Российской Федерации от
   16  октября  2000  г.  N  789  (в  редакции  от 1 февраля 2005 г.),
   освидетельствование  пострадавшего  в  учреждении медико-социальной
   экспертизы   проводится   на   основании   обращения   работодателя
   (страхователя),  страховщика,  по  определению суда (судьи) либо по
   самостоятельному  обращению пострадавшего или его представителя при
   представлении  акта  о несчастном случае на производстве или акта о
   профессиональном заболевании.
       М.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
   о  признании  пункта  7 Правил недействующим в части, требующей при
   обращении  пострадавшего  в учреждение медико-социальной экспертизы
   во  всех случаях представлять акт о профессиональном заболевании, в
   том  числе  в  случае установления профессионального заболевания до
   вступления  в  силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ
   "Об  обязательном  социальном  страховании от несчастных случаев на
   производстве  и  профессиональных заболеваний", что, по его мнению,
   противоречит  пункту  1  статьи  28 названного Федерального закона,
   статье  21  Основ  законодательства  Российской Федерации об охране
   здоровья  граждан  и  нарушает его (заявителя) права, поскольку при
   представлении  заключения НИИ гигиены труда и профзаболеваний РАМН,
   установившего  в  1989  году профессиональный характер возникшего у
   него   заболевания,   ему  на  основании  оспариваемой  нормы  было
   отказано в проведении освидетельствования.
       М.  в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом,
   не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
       Представители  Правительства Российской Федерации Тырина Т.В. и
   Шаронова  В.Н.  в  своих  возражениях указали на то, что Правила не
   могут  противоречить  статье  21  вышеупомянутых  Основ,  поскольку
   имеют  иной  предмет правового регулирования, в оспариваемом пункте
   воспроизведено      положение      федерального      закона,     не
   предусматривающего    возможность    проведения    обследования   в
   учреждении  медико-социальной  экспертизы  при  представлении иного
   документа, кроме акта о профессиональном заболевании.
       Выслушав   объяснения  представителей  заинтересованного  лица,
   обсудив  их  возражения  и  доводы  заявителя,  заслушав заключение
   прокурора  Генеральной  прокуратуры  Российской Федерации Масаловой
   Л.Ф.,   полагавшей  заявление  М.  удовлетворить,  суд  приходит  к
   следующим выводам.
       Оспариваемые  в  части Правила изданы Правительством Российской
   Федерации  на  основании  пункта 3 статьи 11 Федерального закона от
   24  июля  1998  г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании
   от   несчастных   случаев   на   производстве   и  профессиональных
   заболеваний"  и,  как  следует  из  их пункта 1, определяют порядок
   установления   учреждениями  медико-социальной  экспертизы  степени
   утраты   профессиональной   трудоспособности   лицами,  получившими
   повреждение   здоровья   в   результате   несчастных   случаев   на
   производстве и профессиональных заболеваний.
       Пункт  7 Правил по своему содержанию и смыслу, придаваемому ему
   в   правоприменительной   практике,   во   всех  случаях  исключает
   возможность  проведения  обследования  пострадавшего  в  учреждении
   медико-социальной  экспертизы  с  целью установления степени утраты
   им   профессиональной   трудоспособности   при  отсутствии  акта  о
   профессиональном заболевании.
       Данная  норма  в  части,  не допускающей возможность проведения
   обследования    пострадавшего    при    представлении    документа,
   подтверждающего  профессиональное заболевание, установленное у него
   в  соответствии  с  порядком,  действовавшим  до  вступления в силу
   Федерального  закона  "Об  обязательном  социальном  страховании от
   несчастных    случаев    на    производстве    и   профессиональных
   заболеваний",  не  может быть признана законной независимо от того,
   что  в  ней  воспроизведены положения пункта 1 статьи 13 названного
   Закона,   поскольку   он  подлежит  применению  к  правоотношениям,
   возникшим  после  введения  его  в  действие,  и  не содержит норм,
   обязывающих  пострадавших повторно подтверждать ранее установленное
   профессиональное заболевание.
       Согласно   абзацу   первому   пункта  1  статьи  28  указанного
   Федерального  закона  лицам,  получившим до вступления в силу этого
   Закона  увечье,  профессиональное заболевание либо иное повреждение
   здоровья,  связанные  с  исполнением  ими  трудовых  обязанностей и
   подтвержденные  в  установленном  порядке,  а  также лицам, имеющим
   право   на   возмещение   вреда   в  связи  со  смертью  кормильца,
   обеспечение    по    страхованию    производится   страховщиком   в
   соответствии  с  данным  Федеральным  законом  независимо от сроков
   получения   увечья,   профессионального   заболевания   либо  иного
   повреждения здоровья.
       Из  содержания приведенной нормы видно, что в ней предусмотрено
   предоставление  обеспечения  по  страхованию  лицам,  получившим до
   вступления   в  силу  этого  Закона  профессиональное  заболевание,
   подтвержденное  в  установленном  порядке. При этом оговорки о том,
   что    профессиональное    заболевание    должно    быть   повторно
   подтверждено,  не  содержится.  При анализе абзаца первого пункта 1
   статьи  28  Закона  в  единстве  с абзацем вторым того же пункта, в
   котором   говорится   о  правах  указанных  лиц  именно  на  момент
   вступления  Федерального  закона  в  силу,  также  следует, что для
   целей   обеспечения   по  страхованию  признается  профессиональное
   заболевание, подтвержденное в ранее установленном порядке.
       При  толковании  статьи  28  Закона  суд  учитывает  и правовую
   позицию     Конституционного     Суда     Российской     Федерации,
   сформулированную  им  в  Постановлении  от  24 мая 2001 г. N 8-П по
   делу  о  проверке  положений  части  первой  статьи  1  и  статьи 2
   Федерального  закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из
   районов  Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно
   которой  изменение законодателем ранее установленных условий должно
   осуществляться  таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания
   доверия  граждан  к  закону и действиям государства, предполагающим
   сохранение   разумной   стабильности   правового   регулирования  и
   недопустимость   внесения   произвольных  изменений  в  действующую
   систему  норм;  с  этим  связаны  законные  ожидания  граждан,  что
   приобретенное  ими  на  основе  действующего законодательства право
   будет уважаться властями и будет реализовано.
       Поэтому   отсутствие   в  статье  28  Федерального  закона  "Об
   обязательном   социальном  страховании  от  несчастных  случаев  на
   производстве  и  профессиональных  заболеваний"  прямого указания о
   повторном  подтверждении  профессионального  заболевания  во  вновь
   установленном  порядке, что означало бы отмену выданных до введения
   в  действие  этого  Закона  документов  о признании пострадавшими в
   результате  профессиональных  заболеваний  и  тем самым - отрицание
   приобретенного  этими лицами права на последующее возмещение вреда,
   следует  рассматривать  как  подтверждение  действительности  таких
   документов.
       В  соответствии  с  Правилами  возмещения работодателями вреда,
   причиненного   работникам  увечьем,  профессиональным  заболеванием
   либо  иным  повреждением  здоровья,  связанным  с  исполнением  ими
   трудовых   обязанностей,  утвержденными  Постановлением  Верховного
   Совета  Российской  Федерации  от  24  декабря  1992  г. N 4214-1 и
   действовавшими   до   вступления   в   силу   (6  января  2000  г.)
   Федерального  закона  "Об  обязательном  социальном  страховании от
   несчастных    случаев    на    производстве    и   профессиональных
   заболеваний",   доказательством   ответственности  работодателя  за
   причиненный    вред    признавалось    медицинское   заключение   о
   профессиональном    заболевании;    освидетельствование   во   ВТЭК
   производилось   при  представлении  акта  о  несчастном  случае  на
   производстве  или  другого документа о несчастном случае, связанном
   с исполнением трудовых обязанностей (статьи 5, 35).
       Пунктом     6.2     Положения     о     порядке    установления
   врачебно-трудовыми    экспертными    комиссиями    степени   утраты
   профессиональной    трудоспособности    в   процентах   работникам,
   получившим   увечье,   профессиональное   заболевание   либо   иное
   повреждение   здоровья,   связанные   с  исполнением  ими  трудовых
   обязанностей,     утвержденного     Постановлением    Правительства
   Российской  Федерации от 23 апреля 1994 г. N 392, также допускалось
   проведение  освидетельствования  потерпевших  при  представлении не
   только акта, но и другого документа о несчастном случае.
       При  этом  Положения  о  центре  профпатологии  и о Федеральном
   центре    профпатологии,    утвержденные    Приказом   Министерства
   здравоохранения  и  медицинской промышленности Российской Федерации
   от  23  июня 1994 г. N 130, а также другие действовавшие в то время
   нормативные  правовые  акты,  относящиеся  к  соответствующей сфере
   деятельности,  предусматривали,  что связь заболевания с профессией
   устанавливается   Центром   профпатологии,  в  наиболее  сложных  и
   конфликтных  ситуациях  проводится  экспертиза  связи заболевания с
   профессией  Федеральным центром профпатологии (его функции выполнял
   клинический   отдел  Научно-исследовательского  института  медицины
   труда  РАМН),  заключение  которого является действительным на всей
   территории  Российской  Федерации  и может быть пересмотрено только
   Федеральным экспертным советом.
       Постановлением   Правительства   Российской   Федерации  от  15
   декабря  2000  г. N 967 было утверждено Положение о расследовании и
   учете  профессиональных  заболеваний,  согласно  пункту 30 которого
   документом,  устанавливающим профессиональный характер заболевания,
   возникшего  у  работника  на  данном  производстве,  является акт о
   случае профессионального заболевания.
       Однако  принятие  указанного  нормативного  правового  акта  не
   является  основанием  для  признания  недействительными документов,
   подтверждающих   связь   возникшего   у   работника  заболевания  с
   профессией,   выданных   до   вступления   в   силу  вышеуказанного
   Федерального  закона (до 6 января 2000 г.) компетентными органами с
   соблюдением   ранее   установленного   порядка.   Такие  документы,
   сохраняющие   свою  действительность,  по  своей  правовой  природе
   аналогичны  актам о профессиональном заболевании, в связи с чем при
   их  представлении пострадавшему не может быть отказано в проведении
   обследования   в   учреждении   медико-социальной   экспертизы  для
   определения  степени  утраты  им профессиональной трудоспособности.
   Поскольку  пункт  7 Правил допускает такой отказ, то в соответствии
   с  частью  2  статьи  253  Гражданского  процессуального кодекса РФ
   подлежит признанию недействующим в оспоренной части.
       Что  касается  ссылки  заявителя  на  противоречие оспариваемой
   нормы  статье  21  Основ  законодательства  Российской Федерации об
   охране    здоровья   граждан,   то   она   ошибочна.   Эта   статья
   распространяется  на  отношения,  связанные с признанием гражданина
   не  пригодным  по  состоянию  здоровья к выполнению отдельных видов
   профессиональной  деятельности.  Правила,  в том числе оспариваемый
   пункт,  имеют иной предмет правового регулирования и не затрагивают
   вопросы,   касающиеся  порядка  признания  граждан  пригодными  (не
   пригодными)  по  состоянию  здоровья  к  выполнению отдельных видов
   профессиональной   деятельности,  поэтому  не  могут  противоречить
   названной статье Основ.
       Руководствуясь   статьями   194   -   199,   253   Гражданского
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,  Верховный  Суд
   Российской Федерации
   
                                 решил:
   
       заявление   М.   удовлетворить.  Признать  недействующим  и  не
   подлежащим  применению  со  дня  вступления  настоящего  решения  в
   законную   силу   пункт   7   Правил  установления  степени  утраты
   профессиональной  трудоспособности  в результате несчастных случаев
   на   производстве   и  профессиональных  заболеваний,  утвержденных
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 16 октября
   2000  года N 789 (в редакции Постановления Правительства Российской
   Федерации  от  1  февраля  2005  года  N  49), в части, исключающей
   возможность    освидетельствования   пострадавшего   в   учреждении
   медико-социальной   экспертизы  при  представлении  вместо  акта  о
   профессиональном   заболевании   иного  документа,  подтверждающего
   профессиональный  характер  заболевания, выданного в соответствии с
   порядком,   действовавшим  до  6  января  2000  года,  то  есть  до
   вступления  в  силу  Федерального  закона  от  24  июля 1998 года N
   125-ФЗ   "Об  обязательном  социальном  страховании  от  несчастных
   случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
       Решение   может   быть   обжаловано   в  Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда  Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
   принятия в окончательной форме.
   
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                           Н.К.ТОЛЧЕЕВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное