Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
23.09.2017
USD
57.65
EUR
69.07
CNY
8.75
JPY
0.51
GBP
78.26
TRY
16.52
PLN
16.17
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 12.07.2007 N КАС07-290 ЗАЯВЛЕНИЕ О ЛИКВИДАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ НА ДАТУ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В СООТВЕТСТВИЕ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ НЕ ПРИВЕЛА СВОЮ ЧИСЛЕННОСТЬ В СООТВЕТСТВИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ АБЗ. 3 П. 2 СТ. 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИТИЧЕСКИХ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 12 июля 2007 г. N КАС07-290
   
       Кассационная  коллегия  Верховного  Суда Российской Федерации в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                               Зелепукина А.Н.,
                                                        Горшкова В.В.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании гражданское дело по
   заявлению   Федеральной   регистрационной   службы   о   ликвидации
   политической партии "Социал-демократическая партия России"
       по       кассационной      жалобе      политической      партии
   "Социал-демократическая  партия  России" на решение Верховного Суда
   Российской  Федерации  от  13  апреля 2007 года, которым заявленное
   требование удовлетворено.
       Заслушав   доклад   судьи   Верховного  Суда  РФ  Федина  А.И.,
   объяснения         представителей        политической        партии
   "Социал-демократическая  партия  России"  Кишенина В.Н., Карандаева
   Г.Н.  и  Зыкова В.Ю., адвоката Алехичевой Л.Г., поддержавших доводы
   кассационной    жалобы,    объяснения   представителя   Федеральной
   регистрационной    службы    Фокиной   Г.А.,   возражавшей   против
   удовлетворения кассационной жалобы,
       Кассационная коллегия
   
                               установила:
   
       Федеральная  регистрационная служба (Росрегистрация) обратилась
   в  Верховный  Суд  Российской  Федерации  с заявлением о ликвидации
   политической   партии   "Социал-демократическая   партия   России",
   указывая  на  то,  что  созданная  24  ноября 2001 года и прошедшая
   государственную  регистрацию  в  мае  2002  года,  не  привела свою
   численность  в  предусмотренный  для  этого  срок (до 1 января 2006
   года)  в  соответствие  с  требованиями  абзаца  третьего  пункта 2
   статьи  3  Федерального  закона  от  11  июля  2001 года N 95-ФЗ "О
   политических   партиях"  (в  редакции  Федерального  закона  от  20
   декабря  2004  года  N  168-ФЗ),  не преобразовалась в общественное
   объединение     иной    организационно-правовой    формы    и    не
   ликвидировалась.
       В  подтверждение  заявленных требований заявитель указал на то,
   что   в  ходе  проверки,  проведенной  Федеральной  регистрационной
   службой   в   октябре  2006  года,  установлено,  что  в  названной
   политической  партии  отсутствуют  более  чем  в половине субъектов
   Российской  Федерации  региональные отделения численностью не менее
   500   человек,  как  этого  требует  названная  норма  Федерального
   закона:  имеется  вместо  45  лишь  37 региональных отделений такой
   численности,    после    получения    дополнительной    информации,
   поступившей   от   территориальных   органов,  было  учтено  еще  3
   региональных  отделения,  численность которых превысила 500 человек
   (в  Республике  Калмыкия, Кабардино-Балкарской Республике, Тверской
   области).
       В   судебном  заседании  суда  первой  инстанции  представитель
   Федеральной  регистрационной  службы  Фокина  Г.А. уточнила данные,
   обосновывающие   заявленное   требование,  и  указала  на  то,  что
   установлена   фальсификация   сведений,   послуживших  основой  для
   признания   региональных   отделений   в   Республике   Калмыкия  и
   Кабардино-Балкарской  Республике,  имеющими  численность  более 500
   членов  партии,  также  из  состава  региональных  отделений  такой
   численности  следует  исключить региональное отделение в Республике
   Адыгея,   поскольку   вступившим  в  законную  силу  решением  суда
   установлена  его  численность  - 122 члена партии, с учетом этого в
   структуру  партии по состоянию на 1 января 2006 года входило 37 (40
   -  2  -  1) региональных отделений численностью не менее 500 членов
   партии,  в силу чего требование закона в установленный срок не было
   выполнено  и  политическая  партия  подлежит  ликвидации в судебном
   порядке.
       Верховный   Суд   РФ  постановил  решение,  которым  заявленное
   требование удовлетворено.
       В  кассационной  жалобе  политическая  партия  ставит вопрос об
   отмене судебного решения, считая его незаконным.
       В  жалобе  ссылается  на  то,  что выводы суда не соответствуют
   обстоятельствам  дела,  суд  первой инстанции неправильно определил
   обстоятельства,  имеющие  значение  для  дела,  а также неправильно
   применил  материальный закон. Кроме того, заявитель указал, что суд
   необоснованно  исключил  из  числа  региональный отделений, имеющих
   численность  не менее 500 членов, отделения в Республике Калмыкия и
   Кабардино-Балкарской  Республике,  а  также  в  Республике Северная
   Осетия    -   Алания,   Приморском   крае,   Ставропольском   крае,
   Владимирской   области,   Костромской   области,   Ленинградской  и
   Ульяновской областях.
       Проверив  материалы  дела,  обсудив доводы кассационной жалобы,
   Кассационная  коллегия  не  находит  оснований  к  отмене судебного
   решения.
       Согласно   пункту   1   статьи   38   Федерального   закона  "О
   политических   партиях"   контроль   за  соблюдением  политическими
   партиями,   их   региональными  отделениями  и  иными  структурными
   подразделениями  законодательства  Российской Федерации, а также за
   соответствием  деятельности  политической  партии,  ее региональных
   отделений  и  иных  структурных  подразделений  положениям, целям и
   задачам,     предусмотренным    уставами    политических    партий,
   осуществляют  уполномоченные  органы.  Указанные  органы  вправе не
   чаще  одного  раза  в  год  знакомиться  с документами политических
   партий   и   их  региональных  отделений,  подтверждающими  наличие
   региональных  отделений,  число  членов политической партии и число
   членов   каждого   регионального   отделения   политической  партии
   (подпункт   "а"   пункта   2   статьи  38  Федерального  закона  "О
   политических партиях").
       В  соответствии  с  абзацем  3  пункта  2 статьи 3 Федерального
   закона  "О политических партиях" (в редакции Федерального закона от
   20  декабря  2004  года  N  168-ФЗ, вступившего в силу с 24 декабря
   2004   года)   в  политической  партии  должно  состоять  не  менее
   пятидесяти  тысяч  членов политической партии, при этом более чем в
   половине  субъектов Российской Федерации политическая партия должна
   иметь  региональные  отделения численностью не менее пятисот членов
   политической   партии   в   соответствии  с  пунктом  6  статьи  23
   настоящего    Федерального   закона.   В   остальных   региональных
   отделениях  численность  каждого  из  них не может составлять менее
   двухсот  пятидесяти  членов  политической  партии  в соответствии с
   пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
       Согласно  статье 2 указанного Федерального закона от 20 декабря
   2004  года N 168-ФЗ политические партии, зарегистрированные на день
   вступления  в  силу  этого  Федерального  закона  (24  декабря 2004
   года),  до  1  января  2006 года должны привести свою численность в
   соответствие  с вышеуказанными требованиями, а политические партии,
   созданные   до   этого   дня,   но   не  прошедшие  государственную
   регистрацию,  -  представить  в  федеральный  уполномоченный  орган
   документы,     необходимые    для    государственной    регистрации
   политической   партии,   до  1  января  2006  года  (части  1,  2);
   политическая   партия,  не  отвечающая  требованиям,  установленным
   абзацем   третьим   пункта   2  статьи  3  Федерального  закона  "О
   политических  партиях"  в  редакции настоящего Федерального закона,
   обязана  не  позднее чем через год по истечении срока, указанного в
   частях  1  и  2  настоящей  статьи,  преобразоваться в общественное
   объединение  иной  организационно-правовой  формы  в соответствии с
   Федеральным  законом  от  19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных
   объединениях"   либо   ликвидироваться.   В   случае   невыполнения
   указанных  требований  политические  партии  подлежат  ликвидации в
   соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
       В  силу подпункта "г" пункта 3 статьи 41 Федерального закона "О
   политических  партиях" политическая партия может быть ликвидирована
   по   решению   Верховного   Суда   Российской  Федерации  в  случае
   отсутствия  региональных отделений политической партии численностью
   менее  пятисот  членов  политической  партии  более  чем в половине
   субъектов Российской Федерации.
       Удовлетворяя  требования  о ликвидации политической партии, суд
   обоснованно  исходил  из  того,  что  по состоянию на 1 января 2006
   года  региональные  отделения  требуемой численности и необходимого
   числа  членов  политической  партии  более чем в половине субъектов
   Российской  Федерации  отсутствовали,  что  в  силу указанной нормы
   закона   является   самостоятельным   основанием   для   ликвидации
   политической партии.
       В   информационных   справках,   удостоверенных   председателем
   политической    партии   "Социал-демократическая   партия   России"
   Кишениным  В.Н.  и направленных в адрес Федеральной регистрационной
   службы  письмах от 31 марта 2006 г. и от 30 мая 2006 г., сообщались
   по  состоянию  на  1  января  2006  г. разные сведения о количестве
   членов  партии,  соответственно,  82295  человек и 83418 человек, а
   также  о  вхождении  в структуру партии 56 региональных отделений с
   числом  не  менее 500 членов партии (т. 4 л.д. 175 - 183, т. 5 л.д.
   1  -  14).  В  справке  от  28 декабря 2006 г. и в справке без даты
   содержится  информация  об общей численности политической партии на
   01.01.2006  -  более  63  тысяч  членов  партии,  и  о региональных
   отделениях  численностью  не  менее  500  человек  в  45  субъектах
   Российской  Федерации  на 28 декабря 2006 г., а на 22 марта 2007 г.
   в  47  субъектах  Российской  Федерации  (т. 5 л.д. 218 - 219; т. 6
   л.д.  169  -  170). В отзыве на заявление о ликвидации политической
   партии  указывается  о  том, что по состоянию на 1 января 2006 г. в
   51    субъекте    Российской   Федерации   региональные   отделения
   политической  партии  "Социал-демократическая  партия России" имели
   численность  не  менее  500  членов  партии, из их числа заявителем
   необоснованно  исключено 11 региональных отделений (т. 5 л.д. 121 -
   127).
       Согласно  данным Федеральной регистрационной службы, отраженным
   в    справке    по   результатам   проверки   политической   партии
   "Социал-демократическая   партия   России"  и  скорректированным  с
   учетом  письма  от  02.02.2007 N 6-214, сообщения о недостоверности
   информации,  на  основе которой было направлено это письмо, а также
   решения  Верховного  Суда Республики Адыгея от 19 января 2007 года,
   политическая  партия  "Социал-демократическая  партия  России" на 1
   января  2006 года имела лишь 37 региональных отделений численностью
   не  менее  500  членов партии (т. 1 л.д. 9 - 29; т. 5 л.д. 15 - 17,
   130 - 131).
       Результаты  проверок  не  были  оспорены в установленный срок в
   судебном  порядке,  как это разъяснялось руководителям региональных
   отделений  в  ряде предупреждений, и не признаны недействительными.
   Справка   по   результатам   проверки   политической   партии  была
   направлена  письмом  от 26.10.2006 председателю политической партии
   Кишенину  В.Н.  и  получена  им, что следует из его сообщения (т. 1
   л.д.  30; т. 6 л.д. 169 - 170). В справке отражено содержание актов
   (заключений)  Управлений  Федеральной регистрационной службы (далее
   -  УФРС)  по  субъектам  Российской Федерации, на основании которых
   она    составлена,    указана   подтвержденная   численность   всех
   региональных  отделений  партии.  В  связи с чем довод кассационной
   жалобы  о  том, что результаты проверки всех региональных отделений
   СДПР  политическая  партия получила впервые только в Верховном Суде
   РФ  при  рассмотрении  настоящего спора и руководители региональных
   отделений  не  имели  реальной  возможности  обратиться  в  суды  с
   заявлениями об оспаривании результатов, представляется надуманным.
       Верховный   Суд  РФ  исходил  из  того,  что  общее  количество
   региональных  отделений политической партии "Социал-демократическая
   партия  России"  численностью  не  менее  500 человек составляет 42
   региональных   отделения.   Из  данного  числа  -  37  региональных
   отделений,    отмеченных    Росрегистрацией    при    осуществлении
   предусмотренной  законом проверки и принятых судом первой инстанции
   за   основу,   а  также  5  региональных  отделений  (в  Республике
   Башкортостан,  в  Республике  Удмуртия,  в  Кемеровской  области, в
   Мурманской  области,  в  Тульской  области)  численность которых не
   менее  500  членов  партии  была  подтверждена в судебном заседании
   суда первой инстанции.
       Вывод   Верховного   Суда  Российской  Федерации  о  наличии  у
   политической   партии  "Социал-демократическая  партия  России"  42
   региональных   отделений   численностью   не   менее   500  человек
   мотивирован,   подтвержден   имеющимися  в  деле  доказательствами,
   приведенными  в решении доказательствами, оценка которых дана судом
   с  учетом  требований  ст.  67  ГПК  РФ  и  оснований для признания
   данного вывода неправильным не установлено.
       Суд   проверил  доводы,  изложенные  в  кассационной  жалобе  о
   необоснованном  исключении  приведенного  ниже  списка региональных
   отделений  из  числа  имеющих  численность не менее 500 человек (по
   данным  партии)  и  по  мотивам, приведенным в решении, правильно с
   ними не согласился.
       Кабардино-Балкарская  Республика.  Довод  кассационной жалобы о
   том,  что  исключение из числа региональных отделений СДПР, имеющих
   численность  не  менее  500  членов партии, отделение партии в этой
   Республике,  основывается  лишь  на  устном заявлении представителя
   ФРС  в  суде, не соответствует исследованным судом первой инстанции
   доказательствам.  В  деле, действительно, имеется ксерокопия письма
   от  имени и.о. руководителя УФРС по Кабардино-Балкарской Республике
   Тупикина  А.Н.  от  15.11.2006  N  43-07/0974 (т. 6 л.д. 23) о том,
   что,  якобы,  численность  в  вышеуказанном  региональном отделении
   составляет  517  человек.  Однако, как пояснила представитель ФРС в
   Верховном  Суде РФ Г.А. Фокина, запрошенный службой подлинник этого
   письма  обнаружен  не  был,  по  полученной  от  Управления  ФРС по
   Кабардино-Балкарской  Республике информации выявилась фальсификация
   данных,  послуживших  основой  для  признания указанной численности
   регионального  отделения. Из представленного суду подлинного письма
   УФРС  по  Кабардино-Балкарской Республике от 20.03.2007 N 872/01-30
   следует,  что  установленная по результатам проверки численность на
   01.01.2006  составила  257 человек, повторных проверок деятельности
   регионального  отделения  не  проводилось,  письмо  от 15.11.2006 N
   43-07/0974  не  составлялось  и  не направлялось в ФРС, подпись под
   письмом не является подписью зам. руководителя Тупикина А.Н.
       Республика    Калмыкия.    Как   следует   из   акта   проверки
   регионального   отделения   политической  партии  в  этом  субъекте
   Российской  Федерации,  отделением  был  представлен  список членов
   партии  по  состоянию  на  01.01.2006  в  количестве 380 человек, с
   приложением  заявлений  граждан  о приеме в члены партии и карточек
   персонального   учета  (т.  2  л.д.  46  -  50).  Подтвержденная  в
   результате  проверки  численность  составила  - 368 человек, именно
   это  число и было учтено в итоговой справке. Судом первой инстанции
   дана  оценка  письмам  руководителя  УФРС  по  данной Республике от
   03.10.2006  и  от  16.11.2006,  а  также направленного на их основе
   сообщения  Федеральной регистрационной службы от 15.03.2007 о числе
   членов  партии  в  региональном  отделении  более  500  человек, на
   которые  ссылается  кассатор,  и сделан правильный вывод о том, что
   они   не   могут   служить   основанием   для   признания   данного
   регионального  отделения  численностью не менее 500 человек. Так, в
   материалах  дела  (т.  5  л.д.  26  - 28) имеется акт, направленный
   руководителем   УФРС   по   Республике   Калмыкия,   что  указанная
   информация  в  Управление  по  делам  политических  партий  ФРС  не
   направлялась,   содержит   недостоверную   информацию.  Сведения  о
   проведении  повторной  проверки  отсутствуют,  как  и акт проверки,
   фиксирующий  содержание  документов,  на  основании которых была бы
   определена  иная численность, чем при плановой проверке. Суду также
   не  были  представлены  доказательства,  подтверждающие  проведение
   повторной проверки и другую численность регионального отделения.
       Республика  Северная  Осетия  -  Алания.  На 1 января 2006 г. в
   региональном  отделении  на  учете  согласно акту проверки состояло
   267  членов  партии, что согласуется с информацией, предоставленной
   31.03.2006  председателем  политической партии Кишениным В.Н., а на
   момент  проверки в июне 2006 г. - 429 членов партии (т. 2 л.д. 71 -
   72;  т.  5  л.д.  4).  Суд  обоснованно  не  согласился  с доводами
   представителей  партии  о  членстве в данном региональном отделении
   еще  90  человек,  поскольку  при анализе протокола от 30.12.2005 о
   приеме  в члены партии 90 человек установил, что в нем перечислены,
   в  основном  (42  -  полное  совпадение,  12  -  с  незначительными
   описками),  граждане,  указанные  в  составе  267  членов партии по
   состоянию на 28 декабря 2005 г. (т. 7 л.д. 15 - 31).
       Приморский   край.   Вступившим   в   законную   силу  решением
   Приморского  краевого суда от 25 декабря 2006 года установлено, что
   численность   Приморского   регионального   отделения  политической
   партии  "Социал-демократическая  партия  России" на 31 декабря 2005
   г.   составляла   391   член  партии.  Данный  факт  подтвержден  в
   определении  Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
   Российской  Федерации  от  6  марта  2007  года  и не опровергается
   ссылкой  в  решении краевого суда на представленную часть протокола
   о  приеме  109 новых членов партии, поскольку вывод суда о членстве
   этих  лиц  в решении, как и в кассационном определении, отсутствует
   (т.  5  л.д. 47 - 51; т. 7 л.д. 33 - 35). Довод кассационной жалобы
   о  том, что факт наличия дополнительных 109 членов СДПР, принятых в
   ряды   СДПР   30.12.2005,   был   установлен   указанным   решением
   Приморского  краевого  суда, не соответствует содержащимся в данном
   решении    выводам    суда   об   общей   численности   Приморского
   регионального отделения.
       Ставропольский   край.   По   информации   политической  партии
   численность  регионального  отделения  в  этом  субъекте Российской
   Федерации  составляет  456  членов  партии, а по данным Федеральной
   регистрационной  службы  -  295  человек (т. 2 л.д. 130 - 132; т. 5
   л.д.  6).  Письмо и.о. руководителя УФРС по Ставропольскому краю от
   30.11.2006  о  численности в 503 члена партии не содержит ссылок на
   конкретные  документы  и  не  опровергает  заявленную  политической
   партией   численность   (т.   6  л.д.  24).  В  судебное  заседание
   политической  партией  был  представлен  для обозрения список от 13
   мая  2005  г.  на 49 членов партии, заявления которых о приеме были
   датированы  октябрем  -  декабрем  2005  г.  либо 2006 годом. После
   перерыва  в  судебном  заседании  представлен  протокол  о приеме в
   члены  партии  тех  же  лиц,  датированный  декабрем 2005 года. При
   таких  данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что
   замена  упомянутого  списка,  включение в протокол за 2005 год лиц,
   подавших  в  2006  году  заявления  о  приеме  в  члены  партии  (2
   человека),   свидетельствует   о   произвольном   характере  такого
   документа,  в  связи  с  чем  он  не может быть признан достоверным
   доказательством,   опровергающим   сведения,  представленные  самой
   политической партией.
       Ссылка  в  кассационной  жалобе о том, что представители партии
   во   время   перерыва   систематизировали  документы  и  к  каждому
   протоколу  о приеме в члены СДПР по списку были приложены подлинные
   личные  заявления  о  вступлении  в  СДПР  каждого члена партии, не
   опровергает  указанный  вывод  суда о достоверности представленного
   партией протокола.
       Владимирская  область.  Суд  первой  инстанции  установил,  что
   вступившим  в  законную силу решением Владимирского областного суда
   от  29  мая  2006  года  приостановлена  деятельность Владимирского
   регионального  отделения  политической  партии,  в  том  числе и по
   основанию   непредставления   информации  о  численности.  В  адрес
   регионального  отделения  было  вынесено  не  оспоренное в судебном
   порядке   предупреждение   от   15.06.2006,  обязывающее  отделение
   представить   необходимые   документы,  которое  согласно  акту  от
   13.06.2006  исполнено  не было (т. 3 л.д. 33 - 38). Такие документы
   не  были представлены и суду. В связи с изложенным, вывод суда, что
   указанные  политической  партией  сведения  о  560 членах партии не
   опровергают    данные   Федеральной   регистрационной   службы   об
   отсутствии   в  этом  региональном  отделении  членов  политической
   партии,  правомерен.  Довод  кассационной  жалобы о том, что данный
   вывод    Верховного    Суда   РФ   не   соответствует   фактическим
   обстоятельствам  дела, поскольку в решении Владимирского областного
   суда  от  29 мая 2006 года фактов непредставления в УФРС информации
   о  численности  регионального  отделения  СДПР установлено не было,
   опровергается самим содержанием данного решения (стр. 3).
       Костромская  область.  Согласно  заключению УФРС по Костромской
   области   документально  подтвержденная  численность  регионального
   отделения  политической партии в этом субъекте Российской Федерации
   на  01.01.2006  составляет 479 членов партии, а не 518 человек, как
   указано  в  информации  партии.  В  адрес  правления  регионального
   отделения   было   направлено  не  оспоренное  в  судебном  порядке
   предупреждение     от     19.07.2006    с    указанием    нарушений
   законодательства,  учтенных при определении общей численности (т. 3
   л.д.   91   -   95).   Результаты   проверки  были  подтверждены  в
   мотивированном  ответе  на  запрос председателя политической партии
   Кишенина  В.Н.  (т.  5 л.д. 65 - 69). Доводы кассатора относительно
   устранения   выявленных   в   ходе   проверки  нарушений  не  могут
   свидетельствовать  о  незаконности  судебного решения в этой части.
   На  заседании  Кассационной  коллегии представитель ФРС Г.А. Фокина
   пояснила,  что  были исправлены недостатки, влияющие на численность
   партии  лишь  в  декабре  2006  года,  а  как  уже отмечалось выше,
   проверялась  численность партии по состоянию на 1 января 2006 года.
   Представленные  политической  партией  протоколы,  списки  и другие
   документы,  исследованные  судом  первой  инстанции, не опровергали
   данные  ФРС  (т. 6 л.д. 77 - 147; т. 7 л.д. 47 - 102). В частности,
   в  решении  правильно отмечено, что в протоколе заседания правления
   от  18  февраля  2005  года указано, что на партийном учете состоят
   112  человек,  принято  решение организовать работу по приему новых
   лиц  в  члены партии (т. 6 л.д. 93 - 94). Однако протоколы о приеме
   в  члены  партии указанного числа граждан не были представлены, что
   не  позволяет  проверить  правильность сведений о количестве членов
   партии,  принятых  с соблюдением законодательства. При исследовании
   заявлений  (карточек) граждан о приеме в члены партии выявлено, что
   в  протоколе  от  10  июня  2005 года значатся принятыми в партию 3
   гражданина,  а  в  протоколе от 31 декабря 2005 года - 1 гражданин,
   заявления  от которых, датированы 2006 годом, что свидетельствует о
   составлении  протоколов позже обозначенных дат заседаний правления,
   на которых решался вопрос о приеме в члены партии.
       В  отсутствие  личного  заявления  гражданина по состоянию на 1
   января  2006  года  членство  в  партии  (отраженное лишь в списках
   партии)  правомерно  не учитывалось, а более позднее предоставление
   таких  заявлений  не  может  рассматриваться судом как достоверное,
   поскольку они могли быть составлены "задним числом".
       Ленинградская   область.   Региональным   отделением   не  было
   представлено  никаких  сведений  и документов, их обосновывающих, о
   численности.   Заявление   о   ликвидации   данного   регионального
   отделения   не   было   принято  к  производству  суда  в  связи  с
   назначением  даты  выборов  (т.  3  л.д. 114 - 115; т. 7 л.д. 103 -
   104).  Не  представлено доказательств численности этого отделения и
   в  судебном  заседании,  вследствие чего оснований не согласиться с
   данными  Федеральной регистрационной службы у суда первой инстанции
   не имелось.
       Ульяновская  область.  Согласно  заключению УФРС по Ульяновской
   области  на  учете  в  региональном отделении на 1 января 2006 года
   состояло  487  членов  партии, поскольку из 527 граждан, от которых
   имеются  заявления  о  приеме  в  члены  партии, 57 - приняты после
   указанной  даты,  15  -  не зарегистрированы на территории области,
   списки  содержат  недостоверную  информацию  (т. 4 л.д. 113 - 120).
   Эти  данные  не опровергаются письмом заместителя руководителя УФРС
   от  03.11.2006,  сообщившего  без  указания конкретных документов о
   дополнительном  приеме в партию 30 человек, а в повторном письме от
   03.02.2007,  подтвердившего  первоначальную  информацию, основанную
   на результатах проверки (т. 5 л.д. 115; т. 6 л.д. 25).
       Кроме  того,  судом  первой  инстанции  в  ходе  слушания  были
   исследованы  протоколы заседания правления Ульяновского областного,
   регионального  отделения СДПР о приеме в члены партии, в результате
   сопоставления  которых  было  установлено,  что  в  протоколе от 25
   декабря  2005  г.  о  приеме в члены партии 152 граждан перечислены
   большинство  из  граждан,  которые  уже  значатся членами партии на
   основании  более  раннего  протокола,  в  связи  с чем судом сделан
   обоснованный  вывод, что указанный протокол о приеме в члены партии
   152   граждан   не   может  считаться  достоверным  доказательством
   членства  перечисленных  в  нем  лиц (т. 7 л.д. 118, 121 - 124). На
   заседании  Кассационной  коллегии представитель политической партии
   Алехичева  Л.Г.  утверждала,  что  никаких  доказательств,  которые
   свидетельствовали  о  фальсификации решений региональным отделением
   партии о приеме членов партии, заявителем не представлено.
       Данное    утверждение   опровергается   копиями   вышеуказанных
   протоколов  от  2  декабря  2002  года  и  от 25 декабря 2005 года.
   Сопоставление  данных  в  этих  протоколах о приеме граждан в члены
   партии  позволяет  сделать  вывод, что имеется ряд совпадений. Так,
   например,  в  протоколе от 2 декабря 2002 года (л.д. 118) указано о
   приеме  в  ряды  СДПР  Фатхуллина  А.А. и в протоколе от 25 декабря
   2005  года  (л.д.  123) значится в качестве вновь принятого в члены
   СДПР   также  Фатхуллин  А.А.  Аналогичные  совпадения  имеются,  в
   частности,  и  в  отношении  Воротниковых А.В., М.А., Иглина В.В. и
   других.
       Федеральная   регистрационная  служба  является  уполномоченным
   государственным  органом,  осуществляющим контроль за соответствием
   деятельности  некоммерческих  организаций, в том числе политических
   партий    и   их   региональных   отделений,   целям   и   задачам,
   предусмотренным    уставами,    а    также   за   соблюдением   ими
   законодательства   Российской  Федерации  (статья  38  Федерального
   закона  "О  политических  партиях", подпункт 6 пункта 6 Положения о
   Федеральной    регистрационной    службе,    утвержденного   Указом
   Президента  Российской  Федерации от 13 октября 2004 года N 1315 (в
   редакции от 2 мая 2006 года).
       Оснований  подвергать  сомнению  данные,  полученные  названным
   контролирующим  органом  по  результатам  проверки, не имеется. Эти
   данные    согласуются    с    другими   доказательствами,   которые
   одновременно  свидетельствуют  о  том,  что сообщенные политической
   партией  в  предъявленном  ею  списке  сведения  о  численности  ее
   региональных  отделений  по  состоянию  на  1  января  2006 года не
   соответствуют действительности.
       Как   уже   указывалось   выше,   в  соответствии  требованиями
   Федерального  закона  "О политических партиях" более чем в половине
   субъектов  Российской  Федерации  политическая партия, должна иметь
   региональные  отделения численностью не менее пятисот членов. Таким
   образом,   не   менее  чем  в  45  субъектах  Российской  Федерации
   политической  партии  необходимо  было иметь региональные отделения
   требуемой численности.
       В   суде  первой  инстанции  на  основании  собранных  по  делу
   доказательств,  в том числе на основании вступивших в законную силу
   решений  судов  и  надлежащих  заключений  (актов)  территориальных
   органов   Росрегистрации,   было   подтверждено,  что  в  структуру
   политической   партии  "Социал-демократическая  партия  России"  по
   состоянию  на  1 января 2006 года входило 42 региональных отделений
   численностью  свыше 500 членов партии вместо требуемых по закону 45
   (после 1 января 2007 года - 44) отделений такой численности.
       Несостоятельно  утверждение  представителей политической партии
   о   неправильном  применении  судом  норм  материального  права,  в
   частности,  несостоятельно утверждение, что требование закона (абз.
   3  пункта  2 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях")
   по  состоянию  на 1 января 2006 года предполагает необходимость для
   партии  в  45 регионах иметь региональные отделения численностью не
   менее   500  человек.  Толкование  этой  нормы  осуществлено  судом
   правильно,  с  учетом  того, что по состоянию на 1 января 2006 года
   всего   в   состав   Российской   Федерации  входило  89  субъектов
   Российской Федерации.
       Не  подтверждены  имеющимися  в  деле доказательствами и другие
   доводы кассационной жалобы.
       Фактические    данные,    содержащиеся    в    актах   проверки
   Росрегистрации,  не  могут  быть  оспорены  в  Верховном  Суде  РФ,
   поскольку  в  силу  ст.  27  ГПК РФ рассмотрение подобной категории
   гражданских   дел   не   отнесено   к   исключительной  компетенции
   Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции.
       Согласно  ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права
   на  рассмотрение  его  дела  в том суде и тем судьей, к подсудности
   которых оно отнесено законом.
       Доказательств,   подтверждающих,   что  региональные  отделения
   требуемой  численности  имеются  более  чем  в  половине  субъектов
   Российской    Федерации,   партией   представлено   не   было,   не
   представлены   указанные   доказательства   и  в  суд  кассационной
   инстанции.
       Таким  образом,  суд  пришел к правильному выводу о том, что на
   дату  истечения  срока, предоставленного для приведения численности
   политических  партий  в соответствие с установленными требованиями,
   политическая   партия  "Социал-демократическая  партия  России"  не
   привела   свою   численность   в   соответствие   с  установленными
   требованиями  абзаца  3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 11
   июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
       Обстоятельства  дела  установлены  судом  на  основе надлежащей
   оценки   всех   представленных  доказательств  в  их  совокупности,
   изложенные  в  решении  выводы  соответствуют обстоятельствам дела,
   предусмотренных  статьей  362  Гражданского процессуального кодекса
   РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
       Руководствуясь  ст.  ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                               определила:
   
       решение  Верховного Суда РФ от 13 апреля 2007 года оставить без
   изменения,    а    кассационную    жалобу    политической    партии
   "Социал-демократическая партия России" - без удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                             А.И.ФЕДИН
   
                                                        Члены коллегии
                                                         А.Н.ЗЕЛЕПУКИН
                                                           В.В.ГОРШКОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
23.09.2017
USD
57.65
EUR
69.07
CNY
8.75
JPY
0.51
GBP
78.26
TRY
16.52
PLN
16.17
Разное
Rambler's Top100