Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.08.2007 N 47-Г07-15 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.04.2007, КОТОРЫМ БЫЛО ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 8 августа 2007 года
   
                                                      Дело N 47-Г07-15
   
       Судебная   коллегия   по   гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Хаменкова В.Б.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                       Меркулова В.П.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  дело  по  заявлению  К., о
   признании      противоречащим     федеральному     законодательству
   постановления  Правительства  Оренбургской  области  от  21 февраля
   2007   г.   N   74-п   "Об   организации   движения  транспорта  по
   автомобильным  дорогам  общего  пользования  Оренбургской области в
   весенний  период  2007  года", по кассационной жалобе К. на решение
   Оренбургского  областного  суда  от  27  апреля  2007 г., которым в
   удовлетворении заявления отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда  Российской Федерации
   Г.В.  Макарова,  объяснения  представителя  заявителя  - Гребеновой
   Е.Л.   и   представителя   Правительства   Оренбургской  области  -
   Никишонковой  С.М.,  заключение  прокурора  Генеральной прокуратуры
   Российской   Федерации  Селяниной  Н.Я.,  полагавшей  решение  суда
   оставить без изменения, Судебная коллегия
   
                               установила:
   
       К.  являющийся  индивидуальным  предпринимателем,  обратился  в
   Оренбургский  областной суд с вышеуказанным заявлением, указывая на
   то,  что  оспариваемым  постановлением с 12 марта по 30 апреля 2007
   г.  введено  временное  ограничение движения транспортных средств с
   нагрузкой  на  ось свыше 6 тонн или полной массой 15 тонн и более и
   тракторов  всех  марок,  чем  незаконно  ограничено  его  право  на
   свободное   использование   имущества  (имеющихся  в  собственности
   автотранспортных   средств,   подпадающих   под   ограничения)  для
   предпринимательской      деятельности.     Данное     постановление
   противоречит  ст.  14  ФЗ  от  10.12.1995  N 196-ФЗ "О безопасности
   дорожного   движения",   так   как   им   не  регулируются  вопросы
   безопасности  дорожного  движения  и  не  преследуются  цели защиты
   здоровья,  прав  и  законных  интересов других лиц и установлено не
   временное  ограничение  движения  транспортных  средств на дорогах,
   что  допускается  Федеральным законом, а введено временное снижение
   допустимой  нагрузки  на  ось транспортного средства и полную массу
   для  проезда  по  автомобильным  дорогам  общего  пользования,  что
   противоречит  п. 23.1 Правил дорожного движения (ПДД), утвержденных
   Постановлением  Совета  Министров  Правительства  от  23.10.1993  N
   1090.    Требования   постановления   о   необходимости   получения
   специальных  пропусков  и  специальных  разрешений  противоречит п.
   23.5   ПДД,   поскольку   предусматривает   наличие   вышеуказанных
   документов  независимо  от  того,  какие  осуществляются перевозки:
   внутренние  или международные, тогда как в соответствии с указанным
   пунктом  ПДД  международные  автомобильные  перевозки,  каковыми он
   занимается,   осуществляются   в   соответствии  с  требованиями  к
   транспортным   средствам   и   правилам  перевозки,  установленными
   международными  договорами  Российской  Федерации.  Согласно  п.  4
   Правил   по  охране  автомобильных  дорог  и  дорожных  сооружений,
   утвержденных  Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.03.1969 N
   129   решение   об  ограничении  движения  должно  быть  принято  с
   указанием  путей  объезда,  чего  в  оспариваемом  постановлении не
   указано.   Постановление   не   соответствует  ФЗ  "О  безопасности
   дорожного  движения"  и ПДД, т.к. при наличии специальных пропусков
   и  разрешений  допускается  проезд  автотранспорта  под запрещающие
   знаки.  Также постановлением нарушены требования подпунктов 2, 3 п.
   1  ст.  15  Федерального  закона  от  26.07.2006  N 35-ФЗ "О защите
   конкуренции",  о  запрете  органам государственной власти субъектов
   Российской  Федерации  принимать акты, необоснованно препятствующие
   осуществлению   деятельности  хозяйствующими  субъектами,  вводящие
   ограничения   в   отношении   свободного   перемещения   товаров  в
   Российской  Федерации.  Правительство области превысило полномочия,
   так  как постановление устанавливает изменение организации движения
   транспортных  средств и пешеходов, что должно осуществляться только
   уполномоченными  на  то  должностными лицами органов внутренних дел
   Российской   Федерации   либо   должностными   лицами   дорожных  и
   коммунальных  служб  с  последующим уведомлением органов внутренних
   дел  Российской Федерации. Сам по себе весенний период не подпадает
   под   понятие  неблагоприятные  природно-климатические  условия,  в
   связи  с  чем,  ограничение  движения  транспорта может иметь место
   лишь  при  возникновении  конкретной  реальной угрозы, а не на весь
   весенний период.
       По  делу  постановлено приведенное выше решение, мотивированное
   тем,  что  в соответствии с п. 3 оспариваемого постановления проезд
   по  автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с
   грузом  или  без  груза,  нагрузка  на ось или полная масса которых
   превышают  установленные  в  настоящем  постановлении  параметры не
   допускается    без    специальных    разрешений.   Условия   выдачи
   специального  пропуска  на  проезд  в этот период также установлены
   данным   пунктом   при   условии  возмещения  ущерба,  причиненного
   автомобильным  дорогам.  Обязанность по выдаче разрешений на проезд
   тяжеловесных  грузов  в соответствии с п. 5 постановления возложена
   на  Главное  управление  дорожного  хозяйства Оренбургской области.
   Оспариваемый   нормативный  акт  федеральному  законодательству  не
   противоречат,  принят  в  целях обеспечения безопасного движения на
   областных   дорогах   общего  пользования,  в  пределах  полномочий
   предоставленных субъекту Российской Федерации.
       В  кассационной  жалобе  (первоначальная  и дополнительные) К.,
   ставит  вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об
   удовлетворении  заявления  по мотиву неправильного применения судом
   норм материального права.
       Проверив  материалы  дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
   Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
       В  соответствии  с  п. п. "б", "к" части 1 ст. 72, ст. 73, ч. 2
   ст.  76  Конституции  Российской  Федерации  вопросы  защиты прав и
   свобод    человека    и    гражданина,    обеспечение   законности,
   правопорядка,    общественной    безопасности,    административное,
   административно-процессуальное    законодательство    находятся   в
   совместном  ведении  Российской  Федерации  и  субъектов Российской
   Федерации.  По предметам совместного ведения Российской Федерации и
   субъектов   Российской  Федерации  издаются  федеральные  законы  и
   принимаемые  в  соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные
   правовые  акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения
   Российской   Федерации   и   полномочий   Российской  Федерации  по
   предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации  и субъектов
   Российской  Федерации  субъекты  Российской Федерации обладают всей
   полнотой государственной власти.
       В  силу  статей  1, 4, 5 ФЗ "О безопасности дорожного движения"
   регулирование  в  области  безопасности дорожного движения является
   одной  из мер охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их
   прав  и  законных  интересов при обеспечении безопасности дорожного
   движения,  а  также  защита  интересов общества и государства путем
   предупреждения  дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести
   их   последствий.   Обеспечение   безопасности  дорожного  движения
   осуществляется  в числе прочих мероприятий посредством установления
   полномочий  и  ответственности  Правительства Российской Федерации,
   федеральных  органов исполнительной власти и органов исполнительной
   власти  субъектов  Российской Федерации; регулирования деятельности
   на  автомобильном  транспорте  и в дорожном хозяйстве; разработки и
   утверждения   в   установленном   порядке   законодательных,   иных
   нормативных  правовых  актов  по  вопросам обеспечения безопасности
   дорожного  движения:  правил, стандартов, технических норм и других
   нормативных   документов,   а   также   посредством   осуществления
   деятельности   по   организации   дорожного   движения.  В  систему
   законодательства  Российской  Федерации  о  безопасности  дорожного
   движении   включены   законы   и  иные  нормативные  правовые  акты
   субъектов Российской Федерации.
       Согласно  п. п. 1, 2 ст. 14 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ временное
   ограничение   или  прекращение  движения  транспортных  средств  на
   дорогах  с  целью обеспечения безопасности дорожного движении может
   осуществляться    уполномоченными   на   то   должностными   лицами
   федеральных  органов  исполнительной власти, органов исполнительной
   власти    субъектов    Российской   Федерации,   органов   местного
   самоуправления  в  пределах  их  компетенции.  Основания временного
   ограничения   или  прекращения  движения  транспортных  средств  на
   дорогах  устанавливаются  законами  и  иными нормативными правовыми
   актами   Российской  Федерации  и  законами  и  иными  нормативными
   правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации  о безопасности
   дорожного движения.
       Согласно  ст.  42 Закона Оренбургской области от 10 ноября 2006
   г.   N   685/125-1У-03  "Об  автомобильных  дорогах  и  о  дорожной
   деятельности   в   Оренбургской   области"   в   целях  обеспечения
   безопасности   дорожного  движения  владельцы  автомобильных  дорог
   вправе  вводить  временные  ограничения  масс,  нагрузок  на ось на
   основании    актов    обследования   автомобильных   дорог.   Такое
   ограничение   возможно,  в  том  числе,  в  случае  неблагоприятных
   погодно-климатических  условиях.  Решения об установлении временных
   ограничений    дорожного    движения   принимаются   Правительством
   Оренбургской области.
       С   учетом  этого,  суд,  проанализировав  нормы  оспариваемого
   постановления   сделал   правильный   вывод   о  том,  что,  данное
   постановление   принято   правительством   Оренбургской  области  в
   пределах    полномочий,    предоставленных    субъекту   Российской
   Федерации.
       Судом    обоснованно   признано   несостоятельным   утверждение
   заявителя  о  том,  что  данное  постановление  и  установленные им
   ограничения    движения   транспортных   средств   не   связано   с
   обеспечением  безопасности  дорожного движения и с неблагоприятными
   погодными  условиями.  При  этом  суд исходил из того, что согласно
   Отчета   Уральского   филиала   ФГУП   "РОСДОРНИИ"   под  названием
   "Диагностика   автомобильных   дорог   для  определения  допустимых
   нагрузок  на  ось  автомобильного  транспорта  в  период  весеннего
   ограничения    движения",   во   время   весенней   распутицы   для
   Оренбургской  области  (март  -  апрель) допустимая осевая нагрузка
   автотранспортных   средств   на   лучших   по   прочности  покрытия
   автомобильных  дорогах  области  составляет  6 тонн, а на остальных
   дорогах  это  значение  ниже.  Возражения  заявителя против данного
   довода не могут быть признаны состоятельными.
       Довод  заявителя  о  том,  что  оспариваемое  постановление  не
   соответствует   Закону   РСФСР   "О   конкуренции   и   ограничении
   монополистической  деятельности  на товарных рынках" судом проверен
   и  правильно  признан  неосновательным,  поскольку  установленное в
   оспоренном  положении  правило не создает дискриминационные условия
   деятельности  отдельных  хозяйствующих  субъектов,  не  имеет своим
   результатом  недопущение,  ограничение,  устранение  конкуренции  и
   ущемление  интересов  хозяйствующих субъектов и, следовательно, оно
   не может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
       Довод,  заявителя,  о  том,  что отказывая в удовлетворении его
   заявления,  суд  не  учел,  что  в оспариваемом им постановлении не
   указаны  пути  объезда  дорог,  не  является  основанием  к  отмене
   судебного   решения,   поскольку,   судом   при  рассмотрении  дела
   установлено отсутствие объездных дорог.
       Судом  дана правильная правовая оценка положениям оспариваемого
   постановления,   в   связи   с  чем  обоснованно  сделан  вывод  об
   отсутствии  оснований  для удовлетворения заявленного К. требования
   и  вывод  суда  основан  на исследованных материалах, мотивирован и
   соответствует   действующему   законодательству.   Нарушений   норм
   материального  права,  в том числе и тех, на которые имеется ссылка
   в кассационной жалобе, судом не допущено.
       Руководствуясь    ст.    ст.   360,   361,   366   Гражданского
   процессуального  кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                               определила:
   
       решение  Оренбургского  областного  суда  от  27 апреля 2007 г.
   оставить   без   изменения,   а   кассационную   жалобу  К.  -  без
   удовлетворения.
   
                                                  Председательствующий
                                                          В.Б.ХАМЕНКОВ
   
                                                                 Судьи
                                                           Г.В.МАКАРОВ
                                                          В.П.МЕРКУЛОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное