Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 27.04.2007 N 16636/06 ПО ДЕЛУ N А56-31410/2005 РЕГИОНАЛЬНУЮ НАДБАВКУ, ИМЕЮЩУЮ ХАРАКТЕР КОМПЕНСАЦИИ РОСТА УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕГИОНАХ, НАЧИСЛЯЕМУЮ РАБОТНИКАМ НА ОСНОВАНИИ ВНУТРЕННЕГО ЛОКАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ, НЕЛЬЗЯ ОТНЕСТИ К ВЫПЛАТАМ, ОТНОСИМЫМ К РАСХОДАМ НА ОПЛАТУ ТРУДА В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 255 НК РФ И ПОДЛЕЖАЩИМ ОБЛОЖЕНИЮ ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОМ.

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


               ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                     от 27 апреля 2007 г. N 16636/06
   
                       О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
             ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Судебная   коллегия   Высшего   Арбитражного   Суда  Российской
   Федерации  в  составе  председательствующего  судьи Першутова А.Г.,
   судей  Вышняк  Н.Г.,  Зарубиной  Е.Н.,  рассмотрев материалы дела N
   А56-31410/2005   Арбитражного   суда   города   Санкт-Петербурга  и
   Ленинградской  области по заявлению открытого акционерного общества
   "Российские  железные  дороги"  (ул. Новая Басманная, 2, г. Москва,
   107144)  к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27
   по  городу Санкт-Петербургу (ул. Салова, д. 65, г. Санкт-Петербург,
   192102) о признании недействительным решения инспекции,
   
                               установила:
   
       открытое  акционерное  общество  "Российские  железные  дороги"
   обратилось   в   Высший  Арбитражный  Суд  Российской  Федерации  с
   заявлением   о   пересмотре   в   порядке   надзора   постановления
   Тринадцатого  арбитражного  апелляционного  суда  от  30.06.2006 по
   делу  Арбитражного  суда  города  Санкт-Петербурга  и Ленинградской
   области  N А56-31410/2005 и постановления Федерального арбитражного
   суда Северо-Западного округа от 20.09.2006 по тому же делу.
       Рассмотрев   заявление   и   представленные  документы,  изучив
   материалы   дела,   коллегия   судей  пришла  к  выводу  о  наличии
   оснований,     предусмотренных     статьей     304     Арбитражного
   процессуального  кодекса  Российской Федерации, для передачи дела в
   Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда Российской Федерации, исходя
   из следующего.
       Инспекцией  Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району
   города  Санкт-Петербурга (в настоящее время - Межрайонная инспекция
   Федеральной  налоговой  службы  N  27  по  городу Санкт-Петербургу;
   далее   -   инспекция)  проведена  камеральная  налоговая  проверка
   налоговых  деклараций  по единому социальному налогу и по страховым
   взносам  на  обязательное пенсионное страхование за 12 месяцев 2004
   года,  представленных  открытым  акционерным  обществом "Российские
   железные дороги" (далее - общество).
       В ходе проведенной проверки инспекцией установлено следующее.
       Сотрудникам  общества  в городах федерального значения Москве и
   Санкт-Петербурге,  а  также  Московской  и  Ленинградской  областях
   выплачивалась   региональная   надбавка,   которая  имеет  характер
   компенсации   роста  уровня  жизни  в  указанных  регионах.  Данные
   выплаты  производились  на  основании  локальных  нормативных актов
   общества.   В  городе  Санкт-Петербурге  выплаты  производились  на
   основании  Указания  начальника  Октябрьской  железной  дороги  МПС
   России  от  31.12.2002 N Н-547/у и от 28.10.2003 N Н-34/у, в городе
   Москве   и  Московской  области  -  приказа  начальника  Московской
   железной   дороги  от  28.10.2002  N  Н-283.  Указания  о  выплатах
   региональных   надбавок   были   изданы   во  исполнение  Концепции
   организации  оплаты  труда  на железнодорожном транспорте на период
   2002  -  2003  годов, утвержденной Распоряжением Министерства путей
   сообщения Российской Федерации от 17.04.2002 N 177р.
       Инспекция  пришла  к выводу о том, что общество неправомерно не
   включило  в объект налогообложения единым социальным налогом в 2004
   году  суммы выплат региональной надбавки, начисляемой работникам на
   основании  внутреннего  локального  нормативного акта за выполнение
   работ по трудовым договорам.
       По  результатам  проверки принято решение от 24.06.2005 N 747 о
   привлечении  общества  к  налоговой  ответственности  за совершение
   налогового  правонарушения,  предусмотренного  пунктом 1 статьи 122
   Налогового  кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в
   размере  304530  рублей.  Кроме  того, обществу предложено уплатить
   4483287 рублей единого социального налога.
       Не   согласившись  с  принятым  инспекцией  решением,  общество
   обратилось    в   Арбитражный   суд   города   Санкт-Петербурга   и
   Ленинградской    области    с    заявлением    о    признании   его
   недействительным.
       Решением   суда   первой  инстанции  от  08.02.2006  заявленное
   требование удовлетворено.
       Суд  пришел  к  выводу, что суммы выплат региональной надбавки,
   произведенные   обществом   своим   работникам,   не  включаются  в
   налоговую  базу  по  единому  социальному  налогу, если эти выплаты
   самим  обществом  фактически  не  отнесены  к расходам, уменьшающим
   налоговую базу по налогу на прибыль.
       Тринадцатый  арбитражный  апелляционный  суд  постановлением от
   30.06.2006   решение   отменил,  требования  общества  оставил  без
   удовлетворения.
       Федеральный    арбитражный    суд    Северо-Западного    округа
   постановлением   от  20.09.2006  постановление  суда  апелляционной
   инстанции оставил без изменения.
       Суд  апелляционной и кассационной инстанции указали, что в силу
   пункта  2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
   -  Кодекс) такие выплаты отнесены к расходам на оплату труда, кроме
   того,  налогоплательщик  при применении пункта 3 статьи 236 Кодекса
   не  имеет  права  выбора,  по  какому  налогу  (единому социальному
   налогу или налогу на прибыль) ему уменьшить налоговую базу.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший  Арбитражный  Суд Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в  порядке  надзора  постановления  суда
   апелляционной   и   постановления   суда   кассационной  инстанций,
   общество  просит  их  отменить, ссылаясь на неправильное применение
   судами норм права.
       Проверив   обоснованность   доводов,  изложенных  в  заявлении,
   коллегия  судей  считает,  что  настоящее дело, подлежит передаче в
   Президиум   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  для
   проверки оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
       Согласно  пункту  3  статьи  236  Налогового кодекса Российской
   Федерации      выплаты      и      вознаграждения,      начисляемые
   налогоплательщиками   в   пользу   физических  лиц,  не  признаются
   объектом    обложения    единым    социальным   налогом,   если   у
   налогоплательщиков-организаций   такие   выплаты   не   отнесены  к
   расходам,   уменьшающим   налоговую   базу  по  налогу  на  прибыль
   организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
       Между  тем,  не  все  выплаты, связанные с оплатой труда, могут
   быть  отнесены  к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на
   прибыль.
       В  соответствии  со  статьей  255 Налогового кодекса Российской
   Федерации  в  расходы  налогоплательщика на оплату труда включаются
   любые  начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах,
   стимулирующие  начисления  и  надбавки, компенсационные начисления,
   связанные   с   режимом   работы  или  условиями  труда,  премии  и
   единовременные   поощрительные  начисления,  расходы,  связанные  с
   содержанием     этих     работников,     предусмотренные    нормами
   законодательства   Российской   Федерации,   трудовыми   договорами
   (контрактами) и (или) коллективными договорами.
       Выплаты   в   виде   региональной   надбавки  были  установлены
   обществом  в  целях  выравнивания размеров оплаты труда работников,
   занятых  на промышленных предприятиях регионов с высокой стоимостью
   жизни  -  Москва  и  Санкт-Петербург,  Московская  и  Ленинградская
   области.  Цель  выплат  -  способствование максимальному сокращению
   отставания  заработной  платы общества от роста потребительских цен
   в отдельных регионах.
       Ни    нормами   законодательства   Российской   Федерации,   ни
   коллективным  договором, ни трудовыми договорами обязанность выплат
   данной   надбавки   не   предусмотрена.   Указанная  надбавка  была
   установлена локальным нормативным актом.
       Кроме   того,  суды  апелляционной  и  кассационной  инстанций,
   отменяя  решение  суда  первой  инстанции,  исходили  из  того, что
   региональные  надбавки не относятся к компенсациям, предусмотренным
   статьей  238  Налогового  кодекса Российской Федерации и поэтому не
   могут быть исключены из базы по единому социальному налогу.
       В  то  же  время  в  базу  по  единому  социальному  налогу  не
   включаются  не  только  компенсации,  которые  указаны в статье 238
   Кодекса,  но  и  те компенсации, которые в соответствии с главой 25
   Налогового    кодекса    Российской    Федерации,   в   том   числе
   предусмотренные  пунктом  25  статьи  270  Кодекса, не включаются в
   состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль.
       Суд    первой   инстанции   отнес   региональную   надбавку   к
   компенсационным  выплатам,  предусмотренным  пунктом  25 статьи 270
   Кодекса,   и   суды   апелляционной  и  кассационной  инстанций  не
   опровергли этот вывод.
       Исходя  из вышеизложенного, данную региональную надбавку нельзя
   отнести  к  выплатам,  относимым  к  расходам  на  оплату  труда  в
   соответствии  со  статьей 255 Кодекса и подлежащим обложению единым
   социальным налогом.
       Аналогичное   разъяснение   было  дано  Министерством  финансов
   Российской  Федерации  в  письме  от  12.11.2004  N 03-05-02-04/51,
   направленном обществу.
       Учитывая  изложенное,  а  также  то,  что оспариваемые судебные
   акты   принятые   по  настоящему  делу,  основаны  на  неправильном
   применении  норм  права  и  нарушают  единообразие  в  толковании и
   применении   правовых   норм,  судом  усматриваются  основания  для
   передачи  дела  в  Президиум  Высшего  Арбитражного Суда Российской
   Федерации на предмет их отмены.
       Руководствуясь    статьями    299,    300,   304   Арбитражного
   процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  Судебная коллегия
   Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   
                               определила:
   
       передать  в  Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
   Федерации   дело   N   А56-31410/2005   Арбитражного   суда  города
   Санкт-Петербурга  и  Ленинградской области для пересмотра в порядке
   надзора   постановления  Тринадцатого  арбитражного  апелляционного
   суда  от  30.06.2006 и постановления Федерального арбитражного суда
   Северо-Западного округа от 20.09.2006 по указанному делу.
       Предложить  лицам,  участвующим  в  деле,  представить  отзыв в
   Президиум   Высшего   Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  на
   заявление о пересмотре в порядке надзора до 31.05.2007.
   
                                                  Председательствующий
                                                          А.Г.ПЕРШУТОВ
   
                                                                 Судьи
                                                            Н.Г.ВЫШНЯК
                                                          Е.Н.ЗАРУБИНА
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное