ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2007 г. N 50
О НАРУШЕНИЯХ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской
Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел с
соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при
организации питания и условий обучения в общеобразовательных
учреждениях за период 2006 - 2007 учебного года, установил.
В 2006 - 2007 учебном году на контроле Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
находились 60071 учреждение.
Число общеобразовательных учреждений в динамике за пять лет
уменьшилось на 1173 объекта. Отрицательная динамика числа
общеобразовательных учреждений отмечается практически во всех
регионах Российской Федерации.
Сокращение сети общеобразовательных учреждений связано с
реструктуризацией системы образования и закрытием в сельской
местности малокомплектных общеобразовательных учреждений, а также
учреждений, находящихся в аварийном состоянии. Такое положение
приводит к переуплотненности и увеличению сменности занятий в
школах. В ряде регионов дети учатся в 2 - 3 смены, в том числе и в
гимназиях, колледжах и школах с углубленным изучением предметов:
В 2 смены функционировали в 2006 - 2007 учебном году школы в
Архангельской, Белгородской, Воронежской, Московской, Мурманской,
Камчатской, Кировской, Курганской, Псковской, Рязанской,
Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской,
Читинской, Ярославской областях, Республиках Башкортостан,
Северная Осетия - Алания, Марий Эл, Бурятия, Тыва, Алтайском крае,
Агинском-Бурятском и Ямало-Ненецком автономных округах.
В результате проведения гигиенических исследований
установлено, что реализация большинства учебных программ
сопровождается интенсификацией учебного процесса, широкой
компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки,
снижением физической активности. Возросшие учебные нагрузки на
школьников нередко в несколько раз превышают их возможности.
Большинство школ работают по 5-дневной учебной неделе, тогда
как школьные планы все еще рассчитаны на 6-дневную неделю, при
этом возрос объем учебного материала. Ежедневное количество уроков
в начальной школе достигло 6, в средних и старших классах - 8.
Учебный день школьников младших классов достигает 10 часов,
старших - 12 - 15 часов.
Расписание уроков составляется нерационально, учебная нагрузка
распределяется в недельном цикле без учета динамики
работоспособности учащихся, не соблюдается принцип чередования
предметов различной степени сложности (особенно у
старшеклассников), в расписания включаются сдвоенные уроки по
основным предметам в старших классах, факультативные занятия
проводятся без 45-ти минутного перерыва после обязательных уроков,
проводятся "0" уроки, допускается сокращение перемен до 5-ти
минут, что является нарушением СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические
требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"
(зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002 N 3997).
Физическое воспитание в образовательных учреждениях является
неотъемлемой частью формирования здоровья детей.
Однако далеко не все школы имеют возможность проводить занятия
на своей базе. Так, в Удмуртской Республике спортивные залы
отсутствуют в 28,7% школ. В Новгородской области 28%
общеобразовательных школ не имеют спортивных залов. Большинство
школ испытывают дефицит спортивного инвентаря и оборудования,
спортивные площадки оборудованы на 50 - 70%.
В Тамбовской области не оборудованы спортивные площадки в 3,5%
школ, отсутствуют спортивные залы в 33,8% школ.
В большинстве обследованных в текущем учебном году
образовательных учреждений Российской Федерации, выявлено
отсутствие медицинского контроля за распределением учащихся на
физкультурные группы, не организованы занятия специальных групп и
отсутствует медицинский контроль в подготовительной физкультурной
группе учащихся.
В некоторых регионах складывается особо сложная ситуация с
санитарно-техническим состоянием общеобразовательных учреждений.
Наибольшее число не канализованных и не имеющих централизованного
водоснабжения отмечено в Южном, Дальневосточном и Сибирском
федеральных округах.
Важной составляющей частью внутришкольной среды, оказывающей
воздействие на здоровье детей, является мебель, которая при не
соответствии росту является одной из причин развития
функциональных и патологических состояний опорно-двигательного
аппарата.
В целом по Российской Федерации процент мебели, не
соответствующей санитарным требованиям, составляет 12,8%. В ряде
регионов этот показатель значительно выше. Так, в Архангельской
области 46,9% обследованных комплектов мебели не соответствует
требованиям санитарного законодательства, в Ленинградской области
- 33,8%, во Владимирской области - 31,3% в Удмуртской Республике -
42,5%, в Карачаево-Черкесской Республике - 39,1%, Республике
Карелия - 33,5%, в Корякском автономном округе - 38,5%, в
Республике Коми - 37%, в Хабаровском крае - 37,2% и др.
Основными причинами несоответствия ученической мебели росту
учащихся является приобретение мебели без учета потребности в
определенных номерах и кабинетная система обучения.
Одной из важнейших проблем, определяющих здоровье детей,
является организация их питания и, в первую очередь, в
общеобразовательных учреждениях.
Существенное место в общей структуре питания детей и
подростков занимает их питание в образовательных учреждениях. В
школе питаются около 50% учащихся 1 - 4 классов, 40% учащихся 5 -
9 классов и 30% старшеклассников. Организация рационального
питания учащихся во время пребывания в школе является одним из
ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности
обучения.
В образовательных учреждениях Российской Федерации питание
учащихся организовано в 54% в столовых, работающих на сырье, 15,2%
- столовых, работающих на полуфабрикатах, 9% - в
буфетах-раздаточных, 10% - в буфетах, 12% - пищеблоки отсутствуют.
Так, в Приморском крае 166 пищеблоков школ предусмотрены для
работы на полуфабрикатах, но функционируют на сырье, без
необходимых условий для соблюдения должных технологических и
противоэпидемических режимов.
В Тамбовской области около 23% школ в сельской местности не
имеют пищеблоков, в них невозможно организовать горячее питание
детей.
Школьные столовые имеются в 91 школе Республики Адыгея (52,2%
от общего числа школ), буфеты в 54 школах (31%).
В Республике Дагестан из 1634 школ пищеблоки имеют 160 школ
(9,7%).
Из 786 общеобразовательных учреждений Брянской области 569
имеют собственные пищеблоки, в остальных школах организованы
буфеты.
Отмечается недостаточная оснащенность пищеблоков
технологическим и холодильным оборудованием.
Охват горячим питанием обучающихся в образовательных
учреждениях в 2006 - 2007 учебном году в среднем по Российской
Федерации составил 69,3%, из них завтраки получают около 74,8%
учащихся, обеды - 38,8%.
Одним из существенных недостатков организации питания является
составление меню, исходя из стоимости продуктов питания, а не
физиологической потребности детей в биологически ценных веществах,
в результате чего рационы не сбалансированы по основным пищевым
ингредиентам. В меню не включаются мясо, рыба, кисломолочные
продукты, фрукты, молоко, яйцо, превалирует углеводистая модель
питания, отмечаются уменьшение объема выхода порций, отсутствие
витаминизации.
В сельских районах Иркутской, Калининградской, Кировской,
Московской, Рязанской, Псковской, Самарской, Смоленской, Тверской
областей, Ханты-Мансийского АО, Чувашской и Удмуртской Республик
образовательные учреждения имеют свои подсобные хозяйства, что
позволяет обеспечивать рацион школьников овощами, фруктами,
производить запасы, а также снизить стоимость питания. Однако,
лабораторный контроль за качеством выращиваемой продукции
проводится не везде.
За последние пять лет удельный вес проб на пищеблоках школ, не
соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим,
микробиологическим показателям, калорийности и полноте вложения
продуктов в целом по Российской Федерации практически не меняется.
Наибольшее количество проб, не соответствующих гигиеническим
нормам по санитарно-химическим показателям, отмечено в
Дальневосточном и Сибирском федеральном округе.
Слабой остается материально-техническая база пищеблоков, почти
повсеместно имеет место изношенность технологического и
холодильного оборудования, несвоевременно проводится его ремонт и
замена.
В Российской Федерации требуют проведения капитального ремонта
5,5% пищеблоков школьных столовых.
Серьезную проблему представляет низкий профессионализм
специалистов предприятий школьного питания, осуществляющих
формирование рациона питания и приготовление кулинарной продукции,
недостаточная квалификация персонала школьных столовых.
В ходе осуществления мероприятий по контролю за
образовательными учреждениями в 2006 - 2007 учебном году
специалистами Роспотребнадзора крайне недостаточно применялись
меры административного воздействия. Так, в 2006 году вынесено
постановлений о назначении административного наказания в виде
штрафа за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к
условиям воспитания и обучения по всей Российской Федерации только
152 на сумму 335000 рублей.
Основными причинами административных санкций и приостановки
работы учреждений явились:
- неудовлетворительное материально-техническое состояние,
пищеблоков;
- неудовлетворительная оснащенность пищеблоков технологическим
и холодильным оборудованием и кухонным инвентарем;
- необходимость проведения ремонтных работ, замена устаревшего
оборудования;
- недостаточное число посадочных мест в школьных столовых;
- несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима;
- отсутствие медицинских осмотров и не прохождение
гигиенической аттестации персоналом пищеблоков;
- неудовлетворительные показатели лабораторно-инструментальных
исследований.
Все это наряду с недостаточной профессиональной подготовкой
многих работников пищеблоков приводит к нарушениям технологии
приготовления блюд и санитарно-противоэпидемиологического режима
и, как следствие этого, к возникновению вспышек острых кишечных
инфекций и пищевых отравлений. Только с января по май 2007 года в
школах Российской Федерации зарегистрировано 5 вспышек пищевого
характера, связанных с нарушениями в организации питания, с числом
пострадавших 219 человек.
В целях обеспечения санэпидблагополучия детей и сохранения их
здоровья на территории Российской Федерации на основании статьи 51
Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482)
постановляю:
1. Рекомендовать Минобрнауки России:
1.1. Допускать к использованию в общеобразовательных
учреждениях программы, методики и режимы воспитания и обучения
только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в
части гигиенических требований.
1.2. Обеспечить соблюдение общеобразовательными учреждениями
режима учебно-воспитательного процесса, в том числе не допускать
обучения во вторую смену учащихся гимназий, лицеев, школ с
углубленным изучением отдельных предметов.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации:
2.1. Заслушать вопрос о готовности школ к 2007 - 2008 новому
учебному году, обратив особое внимание на подготовку к
отопительному сезону.
2.2. Обеспечить оснащение пищеблоков образовательных
учреждений современным холодильным и технологическим
оборудованием; оптимизировать рационы питания детей и, в первую
очередь, пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и
микронутриентами.
3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
3.1. Усилить взаимодействие с региональными органами
образования и здравоохранения в работе по соблюдению санитарных
правил и улучшению медицинского обслуживания школьников.
3.2. Совместно с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации проанализировать материально-техническое
состояние образовательных учреждений, разработать планы
мероприятий, предусмотрев реконструкцию и строительство
образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью,
техникой, спортивным инвентарем, подготовить и внести на
рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации предложения, направленные на улучшение их
материально-технической базы.
3.3. Ежегодно в срок до:
3.3.1. 20 апреля разрабатывать планы-задания по подготовке
общеобразовательных учреждений к новому учебному году,
предусмотрев в них вопросы укрепления материально-технической базы
и организации горячего питания учащихся.
3.3.2. 1 июня совместно с органами государственной
исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть
планы-задания, утвердить в установленном порядке и обобщенную
информацию направить в Роспотребнадзор не позднее 15 июня.
3.3.3. 1 сентября проводить надзорные мероприятия по проверке
выполнения предписаний по подготовке школ к новому учебному году с
применением, при необходимости, лабораторно-инструментальных
исследований.
3.4. Обратить внимание на недостаточное применение специальных
статей КоАП РФ, предусматривающих административное наказание, в
т.ч. ст. 6.7, 6.6, 19.5.
4. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации и по железнодорожному транспорту представить информацию
о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием
обучения и питания в общеобразовательных учреждениях, и выполнении
планов-заданий в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека до 15.08.2007.
5. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения
"Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации
и по железнодорожному транспорту:
5.1. Обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых
лабораторных исследований за условиями обучения и организацией
питания в общеобразовательных учреждениях.
5.2. Не допускать взимание платы при проведении лабораторно-
инструментального контроля для целей государственного санитарно-
эпидемиологического надзора.
5.3. Осуществлять лабораторно-инструментальный контроль за
сельскохозяйственной продукцией, выращенной на приусадебных
участках общеобразовательных учреждений на безвозмездной основе.
6. Контроль за выполнением возложить на заместителя Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации (Л.П.
Гульченко).
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|