Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
А.Н.КОНДРАТЕНКО
12 июля 2000 г. N ЦТ-767
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЛЬСОВОГО АВТОБУСА
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Временная инструкция, разработанная на
основании нормативных актов, указанных в Приложении 1 к настоящей
Временной инструкции, распространяется на опытную партию рельсовых
автобусов (далее - РА1) и устанавливает общий порядок их
эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и пересылки.
Требования настоящей Временной инструкции обязательны для всех
работников, связанных с эксплуатацией опытной партии РА1.
РА1 относятся к дизельному моторвагонному подвижному составу и
предназначены для обеспечения пригородных пассажирских перевозок,
как правило, на неэлектрифицированных участках железных дорог.
РА1 должны приписываться к локомотивному или моторвагонному
депо.
1.2. Краткая техническая характеристика РА1:
----T---------------------------------T-----------T--------------¬
¦ N ¦ Наименование показателя ¦ РА1-001 ¦ РА1-002 <*> ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+-----------+--------------+
¦1 ¦Масса рельсового автобуса, кг ¦32100 ¦не более 37000¦
¦2 ¦Осевая формула ¦0-2-2 ¦0-2-2 ¦
¦3 ¦Статическая нагрузка от колесной ¦130 ¦не более 140 ¦
¦ ¦пары на рельсы, кН ¦ ¦ ¦
¦4 ¦База тележки, мм ¦2150 ¦2150 ¦
¦5 ¦База кузова, мм ¦12600 ¦12600 ¦
¦6 ¦Количество мест для сидения, чел.¦62 ¦не более 78 ¦
¦7 ¦Общая вместимость, чел. не более ¦150 ¦180 ¦
L---+---------------------------------+-----------+---------------
--------------------------------
<*> По данным ТУ 731.00.00.000.
1.3. К эксплуатации на федеральном железнодорожном транспорте
допускаются РА1, конструкция которых соответствует требованиям
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской
Федерации (далее - ПТЭ).
1.4. Основным режимом эксплуатации РА1 должно быть обращение
на замкнутых маршрутах в виде автономного одиночно следующего
пассажирского транспортного средства с двумя кабинами без
необходимости разворота на конечных пунктах.
1.5. Порядок обращения РА1 определяется графиком движения,
который составляется службой перевозок железной дороги и
утверждается в установленном порядке МПС России, РА1 присваивается
номер пригородного поезда.
1.6. РА1 должны иметь отличительные знаки и надписи,
предусмотренные ПТЭ, а также надпись "С горки не спускать" и знаки
безопасности "Остерегайся контактного провода" и "Не подниматься
на крышу под контактным проводом". В тамбурах, кабинах машиниста и
салонах должна быть надпись "Не курить".
1.7. Поставляемые РА1, кроме технического паспорта, должны
иметь:
технические паспорта колесных пар;
руководство завода-изготовителя по эксплуатации РА1;
технические паспорта воздушных резервуаров;
технические паспорта (формуляры) и инструкции по эксплуатации
комплектующих изделий (силовой установки, гидропередачи,
вспомогательного генератора, тормозного оборудования и другого
оборудования) - согласно ведомости эксплуатационных документов;
согласованную в установленном порядке химотологическую карту;
журнал освидетельствования радиосвязи и автоматической
локомотивной сигнализации непрерывного типа (далее - АЛСН).
1.8. Технический паспорт РА1, а также паспорта установленных
на нем агрегатов, механизмов и приборов должны регулярно
заполняться лицом ответственным за их эксплуатацию. В паспорт
двигателя должны вноситься данные о наработке и проведении
периодических технических обслуживаний и ремонтов.
1.9. На каждом РА1 во время эксплуатации должна быть следующая
документация:
руководство завода-изготовителя по эксплуатации РА1 и
инструкции (руководства) по эксплуатации установленных агрегатов и
комплектующих изделий;
журнал технического состояния формы ТУ-152.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
2.1. Общие требования
2.1.1. Обслуживание РА1 производится локомотивной бригадой в
составе машиниста и помощника машиниста.
2.1.2. Для обслуживания РА1 машинистом назначаются лица,
сдавшие экзамены на право управления дизель-поездом в
квалификационных комиссиях железных дорог в соответствии с
требованиями Приказа МПС России от 11.11.97 N 23Ц.
2.1.3. Помощником машиниста бригады РА1 назначаются лица,
имеющие свидетельство о присвоении профессии помощника машиниста
дизель-поезда и в соответствии с пунктом 1.4 Должностной
инструкции локомотивной бригаде, утвержденной МПС России 03.11.93
N ЦТ/209.
2.1.4. В своей работе с бригадой, обслуживающей РА1,
машинист-инструктор руководствуется Должностной инструкцией
машинисту-инструктору локомотивных бригад, утвержденной МПС России
16.02.94 N ЦТ/235.
К локомотивным бригадам, обслуживающим РА1, предъявляются
требования, аналогичные предъявляемым к локомотивным бригадам
дизель-поездов.
2.1.5. Машинист в поездке обязан иметь при себе:
служебное удостоверение личности с отметкой о сдаче на
хранение в отдел кадров локомотивного депо свидетельства на право
управления локомотивом (МВПС) и свидетельства о присвоении класса
квалификации машиниста;
маршрут машиниста формы ТУ-3, формуляр машиниста формы ТУ-57 с
заключением машиниста-инструктора о допуске к работе на РА1,
технический формуляр, талон предупреждений, удостоверение по форме
РБУ-9;
расписание движения поездов;
выписки из техническо-распорядительных актов (ТРА) станций на
участке обслуживания;
режимные карты и выписку из приказа по железной дороге об
установленных скоростях движения на обслуживаемом участке;
настоящую Временную инструкцию.
2.1.6. Помощник машиниста в поездке обязан иметь при себе:
свидетельство помощника машиниста;
технический формуляр, талон предупреждений;
выписку об установленных скоростях движения поездов на
обслуживаемом участке.
2.1.7. Запрещается машинисту во время работы отлучаться с РА1.
В исключительных случаях следует руководствоваться пунктом 1.15
Должностной инструкции локомотивной бригаде, утвержденной МПС
России 03.11.93 N ЦТ/209 и пунктом 5.3 настоящей Временной
инструкции.
2.1.8. Обязанности локомотивной бригады регламентируются в
разделе 2 Должностной инструкции локомотивной бригаде,
утвержденной МПС России 03.11.93 N ЦТ/209.
2.1.9. Перечень обязательных объявлений машинистом для
пассажиров (текст, время и периодичность производства объявлений)
по радиооповестительным установкам РА1 устанавливается службой
локомотивного хозяйства железной дороги.
2.2. Обеспечение безопасности движения
2.2.1. Движение РА1 осуществляется в соответствии с
требованиями ПТЭ, Инструкции по сигнализации на железных дорогах
Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой
работе на железных дорогах Российской Федерации. Пути для
пропуска, приема и отстоя РА1 указываются в ТРА станций.
2.2.2. Запрещается эксплуатация РА1, имеющих неисправности,
угрожающие безопасности движения, в том числе хотя бы одну из
неисправностей, указанных в пункте 12.4 ПТЭ.
2.2.3. При остановке РА1 на станционный путь дежурный по
железнодорожной станции должен установить стрелочные переводы,
ведущие на путь стоянки РА1, в положение, исключающее возможность
заезда подвижного состава на данный путь, навесить на стрелочные
рукоятки (кнопки) красные колпачки, а на крупных железнодорожных
станциях, по возможности, выставлять их на пути, не входящие в
маршруты приема. Стоянка РА1 на станционных путях и в тупиках
должна быть согласована с дежурным по железнодорожной станции.
2.2.4. В случае возникновения неисправности, следствием
которой является вынужденная остановка РА1 на перегоне и
невозможность продолжения движения, машинист, вызывая
вспомогательный локомотив, действует в порядке, предусмотренном
ПТЭ, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской
Федерации, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на
железных дорогах Российской Федерации.
Тормоза РА1 должны быть включены в тормозную систему
вспомогательного локомотива выполнением следующих операций:
выключить управление тормозами РА1 (согласно руководству
завода-изготовителя по эксплуатации РА1);
отключить (вручную) стояночный тормоз;
соединить тормозную магистраль РА1 с тормозной магистралью
выводящего локомотива.
Порядок вывода РА1 с перегона, скорость следования с учетом
обеспеченности тормозным усилием устанавливается приказом
начальника дороги.
2.2.5. РА1-001 допускается к обращению на участках железных
дорог, оборудованных низкими пассажирскими платформами.
2.2.6. Допускаемую скорость движения РА1-001 (образца N 1
опытной партии РА1) независимо от количества перевозимых
пассажиров следует устанавливать в соответствии с указанием МПС
России от 23.11.99 N К-2676у:
2.2.6.1. В прямых участках пути с рельсами Р 43 и тяжелее,
числом шпал 1440 шт./км и более на щебеночном, асбестовом и
песчаном балласте - 80 км/ч.
2.2.6.2. В кривых участках пути - по таблице 2 Норм
допускаемых скоростей движения локомотивов и вагонов по
железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм Министерства путей
сообщения Российской Федерации, утвержденных Приказом МПС России
от 14.07.94 N 2ЦЗ, но не более 80 км/ч.
2.2.6.3. По стрелочным переводам - аналогично моторвагонному
подвижному составу согласно приложению 5 к Приказу МПС России от
14.07.94 N 2ЦЗ, но не более 80 км/ч.
2.2.7. Тормозной путь РА1-001 при экстренном пневматическом
торможении с начальной скорости 80 км/ч на площадке в порожнем
состоянии и с полной расчетной нагрузкой составляет 450 м.
Эксплуатация РА1-001 осуществляется только на сертифицированных
композиционных тормозных колодках из материала шифра У-21-149
деталь 25130-Н. Величина расчетных сил нажатия колодок на ось
РА1-001 в пересчете на стандартные чугунные тормозные колодки
принимается 8,5 тс.
2.2.8. В аварийных ситуациях всем работникам, связанным с
движением РА1, необходимо руководствоваться требованиями
Регламента действий работников, связанных с движением поездов, в
аварийных и нестандартных ситуациях, утвержденного указанием МПС
СССР от 22.12.87 N Г-6435.
2.2.9. В случае перегорания лампы прожектора во время движения
РА1 в темное время суток машинист должен остановить РА1, заглушить
двигатель, выключить тумблером электрическую цепь прожектора,
принять все меры к предотвращению самопроизвольного движения РА1.
Помощник машиниста должен выйти из кабины и заменить лампу в
прожекторе.
2.2.10. Запрещается выпускать на линию РА1 с выключенными или
неисправными устройствами АЛСН.
2.2.11. Машинист несет ответственность за правильное
пользование устройствами АЛСН, а также за их сохранность и обязан:
следить за чистотой и сохранностью этих устройств и пломб,
имеющихся на приборах;
проверить при осмотрах РА1 надежность крепления устройств АЛСН;
своевременно докладывать об обнаруженных неисправностях
устройств АЛСН в пути следования поездному диспетчеру или
дежурному по железнодорожной станции с записью в журнале
технического состояния формы ТУ 152.
2.2.12. При пользовании на РА1 устройствами АЛСН машинист
должен руководствоваться требованиями Инструкции о порядке
пользования автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного
типа (АЛСН) и устройствами контроля бдительности машиниста,
утвержденной МПС России 26.11.94 N ЦШ-ЦТ-302.
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
3.1. Техническое состояние РА1 должно поддерживаться в
соответствии с ПТЭ, руководством завода-изготовителя по
эксплуатации РА1, техническими условиями на опытную партию РА1
731.00.00.000ТУ, нормативными актами МПС России для дизельного
моторвагонного подвижного состава.
Указанные работы в зимних условиях должны производиться с
учетом Технических указаний по подготовке, эксплуатации и
обслуживанию тепловозов и дизель-поездов в зимних условиях,
утвержденных Департаментом локомотивного хозяйства МПС России
30.12.97 N ЦТРТ-14/97.
Техническое обслуживание и ремонт устройств АЛСН РА1
производится в соответствии с Инструкцией о порядке пользования
автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного типа (АЛСН)
и устройствами контроля бдительности машиниста, утвержденной МПС
России 26.11.94 N ЦШ-ЦТ-302 и Инструкцией по техническому
обслуживанию автоматической локомотивной сигнализации непрерывного
типа (АЛСН) и устройств контроля бдительности машиниста,
утвержденной МПС России 26.11.94 N ЦШ-ЦТ-303 с учетом руководств
(инструкций) по эксплуатации и техническому обслуживанию указанных
устройств.
3.3. Порядок технического обслуживания и ремонта устройств и
системы противопожарной защиты РА1 указан в Приложении 2 к
настоящей Временной инструкции.
3.4. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы РА1
необходимо осуществлять на основании эксплуатационно-ремонтной
документации тормозного оборудования РА1 и пункта 13 Инструкции по
эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог,
утвержденной МПС России 16.05.94 N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 с учетом
Инструкции по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию
тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного
состава, утвержденной МПС России 27.01.98 N ЦТ-533. Результаты
осмотра, технического обслуживания, ремонта и испытаний тормозного
оборудования РА1 необходимо регистрировать в книге формы ТУ-14.
3.5. В случае необходимости направления РА1 в ремонт
составляется предварительная опись состояния РА1 на бланке формы
ТУТ-23.
3.6. Все выявляемые в период между плановыми видами ремонта и
технического обслуживания неисправности и повреждения РА1
оформляются техническими актами по форме ТЭУ-21 и регистрируются в
книге формы ТУ-29.
3.7. Регистрация результатов освидетельствований колесных пар
РА1 производится на бланке формы ТУ-21; учет состояния бандажей
колесных пар - в книге формы ТУ-17.
3.8. Учет пробегов РА1 между плановыми видами ремонтов и
регистрация текущих ремонтов (ТР) и технических обслуживаний (ТО)
производится в книге по форме ТУ-27.
4. ПОРЯДОК ПЕРЕСЫЛКИ РА1
4.1. РА1 допускаются к пересылке в действующем, а также
недействующем (холодном) состоянии. Пересылка РА1-001 в
недействующем состоянии осуществляется с выключенными тормозами
РА1-001 отдельным локомотивом с вагонами, имеющими исправно
действующие и включенные тормоза.
4.2. Пересылаемые РА1 в действующем и недействующем состоянии
по своему техническому состоянию должны соответствовать
требованиям безопасности движения и техники безопасности, а также
требованиям габарита 1 ВМ ГОСТ 9238-83.
4.3. Все работы, связанные с обслуживанием тормозной системы
(в период подготовки к следованию и в пути) пересылаемых РА1,
должны осуществляться в соответствии с требованиями руководства
завода-изготовителя по <...> железных дорог, утвержденной МПС
России 16.05.94 N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, Инструкции по техническому
обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования
локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденной МПС
России 27.01.98 N ЦТ-533.
4.4. Для обеспечения безопасного следования РА1 в исправном и
комплектном состоянии до пункта назначения необходимо назначать
работников (проводников), сопровождающих РА1 при его пересылке.
Обязанности указанных работников изложены в приложении 1 к
Инструкции о порядке пересылки локомотивов и моторвагонного
подвижного состава, утвержденной МПС России 06.02.95 N ЦТ/310.
При необходимости сопровождения РА1 более суток количество
проводников должно быть не менее двух.
4.5. РА1, отправляемые с завода-изготовителя в недействующем
состоянии, должны быть осмотрены комиссией в составе и порядком,
установленными Инструкцией о порядке пересылки локомотивов и
моторвагонного подвижного состава, утвержденной МПС России
06.02.95 N ЦТ/310, после чего комиссией составляется в трех
экземплярах акт формы ТУ-25 на каждый РА1.
Дополнительно составляется опись запасных частей, инструмента,
инвентаря и технической документации, пересылаемых вместе с РА1.
4.6. Скорость следования РА1 в недействующем состоянии не
должна превышать скорости, указанной в акте формы ТУ-25.
4.7. На период пересылки РА1 оборудуется местом для отдыха
проводников. В холодное время года в салоне РА1 может быть
установлено отопительное оборудование, изготовленное по
технической документации, согласованной с Управлением
военизированной охраны МПС России.
4.8. Подготовка к пересылке и пересылка РА1 производится с
соблюдением требований по охране труда и безопасности движения,
содержащихся в документах, указанных в пункте 5.1 настоящей
Временной инструкции.
4.9. Подготовка РА1 к пересылке проводится в соответствии с
требованиями руководства завода-изготовителя по эксплуатации РА1.
Для отправки РА1 в недействующем состоянии дополнительно
выполняются следующие работы:
производится уборка кабин машиниста, промывка и санитарная
обработка пассажирского салона;
фиксируется в закрытом положении выдвижная лестница (для
РА1-001), двери, окна. На раздвижных дверях устанавливаются скобы,
препятствующие их открытию;
закрываются на замки крышки кожухов подкузовного оборудования;
сливается топливо из баков, трубопроводов и корпуса топливного
фильтра;
устанавливаются в выключенное положение все выключатели
управления;
снимаются зеркала обратного вида и укладываются в кабину
машиниста;
заправляется смазкой гидропередача, раздаточная коробка,
осевые редукторы и другие узлы трения ходовой части;
отсоединяются и подвешиваются карданные валы;
производится подготовка тормозной системы в соответствии с
пунктом 4.3 настоящей Временной инструкции;
закрывается упаковочной тканью выхлопное отверстие дизеля;
на месте следования работника, сопровождающего РА1,
производится установка двух углекислотных и двух порошковых
огнетушителей емкостью не менее 5 л каждый.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1. При эксплуатации РА1 машинисты должны руководствоваться,
кроме настоящей Временной инструкции, следующими документами по
охране труда и безопасности движения:
Типовой инструкцией по охране труда для локомотивных бригад,
утвержденной МПС России 05.05.98 N ЦТ-555;
Правилами электробезопасности для работников железнодорожного
транспорта на электрифицированных железных дорогах, утвержденными
МПС России 22.09.95 N ЦЭ-346;
Правилами надзора за воздушными резервуарами подвижного
состава железных дорог Российской Федерации, утвержденными МПС
России 04.08.98 N ЦТ-ЦВ-ЦП-581;
Правилами эксплуатации электроустановок потребителей,
утвержденными Госэнергонадзором 31.03.92;
Правилами техники безопасности при эксплуатации
электроустановок потребителей, утвержденными Главгосэнергонадзором
21.12.84;
Правилами техники безопасности при эксплуатации контактной
сети электрифицированных железных дорог и устройствами
электроснабжения автоблокировки, утвержденными МПС СССР 20.02.87 N
ЦЭ-4506;
Правилами по технике безопасности и производственной санитарии
при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного
подвижного состава, утвержденными МПС СССР 30.12.87 N ЦТ/4770;
Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности на
локомотивах и моторвагонном подвижном составе, утвержденной МПС
России 27.04.93 N ЦТ-ЦУО/175.
5.2. Перед приемкой РА1 в рейс машинисту следует убедиться,
что имеется давление в тормозных цилиндрах, полностью разряжена
тормозная магистраль (ручка крана машиниста в положении 7), РА1
стоит на стояночных тормозах (отсутствует давление в цилиндрах
стояночного тормоза) и под крайнюю колесную пару с обоих сторон
подложены тормозные башмаки.
Приемку РА1 следует начинать с осмотра кабины машиниста,
обратив особое внимание на исправность, наличие и
работоспособность всех блокирующих устройств, находящихся на
пульте управления.
5.3. Уходя из кабины РА1 для осмотра его узлов, необходимо
затормозить рельсовый автобус, для чего:
ручку крана машиниста установить в положение 7, тем самым
разрядив тормозную магистраль, в тормозных цилиндрах должно
установиться полное давление;
нажать кнопку включения стояночного тормоза "СТ".
При этих условиях разрешается вынуть ключ блокировочного
устройства и выключить реверсор. Затем следует запереть окна и
входную дверь; подложить под крайнюю колесную пару с
противоположных сторон тормозные башмаки.
5.4. Перед устранением неисправностей приборов и аппаратов и
утечек воздуха в соединении и резервуарах, находящихся под
давлением, необходимо отключить их и выпустить сжатый воздух.
Запрещается открывать и закрывать вентили и краны ударами
молотка или других предметов.
5.5. Перед опробованием тормозов машинист должен убедиться в
отсутствии людей около РА1 и под ним и проверить включение
тормозных приборов.
5.6. Все операции по устранению возникающих неисправностей,
осмотру, регулировке и смазке должны производиться только при
обесточенной электрической сети и остановленных механизмах и
агрегатах. Работы под рамой РА1 допускаются только при его
заторможенном состоянии, выключенном двигателе и установке под
колеса обеих колесных пар двух тормозных башмаков.
При техническом обслуживании РА1 должен применяться только
исправный инструмент.
Запрещается использование переносных светильников без
предохранительных сеток, с поврежденной вилкой и изоляцией
проводов.
5.7. На РА1 должны быть следующие сигнальные приборы и
принадлежности: духовой рожок, четыре сигнальных флага (два
красного и два желтого цвета), 6 шт. петард на однопутном и 12 шт.
на двухпутном участке, два ручных сигнальных фонаря, аптечка с
набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой
помощи, огнетушители типа ОВП-5, ОП-5, ОУ-5, реечный домкрат с
подставкой, комплект тормозных башмаков.
5.8. Установленные на РА1 генераторы, электродвигатели и
электрические аппараты должны быть заземлены.
5.9. Вращающиеся и токоведущие части оборудования РА1 при
условии возможного доступа к ним обслуживающего персонала должны
быть оснащены защитными кожухами и ограждениями.
5.10. Перед поездкой бригада РА1 должна пройти предрейсовый
медицинский осмотр в соответствии с требованиями Инструкции о
порядке организации и проведении предрейсовых медицинских осмотров
локомотивных бригад, утвержденной МПС России 01.05.98 N ЦУВС-552.
5.11. Во время движения РА1 входные двери и двери в кабину
машиниста должны быть закрыты.
5.12. В случае падения на РА1 контактного провода машинисту
следует сообщить об этом дежурному по станции, пассажиры должны
оставаться в автобусе. При выходе из автобуса или подъеме в кабину
машинист должен надеть диэлектрические перчатки. Передвигаться в
8-метровой зоне от места падения провода следует небольшими (не
более 0,1 м) шагами, не отрывая ног от земли.
5.13. При эксплуатации РА1 запрещается: подниматься на РА1 и
спускаться с него при движении;
трогание с места и движение РА1 при открытых дверях (а для
РА1-001 и при выдвинутой лестнице);
передавать управление другому лицу, не имеющему на это право;
проезд в кабине машиниста РА1 посторонних, кроме должностных
лиц, имеющих разрешение, выдаваемое в порядке, установленном МПС
России, но не более двух человек одновременно.
5.14. Посадка, высадка пассажиров должна производиться с
соблюдением следующих условий:
а) выдвижение лестницы и посадка, высадка пассажиров
производится только после полной остановки РА1 с учетом
обеспечения безопасности пассажиров, находящихся на платформе;
б) убедившись, что полностью выдвинутая лестница зафиксирована
блокирующим устройством, машинист должен открыть двери РА1 со
стороны платформы и исключить их самопроизвольное закрывание;
в) после завершения посадки, высадки пассажиров машинист
должен закрыть двери, и убедившись в отсутствии людей на выдвижной
лестнице, привести ее в транспортное положение и зафиксировать с
целью исключения самопроизвольного выдвижения за габарит РА1 во
время его движения;
г) в ночное время и в условиях плохой видимости бригаде РА1
следует усилить внимание за посадкой, высадкой пассажиров путем
личного контроля помощника машиниста.
5.15. Продолжительность рабочего времени бригад РА1
регламентируется Приказом МПС СССР от 18.09.90 N 8ЦЗ.
6. МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
6.1. Машинист, управляющий РА1, должен пройти обучение со
сдачей зачета на умение пользоваться средствами пожаротушения,
имеющимися на РА1. Без соответствующей подготовки и сдачи зачета
машинист к работе не допускается.
6.2. На РА1 согласно Нормам оснащения объектов и подвижного
состава федерального железнодорожного транспорта первичными
средствами пожаротушения, утвержденным указанием МПС России от
31.03.00 N Г-822у должно находиться не менее двух огнетушителей в
кабинах машиниста (ОУ-5) и в пассажирском салоне двух
огнетушителей (ОП-5 или ОВП-5).
Для защиты подкузовного оборудования РА1 оборудован установкой
газового пожаротушения. Тушение возгорания силовой установки
предусмотрено с помощью распределительной системы трубопроводов, а
топливных баков - от переносных шлангов.
Огнетушители должны находиться в исправном состоянии, что
подтверждается датой проверки на бирке, имеющейся на огнетушителе,
а также требованиями Норм оснащения объектов и подвижного состава
федерального железнодорожного транспорта первичными средствами
пожаротушения, утвержденных указанием МПС России от 31.03.00 N
Г-822у.
6.3. Требования пожарной безопасности в пассажирских салонах и
кабине машиниста, к размещению силового оборудования, системам
электроснабжения, вентиляции, кондиционирования воздуха должны
выполняться согласно Общим требованиям к противопожарной защите
тягового подвижного состава, утвержденным МПС России 29.12.95 N
ЦТ-6.
6.4. Локомотивная бригада должна следить за отсутствием утечек
в топливной, масляной и выхлопной системах силовой установки.
6.5. Заправка топливом и маслом должна производиться до
уровня, определяемого контрольными устройствами; после заправки
крышки баков должны быть закрыты.
6.6. На РА1 должен поддерживаться и обеспечиваться необходимый
уровень сопротивления изоляции электрооборудования.
6.7. Переносные ручные светильники должны быть исправными,
иметь защитные колпачки и кожухи.
6.8. Все защитные устройства электрического оборудования
необходимо поддерживать в полной исправности. Сечения токонесущих
кабелей, проводов и шин, а также устройств заземления должны
соответствовать требованиям чертежей.
6.9. Ввод и вывод электрических кабелей в электрические
аппараты, клеммные рейки, переходные коробки должны выполняться с
применением уплотнений и втулок в соответствии с техническими
требованиями чертежей. Места электрических соединений должны иметь
надежный контакт.
6.10. Все отключаемые провода должны отсоединяться с двух
сторон. Их токонесущие части должны быть изолированы и закреплены
в положении, исключающим возможность соприкосновения с какими-либо
аппаратами или заземленными частями РА1.
6.11. Запрещается при эксплуатации РА1:
а) пользоваться открытым огнем при подогреве топлива и масла в
баках, при осмотре, заправке и очистке топливных баков, проверке
состояния аккумуляторных батарей;
б) держать открытыми топливные баки, производить их заправку
при работающем двигателе;
г) очищать горючими жидкостями кузов, детали или агрегаты;
е) хранить спецодежду, обтирочные материалы, пропитанные
горючими веществами, а также петарды без упаковки их в ящик;
ж) пользоваться плавкими вставками, непредусмотренными
чертежом.
6.12. Запрещается эксплуатация РА1 при:
отсутствии или неисправности устройств в топливном баке,
предотвращающих излишнее наполнение бака топливом;
загрязнении выпускных патрубков глушителя нагаром,
препятствующим удалению несгоревших частиц топлива и масла.
6.13. Основные требования при тушении пожаров.
Машинист является ответственным за организацию тушения пожара
на РА1 и обязан знать пожароопасные отсеки, места расположения
средств пожаротушения и уметь пользоваться ими.
При обнаружении пожара во время движения РА1 необходимо
немедленно остановить (за исключением случаев нахождения в
тоннеле, на железнодорожном мосту, путепроводе, под мостом или на
другом месте, препятствующем организации тушения пожара) и принять
меры к эвакуации пассажиров и тушению пожара имеющимися средствами
пожаротушения.
При остановке РА1 должны быть приняты меры, предусмотренные
ПТЭ при вынужденной остановке поезда на перегоне.
Тушение пожаров на подвижном составе, находящемся на
расстоянии свыше 7 м от контактной сети, может быть допущено без
снятия напряжения (за исключением применения огнетушителя ОВП-5).
При этом необходимо следить, чтобы струя газа или порошка не
касалась контактной сети и других частей и токоведущих деталей,
находящихся под напряжением.
Горящие провода, электрическую аппаратуру и электрические
машины необходимо тушить углекислотными огнетушителями, газовой
установкой пожаротушения и сухим песком.
Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и
средствами, машинист обязан в установленном порядке затребовать
пожарный поезд, отвести РА1 от деревянных строений и других
сооружений и подавать звуковым сигналом сигнал пожарной тревоги.
Приложение 1
к Временной инструкции
по эксплуатации рельсового
автобуса на федеральном
железнодорожном транспорте
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РА1
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской
Федерации;
Должностная инструкция локомотивной бригаде, утвержденная МПС
России 03.11.93 N ЦТ/209;
Приказ МПС России от 11.11.97 N 23Ц "О порядке проведения
испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом,
моторвагонным - подвижным составом на путях общего пользования и
присвоении класса квалификации машинистам локомотивов и
моторвагонного подвижного состава";
Должностная инструкция машинисту-инструктору локомотивных
бригад, утвержденная МПС России 16.02.94 N ЦТ-235;
Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской
Федерации;
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных
дорогах Российской Федерации, утвержденная МПС России 02.10.93 N
ЦД/206;
Указание МПС России от 23.11.99 N К-2676у "О допускаемых
скоростях движения рельсового автобуса РА-1-001";
Инструкция по эксплуатации комплексов средств сбора и
регистрации данных КПД-3 и расшифровке диаграммных лент,
утвержденная МПС России 15.06.96 N ЦТ-397;
Инструкция о порядке пользования автоматической локомотивной
сигнализацией непрерывного типа (АЛСН) и устройствами контроля
бдительности машиниста, утвержденная МПС России 26.11.94 N
ЦШ-ЦТ-302;
Инструкция по техническому обслуживанию автоматической
локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) и устройств
контроля бдительности машиниста, утвержденная МПС России 26.11.94
N ЦШ-ЦТ-303;
Инструкция о порядке организации и проведении предрейсовых
медицинских осмотров локомотивных бригад, утвержденная МПС России
01.05.98 N ЦУВС-552;
Инструкция о порядке пересылки локомотивов и моторвагонного
подвижного состава, утвержденная МПС России 06.02.95 N ЦТ/310;
Регламент действий работников, связанных с движением поездов,
в аварийных и нестандартных ситуациях (в соответствии Приказа N
32Ц от 2.09.1987 г.), утвержденный указанием МПС СССР от 22.12.87
N Г-6435у;
Приказ МПС СССР от 18.09.90 N 8ЦЗ "О введении в действие
особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха
отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и
метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением
безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров";
Положение о порядке проведения обязательных предварительных,
при поступлении на работу, периодических медицинских осмотров на
федеральном железнодорожном транспорте, утвержденное Приказом МПС
России от 29.03.99 N 6Ц;
Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава
железных дорог, утвержденная МПС России 16.05.94 N
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277;
Технические указания по подготовке, эксплуатации и
обслуживанию тепловозов и дизель-поездов в зимних условиях,
утвержденные МПС России 30.12.97 N ЦТРТ-14/97;
Правила по технике безопасности и производственной санитарии
при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного
подвижного состава, утвержденные МПС СССР 30.12.89 N ЦТ/4770;
Инструкция по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию
тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного
состава, утвержденная МПС России 27.01.98 N ЦТ-533;
Указание МПС России от 04.07.97 N В-796у "О дальнейшем
распространении опыта обслуживания локомотивов одним машинистом на
железных дорогах Российской Федерации";
Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах
и моторвагонном подвижном составе, утвержденная МПС России
27.04.93 N ЦТ-ЦУО/175;
Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального
железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения,
утвержденные указанием МПС России от 31.03.00 N Г-822у;
Общие технические требования к противопожарной защите тягового
подвижного состава, утвержденные МПС России 29.12.95 N ЦТ-6.
Приложение 2
к Временной инструкции
по эксплуатации рельсового
автобуса на федеральном
железнодорожном транспорте
ПОРЯДОК
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА УСТРОЙСТВ И СИСТЕМЫ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ (ППЗ)
-----------------------T---------------------------------------------¬
¦ Перечень работ по ¦ Операции обслуживания ¦
¦обслуживанию и ремонту¦ ¦
¦ системы ППЗ ¦ ¦
+----------------------+---------------------------------------------+
¦1. Пожарно- ¦Наружный осмотр оборудования установки ¦
¦профилактичекие ¦углекислотного пожаротушения. Проверка ¦
¦мероприятия (ППМ) при ¦наличия углекислоты в баллонах по показаниям ¦
¦ежедневном техническом¦манометров. В случае падения давления более ¦
¦обслуживании ¦чем на 3,0 атм., баллон дозаправить газом до ¦
¦ ¦расчетного весового значения. Проводится ¦
¦ ¦один раз в сутки ¦
+----------------------+---------------------------------------------+
¦2. ППМ при ТО-2 ¦То же ¦
¦ ¦Проводится через 8 суток ¦
+----------------------+---------------------------------------------+
¦3. ППМ при ТО-3 ¦Проверка крепления системы разводных ¦
¦ ¦трубопроводов, подтяжка болтов соединений. ¦
¦ ¦Проверка целостности шлангов. Очистка ¦
¦ ¦форсунок на разводящем трубопроводе от грязи.¦
¦ ¦Загрязненные (забитые) форсунки вывернуть, ¦
¦ ¦промыть и продуть сжатым воздухом. Проводится¦
¦ ¦через 15 - 20 тыс. км пробега ¦
+----------------------+---------------------------------------------+
¦4. ППМ при ТР1 ¦Проводится взвешивание баллонов установки ¦
¦ ¦пожаротушения. В случае уменьшения массы ¦
¦ ¦баллона с углекислотой на 10% - дозаправить. ¦
¦ ¦В случае снижения массы газа в баллоне более ¦
¦ ¦10% - выявить причину утечки газа. Проводится¦
¦ ¦через 50 - 60 тыс. км пробега ¦
+----------------------+---------------------------------------------+
¦5. ППМ при ТР2 ¦Проводится через 150 - 200 тыс. км пробега. ¦
¦ ¦Проводится проверка манометров ¦
+----------------------+---------------------------------------------+
¦6. ППМ при КР1 ¦Проводится полный демонтаж установки ¦
¦ ¦пожаротушения, заменяются поврежденные ¦
¦ ¦детали. Проводится освидетельствование ¦
¦ ¦баллонов и запорно-пускового устройства, ¦
¦ ¦замена пиропатронов. Монтаж установки и ¦
¦ ¦600 - 800 тыс. км пробега ¦
L----------------------+----------------------------------------------
|