Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПИСЬМО РОСОБРАЗОВАНИЯ ОТ 09.04.2007 N 17-3-9/67 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ РСЧС В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСОБРАЗОВАНИЯ НА 2007 ГОД"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
   
                                 ПИСЬМО
                     от 9 апреля 2007 г. N 17-3-9/67
   
                  ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
        ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
          И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ РСЧС В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                       РОСОБРАЗОВАНИЯ НА 2007 ГОД
   
       В  целях  совершенствования  подготовки органов управления, сил
   гражданской  обороны  (далее  -  ГО)  и  функциональной  подсистемы
   предупреждения  и  ликвидации  последствий  чрезвычайных ситуаций в
   сфере  деятельности Рособразования (далее - РСЧС Рособразования) на
   2007 год предлагаю:
   
                           I. Основные задачи
   
       1.  Главной  задачей по подготовке органов управления, сил ГО и
   единой   государственной   системы   предупреждения   и  ликвидации
   чрезвычайных  ситуаций  (далее  -  РСЧС)  считать совершенствование
   знаний,   навыков  и  умений,  направленных  на  реализацию  единой
   государственной  политики  в  области гражданской обороны, снижения
   рисков  и  смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и
   техногенного  характера  (далее  - ЧС) для обеспечения безопасности
   населения,    укрепления    оборонного    потенциала,   стабильного
   социально-экономического   развития,   а   также  совершенствования
   системы защиты населения в мирное и военное время.
       Основными  задачами  по  подготовке  сил  гражданской обороны и
   РСЧС Рособразования на 2007 год определены:
       в области гражданской обороны:
       -   обеспечение  повседневной  готовности  системы  гражданской
   обороны  Рособразования  к  переводу  на условия военного времени в
   сфере  Рособразования,  создание  и применение сил и средств ГО для
   решения  задач  по  защите  учащихся  и  студентов  от  опасностей,
   возникающих  при  ведении  военных  действий  или  вследствие  этих
   действий;
       -   дальнейшее   совершенствование   сил   ГО,   повышение   их
   готовности,  мобильности  и  оснащенности современными техническими
   средствами  и  технологиями  ведения аварийно-спасательных и других
   неотложных работ, в том числе средствами малой механизации;
       -    совершенствование    организации   учета,   содержания   и
   использования   средств   защиты  личного  состава  и  объектов  ГО
   образовательных  учреждений,  а  также  подготовки  мероприятий  по
   эвакуации  учащихся  и  студентов,  профессорско-преподавательского
   состава  и  членов  их семей, материальных и культурных ценностей в
   безопасные  районы, внедрение новых современных технических средств
   и технологий для выполнения мероприятий по ГО;
       -  активизация работы по созданию в целях ГО запасов (резервов)
   материально-технических    и   иных   средств   в   образовательных
   учреждениях;
       -   выполнение   мероприятий  по  повышению  готовности  систем
   оповещения сотрудников и обучающихся образовательных учреждений;
       в   области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
   ситуаций:
       -  повышение эффективности деятельности координационных органов
   РСЧС  Рособразования  на  основе  совершенствования  взаимодействия
   федеральных  органов исполнительной власти и органов исполнительной
   власти  субъектов  Российской Федерации, а также повышение качества
   обучения учащихся и студентов способам защиты от ЧС;
       -  обеспечение  готовности  органов  управления,  сил и средств
   РСЧС  к реагированию на ЧС, совершенствование системы мониторинга и
   прогнозирования ЧС, развитие систем информационного обеспечения;
       -   создание,   содержание   в  соответствии  с  установленными
   требованиями,  эффективное  использование  и  восполнение  резервов
   (запасов) финансовых, материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
       -   создание   страховых   фондов   документации   на   объекты
   повышенного   риска   (потенциально   опасные)   и  объекты  систем
   жизнеобеспечения населения;
       в области обеспечения пожарной безопасности:
       -   осуществление   комплекса   мероприятий,   направленных  на
   снижение   количества   пожаров   и   гибели   людей  при  пожарах,
   совершенствование   технологий   тушения   пожаров   и   проведения
   аварийно-спасательных   работ,  внедрение  современных  технических
   средств профилактики пожаров и пожаротушения;
       в области обеспечения безопасности людей на водных объектах:
       -    повышение    эффективности    контроля   за   обеспечением
   безопасности людей на водных объектах;
       -   повышение  эффективности  профилактических  мероприятий  по
   предупреждению  аварийности  судов и несчастных случаев с людьми на
   водных объектах.
       2.  Руководителям подведомственных образовательных учреждений и
   организаций  (начальникам штабов гражданской обороны, председателям
   комиссий   по   чрезвычайным   ситуациям   и  обеспечению  пожарной
   безопасности):
       2.1.  Основные  усилия  по  подготовке  органов управления, сил
   гражданской   обороны   и  РСЧС  Рособразования  в  области  защиты
   работников    и    обучающихся    образовательных   учреждений   от
   чрезвычайных  ситуаций,  обеспечения  пожарной  безопасности в 2007
   году сосредоточить на:
       -   изучении   нормативных   правовых,   научно-методических  и
   организационных  основ  управления  рисками  чрезвычайных ситуаций,
   обусловленных      природными,      техногенными     угрозами     и
   террористическими проявлениями;
       -  организации  проверки  полноты  и качества разработки планов
   действий   по   предупреждению  и  ликвидации  ЧС,  обратив  особое
   внимание  на  вопросы  предупреждения  и  ликвидации  ЧС  с  учетом
   местных особенностей регионов;
       -  обеспечении  дальнейшей  реализации  требований  Федеральных
   законов  от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.94 N
   68-ФЗ  "О  защите  населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций
   природного  и  техногенного характера", Постановлений Правительства
   Российской  Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной
   системе  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций"  (с
   изменениями   от   27.05.2005),  от  10.07.99  N  782  "О  создании
   (назначении)     в     организациях    структурных    подразделений
   (работников),  специально уполномоченных на решение задач в области
   гражданской   обороны",   Положения   о  функциональной  подсистеме
   предупреждения  и  ликвидации  последствий  чрезвычайных ситуаций в
   сфере  деятельности  Рособразования, Приказа Федерального агентства
   по  образованию от 26.12.2005 N 1699 "Об утверждении плана действий
   Федерального  агентства  по  образованию  в  кризисных  ситуациях",
   письма  Рособразования  от  18.08.2006  N  17-3-09/98 "О нештатных,
   общественных  и  добровольных аварийно-спасательных формированиях в
   структуре  гражданской  обороны и защиты образовательных учреждений
   Рособразования (формированиях ГО)";
       -  совершенствовании  подготовки  руководителей, специалистов и
   личного  состава  формирований  гражданской обороны образовательных
   учреждений  (далее  -  формирований  ГО),  РСЧС  Рособразования  по
   вопросам  предупреждения  и практических навыков реагирования в ЧС,
   решения задач ГО;
       -    выполнении    мероприятий    по   повышению   квалификации
   преподавателей  курса  "Основы  безопасности  жизнедеятельности"  и
   дисциплины  "Безопасность  жизнедеятельности",  а  также укреплении
   учебно-материальной   базы   кабинетов   (классов)   ОБЖ  и  БЖД  в
   образовательных учреждениях;
       -  формировании "культуры безопасности" обучающихся и персонала
   образовательных    учреждений,    повышении    уровня    знаний   и
   совершенствовании   навыков   действий   в   условиях  чрезвычайных
   ситуаций или угрозы ЧС;
       -   реализации   новых   подходов,  форм  и  методов  повышения
   готовности  ГО,  совершенствования  защиты работников и обучающихся
   образовательных  учреждений  от  ЧС,  улучшения системы обеспечения
   пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
       -    реализации    программ   развития   системы   мониторинга,
   лабораторного  контроля  и  прогнозирования ЧС, системы мониторинга
   критически важных объектов и опасных грузов;
       -   активизации   работы   по   реальному  накоплению  резервов
   финансовых  и  материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и
   техногенного характера;
       -  ускорении  темпов  создания страховых фондов документации на
   объекты  повышенного  риска (потенциально опасные) и объекты систем
   жизнеобеспечения населения;
       -  повышении  эффективности  защиты  работников  и  обучающихся
   образовательных  учреждений, материальных и культурных ценностей от
   опасностей,   возникающих   при   ведении   военных   действий  или
   вследствие  этих  действий,  а  также на заблаговременной (в мирное
   время) подготовке ГО к работе в условиях военного времени;
       -   продолжении   работы   по   подготовке  персонала  дежурных
   диспетчерских    служб    образовательных    учреждений   на   базе
   учебно-методических  центров,  курсов ГО, учебных центров и учебных
   пунктов МЧС России;
       -    совершенствовании    оснащенности    пунктов    управления
   современными    техническими   средствами   связи,   оповещения   и
   жизнеобеспечения;
       -  подготовке  эвакуационных органов к выполнению эвакуационных
   мероприятий   в   установленные   планами   сроки   с  практической
   отработкой в ходе учений и тренировок задач по предназначению;
       -  создании  структурных подразделений или назначении отдельных
   работников    по   гражданской   обороне   согласно   Постановлению
   Правительства  Российской  Федерации  от  10.07.99 N 782 (пункт 4),
   Приказу   Минобразования   России   от  02.08.99  N  147  и  письму
   Минобразования   России   от   24.04.2000   N   38-51-13/38-02  "Об
   утверждении  Примерного  положения  о  специально уполномоченных на
   решение   задач   в   области   гражданской   обороны   структурных
   подразделениях (работниках) организаций".
       2.2.   Подготовку   руководителей  и  специалистов  ГО  и  РСЧС
   Рособразования,   личного   состава   служб   и   формирований   ГО
   осуществлять   в   соответствии   с  Постановлениями  Правительства
   Российской  Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения
   об  организации обучения населения в области гражданской обороны" и
   от  04.09.2003  N  547  "О подготовке населения в области защиты от
   чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера",  а
   также   Организационно-методическими   указаниями   по   подготовке
   населения  Российской  Федерации  в  области  гражданской  обороны,
   защиты  от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
   и  безопасности  людей  на  водных объектах на 2006 - 2010 годы (от
   17.08.2005   N   43-2324-14)   и  Примерными  программами  обучения
   населения  в  области  гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
   ситуаций, утвержденными МЧС России 09.07.2001.
       2.3.  Обеспечить  готовность  к использованию по предназначению
   действующих  систем оповещения, организовать работы по модернизации
   технически устаревших систем оповещения.
       2.4.   Разработать   комплекс   мер   по   укреплению  пожарной
   безопасности.
       2.5.   Организовать   планирование  и  практическое  выполнение
   комплекса  мероприятий  по  инженерной,  радиационной, химической и
   медико-биологической     защите     работников     и    обучающихся
   образовательных  учреждений  в  мирное  и военное время, а также по
   повышению  готовности  подчиненных органов управления, формирований
   ГО для ликвидации ЧС, вызванных террористическими актами.
       2.6.  Поддерживать  в  постоянной  готовности  формирования ГО,
   принимать меры по их оснащению необходимым имуществом.
       2.7.  Рассматривать  на  заседаниях  комиссий  по  чрезвычайным
   ситуациям  и  обеспечению пожарной безопасности не реже одного раза
   в   год  вопросы  обучения  работников  образовательных  учреждений
   действиям  в  чрезвычайных  ситуациях,  а  также способам защиты от
   опасностей,   возникающих   при   ведении   военных   действий  или
   вследствие этих действий.
       2.8.  Не  допускать  сокращения  существующего  фонда  убежищ и
   укрытий.
       2.9.  Продолжить  работу  по  созданию, содержанию и хранению в
   целях    гражданской   обороны   запасов   материально-технических,
   продовольственных,  медицинских  и  иных  средств, а также резервов
   финансовых  и  материальных  ресурсов  для  ликвидации чрезвычайных
   ситуаций.
       2.10.   Продолжить   совершенствование   приемов   и   способов
   эвакуации  работников  и  обучающихся,  материальных  и  культурных
   ценностей  в  безопасные  районы.  Вести  активную работу по поиску
   путей возможного сокращения сроков проведения эвакомероприятий.
       2.11.  Направлять  на  переподготовку  и повышение квалификации
   руководителей  и  специалистов  гражданской обороны образовательных
   учреждений   в   центры   комплексной   безопасности   и  повышения
   квалификации  руководителей и специалистов мобилизационных органов,
   гражданской   обороны,   преподавателей   дисциплины  "Безопасность
   жизнедеятельности".
       2.12.   Принять   меры  по  активизации  работы  по  подготовке
   (переподготовке)   вновь   назначенных   руководителей  структурных
   подразделений  (работников),  специально  уполномоченных на решение
   задач  в  области  гражданской  обороны, созданных в соответствии с
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 10.07.99 N
   782   "О   создании   (назначении)   в   организациях   структурных
   подразделений  (работников),  специально  уполномоченных на решение
   задач в области гражданской обороны".
       2.13.    При    планировании    мероприятий    по   дальнейшему
   совершенствованию  системы  подготовки  на 2007 год особое внимание
   уделить:
       -    проведению    комплекса    практических   мероприятий   по
   популяризации  знаний,  обучению и выработке практических навыков в
   области  гражданской  обороны,  защиты  от  чрезвычайных ситуаций у
   должностных  лиц  ГО  и  РСЧС  Рособразования, учащихся и студентов
   образовательных учреждений;
       -  совершенствованию  учебно-материальной  базы учебных классов
   образовательных    учреждений   по   курсу   "Основы   безопасности
   жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";
       -   продолжению  целенаправленной  деятельности  по  подготовке
   органов   управления,  сил  гражданской  обороны  и  функциональной
   подсистемы   Рособразования   в   целом   в   вопросах  организации
   планирования  и  практического  выполнения комплекса мероприятий по
   инженерной,  радиационной,  химической  и бактериологической защите
   работников и обучающихся в мирное и военное время.
   
                  II. Задачи по оперативной подготовке
   
       Основной  задачей  руководителей  образовательных  учреждений и
   организаций   (начальников   гражданской   обороны,   председателей
   комиссий  по  чрезвычайным  ситуациям) по оперативной подготовке на
   2007  год  является  повышение  готовности органов управления, РСЧС
   Рособразования  в целом к действиям в ЧС в мирное и военное время и
   выполнению задач по предназначению.
       Основными  мероприятиями  оперативной  подготовки  в  2007 году
   считать:
       1.   Подведение   итогов   деятельности   РСЧС  Рособразования,
   выполнение   мероприятий   ГО   в   2007   году  в  образовательных
   учреждениях и постановку задач на 2008 год.
       2.   Подготовку   органов   управления   ГО   к   действиям  по
   предназначению.     Основной     формой     обучения     определить
   командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.
       3.  Учения  и  тренировки  по выполнению задач в области защиты
   работников  и обучающихся от ЧС природного и техногенного характера
   проводить  с  периодичностью  и  продолжительностью,  определенными
   Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 04.09.2003 N
   547  "О  подготовке  населения  в  области  защиты  от чрезвычайных
   ситуаций природного и техногенного характера".
       При  проведении  учений  и  тренировок  особое внимание уделять
   оценке  реальности  имеющихся  планов  действий по предупреждению и
   ликвидации  ЧС,  отработке  вопросов  взаимодействия при ликвидации
   ЧС, связанных с пожарами в образовательных учреждениях.
       Главными    целями    проводимых   мероприятий   должны   быть:
   совершенствование   знаний,   умений   и  навыков  руководителей  и
   специалистов  ГО,  личного  состава  формирований ГО при выполнении
   задач   по   защите   работников   и  обучающихся,  материальных  и
   культурных   ценностей   от  опасностей,  возникающих  при  ведении
   военных действий или вследствие этих действий.
       Периодичность   и   продолжительность  мероприятий  оперативной
   подготовки    для    образовательных   учреждений   и   организаций
   планировать:
       а)     командно-штабные    учения    и    штабные    тренировки
   продолжительностью до 1 суток проводить 1 раз в год;
       б)  тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов со
   службами и формированиями ГО - 1 раз в 3 года;
       в)   отнесенные   к   категориям   по   ГО  комплексные  учения
   продолжительностью до 2 суток - 1 раз в 3 года;
       не   отнесенные   к   категориям   по   ГО  комплексные  учения
   продолжительностью до 8 часов - 1 раз в 3 года;
       г)  тренировки  по  тематике  ГО  проводить  в  образовательных
   учреждениях   начального,   среднего  и  высшего  профессионального
   образования 1 раз в год.
       Тематику    командно-штабных,    тактико-специальных    учений,
   командно-штабных  (штабных)  тренировок  определять с учетом вида и
   масштабов   возможных   ЧС,   прогнозируемых   на   соответствующей
   территории.
       Предусматривать  комплексные темы учений с отработкой на первом
   этапе  вопросов  ликвидации ЧС природного и техногенного характера,
   а  на  последующих  этапах  -  вопросов  перевода  ГО  с мирного на
   военное положение и ведения гражданской обороны.
       Командно-штабные    учения    и    командно-штабные   (штабные)
   тренировки проводить руководителям образовательных учреждений.
       Начало   учебного   года   по  ГО  и  РСЧС  Рособразования  для
   образовательных  учреждений  и  организаций  определить с 15 апреля
   2007 г., окончание учебного года - 30 ноября 2007 г.
       Отчетные  доклады  представить  Рособразованию в соответствии с
   рекомендациями,  изложенными  в  письме  Минобразования  России  от
   10.11.99  N  38-55-53ин/38-06  "Об  изменении  структуры ежегодного
   доклада  о  состоянии  гражданской обороны", к 15 октября 2007 года
   для подготовки доклада в МЧС России по форме N 3/ДУ (прилагается).
   
         III. Выписка из комплексного плана основных мероприятий
       МЧС России по вопросам гражданской обороны, предупреждения
             и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2007 год
   
       МЧС  России  в  2007  году  планирует  проведение инспекторских
   проверок  в  области  ГО,  предупреждения  и  ликвидации  ЧС  своих
   территориальных органов:
       - Кабардино-Балкарская Республика (май, по плану проверки);
       - Алтайский край (июль, по плану проверки);
       - Сахалинская область (сентябрь, по плану проверки);
       - Республика Карелия (ноябрь, по плану проверки).
       Руководителям   образовательных  учреждений,  расположенных  на
   указанных  территориях,  организовать  подготовку сил и средств ГО,
   оповещения,   связи,  а  также  взаимодействия  с  территориальными
   органами МЧС России.
   
               IV. Основные направления совершенствования
                           гражданской обороны
   
       1.  В  целях  дальнейшего  совершенствования  ГО  руководителям
   подведомственных  образовательных учреждений (организаций) обратить
   внимание   на   более   качественную   разработку   и   составление
   документации   по   ГО,   предупреждению   и   ликвидации   ЧС,  на
   планирование  и  организацию  выполнения мероприятий по гражданской
   обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
       2.  Продолжить  работу  по созданию, комплектованию и оснащению
   служб  ГО и формирований ГО в соответствии с письмом Рособразования
   от   18.08.2006   N   17-3-09/98   "О   нештатных,  общественных  и
   добровольных   аварийно-спасательных   формированиях   в  структуре
   гражданской    обороны    и   защиты   образовательных   учреждений
   Рособразования  (формированиях  ГО)"  и  выпиской  из  Методических
   указаний  по  созданию  гражданских организаций гражданской обороны
   МЧС   России   (письмо   Минобразования   России  от  23.02.2001  N
   42-51-10/42-02).
       Основными   формами   подготовки   служб   ГО   образовательных
   учреждений   считать  проведение  тактико-специальных,  комплексных
   учений,  тренировок  с отработкой практических вопросов по тематике
   гражданской обороны объекта.
       3.  Подготовку  руководящего  и личного состава формирований ГО
   образовательных  учреждений  проводить в соответствии с Федеральным
   законом  от  21.12.94  N  68-ФЗ "О защите населения и территорий от
   чрезвычайных   ситуаций   природного   и  техногенного  характера",
   Постановлениями  Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N
   547  "О  подготовке  населения  в  области  защиты  от чрезвычайных
   ситуаций  природного  и  техногенного  характера" и от 02.11.2000 N
   841  "Об  утверждении Положения об организации обучения населения в
   области гражданской обороны".
       При   подготовке  формирований  ГО  образовательных  учреждений
   основные  усилия  сосредоточить  на  практическом  овладении личным
   составом  приемами  и  способами  действий  по  защите работников и
   обучающихся,  материальных  и  культурных  ценностей от опасностей,
   возникающих  при  ведении  военных  действий  или  вследствие  этих
   действий.
       Личный   состав  формирований  ГО  готовить  в  соответствии  с
   требованиями  Организационно-методических  указаний  по  подготовке
   органов    управления,    сил    гражданской   обороны   и   единой
   государственной  системы  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных
   ситуаций   на   2007  -  2008  годы  МЧС  России  от  24.10.2006  N
   1-4-101-2-5,  Организационно-методических  указаний  по  подготовке
   населения  Российской  Федерации  в  области  гражданской  обороны,
   защиты  от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
   и  безопасности  людей  на  водных объектах на 2006 - 2010 годы МЧС
   России  от 17.08.2005 N 43-2324-14, Методическими рекомендациями по
   созданию,  подготовке,  оснащению  нештатных  аварийно-спасательных
   формирований   и   Методическими  рекомендациями  по  применению  и
   действиям    нештатных   аварийно-спасательных   формирований   при
   приведении   в   готовность   гражданской   обороны   и  ликвидации
   чрезвычайных  ситуаций  Департамента  гражданской защиты МЧС России
   (2005  год),  письма  Рособразования  от 18.08.2006 N 17-3-09/98 "О
   нештатных,   общественных   и   добровольных  аварийно-спасательных
   формированиях    в   структуре   гражданской   обороны   и   защиты
   образовательных  учреждений  Рособразования  (формированиях ГО)", а
   также в ходе учений и тренировок по гражданской обороне.
       На  основании  настоящих  Организационно-методических  указаний
   образовательным       учреждениям       осуществить      разработку
   распорядительных  документов  по подготовке органов управления, сил
   ГО,  а  также  в  установленном  порядке  ввести  в  действие планы
   основных  мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС,
   обеспечения  пожарной  безопасности  и безопасности людей на водных
   объектах на 2007 год.
   
                                                         Руководитель,
                                         Начальник гражданской обороны
                                                Федерального агентства
                                                        по образованию
                                                           Г.А.БАЛЫХИН
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
   
                    МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
          ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
               И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
   
                        МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
              ПО ПОДГОТОВКЕ ЕЖЕГОДНЫХ ДОКЛАДОВ О СОСТОЯНИИ
         ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
                           ВЛАСТИ, ОРГАНИЗАЦИИ
   
                             (Форма N 3/ДУ)
   
       Федеральные  органы  исполнительной власти Российской Федерации
   и  организации  представляют  материалы  для  подготовки  доклада о
   состоянии  гражданской  обороны  Российской  Федерации  на бумажном
   носителе  в  формате  А4  и  в  электронном варианте. Для текстовой
   части  доклада  с  использованием Word и табличные данные (Основные
   показатели состояния гражданской обороны) в формате Excel.
       Срок   представления   докладов  -  до  1  февраля  20__  года,
   следующего за отчетным.
       Доклады  направлять  в  ДГЗ  МЧС России (121357, г. Москва, ул.
   Ватутина,  д.  1)  и  в  ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (121352, г. Москва, ул.
   Давыдковская, д. 7).
   
                                                          Форма N 3/ДУ
   
                                 ДОКЛАД
                     о состоянии гражданской обороны
         федерального органа исполнительной власти, организации
                               в 20__ году
   
            1. Основные направления и результаты деятельности
                      в области гражданской обороны
   
       Основные  данные, характеризующие состояние гражданской обороны
   федерального органа исполнительной власти за отчетный год.
       Основные   мероприятия  по  подготовке  к  ведению  гражданской
   обороны    и   совершенствованию   системы   гражданской   обороны,
   проведенные   в   отчетном   году,   которые  существенным  образом
   отрабатывались    федеральными   органами   исполнительной   власти
   Российской   Федерации.   Мероприятия,   по  которым  в  этом  году
   существенных работ не производилось, указывать нецелесообразно.
       Сведения  по  объемам  финансирования  мероприятий  гражданской
   обороны.
       Расходы   на   проведение  мероприятий  гражданской  обороны  в
   табличном  виде, указывая вид мероприятия и объемы финансирования в
   тыс. руб. в текущем году.
       Совершенствование  нормативной  правовой  базы  по  гражданской
   обороне  в  федеральных  органах  исполнительной  власти Российской
   Федерации.
       Количество  и  наименования разработанных и принятых (отдельно)
   нормативных  правовых  документов  по  гражданской обороне (указов,
   распоряжений, положений и т.п.).
       ФЦП,   имеющие  отношение  к  гражданской  обороне,  в  которых
   федеральный   орган   исполнительной  власти  Российской  Федерации
   принимает участие в пределах своей компетенции.
       Анализ  состояния  научно-исследовательской  работы  в  области
   гражданской обороны.
       Сведения   о  НИОКР,  выполняемых  в  рамках  совершенствования
   ведения   гражданской   обороны,   в   которых   федеральный  орган
   исполнительной власти Российской Федерации принимал участие.
       Достигнутые  результаты  в  ходе проведения НИОКР - в табличном
   виде (табл. 1).
   
                                                             Таблица 1
   
   ----T-----------------T-------------T-----------T--------------------¬
   ¦ N ¦Наименование темы¦ Заказчик и  ¦Достигнутые¦Стоимость, тыс. руб.¦
   ¦п/п¦      НИОКР      ¦соисполнитель¦результаты ¦                    ¦
   +---+-----------------+-------------+-----------+--------------------+
   ¦ 1 ¦        2        ¦      3      ¦     4     ¦         5          ¦
   L---+-----------------+-------------+-----------+---------------------
   
                     2. Состояние системы управления
   
       Готовность  системы  управления к переходу от централизованного
   к децентрализованному управлению.
       Совершенствование   системы   управления   отрасли  в  отчетном
   периоде.
       2.1.  Готовность органов, осуществляющих управление гражданской
   обороной
       Состав    органов    управления,    осуществляющих   управление
   гражданской  обороной  в  федеральном  органе исполнительной власти
   Российской Федерации (в центральном аппарате и в отрасли).
       Общая   оценка   готовности  органов  управления  к  выполнению
   возложенных на них задач.
       Предложения    по    совершенствованию   организационно-штатной
   структуры   и   подготовки   органов,   осуществляющих   управление
   гражданской обороной.
       2.2. Состояние пунктов управления
       Указать    пункты    управления    (ПУ)   федерального   органа
   исполнительной   власти   Российской  Федерации,  расположенные  на
   территории Российской Федерации, указав (в табличной форме):
       тип ПУ (ГЗПУ, ЗПУ и ЗЗПУ), место его расположения;
       степень защиты ПУ;
       техническое   состояние  (указать  о  необходимости  проведения
   ремонта  [капитального,  текущего],  а  также  перечислить основные
   неисправные технические системы);
       оперативно-техническую готовность ЗПУ;
       состояние систем жизнеобеспечения, связи и оповещения.
       Мероприятия  по  поддержанию  ПУ  в  готовности  к  применению,
   проведенные за отчетный период.
       Достоверная  информация по составу подвижных пунктов управления
   (ППУ)   в   федеральном  органе  исполнительной  власти  Российской
   Федерации,   указав   их   техническое  оснащение  (базовое  шасси,
   средства связи и оповещения) и степень готовности к применению.
       2.3. Состояние системы связи гражданской обороны
       Основные   системы  связи  федерального  органа  исполнительной
   власти  Российской  Федерации  с подразделениями, расположенными на
   территории  субъектов  Российской  Федерации,  и  их  сопряжение  с
   органами МЧС России.
       Наименования   компаний  связи,  привлекаемых  организациями  в
   интересах   проведения   мероприятий   гражданской  обороны,  и  их
   технический ресурс.
       Основные   мероприятия,  проведенные  за  отчетный  период,  по
   повышению устойчивости (улучшению) системы связи.
       Формирования связи:
       состав (численность) формирований, тыс. чел., % от потребности;
       состояние  -  техническая  оснащенность и укомплектованность, %
   от потребности;
       готовность  - сроки приведения формирований связи в готовность,
   час;
       на базе каких организаций созданы формирования связи.
       2.4. Состояние системы оповещения ГО
       Общее техническое состояние и готовность системы оповещения.
       Возможности  ведомственной  системы  оповещения. Мероприятия по
   ее совершенствованию.
       Создание  и внедрение локальных систем оповещения (далее - ЛСО)
   (для  потенциально  опасных  объектов  [далее  -  ПОО])  - по форме
   (табл. 2):
   
                                                             Таблица 2
   
   ----------------------------T--------------------------------T------------¬
   ¦  Наименование мероприятия ¦  Количество ПОО, находящихся   ¦ Территория ¦
   ¦                           ¦ в ведении федерального органа  ¦субъекта РФ,¦
   ¦                           ¦      исполнительной власти     ¦ на которой ¦
   ¦                           ¦      Российской Федерации,     ¦ расположено¦
   ¦                           ¦на которых необходимо создание  ¦ предприятие¦
   ¦                           ¦   ЛСО, ед., % от потребности   ¦            ¦
   +---------------------------+--------------------------------+------------+
   ¦Необходима установка ЛСО   ¦                                ¦            ¦
   +---------------------------+--------------------------------+------------+
   ¦Подготовлена и утверждена  ¦                                ¦            ¦
   ¦техническая документация на¦                                ¦            ¦
   ¦монтирование ЛСО           ¦                                ¦            ¦
   +---------------------------+--------------------------------+------------+
   ¦Ведется монтаж ЛСО         ¦                                ¦            ¦
   ¦(ориентировочные сроки ее  ¦                                ¦            ¦
   ¦готовности к запуску <1>)  ¦                                ¦            ¦
   +---------------------------+--------------------------------+------------+
   ¦Имеется ЛСО, но она не     ¦                                ¦            ¦
   ¦отвечает современным       ¦                                ¦            ¦
   ¦требованиям                ¦                                ¦            ¦
   +---------------------------+--------------------------------+------------+
   ¦Установлена ЛСО, отвечающая¦                                ¦            ¦
   ¦современным требованиям    ¦                                ¦            ¦
   L---------------------------+--------------------------------+-------------
   
   --------------------------------
       <1> Указывается в скобках.
   
       2.5.  Общие  выводы о готовности системы управления, проблемы и
   пути их решения
       Готовность     системы     управления    федерального    органа
   исполнительной власти Российской Федерации.
       Мероприятия по совершенствованию системы управления.
   
                 3. Состояние защиты рабочих и служащих
   
       3.1. Инженерная защита
       Количество  и  вместимость  имеющегося  в  ведении федерального
   органа  исполнительной  власти  Российской Федерации фонда защитных
   сооружений  гражданской  обороны  (далее  - ЗС ГО), всего, ед./тыс.
   чел. и % от потребного количества ЗС ГО, в том числе:
       убежищ, ед./тыс. чел. и % от потребного количества ЗС ГО;
       противорадиационных  укрытий  (далее  - ПРУ), ед./тыс. чел. и %
   от потребного количества ЗС ГО;
       подвалов   и  заглубленных  помещений,  пригодных  для  укрытия
   населения, ед./тыс. чел. и % от потребного количества ЗС ГО;
       защищенных   лечебных   стационаров,  если  таковые  имеются  в
   ведении   федерального   органа  исполнительной  власти  Российской
   Федерации, ед./тыс. чел. и % от потребного количества ЗС ГО.
       Техническое состояние ЗС ГО по готовности:
       "готовых  к  приему  укрываемых"  убежищ  и  ПРУ, ед./тыс. чел.
   соответственно;
       "ограниченно   готовых  к  приему  укрываемых"  убежищ  и  ПРУ,
   ед./тыс. чел. соответственно;
       "не  готовых  к  приему укрываемых" убежищ и ПРУ, ед./тыс. чел.
   соответственно.
       Общее  количество  необходимых  ЗС  ГО - убежищ и ПРУ, ед./тыс.
   чел. соответственно.
       Объекты  экономики  и  численность  наибольшей работающей смены
   (далее - НРС), продолжающие работу в военное время.
       Объекты  экономики,  не  имеющие  ЗС  ГО, продолжающие работу в
   военное время, - по форме (табл. 3.1):
   
                                                           Таблица 3.1
   
   ----T-------------T--------------T------------T----------------------¬
   ¦ N ¦Наименование ¦Ведомственная ¦Численность ¦Количество необходимых¦
   ¦п/п¦    ПОО,     ¦принадлежность¦ наибольшей ¦ ЗС ГО, ед./тыс. чел. ¦
   ¦   ¦продолжающего¦     ПОО      ¦ работающей +--------T-------T-----+
   ¦   ¦  работу в   ¦              ¦смены (НРС),¦ всего  ¦убежищ ¦ ПРУ ¦
   ¦   ¦военное время¦              ¦ тыс. чел.  ¦        ¦       ¦     ¦
   +---+-------------+--------------+------------+--------+-------+-----+
   ¦ 1 ¦      2      ¦      3       ¦     4      ¦   5    ¦   6   ¦  7  ¦
   L---+-------------+--------------+------------+--------+-------+------
   
       Требуемое   количество   ПРУ   и  убежищ,  которые  планируется
   возвести  в  угрожаемый  период  для  укрытия  рабочих  и  служащих
   предприятий  федерального  органа  исполнительной власти Российской
   Федерации, ед./тыс. чел.
       Обеспеченность  ПРУ  и  убежищами НРС объектов I и II категорий
   по  гражданской  обороне,  расположенных за пределами зон возможных
   сильных разрушений.
       Обеспеченность        защищенными        стационарами       для
   нетранспортабельных    больных,   медицинского   и   обслуживающего
   персонала - по форме (табл. 3.2):
   
                                                           Таблица 3.2
   
   ----T-------------T------------T-----------T------------------------------------¬
   ¦ N ¦Наименование ¦ Количество ¦Численность¦    Количество ЗС ГО по степени     ¦
   ¦п/п¦ учреждения, ¦ защищенных ¦укрываемых ¦     готовности, ед./тыс. чел.      ¦
   ¦   ¦обеспеченного¦стационаров,¦ больных,  +-----------T------------T-----------+
   ¦   ¦ защищенными ¦    ед.     ¦ тыс. чел.,¦"готовых к ¦"ограниченно¦"не готовых¦
   ¦   ¦стационарами ¦            ¦  мед. и   ¦  приему   ¦  готовых к ¦ к приему  ¦
   ¦   ¦             ¦            ¦  обслуж.  ¦укрываемых"¦   приему   ¦укрываемых"¦
   ¦   ¦             ¦            ¦персонала, ¦           ¦ укрываемых"¦           ¦
   ¦   ¦             ¦            ¦ тыс. чел. ¦           ¦            ¦           ¦
   +---+-------------+------------+-----------+-----------+------------+-----------+
   ¦ 1 ¦      2      ¦     3      ¦     4     ¦     5     ¦      6     ¦     7     ¦
   L---+-------------+------------+-----------+-----------+------------+------------
   
       Мероприятия    по   совершенствованию   инженерной   защиты   и
   наращиванию фонда ЗС ГО.
       Количество   построенных  ЗС  ГО  (убежищ  и  ПРУ  отдельно)  и
   количество  ЗС  ГО (убежищ и ПРУ), на которых за отчетный период (и
   спланированных  в  следующем  году) проведены реконструкция, ремонт
   (капитальный,  средний  и  текущий).  Также указать их вместимость,
   класс защиты и стоимость ремонта.
       Оценка   состояния   инженерной   защиты   рабочих  и  служащих
   предприятий  и  организаций,  находящихся  в  ведении  федерального
   органа исполнительной власти Российской Федерации в отчетном году.
       3.2. Радиационная и химическая защита
       Обеспеченность  рабочих  и  служащих  средствами индивидуальной
   защиты (далее - СИЗ).
       Фактическое  количество  СИЗ  и  приборов радиационной разведки
   (далее  - РР), радиационной, химической разведки и дозиметрического
   контроля  (далее  -  РХР  и  ДК),  необходимых для защиты рабочих и
   служащих, ед./% от потребности.
       Количество  СИЗ  и  приборов  РР,  РХР  и  ДК,  находящихся  на
   хранении  (в  том числе вид их хранения и техническая пригодность),
   ед./% от потребности.
       Количество  СИЗ  и  приборов РР, РХР и ДК, которые находятся на
   хранении свыше допустимых сроков, ед./% от потребности.
       Фонд  складских  помещений,  используемых  для хранения запасов
   СИЗ и приборов РР, РХР и ДК, и их техническое состояние.
       Количество  СИЗ  и  приборов  РР, РХР и ДК, предназначенных для
   нештатных   аварийно-спасательных  формирований  (НАСФ),  ед./%  от
   потребности.
       Оценка  готовности нештатных аварийно-спасательных формирований
   (далее   -   НАСФ)   организаций,  предназначенных  для  ликвидации
   последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.
       Данные  о  системе выявления и оценки радиационной и химической
   обстановки  -  количество  постов  или других формирований, ед., их
   штатная  численность,  тыс. чел., а также техническая оснащенность,
   ед.
       Состав,  состояние и оснащенность сил радиационной и химической
   защиты  на  предприятиях, находящихся в ведении федерального органа
   исполнительной   власти   Российской   Федерации,   в   том  числе:
   количество  формирований,  ед.;  штатная  численность,  тыс.  чел.;
   основные технические средства (спецтехника), ед.
       Информация  о  запасах  СИЗ, приборов РР, РХР и ДК, закупленных
   за  отчетный  период и планируемых к закупке в следующем году (тип,
   количество, общая стоимость).
       3.3. Медико-биологическая защита
       Информация  о  количестве  медико-биологических  средств защиты
   (далее  - МБ СЗ) (АИ-2, антидоты, ИПП-8, 10 и т.д.), как требуемых,
   так  и  фактически  находящихся  на хранении для рабочих и служащих
   организаций,    находящихся    в    ведении   федерального   органа
   исполнительной  власти  Российской  Федерации,  и  личного  состава
   НАСФ, сформированных на данных предприятиях, ед./% от потребности;
       МБ   СЗ,   подлежащие   освежению  для  персонала  организаций,
   находящихся  в  ведении  федерального  органа исполнительной власти
   Российской Федерации, ед. и % от потребности.
       Готовность  медицинских  формирований,  если  таковые  созданы:
   количество,   ед.;   численность,   тыс.   чел.;   их   техническая
   оснащенность.
       Готовность   коечной   сети   медицинской  службы  организаций,
   находящихся  в  ведении  федерального  органа исполнительной власти
   Российской Федерации по форме (табл. 3.3):
   
                                                           Таблица 3.3
   
   ----T------------------------T----------T------------------T--------------¬
   ¦ N ¦Наименование учреждения,¦Количество¦Укомплектованность¦Обеспеченность¦
   ¦п/п¦ находящего в ведении   ¦больничных¦   медицинскими   ¦  медицинским ¦
   ¦   ¦  федерального органа   ¦коек, ед. ¦  кадрами, % от   ¦ имуществом, %¦
   ¦   ¦ исполнительной власти  ¦          ¦   потребности    ¦от потребности¦
   ¦   ¦  Российской Федерации  ¦          ¦                  ¦              ¦
   +---+------------------------+----------+------------------+--------------+
   ¦ 1 ¦           2            ¦    3     ¦        4         ¦      5       ¦
   L---+------------------------+----------+------------------+---------------
   
       Готовность  загородной  зоны  для  развертывания  и обеспечения
   работы  коечной  сети медицинской службы организаций, находящихся в
   ведении   федерального   органа  исполнительной  власти  Российской
   Федерации  (обеспеченность  общественными  зданиями  для расширения
   коечной сети, ед./% от потребности).
       Готовность   санитарно-транспортных   формирований  гражданской
   обороны,   если   таковые  созданы  организациями,  находящимися  в
   ведении   федерального   органа  исполнительной  власти  Российской
   Федерации:  количество,  ед./% от потребности на ПОО, находящихся в
   ведении   федерального   органа  исполнительной  власти  Российской
   Федерации;  обеспеченность  транспортом, специально приспособленным
   для    транспортирования    больных,    ед./%    от    потребности;
   обеспеченность  санитарным  оборудованием  и носилками санитарными,
   ед./% от потребности.
       Фонд    складских    помещений,   используемых   для   хранения
   медицинского   имущества,   их   техническое   состояние  и  объемы
   содержащегося в них медицинского имущества.
       Информация  о  запасах  МБ СЗ, закупленных за отчетный период и
   планируемых  к  закупке  в  следующем  году (тип, количество, общая
   стоимость).
       Оценка   состояния   медико-биологической  защиты  в  целом  за
   федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации.
       Проблемы   и   предложения   по  дальнейшему  совершенствованию
   медико-биологической защиты.
       3.4. Эвакуационные мероприятия
       Состояние  вопросов  планирования,  организации и всестороннего
   обеспечения   эвакуации   рабочих   и   служащих,   материальных  и
   культурных ценностей.
       Сроки   проведения  рассредоточения  и  эвакуации  персонала  и
   членов  их  семей, материальных и культурных ценностей организаций,
   находящихся  в  ведении  федерального  органа исполнительной власти
   Российской Федерации.
       Готовность  эвакоорганов  и  состояние  вопроса  по закреплению
   транспортных средств для проведения эвакуационных мероприятий.
       Принятые   меры   по   решению  вопросов  проведения  эвакуации
   персонала  организаций,  находящихся  в ведении федерального органа
   исполнительной   власти   Российской   Федерации,  расположенных  в
   приграничных  районах  (перечислить,  из каких приграничных районов
   возможна  эвакуация  и  на  территорию  каких  субъектов Российской
   Федерации   решен   вопрос   о   проведении   эвакуации,  с  какими
   организациями,  расположенными  в  приграничных  районах,  вопрос о
   проведении эвакуации не решен и причины).
       Готовность    загородной    зоны    к    приему    эвакуируемых
   (рассредоточиваемых),  % от требуемого количества помещений (мест),
   которые   могут   использоваться   при   проведении   эвакуационных
   мероприятий с согласия органов местного самоуправления.
       Основные   нерешенные   вопросы   планирования  мероприятий  по
   проведению эвакуации и пути их решения.
       Общие  выводы  и  оценка  состояния  защиты  рабочих и служащих
   организаций,    находящихся    в    ведении   федерального   органа
   исполнительной власти Российской Федерации.
   
       4. Подготовка отрасли к работе в условиях военного времени
   
       Выполнение   постановлений,   поручений  и  других  директивных
   документов  органов государственной власти по вопросам устойчивости
   работы отрасли в военное время.
       Достигнутый   уровень   подготовленности  отрасли  по  основным
   показателям  состояния  гражданской  обороны  и процент их роста за
   год.
       Общее  количество  объектов  экономики,  находящихся  в ведении
   федерального  органа исполнительной власти Российской Федерации, на
   которых   при   проектировании  и  строительстве  в  отчетном  году
   выполнялись требования СНиП 2.01.51-90.
       Инженерно-технические  мероприятия,  в  каком объеме и с какими
   затратами  (тыс.  руб.) по их финансированию проведены на объектах,
   существенно  необходимых для устойчивого функционирования экономики
   и выживания населения в военное время.
       Создание  запасов  по основным видам продукции и для выполнения
   мероприятий гражданской обороны:
       виды продукции и объемы закупок по ним за отчетный период;
       информация о ранее накопленных запасах;
       фонд  складских помещений, используемых для хранения запасов, и
   его техническое состояние.
   
          5. Силы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
   
       Представить  сведения  о  составе  сил  ликвидации  последствий
   чрезвычайных  ситуаций  мирного  и  военного времени, действующих в
   организациях  федерального  органа исполнительной власти Российской
   Федерации, по форме табл. 5.
   
                                                             Таблица 5
   
   --------------------------------T--------------T------------T--------------¬
   ¦         Вид формирования      ¦  Количество  ¦Численность,¦ Оснащенность ¦
   ¦                               ¦подразделений,¦ тыс. чел.  ¦  (основные   ¦
   ¦                               ¦     ед.      ¦            ¦ технические  ¦
   ¦                               ¦              ¦            ¦средства), ед.¦
   +-------------------------------+--------------+------------+--------------+
   ¦Аварийно-спасательные          ¦              ¦            ¦              ¦
   ¦формирования (АСФ)             ¦              ¦            ¦              ¦
   +-------------------------------+--------------+------------+--------------+
   ¦Нештатные аварийно-спасательные¦              ¦            ¦              ¦
   ¦формирования (НАСФ) организаций¦              ¦            ¦              ¦
   L-------------------------------+--------------+------------+---------------
   
                   6. Обучение по гражданской обороне
   
       Информацию представить в виде следующих подразделов:
       6.1. Подготовка органов управления гражданской обороны.
       6.2. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований.
       6.3.  Обучение  должностных  лиц  и  персонала  организаций  по
   вопросам гражданской обороны.
       В подразделах представить следующую информацию:
       выполнение   подготовки  по  гражданской  обороне  руководящего
   состава  и  работников  центрального  аппарата  федерального органа
   исполнительной   власти   Российской   Федерации   (количество   не
   прошедших  подготовку  и  процент  выполнения  плана  подготовки за
   отчетный период по категориям обучаемых);
       где   и   на  каких  курсах  или  в  каких  учебных  заведениях
   проводилось обучение (подготовка);
       численность  лиц,  прошедших  обучение (подготовку) за отчетный
   период, тыс. чел.;
       какие  учения  и  тренировки  проводились в течение года, какие
   подразделения привлекались и их численность, тыс. чел.;
       какие вопросы отрабатывались в ходе учений и тренировок;
       какие  перспективные  и современные методы обучения применялись
   при  подготовке  руководителей  и  персонала  организаций в области
   гражданской обороны.
   
          Общие выводы и оценка состояния гражданской обороны,
            существующие проблемы и предложения по их решению
   
       Дать   оценку   состояния   гражданской   обороны   и  отразить
   выявленные  проблемы,  которые  не  могут  быть решены собственными
   силами,   с   указанием   предложений   по   их  устранению:  какие
   мероприятия  необходимо  провести  и какие силы других министерств,
   ведомств   и   организаций  следует  привлечь  для  решения  данных
   проблем,  какие  затраты  необходимы для финансирования мероприятий
   по гражданской обороне.
       В   данном   разделе   целесообразно   отразить  информацию  по
   дальнейшему   совершенствованию  гражданской  обороны,  а  также  о
   нормативных  правовых документах, которые должны быть разработаны и
   утверждены.
   
                             _________________________________________
                              (должность, подпись, фамилия, инициалы)
                                                "__" _________ 20__ г.
   
       Формы     докладов     о    состоянии    гражданской    обороны
   подведомственных     организаций     устанавливают     руководители
   федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
       <...>
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
Разное