МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 9 апреля 2007 г. N 17-3-9/67
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ РСЧС В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОСОБРАЗОВАНИЯ НА 2007 ГОД
В целях совершенствования подготовки органов управления, сил
гражданской обороны (далее - ГО) и функциональной подсистемы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в
сфере деятельности Рособразования (далее - РСЧС Рособразования) на
2007 год предлагаю:
I. Основные задачи
1. Главной задачей по подготовке органов управления, сил ГО и
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) считать совершенствование
знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой
государственной политики в области гражданской обороны, снижения
рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (далее - ЧС) для обеспечения безопасности
населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного
социально-экономического развития, а также совершенствования
системы защиты населения в мирное и военное время.
Основными задачами по подготовке сил гражданской обороны и
РСЧС Рособразования на 2007 год определены:
в области гражданской обороны:
- обеспечение повседневной готовности системы гражданской
обороны Рособразования к переводу на условия военного времени в
сфере Рособразования, создание и применение сил и средств ГО для
решения задач по защите учащихся и студентов от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
- дальнейшее совершенствование сил ГО, повышение их
готовности, мобильности и оснащенности современными техническими
средствами и технологиями ведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ, в том числе средствами малой механизации;
- совершенствование организации учета, содержания и
использования средств защиты личного состава и объектов ГО
образовательных учреждений, а также подготовки мероприятий по
эвакуации учащихся и студентов, профессорско-преподавательского
состава и членов их семей, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы, внедрение новых современных технических средств
и технологий для выполнения мероприятий по ГО;
- активизация работы по созданию в целях ГО запасов (резервов)
материально-технических и иных средств в образовательных
учреждениях;
- выполнение мероприятий по повышению готовности систем
оповещения сотрудников и обучающихся образовательных учреждений;
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций:
- повышение эффективности деятельности координационных органов
РСЧС Рособразования на основе совершенствования взаимодействия
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, а также повышение качества
обучения учащихся и студентов способам защиты от ЧС;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств
РСЧС к реагированию на ЧС, совершенствование системы мониторинга и
прогнозирования ЧС, развитие систем информационного обеспечения;
- создание, содержание в соответствии с установленными
требованиями, эффективное использование и восполнение резервов
(запасов) финансовых, материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- создание страховых фондов документации на объекты
повышенного риска (потенциально опасные) и объекты систем
жизнеобеспечения населения;
в области обеспечения пожарной безопасности:
- осуществление комплекса мероприятий, направленных на
снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах,
совершенствование технологий тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ, внедрение современных технических
средств профилактики пожаров и пожаротушения;
в области обеспечения безопасности людей на водных объектах:
- повышение эффективности контроля за обеспечением
безопасности людей на водных объектах;
- повышение эффективности профилактических мероприятий по
предупреждению аварийности судов и несчастных случаев с людьми на
водных объектах.
2. Руководителям подведомственных образовательных учреждений и
организаций (начальникам штабов гражданской обороны, председателям
комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной
безопасности):
2.1. Основные усилия по подготовке органов управления, сил
гражданской обороны и РСЧС Рособразования в области защиты
работников и обучающихся образовательных учреждений от
чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности в 2007
году сосредоточить на:
- изучении нормативных правовых, научно-методических и
организационных основ управления рисками чрезвычайных ситуаций,
обусловленных природными, техногенными угрозами и
террористическими проявлениями;
- организации проверки полноты и качества разработки планов
действий по предупреждению и ликвидации ЧС, обратив особое
внимание на вопросы предупреждения и ликвидации ЧС с учетом
местных особенностей регионов;
- обеспечении дальнейшей реализации требований Федеральных
законов от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.94 N
68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера", Постановлений Правительства
Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с
изменениями от 27.05.2005), от 10.07.99 N 782 "О создании
(назначении) в организациях структурных подразделений
(работников), специально уполномоченных на решение задач в области
гражданской обороны", Положения о функциональной подсистеме
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в
сфере деятельности Рособразования, Приказа Федерального агентства
по образованию от 26.12.2005 N 1699 "Об утверждении плана действий
Федерального агентства по образованию в кризисных ситуациях",
письма Рособразования от 18.08.2006 N 17-3-09/98 "О нештатных,
общественных и добровольных аварийно-спасательных формированиях в
структуре гражданской обороны и защиты образовательных учреждений
Рособразования (формированиях ГО)";
- совершенствовании подготовки руководителей, специалистов и
личного состава формирований гражданской обороны образовательных
учреждений (далее - формирований ГО), РСЧС Рособразования по
вопросам предупреждения и практических навыков реагирования в ЧС,
решения задач ГО;
- выполнении мероприятий по повышению квалификации
преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и
дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также укреплении
учебно-материальной базы кабинетов (классов) ОБЖ и БЖД в
образовательных учреждениях;
- формировании "культуры безопасности" обучающихся и персонала
образовательных учреждений, повышении уровня знаний и
совершенствовании навыков действий в условиях чрезвычайных
ситуаций или угрозы ЧС;
- реализации новых подходов, форм и методов повышения
готовности ГО, совершенствования защиты работников и обучающихся
образовательных учреждений от ЧС, улучшения системы обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- реализации программ развития системы мониторинга,
лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, системы мониторинга
критически важных объектов и опасных грузов;
- активизации работы по реальному накоплению резервов
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и
техногенного характера;
- ускорении темпов создания страховых фондов документации на
объекты повышенного риска (потенциально опасные) и объекты систем
жизнеобеспечения населения;
- повышении эффективности защиты работников и обучающихся
образовательных учреждений, материальных и культурных ценностей от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий, а также на заблаговременной (в мирное
время) подготовке ГО к работе в условиях военного времени;
- продолжении работы по подготовке персонала дежурных
диспетчерских служб образовательных учреждений на базе
учебно-методических центров, курсов ГО, учебных центров и учебных
пунктов МЧС России;
- совершенствовании оснащенности пунктов управления
современными техническими средствами связи, оповещения и
жизнеобеспечения;
- подготовке эвакуационных органов к выполнению эвакуационных
мероприятий в установленные планами сроки с практической
отработкой в ходе учений и тренировок задач по предназначению;
- создании структурных подразделений или назначении отдельных
работников по гражданской обороне согласно Постановлению
Правительства Российской Федерации от 10.07.99 N 782 (пункт 4),
Приказу Минобразования России от 02.08.99 N 147 и письму
Минобразования России от 24.04.2000 N 38-51-13/38-02 "Об
утверждении Примерного положения о специально уполномоченных на
решение задач в области гражданской обороны структурных
подразделениях (работниках) организаций".
2.2. Подготовку руководителей и специалистов ГО и РСЧС
Рособразования, личного состава служб и формирований ГО
осуществлять в соответствии с Постановлениями Правительства
Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения
об организации обучения населения в области гражданской обороны" и
от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а
также Организационно-методическими указаниями по подготовке
населения Российской Федерации в области гражданской обороны,
защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах на 2006 - 2010 годы (от
17.08.2005 N 43-2324-14) и Примерными программами обучения
населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций, утвержденными МЧС России 09.07.2001.
2.3. Обеспечить готовность к использованию по предназначению
действующих систем оповещения, организовать работы по модернизации
технически устаревших систем оповещения.
2.4. Разработать комплекс мер по укреплению пожарной
безопасности.
2.5. Организовать планирование и практическое выполнение
комплекса мероприятий по инженерной, радиационной, химической и
медико-биологической защите работников и обучающихся
образовательных учреждений в мирное и военное время, а также по
повышению готовности подчиненных органов управления, формирований
ГО для ликвидации ЧС, вызванных террористическими актами.
2.6. Поддерживать в постоянной готовности формирования ГО,
принимать меры по их оснащению необходимым имуществом.
2.7. Рассматривать на заседаниях комиссий по чрезвычайным
ситуациям и обеспечению пожарной безопасности не реже одного раза
в год вопросы обучения работников образовательных учреждений
действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий.
2.8. Не допускать сокращения существующего фонда убежищ и
укрытий.
2.9. Продолжить работу по созданию, содержанию и хранению в
целях гражданской обороны запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств, а также резервов
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
2.10. Продолжить совершенствование приемов и способов
эвакуации работников и обучающихся, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы. Вести активную работу по поиску
путей возможного сокращения сроков проведения эвакомероприятий.
2.11. Направлять на переподготовку и повышение квалификации
руководителей и специалистов гражданской обороны образовательных
учреждений в центры комплексной безопасности и повышения
квалификации руководителей и специалистов мобилизационных органов,
гражданской обороны, преподавателей дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности".
2.12. Принять меры по активизации работы по подготовке
(переподготовке) вновь назначенных руководителей структурных
подразделений (работников), специально уполномоченных на решение
задач в области гражданской обороны, созданных в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.99 N
782 "О создании (назначении) в организациях структурных
подразделений (работников), специально уполномоченных на решение
задач в области гражданской обороны".
2.13. При планировании мероприятий по дальнейшему
совершенствованию системы подготовки на 2007 год особое внимание
уделить:
- проведению комплекса практических мероприятий по
популяризации знаний, обучению и выработке практических навыков в
области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций у
должностных лиц ГО и РСЧС Рособразования, учащихся и студентов
образовательных учреждений;
- совершенствованию учебно-материальной базы учебных классов
образовательных учреждений по курсу "Основы безопасности
жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";
- продолжению целенаправленной деятельности по подготовке
органов управления, сил гражданской обороны и функциональной
подсистемы Рособразования в целом в вопросах организации
планирования и практического выполнения комплекса мероприятий по
инженерной, радиационной, химической и бактериологической защите
работников и обучающихся в мирное и военное время.
II. Задачи по оперативной подготовке
Основной задачей руководителей образовательных учреждений и
организаций (начальников гражданской обороны, председателей
комиссий по чрезвычайным ситуациям) по оперативной подготовке на
2007 год является повышение готовности органов управления, РСЧС
Рособразования в целом к действиям в ЧС в мирное и военное время и
выполнению задач по предназначению.
Основными мероприятиями оперативной подготовки в 2007 году
считать:
1. Подведение итогов деятельности РСЧС Рособразования,
выполнение мероприятий ГО в 2007 году в образовательных
учреждениях и постановку задач на 2008 год.
2. Подготовку органов управления ГО к действиям по
предназначению. Основной формой обучения определить
командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.
3. Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты
работников и обучающихся от ЧС природного и техногенного характера
проводить с периодичностью и продолжительностью, определенными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N
547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера".
При проведении учений и тренировок особое внимание уделять
оценке реальности имеющихся планов действий по предупреждению и
ликвидации ЧС, отработке вопросов взаимодействия при ликвидации
ЧС, связанных с пожарами в образовательных учреждениях.
Главными целями проводимых мероприятий должны быть:
совершенствование знаний, умений и навыков руководителей и
специалистов ГО, личного состава формирований ГО при выполнении
задач по защите работников и обучающихся, материальных и
культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий.
Периодичность и продолжительность мероприятий оперативной
подготовки для образовательных учреждений и организаций
планировать:
а) командно-штабные учения и штабные тренировки
продолжительностью до 1 суток проводить 1 раз в год;
б) тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов со
службами и формированиями ГО - 1 раз в 3 года;
в) отнесенные к категориям по ГО комплексные учения
продолжительностью до 2 суток - 1 раз в 3 года;
не отнесенные к категориям по ГО комплексные учения
продолжительностью до 8 часов - 1 раз в 3 года;
г) тренировки по тематике ГО проводить в образовательных
учреждениях начального, среднего и высшего профессионального
образования 1 раз в год.
Тематику командно-штабных, тактико-специальных учений,
командно-штабных (штабных) тренировок определять с учетом вида и
масштабов возможных ЧС, прогнозируемых на соответствующей
территории.
Предусматривать комплексные темы учений с отработкой на первом
этапе вопросов ликвидации ЧС природного и техногенного характера,
а на последующих этапах - вопросов перевода ГО с мирного на
военное положение и ведения гражданской обороны.
Командно-штабные учения и командно-штабные (штабные)
тренировки проводить руководителям образовательных учреждений.
Начало учебного года по ГО и РСЧС Рособразования для
образовательных учреждений и организаций определить с 15 апреля
2007 г., окончание учебного года - 30 ноября 2007 г.
Отчетные доклады представить Рособразованию в соответствии с
рекомендациями, изложенными в письме Минобразования России от
10.11.99 N 38-55-53ин/38-06 "Об изменении структуры ежегодного
доклада о состоянии гражданской обороны", к 15 октября 2007 года
для подготовки доклада в МЧС России по форме N 3/ДУ (прилагается).
III. Выписка из комплексного плана основных мероприятий
МЧС России по вопросам гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2007 год
МЧС России в 2007 году планирует проведение инспекторских
проверок в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС своих
территориальных органов:
- Кабардино-Балкарская Республика (май, по плану проверки);
- Алтайский край (июль, по плану проверки);
- Сахалинская область (сентябрь, по плану проверки);
- Республика Карелия (ноябрь, по плану проверки).
Руководителям образовательных учреждений, расположенных на
указанных территориях, организовать подготовку сил и средств ГО,
оповещения, связи, а также взаимодействия с территориальными
органами МЧС России.
IV. Основные направления совершенствования
гражданской обороны
1. В целях дальнейшего совершенствования ГО руководителям
подведомственных образовательных учреждений (организаций) обратить
внимание на более качественную разработку и составление
документации по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС, на
планирование и организацию выполнения мероприятий по гражданской
обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
2. Продолжить работу по созданию, комплектованию и оснащению
служб ГО и формирований ГО в соответствии с письмом Рособразования
от 18.08.2006 N 17-3-09/98 "О нештатных, общественных и
добровольных аварийно-спасательных формированиях в структуре
гражданской обороны и защиты образовательных учреждений
Рособразования (формированиях ГО)" и выпиской из Методических
указаний по созданию гражданских организаций гражданской обороны
МЧС России (письмо Минобразования России от 23.02.2001 N
42-51-10/42-02).
Основными формами подготовки служб ГО образовательных
учреждений считать проведение тактико-специальных, комплексных
учений, тренировок с отработкой практических вопросов по тематике
гражданской обороны объекта.
3. Подготовку руководящего и личного состава формирований ГО
образовательных учреждений проводить в соответствии с Федеральным
законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N
547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера" и от 02.11.2000 N
841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в
области гражданской обороны".
При подготовке формирований ГО образовательных учреждений
основные усилия сосредоточить на практическом овладении личным
составом приемами и способами действий по защите работников и
обучающихся, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий.
Личный состав формирований ГО готовить в соответствии с
требованиями Организационно-методических указаний по подготовке
органов управления, сил гражданской обороны и единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций на 2007 - 2008 годы МЧС России от 24.10.2006 N
1-4-101-2-5, Организационно-методических указаний по подготовке
населения Российской Федерации в области гражданской обороны,
защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах на 2006 - 2010 годы МЧС
России от 17.08.2005 N 43-2324-14, Методическими рекомендациями по
созданию, подготовке, оснащению нештатных аварийно-спасательных
формирований и Методическими рекомендациями по применению и
действиям нештатных аварийно-спасательных формирований при
приведении в готовность гражданской обороны и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Департамента гражданской защиты МЧС России
(2005 год), письма Рособразования от 18.08.2006 N 17-3-09/98 "О
нештатных, общественных и добровольных аварийно-спасательных
формированиях в структуре гражданской обороны и защиты
образовательных учреждений Рособразования (формированиях ГО)", а
также в ходе учений и тренировок по гражданской обороне.
На основании настоящих Организационно-методических указаний
образовательным учреждениям осуществить разработку
распорядительных документов по подготовке органов управления, сил
ГО, а также в установленном порядке ввести в действие планы
основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС,
обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных
объектах на 2007 год.
Руководитель,
Начальник гражданской обороны
Федерального агентства
по образованию
Г.А.БАЛЫХИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ЕЖЕГОДНЫХ ДОКЛАДОВ О СОСТОЯНИИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ, ОРГАНИЗАЦИИ
(Форма N 3/ДУ)
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации
и организации представляют материалы для подготовки доклада о
состоянии гражданской обороны Российской Федерации на бумажном
носителе в формате А4 и в электронном варианте. Для текстовой
части доклада с использованием Word и табличные данные (Основные
показатели состояния гражданской обороны) в формате Excel.
Срок представления докладов - до 1 февраля 20__ года,
следующего за отчетным.
Доклады направлять в ДГЗ МЧС России (121357, г. Москва, ул.
Ватутина, д. 1) и в ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (121352, г. Москва, ул.
Давыдковская, д. 7).
Форма N 3/ДУ
ДОКЛАД
о состоянии гражданской обороны
федерального органа исполнительной власти, организации
в 20__ году
1. Основные направления и результаты деятельности
в области гражданской обороны
Основные данные, характеризующие состояние гражданской обороны
федерального органа исполнительной власти за отчетный год.
Основные мероприятия по подготовке к ведению гражданской
обороны и совершенствованию системы гражданской обороны,
проведенные в отчетном году, которые существенным образом
отрабатывались федеральными органами исполнительной власти
Российской Федерации. Мероприятия, по которым в этом году
существенных работ не производилось, указывать нецелесообразно.
Сведения по объемам финансирования мероприятий гражданской
обороны.
Расходы на проведение мероприятий гражданской обороны в
табличном виде, указывая вид мероприятия и объемы финансирования в
тыс. руб. в текущем году.
Совершенствование нормативной правовой базы по гражданской
обороне в федеральных органах исполнительной власти Российской
Федерации.
Количество и наименования разработанных и принятых (отдельно)
нормативных правовых документов по гражданской обороне (указов,
распоряжений, положений и т.п.).
ФЦП, имеющие отношение к гражданской обороне, в которых
федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации
принимает участие в пределах своей компетенции.
Анализ состояния научно-исследовательской работы в области
гражданской обороны.
Сведения о НИОКР, выполняемых в рамках совершенствования
ведения гражданской обороны, в которых федеральный орган
исполнительной власти Российской Федерации принимал участие.
Достигнутые результаты в ходе проведения НИОКР - в табличном
виде (табл. 1).
Таблица 1
----T-----------------T-------------T-----------T--------------------¬
¦ N ¦Наименование темы¦ Заказчик и ¦Достигнутые¦Стоимость, тыс. руб.¦
¦п/п¦ НИОКР ¦соисполнитель¦результаты ¦ ¦
+---+-----------------+-------------+-----------+--------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L---+-----------------+-------------+-----------+---------------------
2. Состояние системы управления
Готовность системы управления к переходу от централизованного
к децентрализованному управлению.
Совершенствование системы управления отрасли в отчетном
периоде.
2.1. Готовность органов, осуществляющих управление гражданской
обороной
Состав органов управления, осуществляющих управление
гражданской обороной в федеральном органе исполнительной власти
Российской Федерации (в центральном аппарате и в отрасли).
Общая оценка готовности органов управления к выполнению
возложенных на них задач.
Предложения по совершенствованию организационно-штатной
структуры и подготовки органов, осуществляющих управление
гражданской обороной.
2.2. Состояние пунктов управления
Указать пункты управления (ПУ) федерального органа
исполнительной власти Российской Федерации, расположенные на
территории Российской Федерации, указав (в табличной форме):
тип ПУ (ГЗПУ, ЗПУ и ЗЗПУ), место его расположения;
степень защиты ПУ;
техническое состояние (указать о необходимости проведения
ремонта [капитального, текущего], а также перечислить основные
неисправные технические системы);
оперативно-техническую готовность ЗПУ;
состояние систем жизнеобеспечения, связи и оповещения.
Мероприятия по поддержанию ПУ в готовности к применению,
проведенные за отчетный период.
Достоверная информация по составу подвижных пунктов управления
(ППУ) в федеральном органе исполнительной власти Российской
Федерации, указав их техническое оснащение (базовое шасси,
средства связи и оповещения) и степень готовности к применению.
2.3. Состояние системы связи гражданской обороны
Основные системы связи федерального органа исполнительной
власти Российской Федерации с подразделениями, расположенными на
территории субъектов Российской Федерации, и их сопряжение с
органами МЧС России.
Наименования компаний связи, привлекаемых организациями в
интересах проведения мероприятий гражданской обороны, и их
технический ресурс.
Основные мероприятия, проведенные за отчетный период, по
повышению устойчивости (улучшению) системы связи.
Формирования связи:
состав (численность) формирований, тыс. чел., % от потребности;
состояние - техническая оснащенность и укомплектованность, %
от потребности;
готовность - сроки приведения формирований связи в готовность,
час;
на базе каких организаций созданы формирования связи.
2.4. Состояние системы оповещения ГО
Общее техническое состояние и готовность системы оповещения.
Возможности ведомственной системы оповещения. Мероприятия по
ее совершенствованию.
Создание и внедрение локальных систем оповещения (далее - ЛСО)
(для потенциально опасных объектов [далее - ПОО]) - по форме
(табл. 2):
Таблица 2
----------------------------T--------------------------------T------------¬
¦ Наименование мероприятия ¦ Количество ПОО, находящихся ¦ Территория ¦
¦ ¦ в ведении федерального органа ¦субъекта РФ,¦
¦ ¦ исполнительной власти ¦ на которой ¦
¦ ¦ Российской Федерации, ¦ расположено¦
¦ ¦на которых необходимо создание ¦ предприятие¦
¦ ¦ ЛСО, ед., % от потребности ¦ ¦
+---------------------------+--------------------------------+------------+
¦Необходима установка ЛСО ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------------------------------+------------+
¦Подготовлена и утверждена ¦ ¦ ¦
¦техническая документация на¦ ¦ ¦
¦монтирование ЛСО ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------------------------------+------------+
¦Ведется монтаж ЛСО ¦ ¦ ¦
¦(ориентировочные сроки ее ¦ ¦ ¦
¦готовности к запуску <1>) ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------------------------------+------------+
¦Имеется ЛСО, но она не ¦ ¦ ¦
¦отвечает современным ¦ ¦ ¦
¦требованиям ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------------------------------+------------+
¦Установлена ЛСО, отвечающая¦ ¦ ¦
¦современным требованиям ¦ ¦ ¦
L---------------------------+--------------------------------+-------------
--------------------------------
<1> Указывается в скобках.
2.5. Общие выводы о готовности системы управления, проблемы и
пути их решения
Готовность системы управления федерального органа
исполнительной власти Российской Федерации.
Мероприятия по совершенствованию системы управления.
3. Состояние защиты рабочих и служащих
3.1. Инженерная защита
Количество и вместимость имеющегося в ведении федерального
органа исполнительной власти Российской Федерации фонда защитных
сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), всего, ед./тыс.
чел. и % от потребного количества ЗС ГО, в том числе:
убежищ, ед./тыс. чел. и % от потребного количества ЗС ГО;
противорадиационных укрытий (далее - ПРУ), ед./тыс. чел. и %
от потребного количества ЗС ГО;
подвалов и заглубленных помещений, пригодных для укрытия
населения, ед./тыс. чел. и % от потребного количества ЗС ГО;
защищенных лечебных стационаров, если таковые имеются в
ведении федерального органа исполнительной власти Российской
Федерации, ед./тыс. чел. и % от потребного количества ЗС ГО.
Техническое состояние ЗС ГО по готовности:
"готовых к приему укрываемых" убежищ и ПРУ, ед./тыс. чел.
соответственно;
"ограниченно готовых к приему укрываемых" убежищ и ПРУ,
ед./тыс. чел. соответственно;
"не готовых к приему укрываемых" убежищ и ПРУ, ед./тыс. чел.
соответственно.
Общее количество необходимых ЗС ГО - убежищ и ПРУ, ед./тыс.
чел. соответственно.
Объекты экономики и численность наибольшей работающей смены
(далее - НРС), продолжающие работу в военное время.
Объекты экономики, не имеющие ЗС ГО, продолжающие работу в
военное время, - по форме (табл. 3.1):
Таблица 3.1
----T-------------T--------------T------------T----------------------¬
¦ N ¦Наименование ¦Ведомственная ¦Численность ¦Количество необходимых¦
¦п/п¦ ПОО, ¦принадлежность¦ наибольшей ¦ ЗС ГО, ед./тыс. чел. ¦
¦ ¦продолжающего¦ ПОО ¦ работающей +--------T-------T-----+
¦ ¦ работу в ¦ ¦смены (НРС),¦ всего ¦убежищ ¦ ПРУ ¦
¦ ¦военное время¦ ¦ тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+--------------+------------+--------+-------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
L---+-------------+--------------+------------+--------+-------+------
Требуемое количество ПРУ и убежищ, которые планируется
возвести в угрожаемый период для укрытия рабочих и служащих
предприятий федерального органа исполнительной власти Российской
Федерации, ед./тыс. чел.
Обеспеченность ПРУ и убежищами НРС объектов I и II категорий
по гражданской обороне, расположенных за пределами зон возможных
сильных разрушений.
Обеспеченность защищенными стационарами для
нетранспортабельных больных, медицинского и обслуживающего
персонала - по форме (табл. 3.2):
Таблица 3.2
----T-------------T------------T-----------T------------------------------------¬
¦ N ¦Наименование ¦ Количество ¦Численность¦ Количество ЗС ГО по степени ¦
¦п/п¦ учреждения, ¦ защищенных ¦укрываемых ¦ готовности, ед./тыс. чел. ¦
¦ ¦обеспеченного¦стационаров,¦ больных, +-----------T------------T-----------+
¦ ¦ защищенными ¦ ед. ¦ тыс. чел.,¦"готовых к ¦"ограниченно¦"не готовых¦
¦ ¦стационарами ¦ ¦ мед. и ¦ приему ¦ готовых к ¦ к приему ¦
¦ ¦ ¦ ¦ обслуж. ¦укрываемых"¦ приему ¦укрываемых"¦
¦ ¦ ¦ ¦персонала, ¦ ¦ укрываемых"¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ тыс. чел. ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+------------+-----------+-----------+------------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
L---+-------------+------------+-----------+-----------+------------+------------
Мероприятия по совершенствованию инженерной защиты и
наращиванию фонда ЗС ГО.
Количество построенных ЗС ГО (убежищ и ПРУ отдельно) и
количество ЗС ГО (убежищ и ПРУ), на которых за отчетный период (и
спланированных в следующем году) проведены реконструкция, ремонт
(капитальный, средний и текущий). Также указать их вместимость,
класс защиты и стоимость ремонта.
Оценка состояния инженерной защиты рабочих и служащих
предприятий и организаций, находящихся в ведении федерального
органа исполнительной власти Российской Федерации в отчетном году.
3.2. Радиационная и химическая защита
Обеспеченность рабочих и служащих средствами индивидуальной
защиты (далее - СИЗ).
Фактическое количество СИЗ и приборов радиационной разведки
(далее - РР), радиационной, химической разведки и дозиметрического
контроля (далее - РХР и ДК), необходимых для защиты рабочих и
служащих, ед./% от потребности.
Количество СИЗ и приборов РР, РХР и ДК, находящихся на
хранении (в том числе вид их хранения и техническая пригодность),
ед./% от потребности.
Количество СИЗ и приборов РР, РХР и ДК, которые находятся на
хранении свыше допустимых сроков, ед./% от потребности.
Фонд складских помещений, используемых для хранения запасов
СИЗ и приборов РР, РХР и ДК, и их техническое состояние.
Количество СИЗ и приборов РР, РХР и ДК, предназначенных для
нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), ед./% от
потребности.
Оценка готовности нештатных аварийно-спасательных формирований
(далее - НАСФ) организаций, предназначенных для ликвидации
последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.
Данные о системе выявления и оценки радиационной и химической
обстановки - количество постов или других формирований, ед., их
штатная численность, тыс. чел., а также техническая оснащенность,
ед.
Состав, состояние и оснащенность сил радиационной и химической
защиты на предприятиях, находящихся в ведении федерального органа
исполнительной власти Российской Федерации, в том числе:
количество формирований, ед.; штатная численность, тыс. чел.;
основные технические средства (спецтехника), ед.
Информация о запасах СИЗ, приборов РР, РХР и ДК, закупленных
за отчетный период и планируемых к закупке в следующем году (тип,
количество, общая стоимость).
3.3. Медико-биологическая защита
Информация о количестве медико-биологических средств защиты
(далее - МБ СЗ) (АИ-2, антидоты, ИПП-8, 10 и т.д.), как требуемых,
так и фактически находящихся на хранении для рабочих и служащих
организаций, находящихся в ведении федерального органа
исполнительной власти Российской Федерации, и личного состава
НАСФ, сформированных на данных предприятиях, ед./% от потребности;
МБ СЗ, подлежащие освежению для персонала организаций,
находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти
Российской Федерации, ед. и % от потребности.
Готовность медицинских формирований, если таковые созданы:
количество, ед.; численность, тыс. чел.; их техническая
оснащенность.
Готовность коечной сети медицинской службы организаций,
находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти
Российской Федерации по форме (табл. 3.3):
Таблица 3.3
----T------------------------T----------T------------------T--------------¬
¦ N ¦Наименование учреждения,¦Количество¦Укомплектованность¦Обеспеченность¦
¦п/п¦ находящего в ведении ¦больничных¦ медицинскими ¦ медицинским ¦
¦ ¦ федерального органа ¦коек, ед. ¦ кадрами, % от ¦ имуществом, %¦
¦ ¦ исполнительной власти ¦ ¦ потребности ¦от потребности¦
¦ ¦ Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------+----------+------------------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L---+------------------------+----------+------------------+---------------
Готовность загородной зоны для развертывания и обеспечения
работы коечной сети медицинской службы организаций, находящихся в
ведении федерального органа исполнительной власти Российской
Федерации (обеспеченность общественными зданиями для расширения
коечной сети, ед./% от потребности).
Готовность санитарно-транспортных формирований гражданской
обороны, если таковые созданы организациями, находящимися в
ведении федерального органа исполнительной власти Российской
Федерации: количество, ед./% от потребности на ПОО, находящихся в
ведении федерального органа исполнительной власти Российской
Федерации; обеспеченность транспортом, специально приспособленным
для транспортирования больных, ед./% от потребности;
обеспеченность санитарным оборудованием и носилками санитарными,
ед./% от потребности.
Фонд складских помещений, используемых для хранения
медицинского имущества, их техническое состояние и объемы
содержащегося в них медицинского имущества.
Информация о запасах МБ СЗ, закупленных за отчетный период и
планируемых к закупке в следующем году (тип, количество, общая
стоимость).
Оценка состояния медико-биологической защиты в целом за
федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Проблемы и предложения по дальнейшему совершенствованию
медико-биологической защиты.
3.4. Эвакуационные мероприятия
Состояние вопросов планирования, организации и всестороннего
обеспечения эвакуации рабочих и служащих, материальных и
культурных ценностей.
Сроки проведения рассредоточения и эвакуации персонала и
членов их семей, материальных и культурных ценностей организаций,
находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти
Российской Федерации.
Готовность эвакоорганов и состояние вопроса по закреплению
транспортных средств для проведения эвакуационных мероприятий.
Принятые меры по решению вопросов проведения эвакуации
персонала организаций, находящихся в ведении федерального органа
исполнительной власти Российской Федерации, расположенных в
приграничных районах (перечислить, из каких приграничных районов
возможна эвакуация и на территорию каких субъектов Российской
Федерации решен вопрос о проведении эвакуации, с какими
организациями, расположенными в приграничных районах, вопрос о
проведении эвакуации не решен и причины).
Готовность загородной зоны к приему эвакуируемых
(рассредоточиваемых), % от требуемого количества помещений (мест),
которые могут использоваться при проведении эвакуационных
мероприятий с согласия органов местного самоуправления.
Основные нерешенные вопросы планирования мероприятий по
проведению эвакуации и пути их решения.
Общие выводы и оценка состояния защиты рабочих и служащих
организаций, находящихся в ведении федерального органа
исполнительной власти Российской Федерации.
4. Подготовка отрасли к работе в условиях военного времени
Выполнение постановлений, поручений и других директивных
документов органов государственной власти по вопросам устойчивости
работы отрасли в военное время.
Достигнутый уровень подготовленности отрасли по основным
показателям состояния гражданской обороны и процент их роста за
год.
Общее количество объектов экономики, находящихся в ведении
федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, на
которых при проектировании и строительстве в отчетном году
выполнялись требования СНиП 2.01.51-90.
Инженерно-технические мероприятия, в каком объеме и с какими
затратами (тыс. руб.) по их финансированию проведены на объектах,
существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики
и выживания населения в военное время.
Создание запасов по основным видам продукции и для выполнения
мероприятий гражданской обороны:
виды продукции и объемы закупок по ним за отчетный период;
информация о ранее накопленных запасах;
фонд складских помещений, используемых для хранения запасов, и
его техническое состояние.
5. Силы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Представить сведения о составе сил ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, действующих в
организациях федерального органа исполнительной власти Российской
Федерации, по форме табл. 5.
Таблица 5
--------------------------------T--------------T------------T--------------¬
¦ Вид формирования ¦ Количество ¦Численность,¦ Оснащенность ¦
¦ ¦подразделений,¦ тыс. чел. ¦ (основные ¦
¦ ¦ ед. ¦ ¦ технические ¦
¦ ¦ ¦ ¦средства), ед.¦
+-------------------------------+--------------+------------+--------------+
¦Аварийно-спасательные ¦ ¦ ¦ ¦
¦формирования (АСФ) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+--------------+------------+--------------+
¦Нештатные аварийно-спасательные¦ ¦ ¦ ¦
¦формирования (НАСФ) организаций¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------------+--------------+------------+---------------
6. Обучение по гражданской обороне
Информацию представить в виде следующих подразделов:
6.1. Подготовка органов управления гражданской обороны.
6.2. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований.
6.3. Обучение должностных лиц и персонала организаций по
вопросам гражданской обороны.
В подразделах представить следующую информацию:
выполнение подготовки по гражданской обороне руководящего
состава и работников центрального аппарата федерального органа
исполнительной власти Российской Федерации (количество не
прошедших подготовку и процент выполнения плана подготовки за
отчетный период по категориям обучаемых);
где и на каких курсах или в каких учебных заведениях
проводилось обучение (подготовка);
численность лиц, прошедших обучение (подготовку) за отчетный
период, тыс. чел.;
какие учения и тренировки проводились в течение года, какие
подразделения привлекались и их численность, тыс. чел.;
какие вопросы отрабатывались в ходе учений и тренировок;
какие перспективные и современные методы обучения применялись
при подготовке руководителей и персонала организаций в области
гражданской обороны.
Общие выводы и оценка состояния гражданской обороны,
существующие проблемы и предложения по их решению
Дать оценку состояния гражданской обороны и отразить
выявленные проблемы, которые не могут быть решены собственными
силами, с указанием предложений по их устранению: какие
мероприятия необходимо провести и какие силы других министерств,
ведомств и организаций следует привлечь для решения данных
проблем, какие затраты необходимы для финансирования мероприятий
по гражданской обороне.
В данном разделе целесообразно отразить информацию по
дальнейшему совершенствованию гражданской обороны, а также о
нормативных правовых документах, которые должны быть разработаны и
утверждены.
_________________________________________
(должность, подпись, фамилия, инициалы)
"__" _________ 20__ г.
Формы докладов о состоянии гражданской обороны
подведомственных организаций устанавливают руководители
федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
<...>
|