Утвержден
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 29 мая 2007 г. N 112-ст
Дата введения -
1 января 2008 года
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДОСТРОЕНИЕ
СРЕДСТВА АКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДАМИ
СЛОВАРЬ
ISO 7255:1985
SHIPBUILDING. ACTIVE CONTROL UNITS OF SHIPS. VOCABULARY
(IDT)
ГОСТ Р ИСО 7255-2007
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации
установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О
техническом регулировании", а правила применения национальных
стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация
в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Научно-исследовательским институтом по
стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.
Крылова" на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в
пункте 4.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 5
"Судостроение".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 мая
2007 г. N 112-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО
7255:1985 "Судостроение. Средства активного управления судами.
Словарь" (ISO 7255:1985 "Shipbuilding. Active control units of
ships. Vocabulary").
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в
ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные
стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых
информационных указателях "Национальные стандарты". В случае
пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта
соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно
издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".
Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также
в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий национальный стандарт устанавливает термины,
относящиеся к средствам активного управления судами.
Основная цель настоящего стандарта - установление единой
системы терминов, общей для всех специалистов в данной области.
Настоящий стандарт распространяется на средства активного
управления, применяемые в качестве вспомогательных средств для
улучшения маневренности судна, удержания судна на курсе или на
месте. Приведенные средства могут использоваться и в качестве
главных движителей.
Термины, установленные настоящим стандартом, следует
использовать в документации всех видов.
2. Основные положения
Для каждого понятия установлен один стандартизированный
термин. Использование синонимов стандартизированного термина не
допускается.
Для некоторых стандартизированных терминов слова, находящиеся
в скобках, могут быть опущены и таким образом могут быть
использованы краткие формы этих терминов в недвусмысленных
случаях.
Примечание. В дополнение к терминам на русском языке в
Приложении А приведены эквивалентные термины на английском,
французском, голландском, немецком, итальянском, польском,
норвежском, испанском и китайском языках.
3. Термины и определения
3.0. Средство активного управления судном: устройство с
автономным приводом, создающее упор или тягу, направленную под
углом к диаметральной плоскости судна, главным образом на малых
ходах или без хода судна.
3.1. (Судовое) подруливающее устройство: средство активного
управления судном с рабочим органом в канале, расположенном в
корпусе судна (или в насадке вне корпуса), создающее тягу,
направленную под прямым углом к диаметральной плоскости судна.
3.1.1. (Судовое) выдвижное подруливающее устройство:
подруливающее устройство, нижняя часть которого с гребным винтом в
насадке может перемещаться в вертикальном направлении и убираться
в корпус судна в нерабочее положение.
3.2. (Судовое) движительно-рулевое устройство: средство
активного управления судном с рабочим органом, расположенным вне
корпуса (или внутри корпуса) судна, создающее упор, направление
которого может меняться относительно диаметральной плоскости
судна.
3.2.1. (Судовая) поворотная колонка: движительно-рулевое
устройство с гребным винтом (или гребным винтом в насадке),
создающее упор, направление которого может изменяться в пределах
от 0- до 360- вправо или влево при повороте устройства
относительно вертикальной оси, перпендикулярной к оси гребного
винта колонки.
3.2.1.1. (Судовая) откидная поворотная колонка: поворотная
колонка, нижняя часть которой с гребным винтом (или гребным винтом
в насадке) может откидываться вокруг горизонтальной оси в
нерабочее положение.
3.2.1.2. (Судовая) выдвижная поворотная колонка: поворотная
колонка, нижняя часть которой с гребным винтом (или гребным винтом
в насадке) может перемещаться в вертикальном направлении и
убираться в корпус судна в нерабочее положение.
3.2.2. (Судовой) активный руль: движительно-рулевое устройство
с рабочим органом, расположенным в пере руля, создающее упор,
направление которого может изменяться в пределах угла перекладки
пера руля.
3.2.3. (Судовой) крыльчатый движитель: движительно-рулевое
устройство с крыльчатым движителем, создающее упор, направление
которого может изменяться в пределах от 0- до 360- вправо или
влево при изменении углов установки лопастей.
3.2.4. (Судовой) поворотный водомет: движительно-рулевое
устройство, установленное в корпусе, создающее упор, направление
которого может регулироваться в пределах от 0- до 360- вправо или
влево при изменении положения поворотного устройства,
направляющего выброс струи.
Приложение А
(справочное)
ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ТЕРМИНЫ
В настоящем Приложении приведены термины на других языках в
следующем порядке:
1 - английский;
2 - французский (не приводится);
3 - голландский (не приводится);
4 - немецкий (не приводится);
5 - итальянский (не приводится);
6 - польский (не приводится);
7 - норвежский (не приводится);
8 - испанский (не приводится);
9 - китайский (не приводится).
Таблица А.1
--------------------------T--------------------------------------¬
¦ Термин на русском языке ¦ Термин на других языках ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦3.0. Средство активного ¦1. active control unit of a ship ¦
¦управления судном ¦ ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦3.1. (Судовое) ¦1. (ship) lateral thruster ¦
¦подруливающее устройство ¦ ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦3.1.1. (Судовое) выдвиж- ¦1. (ship) retractable lateral thruster¦
¦ное подруливающее ¦ ¦
¦устройство ¦ ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦3.2. (Судовое) движитель-¦1. (ship) propulsion/steering unit ¦
¦но-рулевое устройство ¦ ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦3.2.1. (Судовая) поворот-¦1. (ship) rudder-propeller ¦
¦ная колонка ¦ ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦3.2.1.1. (Судовая) откид-¦1. (ship) swivelling rudder-propeller ¦
¦ная поворотная колонка ¦ ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦3.2.1.2. (Судовая) выдви-¦1. (ship) retractable rudder-propeller¦
¦жная поворотная колонка ¦ ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦3.2.2. (Судовой) активный¦1. (ship) active rudder ¦
¦руль ¦ ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦3.2.3. (Судовой) крыльча-¦1. (ship) cycloidal propeller ¦
¦тый движитель ¦ ¦
+-------------------------+--------------------------------------+
¦3.2.4. (Судовой) поворот-¦1. (ship) rotatable water jet ¦
¦ный водомет ¦ ¦
L-------------------------+---------------------------------------
|