Принято
решением
Наблюдательного совета
от 25 апреля 2006 г. N 2/42
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЦЕНТРАЛЬНОМ ОРГАНЕ
СДА-09
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о Центральном органе (далее - Положение)
устанавливает общие требования к Центральному органу.
1.2. Настоящее Положение разработано с учетом требований:
действующего законодательства Российской Федерации;
нормативных документов Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор);
международных стандартов ISO серий 9000, 14000 и 17000, в том
числе ISO/IEC 17011:2004 "Общие требования к органам аккредитации,
осуществляющим аккредитацию органов оценки соответствия";
документов Европейского сотрудничества по аккредитации: Общих
требований к органам, осуществляющим аккредитацию инспекционных
органов (ЕА-3/03).
1.3. Центральный орган выполняет следующие функции:
обеспечивает координацию деятельности всех участников
аккредитации между Наблюдательным советом, техническими комиссиями
и другими участниками Единой системы оценки соответствия на
объектах, подконтрольных Ростехнадзору (Единой системы);
проверяет органы оценки соответствия или поручает эту работу
Территориальному уполномоченному органу (органы оценки
соответствия зарубежных стран, а также организации, являющиеся
территориальными уполномоченными органами, проверяются только
Центральным органом);
анализирует и обобщает информацию о деятельности органов
оценки соответствия, а также состояние нормативно-технической базы
Единой системы;
разрабатывает и принимает документы по процедурным,
техническим и организационным вопросам аккредитации и
функционирования участников Единой системы;
разрабатывает тарифы на проведение работ по аккредитации
органов оценки соответствия;
ведет учет нормативных документов Единой системы,
аккредитованных органов оценки соответствия, аттестованных
экспертов и специалистов Единой системы;
является официальным издателем документов, принимаемых
Наблюдательным советом.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем документе применяются следующие определения:
Аккредитация органов оценки соответствия (далее -
аккредитация) - официально оформленное Центральным органом
(органом аккредитации) признание компетентности юридического лица
(или его обособленного подразделения) выполнять работы в
определенной области оценки соответствия.
Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору (Единая система) - совокупность участников, норм, правил,
методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых
осуществляются аккредитация органов оценки соответствия и сама
деятельность по оценке соответствия на объектах и в организациях,
подконтрольных Ростехнадзору.
Заявитель (аккредитации) - организация, претендующая на
аккредитацию и представившая письменную заявку об этом в
Центральный орган (орган аккредитации) или Территориальный
уполномоченный орган.
Критерии аккредитации - требования, которым должен отвечать
орган оценки соответствия (как объект аккредитации), чтобы быть
аккредитованным.
Область аккредитации - определенные виды услуг по оценке
соответствия, на которые распространяется аккредитация.
Орган оценки соответствия (ООС) - орган, который предоставляет
услуги по оценке соответствия и который может быть объектом
аккредитации.
Периодический контроль - проверка аккредитованного органа
оценки соответствия, проводимая Центральным органом или
Территориальным уполномоченным органом в целях установления, что
его деятельность продолжает соответствовать установленным
критериям аккредитации.
Свидетельство об аккредитации - документ, выданный Центральным
органом, подтверждающий факт признания компетентности органа
оценки соответствия в определенной области аккредитации.
Специалист по аккредитации - лицо, непосредственно участвующее
в проведении проверки и оценки органа оценки соответствия при
аккредитации и периодическом контроле и обладающее признанной
Центральным органом компетентностью в выполнении этих функций.
Территориальный уполномоченный орган - организация,
уполномоченная Центральным органом в рамках процедуры аккредитации
проводить оценку и периодический контроль органов оценки
соответствия.
Центральный орган (Координирующий орган, орган аккредитации) -
полномочный орган, осуществляющий проверку, оценку и организацию
аккредитации органов оценки соответствия, периодический контроль
за аккредитованными органами, а также координацию деятельности
всех участников процедуры аккредитации.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
3.1. Центральный орган:
имеет статус юридического лица и организационную форму,
соответствующую требованиям действующего законодательства;
располагает помещениями и организационно-техническими
средствами, необходимыми для функционирования в качестве
Центрального органа;
имеет организационную структуру и систему обеспечения
качества, создающие условия для успешного функционирования в
качестве Центрального органа в соответствии с областью и объемами
выполняемых работ и обеспечивающие независимость его штатного
персонала от воздействия сторон, имеющих финансовую и
корпоративную заинтересованность в результатах аккредитации,
гарантирующие, что персонал не будет подвергаться незаконному
давлению или другому воздействию, которое могло бы повлиять на
результаты выполненных им работ;
имеет политику и процедуры принятия решений по вопросам
аккредитации;
обеспечивает обмен нормативной, методической,
справочно-информационной и другой документацией между Центральным
органом и территориальными уполномоченными органами для
совершенствования деятельности по аккредитации в Единой системе;
имеет возможность привлечения технических специалистов при
проведении проверок и оценок ООС.
3.2. В целях обеспечения своевременного и полного решения
вопросов функционирования Центрального органа образуется
исполнительная дирекция.
4. БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ
4.1. Центральный орган действует объективно и свободно от
любого коммерческого, финансового или иного давления, которое
может скомпрометировать его беспристрастность.
4.2. Центральный орган придерживается принципа отсутствия
дискриминации в проводимой политике и процедурах, а также
предоставляет услуги по аккредитации всем заинтересованным
организациям независимо от формы собственности, величины,
структурной принадлежности или других факторов, не выходящих за
рамки установленных требований.
4.3. Центральный орган не предлагает и не оказывает
консультационные услуги ООС, а также услуги по оценке
соответствия, которые осуществляют ООС, способные повлиять на его
беспристрастность.
5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Центральный орган располагает эффективными процедурами,
гарантирующими конфиденциальность информации, получаемой в
процессе деятельности по аккредитации, как при работе с ООС, так и
с другими заинтересованными сторонами.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО АККРЕДИТАЦИИ
6.1. Центральный орган располагает эффективными методами
контроля за выполнением аккредитованной организацией установленных
требований, возможностями контролировать выполнение организацией
решения о приостановлении или отмене аккредитации, ограничении
области аккредитации, принятии решения о повторной аккредитации
организации, в случаях если были произведены изменения в составе
персонала, организации работ, составе средств и оборудования и
других условий, влияющих на компетентность организации в
признанной области аккредитации, а также если анализ поступившей
информации свидетельствует о том, что аккредитованная организация
не соответствует установленным требованиям.
6.2. В случае положительного решения Комиссии по аккредитации
по проведенной проверке Центральный орган предоставляет каждому
аккредитованному ООС официальный документ (свидетельство об
аккредитации), подтверждающий аккредитацию и подписанный
руководителем Центрального органа. В свидетельстве об аккредитации
приводятся следующие сведения:
название и юридический адрес аккредитованного ООС;
область аккредитации;
регистрационный номер;
дата начала и окончания действия аккредитации;
подпись уполномоченного лица, заверенная печатью;
подтверждение соответствия ООС установленным требованиям.
6.3. Центральный орган имеет порядок учета документации,
относящейся к процедуре аккредитации, устанавливает правила и
сроки хранения документации по аккредитации и круг лиц, имеющих к
ней доступ.
6.4. Центральный орган обеспечивает контроль за применением
документов по аккредитации и за действиями аккредитованных ООС,
которые они осуществляют со ссылкой на свой статус аккредитованных
организаций.
7. УЧЕТ ДАННЫХ
7.1. Центральный орган ведет учет:
ООС;
территориальных уполномоченных органов;
специалистов (экспертов) по аккредитации;
составов функциональных и технических комиссий;
аттестованных экспертов (экспертов высшей квалификации) и
специалистов;
сведений, характеризующих работу ООС и территориальных
уполномоченных органов за соответствующий период времени;
структурных и качественных изменений, связанных с
деятельностью ООС и территориальных уполномоченных органов, а
также изменений юридических адресов и платежных реквизитов;
рекламаций к деятельности ООС и территориальных уполномоченных
органов.
Данные для ведения учета представляются в Центральный орган
участниками Единой системы не реже одного раза в три месяца.
7.2. Центральный орган обеспечивает регистрацию, учет и
хранение документов и материалов, полученных при проведении
проверок и оценок ООС (если проверки проводились непосредственно
Центральным органом), включая заявки на аккредитацию, отчеты по
проверке и оценке ООС, а также отчеты, относящиеся к
подтверждению, продлению, приостановлению или отмене аккредитации.
Срок хранения документов и материалов соответствует сроку действия
аккредитации, если иное не оговорено договорными обязательствами.
7.3. Центральный орган является официальным издателем
документов Единой системы.
7.4. Центральный орган размещает и периодически актуализирует
на своем web-сайте перечни:
территориальных уполномоченных органов;
аккредитованных ООС;
специалистов (экспертов) по аккредитации.
8. СИСТЕМА КАЧЕСТВА
8.1. Центральный орган имеет систему качества, которая
излагается в Руководстве по качеству и других документах,
предназначенных для сотрудников Центрального органа.
8.2. Центральный орган назначает должностное лицо (из числа
сотрудников, для которых работа в Центральном органе является
основной (в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса
Российской Федерации), ответственное за реализацию требований
Руководства по качеству и за его актуализацию.
8.3. Руководство по качеству Центрального органа содержит:
общую информацию об участниках Единой системы;
описание политики в области качества;
краткое описание юридического статуса;
описание организационной структуры Центрального органа;
требования к соблюдению беспристрастности и конфиденциальности;
требования к специалистам (экспертам) по аккредитации,
техническим специалистам и другим специалистам Центрального
органа;
порядок назначения специалистов (экспертов) по аккредитации и
технических специалистов для проведения проверки и оценки ООС;
описание процедур обеспечения качества на каждом этапе оценки
ООС;
порядок ведения, обращения, актуализации и хранения
документации;
порядок проведения внутренних проверок, организации работы по
выполнению корректирующих мероприятий и пересмотра системы
качества;
процедуру рассмотрения жалоб и апелляций.
8.4. Руководство по качеству должно быть доведено до сведения
и доступно для использования персоналом Центрального органа.
8.5. Проведение внутренних проверок осуществляется персоналом,
ознакомленным с требованиями системы документов по аккредитации и
международного стандарта ISO/IEC FDIS 17011:2004 "Общие требования
к органам аккредитации, осуществляющим аккредитацию органов оценки
соответствия".
8.6. Система качества (включая Руководство по качеству)
пересматривается руководством Центрального органа не реже одного
раза в год в целях установления адекватности и эффективности
выполнения установленных требований.
При пересмотре системы качества учитываются:
результаты проверок (как внутренних, так и со стороны других
организаций);
меры, предпринятые в результате предыдущих пересмотров системы
качества;
апелляции и жалобы,
а также другие факторы, влияющие на систему качества.
В результате пересмотра системы качества вырабатываются
соответствующие меры, направленные на совершенствование самой
системы и входящих в нее процедур.
9. РАБОТА С АПЕЛЛЯЦИЯМИ И ЖАЛОБАМИ
9.1. Центральный орган располагает эффективными процедурами
организации рассмотрения жалоб (по вопросам, отличным от
апелляций), касающихся его деятельности.
9.2. При получении апелляции они направляются в Апелляционную
комиссию для рассмотрения и принятия соответствующего решения.
10. ПЕРСОНАЛ И СПЕЦИАЛИСТЫ ПО АККРЕДИТАЦИИ
10.1. Центральный орган имеет:
руководителя, несущего всю полноту ответственности за
организацию работ по аккредитации ООС;
персонал для выполнения организационно-технических мероприятий
по проведению аккредитации ООС, в том числе специалистов
(экспертов) по аккредитации, для которых работа в данной
организации является основной (в соответствии со статьей 66
Трудового кодекса Российской Федерации).
10.2. Центральный орган обеспечивает обучение и повышение
квалификации персонала, ведет постоянный учет сведений о
квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого
сотрудника, занимающегося проведением проверок и оценок ООС.
10.3. Все сотрудники Центрального органа имеют должностные
инструкции, утвержденные руководителем Центрального органа и
определяющие их служебные обязанности и связанную с ними
ответственность.
10.4. Центральный орган имеет:
процедуру назначения специалистов (экспертов) по аккредитации
и привлечения независимых технических специалистов;
процедуру наблюдения за работой специалистов (экспертов) по
аккредитации на месте;
порядок ведения учета специалистов (экспертов) по аккредитации
и выполненных ими работ.
10.5. Центральный орган организует разработку и рассмотрение
методической документации по подготовке и оценке квалификации
специалистов (экспертов) по аккредитации и аттестации экспертов.
10.6. Центральный орган осуществляет оценку квалификации
специалистов (экспертов) по аккредитации.
11. ПОРУЧЕНИЕ РАБОТ ПО АККРЕДИТАЦИИ
11.1. Центральный орган может передавать часть своих
полномочий по проведению проверки и оценки территориальным
уполномоченным органам.
11.2. Требования к территориальным уполномоченным органам
определяются Положением о Территориальном уполномоченном органе
(СДА-10).
11.3. Центральный орган заключает с Территориальным
уполномоченным органом договор о привлечении последнего к
деятельности по проверке и оценке ООС. Указанный договор
устанавливает взаимные права и обязанности, порядок взаимодействия
и взаиморасчетов, юридическую и финансовую ответственность сторон.
|