Вопрос: Вправе ли должностные лица территориальной налоговой
инспекции составлять протоколы об административных правонарушениях
в отношении должностных лиц организаций за представление
недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица? Может
ли начальник инспекции рассматривать дела об административных
правонарушениях указанной категории?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 26 июня 2007 г. N 09-10/060223@
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона
от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в
Едином государственном реестре юридических лиц содержатся в том
числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего
исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия
постоянно действующего исполнительного органа юридического лица -
иного органа или лица, имеющих право действовать от имени
юридического лица без доверенности), по которому осуществляется
связь с юридическим лицом.
Записи вносятся в государственный реестр юридических лиц на
основании документов, представленных при государственной
регистрации. Каждой записи присваивается государственный
регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата
внесения ее в государственный реестр.
В пункте 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ определено, что
юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных
в пункте 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ сведений, за исключением
сведений, указанных в подпунктах "м", "о"-"с", обязано сообщить об
этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Если изменение предусмотренных пунктом 1 статьи 5 Закона N
129-ФЗ сведений произошло в связи с внесением изменений в
учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется
в порядке, предусмотренном главой VI Закона N 129-ФЗ.
При этом в главе VI Закона N 129-ФЗ не указано сроков
представления сведений, связанных с внесением изменений в
учредительные документы юридического лица.
Таким образом, установленный трехдневный срок не
распространяется на случаи, при которых изменение сведений,
содержащихся в государственном реестре, происходит в связи с
внесением изменений в учредительные документы.
На основании статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического
лица определяется местом его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по
месту нахождения его постоянно действующего исполнительного
органа, а в случае отсутствия постоянно действующего
исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право
действовать от имени юридического лица без доверенности.
Наименование и место нахождения юридического лица указываются
в его учредительных документах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для
государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные
документы юридического лица, в регистрирующий орган
представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной
регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении
подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы
юридического лица, соответствуют установленным законодательством
РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных
документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный
федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений
в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы
юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического
лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ документы
представляются в регистрирующий орган непосредственно или
направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его
пересылке и описью вложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за
непредставление или несвоевременное представление необходимых для
включения в государственные реестры сведений, а также за
представление недостоверных сведений заявители - юридические лица
и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность,
установленную законодательством РФ.
На основании части 3 статьи 14.25 КоАП РФ непредставление, или
несвоевременное представление, или представление недостоверных
сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе
в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое
представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50
МРОТ.
Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ определено, что протоколы об
административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ,
составляются должностными лицами органов, уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях в
соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции
соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.61 КоАП РФ органы, осуществляющие
государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, рассматривают дела об административных
правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ.
При этом частью 2 статьи 23.61 КоАП РФ установлено, что
рассматривать дела об административных правонарушениях от имени
органов, указанных в части 1 статьи 23.61 КоАП РФ, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, его заместители;
2) руководители территориальных органов федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
На основании пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой
службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от
30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц,
физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и
крестьянских (фермерских) хозяйств.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность
непосредственно и через свои территориальные органы во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами
местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами,
общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы - управления службы по
субъектам РФ, межрегиональные инспекции службы, инспекции службы
по районам, районам в городах, городам без районного деления,
инспекции службы межрайонного уровня составляют единую
централизованную систему налоговых органов.
Таким образом, при выявлении фактов представления
недостоверных сведений о юридическом лице, в том числе о его месте
нахождения, в орган, осуществляющий государственную регистрацию
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сотрудники
инспекции вправе составлять в отношении должностных лиц
организаций протоколы об административном правонарушении,
предусмотренном частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ. В свою очередь,
начальник инспекции вправе рассматривать административные дела
указанной категории.
И.о. заместителя
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
Н.В. Прокаева
|