ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
15 июля 1991 г.
N 340
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
В целях выявления, учета, диагностики детей и подростков с
отклонениями в развитии, отбора их в специальные
учебно-воспитательные учреждения, во исполнение Постановления
Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по
улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для
детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном
развитии" приказываю:
1. Утвердить согласованные с Министерством труда и социальных
вопросов СССР Примерное положение о
психолого-медико-педагогической консультации и квалификационные
характеристики заведующего и консультанта
психолого-медико-педагогической консультации (Приложение).
2. Контроль за реализацией данного Положения возложить на
Управление интернатных и вспомогательных учебно-воспитательных
учреждений, охраны прав детей (т. Малофеев Н.Н.).
Первый заместитель Председателя
В.Д.ШАДРИКОВ
Приложение
к Приказу Гособразования СССР
от 15 июля 1991 г. N 340
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
1. Общие положения
Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) создается
для выявления, учета, диагностики детей и подростков с
отклонениями в развитии, отбора их в специальные
учебно-воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа,
консультирования родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам
оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с
недостатками в развитии. Консультация является межведомственной,
постоянно действующей.
Порядок и условия создания ПМПК определяются Советами
Министров республик из расчета одна консультация на 120 тыс. детей
в возрасте до 18 лет.
Психолого-медико-педагогическая консультация является
юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного
герба республики или Союза ССР в зависимости от подчиненности, а
также вывеску установленного образца.
2. Основные задачи
Основными задачами ПМПК являются:
1. Проведение психолого-медико-педагогического обследования
детей и подростков с целью выявления особенностей их развития,
установления диагноза и определения адекватных условий обучения,
воспитания, трудоустройства.
2. Осуществление учета и дифференцированного отбора детей и
подростков с отклонениями в развитии и поведении для направления
их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения.
3. Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного
диагноза для определения соответствующего типа
учебно-воспитательного и лечебного учреждения и целесообразности
пребывания в нем ребенка.
4. Консультативная помощь родителям (лицам, их заменяющим),
педагогам, врачам, работникам инспекций по делам
несовершеннолетних по вопросам воспитания, обучения и лечения
детей с легкими отклонениями в развитии, нарушением поведения, в
том числе не подлежащих направлению в специальные
учебно-воспитательные учреждения.
5. Проведение разъяснительной работы среди населения,
работников учреждений народного образования, здравоохранения,
социального обеспечения о необходимости более полного выявления
детей и подростков с отклонениями в развитии с целью оказания им
квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи.
6. Создание банка данных о количестве детей и подростков,
имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие органы
предложений о рациональном развитии сети специальных
учебно-воспитательных и лечебных учреждений в системе народного
образования, социального обеспечения, здравоохранения.
7. Направление детей и подростков в научно-исследовательские
центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного и
динамического их изучения.
В своей работе консультанты ПМПК руководствуются принципами
гуманного отношения к ребенку, всестороннего комплексного
обследования его с учетом индивидуальных особенностей развития.
3. Состав и организация работы ПМПК
В состав ПМПК входят консультанты-специалисты:
консультанты-психологи, консультанты-дефектологи (по логопедии,
олигофренопедагогике и др.), консультанты-врачи (по психиатрии,
невропатологии, отоларингологии и др.).
Для консультации могут привлекаться консультанты-специалисты
на условиях почасовой оплаты труда.
Структура и штаты ПМПК определяются учредителями в зависимости
от местных условий.
ПМПК осуществляет работу непосредственно в помещении
консультации и в учебно-воспитательных учреждениях, расположенных
в зоне ее действия.
ПМПК проводит свою работу в сотрудничестве с органами
народного образования, здравоохранения, социального обеспечения,
инспекциями по делам несовершеннолетних, а также с общественными
организациями данного региона (фондами, ассоциациями и др.).
Направление детей и подростков на консультацию осуществляется
по инициативе учреждений народного образования, здравоохранения,
социального обеспечения, а также родителей (лиц, их заменяющих)
при предъявлении следующих документов <*>:
--------------------------------
<*> Обследование детей и подростков, направленных на
консультацию по инициативе родителей, допускается и без
документов.
1) свидетельство о рождении ребенка;
2) подробная выписка из истории развития (болезни) ребенка;
3) подробная характеристика детей, воспитывающихся в детских
учреждениях;
4) тетради с работами по родному языку, математике, рисунки
детей, обучающихся в школе.
Обследование детей и подростков осуществляется только в
присутствии родителей (лиц, их заменяющих).
На основании данных обследования ребенка консультантами ПМПК
дается заключение о характере отклонений в его развитии и
принимается коллегиальное решение о форме организации
коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его
психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, при
необходимости даются рекомендации по реабилитации, социальной
адаптации, трудоустройству.
В тех случаях, когда окончательный диагноз может быть
установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ПМПК дает
рекомендации об обучении ребенка в специальном
учебно-воспитательном учреждении с диагностическим сроком (1 год),
осуществляет наблюдение за динамикой его развития.
Списки обследованных детей и подростков с развернутым
заключением ПМПК и рекомендациями направляются в соответствующие
органы народного образования, здравоохранения, социального
обеспечения и др. для решения вопроса об оказании этим детям
специализированной педагогической, медицинской, социальной помощи.
Родителям (лицам, их заменяющим) выдается выписка из протокола
ПМПК с соответствующими рекомендациями.
Заключение ПМПК носит рекомендательный характер и может быть
основанием для направления детей и подростков в специальное
учебно-воспитательное и лечебное учреждение при согласии родителей
(лиц, их заменяющих).
В ПМПК ведется следующая документация: журнал учета детей и
подростков, прошедших обследование в ПМПК; выписка из заключения
ПМПК, заключение ПМПК (Приложения к Положению 1-3).
Психолого-медико-педагогическая консультация должна быть
обеспечена необходимым набором помещений, оборудованием и
компьютерной техникой.
Приложение N 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Дата обследования _______________ Регистрационный N ______________
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1. Ф.И.О. ________________________________________________________
2. Дата рождения, возраст на момент обследования _________________
3. Кем направлен на обследование _________________________________
__________________________________________________________________
4. Цель обращения, жалобы ________________________________________
__________________________________________________________________
5. Краткие сведения о семье ребенка и условиях воспитания ________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Какая помощь была оказана ребенку ранее _______________________
__________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Краткие анамнестические данные ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Время и причины основного нарушения ___________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Соматическое состояние ________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Неврологическое состояние, особенности моторики _______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Психическое состояние _________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Заключение медико-генетической консультации (при необходимости)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Заключение отоларинголога и сурдопедагога _____________________
__________________________________________________________________
8. Заключение офтальмолога и тифлопедагога _______________________
__________________________________________________________________
9. Данные дополнительных обследований ____________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное) _________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Память ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Мышление ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Речь __________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Деятельность, внимание, работоспособность _____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Эмоционально-волевая сфера, поведение, личность _______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Сведения об индивидуальных особенностях _______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Родной язык в семье ребенка ___________________________________
2. Данные логопедического обследования ___________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Знания и представления об окружающем мире. Ориентированность в
пространстве и времени ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Знания и навыки по программному материалу дошкольного
учреждения или школы
а) по родному языку __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
б) по математике _____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
в) по другим предметам _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Обучаемость, способы выполнения заданий _______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Отношение к учению ____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Социальная и бытовая адаптация ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Общее заключение ПМПК
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Особое мнение ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации педагогам ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации родителям или лицам, их заменяющим __________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заведующий ПМПК
(Ф.И.О., подпись) ________________________________________________
Члены ПМПК _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Секретарь ________________________________________________________
Приложение N 2
ЖУРНАЛ
учета детей, прошедших обследование
на психолого-медико-педагогической консультации
----T----T-------T-----T---------T--------T-------T-----T-----T-----T----¬
¦ N ¦Дата¦Ф.И.О. ¦Год и¦В каких ¦Домашний¦Кем на-¦С ка-¦Диаг-¦Реко-¦При-¦
¦п/п¦ ¦ребенка¦месяц¦учрежде- ¦ адрес, ¦правлен¦ким ¦ноз, ¦мен- ¦ме- ¦
¦ ¦ ¦ ¦рож- ¦ниях вос-¦телефон ¦на ПМПК¦диаг-¦пос- ¦дации¦ча- ¦
¦ ¦ ¦ ¦дения¦питывался¦ ¦ ¦нозом¦тав- ¦ПМПК ¦ние ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и обучал-¦ ¦ ¦пос- ¦лен- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ся (д/с, ¦ ¦ ¦тупил¦ный ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦школа, ¦ ¦ ¦ ¦ПМПК ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПТУ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦семья) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----+-------+-----+---------+--------+-------+-----+-----+-----+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----+-------+-----+---------+--------+-------+-----+-----+-----+-----
Подписи всех членов ПМПК
Приложение N 3
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Адрес: ___________________________ Телефон: _______________
Дана _____________________________________________________________
в том, что был консультирован ___ числа ___________ месяца 199_ г.
Заключение: __________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендовано: _______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
М.П. Заведующий ПМПК ________________
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗАВЕДУЮЩЕГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Должностные обязанности. В соответствии с Положением о
психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) планирует и
организует ее работу, осуществляет подбор и расстановку кадров,
организует повышение квалификации работников. Анализирует и
обобщает результаты работы ПМПК, отвечает за правильность
установленного диагноза и рекомендаций о специализированных формах
лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих
отклонения в развитии. Организует участие консультации в
разработке и реализации планов психолого-медико-педагогического
обследования детей и подростков, во внедрении разработанных в
централизованном порядке типовых проектов и методик по выявлению
детей и подростков, нуждающихся в специализированной
педагогической и медицинской помощи. Организует оснащение
консультации необходимым оборудованием и материалами. Совместно с
учреждениями народного образования и здравоохранения организует
профилактическую работу по вопросам предупреждения аномального
развития детей, выполнению рекомендаций ПМПК о методах лечения,
обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии.
Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и
трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в
развитии, их правовой защите. Организует повышение квалификации
работников народного образования по проблемам
психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и
воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии.
Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах
ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении,
социальном обеспечении Союза ССР и республик; постановления,
распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по
вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков,
имеющих отклонения в развитии; специальные коррекционные средства
лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих
отклонения в развитии; методы психолого-медико-педагогической
диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной
и зарубежной науки и практики; основы научной организации труда;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и
противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее образование
(педагогическое с переподготовкой по специальности "Дефектология",
или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и
стаж консультационной работы не менее 5 лет.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КОНСУЛЬТАНТА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Должностные обязанности. Проводит совместно с другими
специалистами психолого-медико-педагогической консультации
обследование детей и подростков по своей специальности с целью
выявления особенностей их развития, установления диагноза, отбора
детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и подготовки
рекомендаций о специализированных формах их лечения, обучения и
воспитания. Анализирует ход лечения, обучения и воспитания детей и
подростков в учреждениях народного образования, их состояние в
процессе лечения, обучения и воспитания. Оказывает соответствующую
консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим),
педагогическим и медицинским работникам. Содействует правильной
ориентации работников народного образования в проблемах
психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и
воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии.
Оказывает по необходимости специализированную помощь детям и
подросткам, имеющим отклонения в развитии. Участвует в
осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой
адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, после
завершения их лечения, обучения и воспитания в учреждениях
народного образования.
Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах
ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении,
социальном обеспечении Союза ССР и республик; постановления,
распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по
вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков,
имеющих отклонения в развитии; специальные коррекционные средства
лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих
отклонения в развитии; методы психолого-медико-педагогической
диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной
и зарубежной науки и практики по вопросам своей специальности;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и
противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее образование
(педагогическое с переподготовкой по специальности "Дефектология",
или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и
стаж работы по специальности не менее 10 лет.
|