Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.10.2007 N КАС07-496 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.07.2007 N ГКПИ07-376, КОТОРЫМ БЫЛО ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ И РЕЖИМА ОКРУГОВ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ КУРОРТОВ МАРЦИАЛЬНЫЕ ВОДЫ В КАРЕЛЬСКОЙ АССР, ОЗЕРО ШИРА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ И СТАРАЯ РУССА...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                               ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 9 октября 2007 г. N КАС07-496
   
       Кассационная  коллегия  Верховного  Суда Российской Федерации в
   составе:
   
       председательствующего                              Федина А.И.
       членов коллегии                                 Манохиной Г.В.
                                                       Меркулова В.П.
       с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании гражданское дело по
   заявлению   С.   о  признании  недействующим  Постановления  Совета
   Министров  РСФСР  от  12  декабря  1985 года N 556 "Об установлении
   границ  и  режима  округов  санитарной  охраны курортов Марциальные
   воды  в  Карельской  АССР,  Озеро Шира в Красноярском крае и Старая
   Русса  в  Новгородской  области",  по  кассационной  жалобе  С.  на
   решение  Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года,
   которым в удовлетворении заявления отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда  Российской Федерации
   Манохиной  Г.В., объяснения представителей Правительства Российской
   Федерации  -  Министерства  здравоохранения  и социального развития
   Российской  Федерации  Поважной  Е.Л., Кузнецовой Е.А., возражавших
   против    доводов   кассационной   жалобы,   заключение   прокурора
   Генеральной   прокуратуры   Российской  Федерации  Масаловой  Л.Ф.,
   полагавшей   решение  суда  оставить  без  изменения,  Кассационная
   коллегия
   
                               установила:
   
       С.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
   о   признании  недействующим  в  полном  объеме  и  не  порождающим
   правовых  последствий  с  30  января 1991 года Постановления Совета
   Министров  РСФСР  от  12  декабря  1985 года N 556 "Об установлении
   границ  и  режима  округов  санитарной  охраны курортов Марциальные
   воды  в  Карельской  АССР,  Озеро Шира в Красноярском крае и Старая
   Русса  в Новгородской области" (далее - Постановление), ссылаясь на
   то,  что  данный  акт не был официально опубликован, в связи с чем,
   противоречит  действующему  законодательству Российской Федерации и
   нарушает  его  конституционное  право иметь в частной собственности
   землю.
       Верховным     Судом     Российской    Федерации    постановлено
   вышеприведенное  решение,  об  отмене  которого  и вынесении нового
   решения  об  удовлетворении  его  заявления  просит  в кассационной
   жалобе   С.   Полагает,  выводы  суда,  изложенные  в  решении,  не
   соответствуют обстоятельствам настоящего дела.
       Проверив  материалы  дела,  обсудив доводы кассационной жалобы,
   Кассационная  коллегия  Верховного  Суда  Российской  Федерации  не
   находит оснований к отмене судебного решения.
       В   силу   части   1  статьи  253  ГПК  РФ  суд,  признав,  что
   оспариваемый  нормативный правовой акт не противоречит федеральному
   закону  или  другому  правовому  акту,  имеющим большую юридическую
   силу,    принимает    решение    об    отказе    в   удовлетворении
   соответствующего заявления.
       Постановлением  Совета  Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года
   N  556  "Об  установлении границ и режима округов санитарной охраны
   курортов   Марциальные   воды  в  Карельской  АССР,  Озеро  Шира  в
   Красноярском  крае  и Старая Русса в Новгородской области", принято
   предложение   ВЦСПС   и   Министерства   здравоохранения  РСФСР  об
   установлении  границ  и  режима  округов санитарной охраны курортов
   Марциальные  воды в Карельской АССР, Озеро Шира в Красноярском крае
   и  Старая  Русса  в Новгородской области согласно Приложениям N 1 -
   3.
       В  соответствии со статьей 39 Основ земельного законодательства
   Союза  СССР  и  союзных  республик, утвержденных Законом СССР от 13
   декабря  1968  года,  было  предусмотрено,  что  к  землям курортов
   относятся   земельные   участки,   имеющие   лечебное   значение  и
   благоприятные  условия для организации оздоровительных мероприятий,
   предоставленные    в    установленном    порядке    в   пользование
   лечебно-курортным   учреждениям.  Земли  курортов  подлежат  особой
   охране.  В  интересах обеспечения необходимых условий для лечения и
   отдыха  населения,  а  также  с  целью  охраны  природных  лечебных
   факторов   на   всех  курортах  устанавливаются  округа  санитарной
   охраны.   В   пределах   этих   округов  запрещается  предоставлять
   земельные  участки  в  пользование тем предприятиям, организациям и
   учреждениям,  деятельность которых несовместима с охраной природных
   лечебных свойств и благоприятных условий для отдыха населения.
       Статьей   78   Закона   РСФСР   от   29   июля   1971  года  "О
   здравоохранении"   было   установлено,   что   признание  местности
   курортом,  установление границ округов санитарной охраны курортов и
   определение  их  режима  производилось  Советом  Министров СССР или
   Советом  Министров  РСФСР по совместному представлению Министерства
   здравоохранения  СССР  и  ВЦСПС  или  Министерства  здравоохранения
   РСФСР   и   ВЦСПС,   согласованному   с   исполнительным  комитетом
   соответствующего  местного Совета народных депутатов, на территории
   которого расположен данный курорт.
       Отказывая  в  удовлетворении  заявления,  суд  первой инстанции
   обоснованно   исходил   из  того,  что  Совет  Министров  РСФСР,  в
   соответствии  со  своей  компетенцией,  своим  Постановлением  от 6
   января   1971   года  N  11  законно  включил  курорт  Озеро  Шира,
   Красноярский  край,  в  перечень курортов РСФСР и Постановлением от
   13  февраля 1986 года N 70 утвердил Положение о курорте Озеро Шира.
   В  пункте 12 этого Положения, прямо указано на Постановление Совета
   Министров  РСФСР  от  12 декабря 1985 года N 556 и отмечено, что на
   территории   зон   округа  санитарной  охраны  курорта  соблюдаются
   требования,   установленные   для   них   Положением   о  курортах,
   утвержденным  Постановлением  Совета  Министров  СССР от 5 сентября
   1973  года  N  654.  Курорт  Озеро  Шира  был  отнесен  к  курортам
   республиканского   значения.   Положением  о  курорте  Озеро  Шира,
   опубликованным  в  СП  РСФСР,  1986  г.,  N 13, ст. 82, доведено до
   общего  сведения о самом Постановлении Совета Министров РСФСР от 12
   декабря 1985 года N 556 и предмете его регулирования.
       Проанализировав      положения     оспариваемого     заявителем
   Постановления  Совета  Министров  РСФСР  от  12 декабря 1985 года N
   556,  суд  правильно  указал  в  решении,  что  этим Постановлением
   установлены  границы  и  режим округов санитарной охраны курорта, в
   частности    Озеро    Шира.    Постановление   адресовано   органам
   государственной   власти   и   предназначено  для  определения  ими
   соответствующих   границ   на  местности,  не  содержит  каких-либо
   правовых  норм,  затрагивающих  права и свободы граждан и не вводит
   никаких  ограничений их прав на землепользование. Кроме того, текст
   настоящего   Постановления   имеется   в   правовых  информационных
   системах "Гарант", "Кодекс" и "КонсультантПлюс".
       Ссылка   в  кассационной  жалобе  на  то,  что  наличие  текста
   Постановления   Совета   Министров   РСФСР   N   556   в   правовых
   информационных   системах  не  свидетельствует  о  его  официальной
   публикации,  как  того  требует  статья  15  Конституции Российской
   Федерации,  неосновательна,  поскольку данная конституционная норма
   распространяется  на нормативные акты, затрагивающие права, свободы
   и   обязанности  человека  и  гражданина.  Оспариваемое  заявителем
   постановление  к  таким  нормативным  актам не относится, принято в
   полном   соответствии   с   действовавшим  законодательством  и  не
   противоречит Конституции Российской Федерации.
       Нельзя  согласиться  с  доводом  кассационной жалобы о том, что
   выводы  суда  первой  инстанции  не  соответствуют  обстоятельствам
   настоящего   дела.   Суд,  проанализировав  положения  федерального
   законодательства,    правильно    истолковал    смысл   оспоренного
   заявителем  Постановления  и  пришел  к обоснованному выводу о том,
   что  Постановление Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года N
   556  доведено  до  сведения  государственных органов, в обязанности
   которых,   в   соответствии   с  пунктом  18  Постановления  Совета
   Министров  СССР  от  5  сентября  1973  года  N  654  и  пунктом 16
   Положения   о   курорте   Озеро   Шира,   входило  его  исполнение,
   посредством   обозначения   установленных  границ  на  местности  и
   оповещения  населения,  предприятий,  организаций  и  учреждений об
   этих  границах, в том числе и о режиме, действующем в каждой из зон
   округа  санитарной охраны курорта. Нормативными правовыми актами не
   указан  способ  оповещения  населения о границах, режиме санитарной
   охраны  курорта.  Отсутствие  надлежащего  оповещения  о границах и
   режиме  не нарушает прав заявителя, и само по себе не может служить
   основанием  для  признания  недействующим  оспариваемого заявителем
   Постановления.
       Утверждения  в кассационной жалобе о том, что курорт Озеро Шира
   не  может  являться  курортом  федерального  значения  на основании
   того,  что  он  включен  в федеральную программу "Развитие курортов
   федерального    значения",    поскольку    пунктом   9   Положения,
   утвержденного  Постановлением  Правительства от 7 декабря 1996 года
   N  1426  установлено,  что  порядок  и особенности функционирования
   отдельного  курорта федерального значения определяется положением о
   данном  курорте,  ошибочны  и не могут являться основанием к отмене
   судебного решения.
       При  таком  положении,  вывод  суда  о  том,  что Постановление
   Совета   Министров   РСФСР  от  12  декабря  1985  года  N  556  не
   противоречит  действующему  законодательству  и  не нарушает прав и
   законных интересов заявителя, является правильным.
       Решение  суда  принято  в  соответствии с нормами материального
   права,  правильно  примененными  и  истолкованными судом, оснований
   предусмотренных  статьей  362  ГПК РФ для его отмены в кассационном
   порядке не имеется.
       На  основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366
   Гражданского    процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
   
                               определила:
   
       решение  Верховного  Суда  Российской Федерации от 16 июля 2007
   года   оставить   без  изменения,  кассационную  жалобу  С.  -  без
   удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное
Rambler's Top100