МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июля 2007 г. N 5497-РХ
Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации направляет информационно-аналитические материалы по
вопросам социальной адаптации выпускников детских интернатных и
реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освобожденных из
воспитательных колоний, подготовленные Минздравсоцразвития России
совместно с МВД России, Минфином России, Минэкономразвития России,
Минобрнауки России, Минрегионом России, Минюстом России и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с п. 2 Перечня поручений Президента Российской
Федерации по вопросам противодействия экстремистской деятельности
от 16.12.2006 N Пр-2190 (поручение Правительства Российской
Федерации от 26.12.2006 N МФ-П4-6182), для учета в работе и
использования при разработке целевых программ и мероприятий.
Р.А.ХАЛЬФИН
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ
ИНТЕРНАТНЫХ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
КОЛОНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации
осуществляются мероприятия, направленные на улучшение положения и
социальную адаптацию выпускников детских интернатных и
реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освободившихся из
воспитательных колоний (далее - несовершеннолетние).
1. Профессиональная ориентация и подготовка.
Трудоустройство
Приоритетным направлением работы в части организации
жизнедеятельности несовершеннолетних является решение вопросов,
связанных с их профессиональной ориентацией и подготовкой,
созданием условий для временного и постоянного трудоустройства.
Особое внимание организации профессиональной ориентации и
профессионального обучения несовершеннолетних и лиц из их числа в
период их нахождения в детских интернатных и реабилитационных
учреждениях, воспитательных колониях (далее также - учреждения)
уделяется в Тверской, Ивановской, Курской, Саратовской областях,
Краснодарском крае, Республике Марий Эл.
В Тверской области в образовательных интернатных учреждениях в
рамках школьного компонента организовано проведение элективных
курсов для учащихся старших классов "Выбор профессий", в которые
включены блоки с информацией по массовым рабочим профессиям,
востребованным на рынке труда.
Государственной службой занятости населения Ивановской области
проводится работа по профессиональной ориентации и
профессиональному обучению (переобучению) несовершеннолетних.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после
окончания учреждения начального профессионального образования
предоставляется возможность получения второй профессии, наиболее
востребованной на рынке труда. В 2006 году таким правом
воспользовались 32 несовершеннолетних указанной категории. Кроме
того, в Ивановской области проводится работа по преобразованию
государственных унитарных предприятий исправительных учреждений в
центры трудовой адаптации и учебно-производственные мастерские в
целях решения социальных задач восстановления и закрепления у
осужденных граждан профессиональных и трудовых навыков,
необходимых для их адаптации в обществе после их освобождения из
мест лишения свободы.
В целях определения несовершеннолетних в учреждения
профессионального образования Администрация Краснодарского края
совместно с краевым Департаментом государственной службы занятости
организовала работу мобильного центра занятости по
профессиональной ориентационной работе с несовершеннолетними.
В Саратовской области подпрограммой "Дети и семья" по
направлению "Дети-сироты" областной целевой программы "Дети
Саратовской области" предусмотрено создание и
материально-техническое оснащение классов для профильного обучения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе
общеобразовательной школы-интерната N 2 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, г. Саратова. В 2007 году в
регионе запланировано проведение профориентационных акций
"Фестиваль профессий - 2007" и "Я выбираю профессию".
В соответствии с областной целевой программой "Социальная
поддержка и улучшение положения детей в Курской области" на 2007 -
2010 годы на базе специальных (коррекционных) школ-интернатов для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с
отклонениями в развитии, предусмотрено создание классов с
повышенной профессиональной трудовой подготовкой.
В Республике Марий Эл налажена работа по направлению лиц из
числа несовершеннолетних, признанных в установленном порядке
безработными, имеющих низкую мотивациею к труду, на обучение по
программе: "Социальная адаптация" - "Курс Новый старт" и "Клуб
ищущих работу".
Положительный опыт по обеспечению трудоустройства
несовершеннолетних накоплен в Курской, Ивановской,
Калининградской, Саратовской областях, Еврейской автономной
области.
В названных регионах области налажена деятельность по
организации постоянного и временного трудоустройства
несовершеннолетних, в том числе на квотированные рабочие места. В
Ивановской области разработаны специальные программы "Временное
трудоустройство граждан, в возрасте от 18 до 20 лет из числа
выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые", "Временное трудоустройство
несовершеннолетних граждан" и "Организация общественных работ".
В 2006 году в Еврейской автономной области принят закон "О
квотировании рабочих мест для молодежи в Еврейской автономной
области"; в Калининградской области мероприятия по квотированию
рабочих мест включены в региональную целевую программу
"Профилактика правонарушений" на 2007 - 2011 годы".
В Ивановской области возобновлена практика наставничества при
трудоустройстве несовершеннолетних на предприятия и в организации.
2. Решение жилищных вопросов
Одной из наиболее острых проблем в настоящее время является
решение вопросов обеспечения несовершеннолетних жильем.
В ряде регионов приняты нормативно-правовые акты, которыми
предусматривается приобретение, строительство и обустройство жилых
помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в том числе:
- мероприятия по обеспечению жильем несовершеннолетних
включены в Калининградской области в целевую региональную
программу "Профилактика правонарушений на 2007 - 2011 годы";
- приобретение жилых помещений для несовершеннолетних
предусмотрено в законе Тверской области от 09.12.2005 N 150-ЗО "О
реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
Тверской области";
- приобретение жилых помещений для несовершеннолетних
осуществляется в Краснодарском крае в рамках целевой региональной
программы (в 2006 году за счет средств регионального и местных
бюджетов приобретено 112 жилых помещений на сумму 42,323 млн.
руб.);
- в Саратовской области строительство (приобретение) жилых
помещений для несовершеннолетних предусмотрено подпрограммой "Дети
и семья" по направлению "Дети-сироты" областной целевой программы
"Дети Саратовской области" на 2007 - 2010 годы;
- в Челябинской области несовершеннолетние после окончания
пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях
социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов
профессионального образования либо по окончании службы в
Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из
учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
обеспечиваются жилой площадью в соответствии с законом Челябинской
области от 30.11.2004 N 323-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей";
- в Калининградской области в рамках целевой региональной
программы "Дети-сироты" осуществляется ремонт и подготовка жилых
помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей, лиц из их числа, к заселению;
первоначальном оснащении заселяемых помещений предметами первой
необходимости;
- в Ханты-Мансийском автономном округе обеспечение
несовершеннолетних жилыми помещениями осуществляется в
соответствии с региональными законами;
- в Ивановской области с 2002 года на приобретение и
строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, из областного бюджета выделяются средства в
виде целевых субвенций муниципальным образованиям Ивановской
области.
Особое внимание проблемам обеспечения сохранности жилья,
закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без
попечения родителей, уделяется в Ивановской области. В 2006 году
по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
при Губернаторе Ивановской области в регионе была проведена
инвентаризация жилья, закрепленного указанной категорией детей. В
ходе инвентаризации было установлено, что часть закрепленных
помещений приведена в непригодное для проживания состояние. Кроме
того, выявлена проблема, связанная с ликвидацией задолженности по
оплате за закрепленное жилье и коммунальные услуги, накопившейся в
результате того, что проживающие в закрепленных за
несовершеннолетними помещениях граждане длительное время не
производили соответствующие платежи.
После проведения инвентаризации в льготную очередь на
получение жилья дополнительно было поставлено 198 человек из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях
осуществления оперативного контроля за сохранностью закрепленного
жилья в регионе планируется ежегодное проведение таких
инвентаризаций.
3. Постинтернатная адаптация и жизнеустройство
В целях решения вопросов, связанных с обеспечением
жизнеустройства несовершеннолетних, их социальной адаптацией после
выпуска из учреждений в субъектах Российской Федерации
осуществляются мероприятия по следующим направлениям:
- патронатное сопровождение несовершеннолетних;
- содействие несовершеннолетним в реализации их прав и
законных интересов;
- организация временного проживания несовершеннолетних и лиц
из их числа в специализированных отделениях учреждений.
В ряде регионов интенсивно развиваются службы социального
патроната и постинтернатной адаптации несовершеннолетних.
В Новгородской области на базе ГОУ "Детский дом-школа имени
Героя Советского Союза Я.Ф. Павлова" создано отделение
постинтернатной адаптации выпускников данного учреждения. Кроме
того, образовательные учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, осуществляют постинтернатное
сопровождение каждого воспитанника в течение 3 лет после выпуска.
Целевой программой Калининградской области "Дети-сироты" на
2007 - 2011 годы" предусмотрен комплекс мер, направленных на
создание и развитие системы постинтернатной адаптации выпускников
интернатных учреждений. В 2006 году осуществлено социальное
сопровождение 24 несовершеннолетних, освобожденных из учреждений
уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специального
учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. В 2007 году во
всех муниципальных образованиях области планируется создать
молодежные оперативные отряды, деятельность которых будет
направлена на проведение индивидуально-профилактической работы с
подростками, требующими повышенного внимания и оказание помощи
правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка. В
муниципальных образованиях планируется создание служб по
сопровождению несовершеннолетних, запланировано открытие отделений
постинтернатной адаптации несовершеннолетних в
социально-реабилитационных учреждениях. Принято решение о
перепрофилировании социальных приютов для детей и подростков в
центры и отделения социальной помощи семье и детям.
В г. Челябинске функционирует муниципальное учреждение "Центр
постинтернатной адаптации выпускников детских домов,
школ-интернатов, профессиональных училищ". Учреждение осуществляет
функции по социальному обслуживанию и социальной адаптации
выпускников интернатных учреждений в возрасте от 18 до 23 лет из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с планом мероприятий областной целевой
межведомственной программы "Дети-сироты", в 2006 году в
Нижегородской области создано два центра социальной адаптации для
выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на базе государственных учреждений
профессионального образования в Спасском и Ветлужском районах. К
2010 году в регионе планируется открытие еще четырех подобных
центров.
В 2007 году в целях улучшения социальной адаптации
несовершеннолетних, в Республике Марий Эл планируется открытие
"Центра семейного устройства" на базе ГОУ Республики Марий Эл
"Йошкар-Олинский специальный детский дом для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VII
вида".
В Камчатской области на базе профессионального училища
планируется создание реабилитационного Центра для
несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний или
окончивших специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого
типа.
В целях обеспечения временного проживания, оказания социальной
помощи и обеспечения адаптации несовершеннолетних и лиц из их
числа, находящихся в трудной жизненной ситуации в Тверской,
Калининградской, Смоленской, Новгородской областях на базе
образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания
населения функционируют следующие специализированные отделения:
- специализированное отделение в государственном учреждении
"Дом милосердия" (г. Тверь);
- отделение социальной реабилитации с социальной гостиницей на
20 мест в ОГУСО "Социальный приют для детей и подростков "Надежда"
в Озерском городском округе" (Калининградская область);
- социальная гостиница на 8 мест в отделении помощи семье и
детям СОГУ "Вяземский социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних "Дом милосердия" (Смоленская область);
- социальные гостиницы для несовершеннолетних в ряде
муниципальных образований Новгородской области.
В Калининградской области в рамках международного проекта
"Шанс", реализуемого с 2002 года, обеспечивается временное
проживание несовершеннолетних для прохождения периода
постинтернатной адаптации, социализации в общество.
В 2007 году в Нижегородской области запланировано открытие
социальной гостиницы для выпускников интернатных учреждений на
базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Вачского района.
Одним из важных направлений работы с несовершеннолетними
являются обеспечение получения ими профессиональных консультаций,
необходимых для реализации прав и законных интересов.
В учреждениях социального обслуживания семьи и детей Тверской
области открыты общественные приемные для детей и подростков, в
том числе несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных
колоний, выпускников детских интернатных учреждений. Издана
брошюра "Информационный путеводитель и правовая защита для
несовершеннолетних, освобожденных из воспитательной колонии".
Департаментом образования Ивановской области ежегодно в рамках
областной целевой программы "Дети-сироты" для выпускников
интернатных учреждений выпускается методическое пособие к
постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках целевой региональной программы оказание помощи
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
получившим жилое помещение, в его первоначальном оснащении
предметами первой необходимости. В рамках целевой региональной
программы проведение необходимых мероприятий по ремонту и
подготовке жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения родителей, лиц из их числа, к
заселению.
4. Нормативно-правовое регулирование деятельности регионов
по улучшению положения несовершеннолетних
В регионах приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие
порядок реализации государственных мер социальной поддержки
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также
лиц из их числа:
- закон Тверской области от 09.12.2005 N 150-ЗО "О реализации
дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области";
- закон Республики Калмыкия "О социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
Республики Калмыкия";
- закон Челябинской области от 30.11.2004 N 323-ЗО "О
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей";
- закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от
21.12.2005 N 144-оз "О мерах социальной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о
наделении органов местного самоуправления муниципальных
образований отдельными государственными полномочиями по
предоставлению и обеспечению мер социальной поддержки детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
- закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля
2006 г. N 84-оз "О формах устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, размерах, порядке назначения и
выплаты денежных средств на содержание ребенка, об оплате труда
приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитателей детских
домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
- закон Волгоградской области "Об организации работы по опеке
и попечительству в Волгоградской области";
- закон Волгоградской области "О социальной поддержке детей,
оставшихся без попечения родителей" от 23 декабря 1996 г. N 94-ОД.
В ряде регионов приняты комплексные и отраслевые региональные
целевые программы, направленные на улучшение положения детей:
- целевая программа "Развитие системы социальной защиты
населения и совершенствование трудовых отношений на 2007 - 2015
годы", утвержденная Постановлением Правительства Калининградской
области от 8.12.2006 N 923;
- краевая целевая программа "Дети Кубани";
- программа "Дети Югры" на 2006 - 2010 годы", утвержденная
законом Ханты-Мансийского автономного округа от 26.12.2005 N
148-оз;
- долгосрочная областная целевая программа "Дети Смоленщины"
на 2007 - 2010 годы", утвержденная областным законом от 09.02.2007
N 3-з;
- областная целевая программа "Социальная поддержка и
улучшение положения детей в Курской области" на 2007 - 2010 годы";
- областная целевая программа "Комплексные меры
противодействия незаконному обороту наркотиков, профилактики
негативного поведения в детско-молодежной среде на 2007 - 2011
годы", разработанная Министерством образования Калининградской
области;
- региональная целевая программа "Дети-сироты"
(Калининградская область);
- комплексная программа Курской области по профилактике
правонарушений и укреплению общественной безопасности" на 2006 -
2008 годы";
- Постановление Правительства Нижегородской области от
13.07.2006 N 227 "Об утверждении плана первоочередных мероприятий,
направленных на профилактику правонарушений в Нижегородской
области, на 2006 - 2007 годы".
Уделяется внимание организации взаимодействия различных
органов и учреждений по решению актуальных проблем профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной
адаптации несовершеннолетних.
В апреле 2004 года в Новгородской области Постановлением
областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
утвержден "Порядок взаимодействия уголовно-исполнительных
инспекций УФСИН России по области и других органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних". В нем определена компетенция всех
заинтересованных ведомств в решении трудовых, жилищных и иных
проблем несовершеннолетних.
Для координации работы органов и учреждений системы
профилактики по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве
несовершеннолетних, в Курской области утвержден "Порядок
взаимодействия органов и учреждений, входящих в государственную
систему профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних Курской области по работе с условно осужденными
подростками, несовершеннолетними, вернувшимися из воспитательных
колоний, специальных учреждений закрытого типа" и "Порядок
взаимодействия органов государственной службы занятости населения
по Курской области с комиссиями по трудоустройству подростков,
находящихся в социально опасном положении".
В целях решения наиболее острых проблем детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации в апреле 2005 года утвержден "Порядок
взаимодействия на территории Воронежской области комиссией по
делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и
городских округов области, подразделений по делам
несовершеннолетних ГРУОВД, управления Федеральной государственной
службы занятости населения, Бобровской воспитательной колонии,
Аннинской спецшколы с условно-досрочно освобожденными
несовершеннолетними, условно осужденными и вернувшимися из спец.
учреждений закрытого типа".
|