Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

РЕШЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 11.09.2006 ПО ДЕЛУ N 3-316/06 О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 19.12.2005 N 636-96 "О РАЗМЕЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИГОРНОГО БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 11 сентября 2006 г. N 3-316/06
                                   
                      Именем Российской Федерации
   
       Санкт-Петербургский городской суд в лице судьи Городского  суда
   Гунько  Т.А., с участием прокурора Грабленкова Р.Ю., при  секретаре
   Кузьминой Е.В.,
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  закрытого акционерного общества "ВИНКС"  об  оспаривании
   законности  в  части  статьи  1  и  2  Закона  Санкт-Петербурга  "О
   размещении   объектов   игорного  бизнеса  на   территории   Санкт-
   Петербурга", установил:
   
       30  ноября 2005 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
   был  принят  и  19  декабря 2005 года подписан Губернатором  Санкт-
   Петербурга  Закон Санкт-Петербурга "О размещении объектов  игорного
   бизнеса  на территории Санкт-Петербурга" N 636-96. Указанный  Закон
   опубликован  в  приложении "Новое в законодательстве"  к  "Вестнику
   Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", N 32 от  22.12.2005  и
   вступил в силу с 1 июля 2006 года.
       Закрытое  акционерное  общество  "ВИНКС"  обратилось  в  Санкт-
   Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании  законности
   Закона Санкт-Петербурга "О размещении объектов игорного бизнеса  на
   территории  Санкт-Петербурга" в целом и просило  суд  признать  его
   недействующим с момента принятия.
       В   ходе  судебного  разбирательства  заявитель  изменил   свои
   требования  и  в  окончательном  уточненном  заявлении  просит  суд
   признать  недействующими часть 2 статьи 1 Закона в  части  слов  "и
   утверждается   в   порядке,  установленном  Правительством   Санкт-
   Петербурга";  часть  1  статьи  2 Закона  в  части  слов  "а  также
   прилегающие   к  указанным  объектам  территории,  определяемые   в
   порядке,  установленном  Правительством  Санкт-Петербурга";  п.   1
   части  2  статьи  2  Закона  "для зала игровых  автоматов  -  общей
   площадью  не менее 80 квадратных метров и количеством установленных
   игровых  автоматов  не  менее  20" полностью.  При  этом  заявитель
   ссылается  на  то,  что,  не подвергая сомнению  законность  Закона
   Санкт-Петербурга  "О  размещении  объектов  игорного   бизнеса   на
   территории Санкт-Петербурга" и полагая его обоснованным в  основной
   части,  подлежат  признанию  недействующими  оспариваемые  нормы  в
   части  отдельных положений, которые, по мнению заявителя,  ущемляют
   его права и не согласуются с федеральным законодательством.
       В   судебном  заседании  требования  заявителя  поддержали   по
   доверенностям  Дерюжкина М.Б. и Ананьев С.И., а  также  генеральный
   директор   ЗАО   "ВИНКС"  А.,  которые  пояснили,  что   содержание
   оспариваемых    норм    противоречит   действующему    федеральному
   законодательству  и препятствует ЗАО осуществлять  деятельность  на
   основании  имеющейся лицензий Федерального агентства по  физической
   культуре,   спорту   и   туризму  на   организацию   и   содержание
   тотализаторов и игорных заведений, выданной 27.12.2002.
       Проверив    материалы   дела,   выслушав   доводы    заявителя,
   представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга  Трусковой
   О.И.,  представителя Губернатора Санкт-Петербурга  по  доверенности
   Леусенко  Ю.П., полагавших доводы необоснованными и не  подлежащими
   удовлетворению, заключение прокурора Санкт-Петербургской  городской
   прокуратуры  Грабленкова Р.Ю., полагавшего  принятые  нормы  Закона
   обоснованными,  не противоречащими федеральному законодательству  и
   не  подлежащими удовлетворению, суд полагает заявленные  требования
   обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
       Так,  статья  1 Закона Санкт-Петербурга "О размещении  объектов
   игорного  бизнеса  на  территории Санкт-Петербурга"  устанавливает,
   что    юридические    лица   и   индивидуальные    предприниматели,
   осуществляющие   деятельность   по   организации    и    содержанию
   тотализаторов  и  игорных заведений, в том числе  с  использованием
   игорных  столов и игорных автоматов с денежным выигрышем  (далее  -
   объекты  игорного бизнеса), осуществляют их размещение  в  объектах
   нежилого   фонда   и   на  земельных  участках,  расположенных   на
   территории  Санкт-Петербурга (далее - Адресный перечень).  Адресный
   перечень  формируется  раздельно в  соответствии  с  установленными
   федеральным законодательством лицензируемыми видами деятельности  в
   сфере  игорного  бизнеса  и утверждается в  порядке,  установленном
   Правительством Санкт-Петербурга.
       Полагая,  что статья 1 в части слов "и утверждаются в  порядке,
   установленном  Правительством Санкт-Петербурга" подлежит  признанию
   недействующей,  заявитель указывает на то, что  субъект  Российской
   Федерации   Санкт-Петербург  превысил  свои   полномочия,   наделив
   Правительство   Санкт-Петербурга  правом  по  утверждению   порядка
   формирования Адресного перечня.
       Далее,  полагая,  что часть 1 статьи 2 в части  слов  "а  также
   прилегающие   к  указанным  объектам  территории,  определяемые   в
   порядке,  установленном  Правительством Санкт-Петербурга"  наделяет
   Правительство  Санкт-Петербурга  правом  регулировать  отношения  в
   сфере,  относящейся  к  компетенции федерального  законодательства,
   заявитель указывает на незаконность нормы.
       Далее  заявитель усматривает содержащимися в статье 2  в  части
   слов   "для  игровых  автоматов  -  общей  площадью  не  менее   80
   квадратных метров и количеством установленных игровых автоматов  не
   менее  20"  вмешательство в деятельность, на  которую  им  получена
   федеральная   лицензия  и  которая  регулируется  как   Федеральным
   законом    "О    лицензировании   отдельных   видов   деятельности,
   постановлением Правительства Российской Федерации от  15.07.2002  N
   525,   утвердившим  Положение  о  лицензировании  деятельности   по
   организации   и  содержанию  тотализаторов  и  игорных   заведений,
   которые не предусматривают подобных ограничений.
       Как  представитель  Законодательного Собрания  Санкт-Петербурга
   Трускова  О.И.,  так  и представитель Губернатора  Санкт-Петербурга
   Леусенко  Ю.П.  в  письменных отзывах  и  в  судебном  заседании  в
   качестве  правовой позиции ссылались на предоставленное Федеральным
   законом    "Об    общих   принципах   организации   законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной  власти
   субъектов  Российской  Федерации"  право  осуществлять  собственное
   правовое   регулирование  по  предметам  совместного   ведения   до
   принятия  федерального  закона, указывая,  что  специальный  закон,
   устанавливающий  общие  правила организации  и  размещения  игорных
   заведений  в  Российской Федерации, в настоящее время  отсутствует.
   Кроме  того, полагают, что субъект РФ - Санкт-Петербург имеет право
   в  соответствии со статьей 7 Федерального закона "О  конкуренции  и
   ограничении  монополистической  деятельности  на  товарных  рынках"
   принимать  законы  в  целях защиты прав и  интересов  хозяйствующих
   субъектов,  в целях защиты прав и интересов граждан. Обоснованность
   своей  позиции представители основывают на статье 11 Устава  Санкт-
   Петербурга  и статье 76 Конституции Российской Федерации,  так  как
   защита  прав и свобод человека и гражданина находится в  совместном
   ведении Российской Федерации, что и являлось целью норм Закона.
       Исследовав в совокупности обстоятельства дела, доводы заявителя
   и    его    представителей,    правовую   позицию    представителей
   Законодательного  Собрания Санкт-Петербурга  и  Губернатора  Санкт-
   Петербурга, суд приходит к следующему.
       Конституция    Российской   Федерации   гарантирует    единство
   экономического  пространства и свободу экономической  деятельности,
   право  на  свободное использование своих способностей  и  имущества
   для    предпринимательской   и   иной   не   запрещенной    законом
   экономической деятельности.
       Эти права могут быть ограничены, однако, как и сама возможность
   ограничений,  так  и  их  характер должны  определяться  на  основе
   Конституции  Российской  Федерации, устанавливающей,  что  права  и
   свободы   человека  и  гражданина  могут  быть  ограничены   только
   федеральными  законами и только в той мере, в какой это  необходимо
   в  целях  защиты конституционного строя, нравственности,  здоровья,
   прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны  и
   безопасности государства.
       В  соответствии  со  статьями  3 и  5  Федерального  закона  "О
   лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001  N  128-
   ФЗ  обеспечение единства экономического пространства на  территории
   Российской  Федерации, установление единого порядка  лицензирования
   на   территории  Российской  Федерации,  установление  лицензионных
   требований  и  условий положения о лицензировании конкретных  видов
   деятельности    являются    основными   принципами    осуществления
   лицензирования.
       В  целях  обеспечения единства экономического  пространства  на
   территории Российской Федерации Правительство Российской  Федерации
   в  соответствии  с  определенными Президентом Российской  Федерации
   основными  направлениями внутренней политики государства утверждает
   положения   о   лицензировании   конкретных   видов   деятельности,
   определяет     федеральные     органы    исполнительной     власти,
   осуществляющие   лицензирование  конкретных   видов   деятельности,
   устанавливает    виды    деятельности,    лицензирование    которых
   осуществляется органами исполнительной власти субъектов  Российской
   Федерации.
       Перечень  работ  и  услуг  при  осуществлении  деятельности  по
   организации  и проведению азартных игр и(или) пари, в том  числе  с
   использованием  игровых  столов и иного  игрового  оборудования,  в
   помещениях   казино   (деятельность   казино),   деятельности    по
   организации  и проведению азартных игр и(или) пари, в том  числе  с
   использованием  игрового  оборудования (кроме  игровых  столов),  в
   силу   пункта  2  статьи  17  Федерального  закона  устанавливается
   положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
       Постановлением Правительства Российской Федерации  от  15  июля
   2002  г.  N  525 утверждено Положение о лицензировании деятельности
   по  организации  и  содержанию тотализаторов и  игорных  заведений,
   подпунктом  б) пункта 4 которого запрещено размещение тотализаторов
   и  игорных  заведений  в  жилых помещениях, в  зданиях  действующих
   образовательных  и  медицинских учреждений, а  также  в  зданиях  и
   помещениях   организаций,   осуществляющих   культовую    и    иную
   религиозную    деятельность.   Иных    запретов    на    размещение
   тотализаторов и игорных заведений данное Положение не содержит.
       Таким  образом,  вопрос  размещения объектов  игорного  бизнеса
   федеральным   законодательством   разрешен,   вопросы    размещения
   объектов  игорного  бизнеса являются ничем иным, как  лицензионными
   требованиями   и   условиями  при  осуществлении  деятельности   по
   организации  и  содержанию тотализаторов и  игорных  заведений.  На
   основании  изложенного суд приходит к выводу,  что  предоставленное
   Правительству Санкт-Петербурга оспариваемыми нормами  Закона  право
   установления    порядка   формирования    Адресного    перечня    и
   неограниченное   толкование  прилегающих  территорий   к   объектам
   Адресного  перечня является ничем иным, как превышением  полномочий
   субъектом  РФ,  так  как не наделенный федеральным  законом,  иными
   нормативными   правовыми   актами   Российской   Федерации   правом
   регулировать   отношения   в  сфере  лицензированной   деятельности
   лицами,   имеющими  федеральную  лицензию,  субъект  РФ  -   Санкт-
   Петербург  вышел  за  пределы  своей компетенции.  Изложенное  выше
   равно   относится  и  к  требованию,  содержащемуся  в   статье   2
   оспариваемого  Закона  в  части слов "и  количеством  автоматов  не
   менее 20".
       Следует  согласиться с доводами заявителя, что  ограничение  не
   "менее   20   автоматов"   является   вторжением   в   лицензионную
   деятельность  по организации и содержанию тотализаторов  и  игровых
   заведений.
       Что  касается требований в части слов "для игровых автоматов  -
   общей  площадью не менее 80 квадратных метров", суд  не  считает  в
   этой  части  нарушений  прав  заявителя  и  нарушения  федерального
   законодательства. Предъявляемые требования к помещению,  в  котором
   будет  осуществляться  деятельность  по  организации  и  содержанию
   тотализаторов  и  игорных  заведений, в  данном  случае  к  метражу
   помещений,  где  могут  размещаться игровые автоматы  (зал  игровых
   автоматов),    суд    не   считает   ограничением   непосредственно
   лицензионной   деятельности  заявителя,  а  полагает  обоснованными
   требованиями  субъекта  Российской  Федерации  Санкт-Петербурга   к
   помещениям, в которых эта деятельность осуществляется, в  интересах
   охраны   здоровья,   жизни  и  нравственности  граждан.   Специфика
   деятельности  заявителя  предполагает  не  только  его   право   на
   осуществление  этой  деятельности, но  и  налагает  обязанности  по
   выполнению  единых требований, предъявляемых Правительством  Санкт-
   Петербурга,  т.к.  согласно п. 2 части 1 статьи  11  Устава  Санкт-
   Петербурга  к предметам совместного ведения Российской Федерации  и
   Санкт-Петербурга  относится  защита  прав  и  свобод   человека   и
   гражданина,   обеспечение  законности,  правопорядка,  общественной
   безопасности и т.д.
       На  основании  изложенного  суд полагает  требования  заявителя
   обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
       Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил:
   
       Заявление   закрытого   акционерного   общества   "ВИНКС"    об
   оспаривании  законности  в  части  статьи  1  и  2  Закона   Санкт-
   Петербурга  "О  размещении объектов игорного бизнеса на  территории
   Санкт-Петербурга" удовлетворить частично.
       Признать часть 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О размещении
   объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга" N  636-96
   от   19.12.2005   в   части   слов  "и  утверждается   в   порядке,
   установленном Правительством Санкт-Петербурга", часть 1 статьи 2  в
   части  слов  "а также прилегающие к указанным объектам  территории,
   определяемые   в   порядке,  установленном  Правительством   Санкт-
   Петербурга",  п.  1  части 2 статьи 2 в части слов  "и  количеством
   установленных игровых автоматов не менее 20" недействующими со  дня
   вступления  решения  суда  в законную силу,  в  остальной  части  -
   отказать.
       Сообщение  о данном решении подлежит опубликованию в ежедневной
   газете  "Санкт-Петербургские ведомости" после вступления в законную
   силу.
       Решение  может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы  через
   Санкт-Петербургский городской суд.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное