ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 26 апреля 1999 г. N 106
О НЕДОСТАТКАХ В ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТОВ
И АВИАЦИОННЫХ РАБОТ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ РОССИЙСКИХ
АВИАПРЕДПРИЯТИЙ ЗА РУБЕЖОМ
За последнее время в различных регионах мира участились случаи
нарушений международных и национальных правил полетов, допускаемых
экипажами воздушных судов российских авиапредприятий. Указанные
нарушения привели к росту аварийности и послужили причиной гибели
и пропажи без вести экипажей и пассажиров.
Установлены случаи бесконтрольной эксплуатации, особенно в
Африке, российской авиационной техники за счет многократной
субаренды воздушных судов, используемых для производства полетов в
различных регионах с нестабильной военно-политической обстановкой
и в зонах ведения боевых действий, потенциально опасных для
полетов гражданской авиации. Некоторые самолеты и вертолеты
исключены из Государственного реестра гражданских воздушных судов
Российской Федерации. Как правило, дальнейшая аренда (субаренда)
таких воздушных судов и наем иностранными фирмами российских
летных экипажей осуществляются в нарушение установленного порядка
и процедур согласования контрактов в ФАС России и ее
территориальных органах. Зарегистрированы случаи выполнения
полетов экипажами, состоящими из граждан России и других стран СНГ
на воздушных судах, ранее списанных и исключенных из
Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской
Федерации, а также на самолетах и вертолетах с истекшими ресурсами
и сроками службы.
Руководство и экипажи отдельных авиакомпаний вовлекаются в
выполнение полетов на территории государств, в отношении которых
действуют санкции Совета Безопасности ООН и других международных
организаций о запрете воздушного сообщения. Так, при наличии
лицензий на выполнение чартерных рейсов только в ОАЭ,
авиапредприятие ЗАО "Авиакомпания "КНГ-Трансавиа" (МТУ ЦР) в 1998
году фактически организовало базирование принадлежащих ей
самолетов АН-12 в аэропорту Шарджа, откуда экипажем в составе КВС
Ливанова В.С., второго пилота Сухова В.Н., старшего бортмеханика
Кудрина В.В., штурмана-инструктора Лещинского В.Б. и бортрадиста
Жарикова В.Л. выполнялись полеты в аэропорт Басаса (Сомали), в
отношении которого действует запрет на полеты, введенный ФАС
России, а также в аэропорт Салала (Оман), не внесенный в
Свидетельство эксплуатанта.
Ранее, в 1997 году, самолет Ил-18 RA-75554 авиапредприятия ЗАО
"Авиакомпания "Рамаэр" (Уральское МТУ) потерпел аварию при
выполнении взлета из аэропорта Йоханнесбург (ЮАР) по причине
превышения максимально допустимой взлетной массы и центровки.
Авиакомпания "Рамаэр" грубо нарушила требования ФАС России,
выполняя указанный рейс, не имея соответствующих лицензий и
разрешений. В дальнейшем руководство авиапредприятия "Рамаэр"
организовало выполнение несанкционированных ФАС России полетов
своих воздушных судов с базированием в ОАЭ.
В 1999 году авиапредприятие ООО "Авиакомпания "Ключ-Авиа" (МТУ
ЦР), используя разовое разрешение ФАС России на выполнение
чартерного рейса в ОАЭ, в нарушение требований распоряжения ДВ-
22/И от 02.02.96, таможенных и пограничных процедур, а также
условий договора аренды воздушного судна с авиапредприятием
"Ермолинские авиалинии", организовало полеты на самолете Ан-12 RA-
11916 с базированием в аэропорту Лансерия (ЮАР).
Кроме указанных нарушений вызывает тревогу ненадлежащий уровень
организации работ по проведению целенаправленных профилактических
мероприятий в целях предупреждения авиационных происшествий и
инцидентов, связанных с полетами на перегруженных воздушных судах,
полетами на необорудованные аэродромы без радио-, свето- и
метеообеспечения, необоснованной эксплуатацией авиатехники с
неустраненными отказами и неисправностями. Отмечается формализм и
серьезные упущения в работе по формированию экипажей и подготовке
их к полетам за рубежом, поддержанию летной годности воздушных
судов, контроля качества полетов и работоспособности авиационной
техники с использованием средств объективного контроля. Имеются
случаи выполнения полетов членами экипажей воздушных судов с
нарушениями установленных сроков проведения очередных медицинских
освидетельствований, тренажерной подготовки ежегодных проверок
техники пилотирования и СВЖ, а также непринципиальной оценки со
стороны территориальных органов ФАС России, уровня готовности
авиапредприятий к началу и продолжению производства полетов и
авиационных работ за рубежом. Недостатки в организации полетов за
рубежом становятся причиной повторяемости авиационных
происшествий. Так, в 1996 - 1999 гг. в Африке потерпели
происшествия три самолета Як-40 Новгородского авиапредприятия
(Северо-Западное МТУ).
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации о
сокращении аварийности с российскими воздушными судами за рубежом,
в целях обеспечения безопасности полетов, а также повышения уровня
организации полетов и авиационных работ воздушных судов российских
авиапредприятий приказываю:
1. Руководителям территориальных органов ФАС России,
руководителям авиапредприятий и организаций гражданской авиации:
1.1. Обеспечить изучение приказа с командно-руководящим, летным
и инженерно-техническим составом авиапредприятий и организаций
гражданской авиации.
1.2. Провести дополнительный анализ деятельности
авиапредприятий, допущенных к полетам на международных воздушных
линиях и к выполнению авиационных работ за рубежом, по соблюдению
ими сертификационных требований с учетом реально достигнутых
показателей работы (безопасность полетов, финансовое положение,
укомплектованность аттестованным авиационным персоналом, оснащение
технической базы). В отношении авиакомпаний, допускающих нарушения
в организации и выполнении полетов и авиационных работ за рубежом,
представить в ФАС России через органы сертификации Федеральной
авиационной службы России материалы по ограничению их
деятельности.
1.3. Обеспечить действенный контроль за выполнением введенных
ФАС России запретов на производство полетов в районах ведения
боевых действий и в регионах с нестабильной политической
обстановкой.
1.4. Усилить контроль за процедурами списания воздушных судов в
авиапредприятиях и организациях гражданской авиации, исключить
случаи выдачи временных удостоверений о годности к полетам,
разовых разрешений на перелеты за рубеж для воздушных судов,
исчерпавших ресурсы, сроки службы и продаваемых авиапредприятиями
юридическим и физическим лицам.
1.5. Обеспечить контроль за соблюдением требований Инструкции
МГА от 20.06.89 N 19/И в части приведения в нелетное состояние
списанных воздушных судов.
1.6. Производить оформление материалов на получение разрешения
о передаче воздушного судна или экипажа в субаренду в таком же
порядке, как и при первоначальной аренде.
2. Начальнику Управления по сертификации эксплуатантов
гражданской авиации ФАС России Лобачеву Е.П.:
2.1. За допущенные нарушения сертификационных требований в
установленном порядке:
- аннулировать свидетельство эксплуатанта воздушного транспорта
N 173 ЗАО "Авиакомпания "Рамаэр";
- запретить выполнение международных полетов, включая страны
СНГ ЗАО "Авиакомпания "КНГ-Трансавиа" сроком на один год;
- запретить выполнение международных полетов, включая страны
СНГ, ООО "Авиакомпания "Ключ-Авиа" сроком на один год. Рассмотреть
вопрос об аннулировании свидетельства эксплуатанта воздушного
транспорта N 11 ООО "Авиакомпания "Ключ-Авиа", учитывая отсутствие
воздушных судов и объемов работ по перевозке авиапассажиров и
грузов.
2.2. Ввести в перечень обязательных сертификационных требований
для выполнения международных полетов и авиационных работ с
базированием за рубежом требования по наличию в аэропорту
временного базирования аттестованного персонала и специального
оборудования для расшифровки и анализа записей бортовых средств
полетной информации.
3. Генеральному директору ООО "Авиакомпания "Ключ-Авиа"
(Кузнецова Л.Н.) и генеральному директору ЗАО "Ермолинские
авиалинии" (Исупов В.Н.) обеспечить неукоснительное выполнение
предписания ФАС России о прекращении полетов самолета Ан-12 RA-
11916 в ЮАР и возврате воздушного судна в Россию (исх. от 25.02.99
N 22.10.174).
4. Руководителю Северо-Западного МТУ ФАС России Балакину Ю.А.
провести внеочередную инспекторскую проверку организации и
выполнения полетов воздушных судов Новгородского авиационного
предприятия за рубежом.
5. Контроль за выполнением Приказа возложить на начальника
Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС
России Нерадько А.В.
Директор
Г.Н.ЗАЙЦЕВ
|