СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
ПО ИТОГАМ ОФИЦИАЛЬНОГО ВИЗИТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНА В РЕСПУБЛИКУ ИНДИЮ
(Нью-Дели, 25 января 2007 года)
25 - 26 января 2007 года Президент Российской Федерации В.В.
Путин посетил с официальным визитом Республику Индию по
приглашению Премьер-министра Республики Индии М. Сингха. Президент
Российской Федерации В.В. Путин - первый глава российского
государства, который принял участие в качестве Главного гостя в
торжествах по случаю Дня Республики. Помимо высокопоставленных
членов официальной делегации Президента Российской Федерации
сопровождала группа ведущих российских бизнесменов и
предпринимателей, представляющих различные отрасли.
2. Во время пребывания в Нью-Дели Президент Российской
Федерации В.В. Путин встретился с Президентом Республики Индии
А.П. Дж. Абдул Каламом, Премьер-министром Республики Индии М.
Сингхом, Председателем Объединенного прогрессивного альянса С.
Ганди. Состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.
Путина с предпринимателями двух стран, на которой присутствовали
многие видные представители торговых и промышленных кругов России
и Индии.
3. Президент Российской Федерации и Премьер-министр Республики
Индии с удовлетворением отозвались о своей встрече в июле 2006 г.
"на полях" саммита "Группы восьми" в Санкт-Петербурге, в котором
по приглашению Президента Российской Федерации Индия участвовала в
качестве страны-гостя. Президент Российской Федерации и
Премьер-министр Республики Индии обсудили широкий круг вопросов,
касающихся двусторонних отношений, а также обменялись мнениями по
актуальным региональным и международным проблемам, представляющим
взаимный интерес. Переговоры прошли в традиционно теплой и
откровенной атмосфере, присущей проверенной временем
российско-индийской дружбе. Стороны особо отметили, что этот визит
проходит в год, когда состоится празднование 60-летия установления
дипломатических отношений между Российской Федерацией и
Республикой Индией (13 апреля 2007 г.). Стороны выразили
удовлетворение тем, что, несмотря на серьезные изменения,
произошедшие в мире за последние десятилетия и оказавшие влияние
на глобальную геополитическую ситуацию, Россия и Индия были и
остаются близкими и дружественными партнерами, а высшее
политическое руководство двух стран сохраняет неизменную
приверженность дальнейшему укреплению российско-индийских связей.
По завершении переговоров между Президентом Российской Федерации
В.В. Путиным и Премьер-министром Республики Индии М. Сингхом были
подписаны следующие документы:
- Программа культурных обменов между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Индии на 2007 - 2009 годы;
- Протокол между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Индии о проведении "Года России в Индии"
в 2008 году и "Года Индии в России" в 2009 году;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Индии о предоставлении Индийской Стороне
доступа к навигационным сигналам российской глобальной
навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в мирных целях;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Индии о предоставлении Индийской Стороне
доступа к части радиочастотного спектра российской глобальной
навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
- Соглашение между Федеральным космическим агентством и
Индийской организацией космических исследований о сотрудничестве
по совместному спутниковому проекту "ЮтСат";
- Меморандум о намерениях между Федеральным агентством по
атомной энергии, Российская Федерация, и Департаментом по атомной
энергии Правительства Республики Индии о развитии сотрудничества
по строительству дополнительных энергоблоков на атомной
электростанции на площадке Куданкулам, а также строительству
атомных электростанций по российским проектам на новых площадках в
Республике Индии.
Также было принято следующее:
- Совместное заявление Президента Российской Федерации и
Премьер-министра Республики Индии о сотрудничестве в области
мирного использования атомной энергии;
- План основных мероприятий в связи с 60-летием установления
дипломатических отношений между Российской Федерацией и
Республикой Индией (13 апреля 2007 года).
4. Стороны подчеркивают, что проверенные временем
дружественные и взаимовыгодные отношения между двумя странами
отличают стабильность и преемственность, основанные на высоком
взаимном доверии и понимании. Стратегическое партнерство России и
Индии не только отвечает долгосрочным национальным интересам обеих
стран, но и способствует укреплению стабильности и безопасности в
Азии и в мире в целом. Стороны занимают близкие или совпадающие
позиции по основным международным проблемам. Президент Российской
Федерации и Премьер-министр Республики Индии высоко оценивают
практику проведения ежегодных саммитов, которые играют ключевую
роль в развитии стратегического партнерства между двумя странами.
Такие саммиты способствуют активным контактам между Россией и
Индией на всех уровнях с целью дальнейшей интенсификации
двустороннего сотрудничества.
5. На переговорах подведены итоги реализации договоренностей,
достигнутых в ходе российско-индийского саммита в декабре 2005
года. Стороны выражают удовлетворение разносторонним
сотрудничеством и выступают за его дальнейшее развитие, в
частности, в таких приоритетных сферах, как высокие технологии,
телекоммуникации, освоение космического пространства, металлургия,
энергетика, использование атомной энергии в мирных целях,
военно-техническое сотрудничество.
6. Стороны подтвердили намерение активизировать усилия по
развитию и диверсификации торгово-экономического сотрудничества.
Отмечая, что Межправительственная российско-индийская комиссия по
торгово-экономическому, научно-техническому и культурному
сотрудничеству является важным механизмом развития торговых и
экономических связей, Стороны подчеркивают необходимость уделять
особое внимание поощрению двусторонней торговли и инвестиций, в
том числе в энергетику, высокотехнологичные и наукоемкие сферы
экономики.
7. Стороны выражают удовлетворение в связи с подписанием в
феврале 2006 г. Российско-Индийского протокола о завершении
переговоров по вступлению России в ВТО. Особое значение придается
учреждению в 2006 г. Совместной исследовательской группы, в задачи
которой входит выработка практических рекомендаций по эффективному
использованию возможностей обеих стран в целях существенного
увеличения двустороннего торгово-экономического сотрудничества. В
качестве первоочередной задачи Стороны выступают за скорейшее
согласование по линии Совместной исследовательской группы
программы практических действий по увеличению взаимного
товарооборота до 10 млрд. долл. США к 2010 г.
8. Стороны высказываются в пользу всемерного расширения
взаимовыгодных контактов между деловыми кругами обеих стран. В
этой связи с одобрением восприняты инициативы объединений
промышленников и предпринимателей России и Индии, направленные на
укрепление важной роли совместного Делового совета. Стороны
предпримут шаги для устранения существующих барьеров, сдерживающих
развитие двусторонней торговли.
9. Стороны приветствуют создание Российско-Индийского форума
по торговле и инвестициям, сопредседателями которого являются
министр экономического развития и торговли Российской Федерации и
министр торговли и промышленности Индии. Они выражают надежду, что
его первое заседание, которое состоится в Индии в феврале 2007 г.
с участием большого количества бизнесменов обоих государств, даст
позитивные результаты.
10. Стороны отмечают важную роль, которую играет на
современном этапе энергетика как основа для экономического роста,
и придают особое значение вопросам энергетической безопасности.
Они приветствуют концепцию "энергетической безопасности",
предусматривающую приемлемый баланс между интересами как
потребителей, так и производителей энергии. Принимая во внимание
свои ресурсы, потребности, возможности и потенциал, Стороны
договорились развивать прямой диалог между нефтяными и газовыми
компаниями двух стран, нацеленный на заключение конкретных
взаимовыгодных коммерческих соглашений по совместной работе во
всех сегментах нефтяного и газового сотрудничества в России, Индии
и третьих странах. Прибытие в Индию в декабре 2006 г. первого
танкера с нефтью, полученной в рамках проекта "Сахалин-1", также
как и подписание 25 января 2007 г. Меморандума о взаимопонимании
между ОАО "НК "Роснефть" и Индийской нефтегазовой корпорацией,
предусматривающего создание двух рабочих групп - в области
нефтедобычи и нефтепереработки, демонстрирует жизнеспособность
будущего российско-индийского сотрудничества по полному циклу
производства углеводородов. Стороны также выразили удовлетворение
прогрессом, достигнутым при строительстве с российским участием
двух энергоблоков АЭС "Куданкулам".
11. Стороны с удовлетворением отмечают, что последовательное
расширение традиционно важного сотрудничества в сфере исследований
космического пространства в мирных целях основывается на глубоком
взаимном доверии и широких возможностях двух стран в этой области.
В этой связи Стороны приветствуют подписание в ходе настоящего
визита дополнительных двусторонних соглашений по совместному
осуществлению широкомасштабного сотрудничества в рамках российской
спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Кроме того, Стороны
выражают удовлетворение подписанием двустороннего документа по
совместной разработке и запуску молодежного спутника в
образовательных целях.
12. Военно-техническое сотрудничество между Россией и Индией
традиционно является одной из основ стратегического партнерства.
Стороны с удовлетворением отмечают, что взаимовыгодное
взаимодействие в военной области стабильно развивается от
отношений в формате "покупатель-продавец" к осуществлению
совместных исследований и научных разработок, совместному
производству и освоению рынков, регулярным межведомственным
контактам и проведению совместных военных учений. Ярким примером
использования общего потенциала сотрудничества в
высокотехнологичных отраслях служит совместное российско-индийское
предприятие по производству ракет "БраМос", которое расширяется,
открывает дорогу для других подобных совместных проектов. Стороны
с удовлетворением отмечают принципиальное решение о совместной
разработке нового многоцелевого транспортного самолета.
13. Россия и Индия, осознавая широкие возможности,
предоставляемые стремительным развитием и массовым использованием
информационно-коммуникационных технологий, систем и средств,
включая Интернет, выражают свою озабоченность тем, что при этом,
наряду с преимуществами, появляются и реальные угрозы
использования достижений в информационной сфере в целях,
несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и
безопасности как в гражданской, так и в военной сферах.
Стороны заявили о готовности развивать двусторонний
российско-индийский диалог и активизировать совместные усилия по
укреплению национальной и международной информационной
безопасности, включая противодействие криминальной и
террористической деятельности.
14. Стороны выражают удовлетворение широкомасштабным
сотрудничеством в научно-технической области, которое успешно
развивается в рамках Комплексной долгосрочной программы
научно-технического сотрудничества. Стороны подтвердили намерение
совместно отметить 20-летие этой Программы (3 июля 2007 года). В
качестве важной инициативы Стороны приветствовали решение о
создании в Москве Российско-Индийского центра по передаче
технологий в целях развития двустороннего взаимодействия по
использованию новых форм коммерциализации результатов
научно-технических исследований и внедрения в производство
совместно разработанных технологий. Стороны признают, что этот
новый аспект научно-технического сотрудничества придаст стимул
всей совместной работе в данной области. Подписание
соответствующего документа о совместной деятельности позволит
Центру приступить к конкретной работе.
15. Стороны договорились продолжить работу по развитию
Международного транспортного коридора "Север - Юг" в интересах
дальнейшего увеличения торгово-экономического сотрудничества между
Россией и Индией.
16. Сотрудничество в области культуры и гуманитарных связей
традиционно играет важную роль в развитии большего взаимопонимания
и дружественных отношений между Россией и Индией. В этой связи
Стороны приветствуют подписание двусторонней Программы культурных
обменов и Протокола о проведении "Года России в Индии" в 2008 году
и "Года Индии в России" в 2009 году. Стороны будут поощрять усилия
по развитию партнерства между учреждениями двух стран в области
культуры, страноведческих исследований России и Индии и изучения
их языков. Стороны готовы рассматривать новые механизмы, в том
числе и финансовые, чтобы укрепить тенденцию к более тесному
взаимодействию между учеными России и Индии.
17. Стороны выступают за формирование многополярного мирового
порядка, основанного на принципах верховенства закона, суверенного
равенства, территориальной целостности и невмешательства во
внутренние дела государства. В сотрудничестве России и Индии на
международной арене важное место занимает деятельность в целях
укрепления центральной координирующей роли ООН в обеспечении мира
и безопасности, повышения ее эффективности и авторитета. Россия и
Индия указывают на необходимость реформирования системы ООН, чтобы
она соответствовала современным реалиям. В этом контексте
Российская Федерация вновь заявляет о том, что рассматривает Индию
как влиятельного и важного члена международного сообщества.
Российская Федерация подтверждает свою поддержку Индии в качестве
достойного и сильного кандидата в постоянные члены расширенного
Совета Безопасности ООН.
18. Россия и Индия решительно осуждают терроризм во всех его
формах и проявлениях. Обе Стороны подтвердили, что рассматривают
терроризм как одну из самых серьезных угроз международному миру и
безопасности и вновь заявили о том, что актам террора, кем бы, где
бы и с какой целью они бы не осуществлялись, не может быть
оправдания. Стороны убеждены, что терроризм не может и не должен
ассоциироваться с какой-либо религией, национальностью,
цивилизацией или этнической группой. Стороны подтвердили намерение
и дальше расширять двустороннее сотрудничество в борьбе с
терроризмом, которое является важной составляющей стратегического
партнерства. Стороны договорились активизировать совместные усилия
с целью пресечения финансирования международного терроризма и в
борьбе против незаконного оборота наркотиков.
19. Стороны объявляют о своем намерении продолжить комплексное
долгосрочное взаимодействие на международной арене в борьбе с
терроризмом, другими новыми вызовами и угрозами на прочной основе
международного права под эгидой ООН, а также в других компетентных
международных организациях, членами которых являются Россия и
Индия. Они выступают против практики "двойных стандартов" в борьбе
с этим явлением. В этих целях они будут сотрудничать в
осуществлении Глобальной антитеррористической стратегии ООН,
обеспечении скорейшего вступления в силу Международной конвенции о
борьбе с актами ядерного терроризма. Стороны подтверждают свою
большую заинтересованность в безотлагательном завершении
согласования предложенного Индией проекта Всеобъемлющей конвенции
по международному терроризму.
20. Стороны с тревогой обращают внимание на опасность
распространения идеологии терроризма и заявляют о своей решимости
противодействовать этой угрозе на основе Резолюции N 1624 СБ ООН,
всемерного развития межцивилизационного, межкультурного диалога.
21. Стороны выражают заинтересованность в активизации
двустороннего и многостороннего взаимодействия в Центральной Азии,
которое будет способствовать укреплению стабильности и
безопасности в этом регионе, в том числе посредством более тесного
и взаимовыгодного сотрудничества со странами региона в
двустороннем формате, на основе взаимной заинтересованности и
уважения. Россия и Индия выступают за развитие практического
взаимодействия между государствами-членами и
государствами-наблюдателями в рамках Шанхайской организации
сотрудничества.
22. Стороны обеспокоены продолжающимся ухудшением ситуации в
Афганистане, ростом террористической угрозы со стороны талибов и
прочих экстремистских сил. Россия и Индия намерены продолжать свое
участие в послевоенном обустройстве Афганистана и заинтересованы в
укреплении его государственности, становлении этой страны в
качестве мирного, демократического, самостоятельного и
процветающего государства.
23. Стороны убеждены в том, что пути эффективного решения
иранской ядерной проблемы могут быть найдены исключительно в
политико-дипломатической и правовой плоскости. Единогласное
принятие Советом Безопасности ООН Резолюции N 1737 является важным
политическим сигналом Тегерану о необходимости более активного и
открытого сотрудничества с МАГАТЭ в целях решения остающихся
вопросов контроля. Стороны согласились, что своевременные действия
Иранской Стороны по выполнению Резолюции дадут возможность
приступить к переговорам по долгосрочному всеобъемлющему
соглашению, которое позволило бы развивать основанное на взаимном
уважении сотрудничество с Ираном и убедило международное
сообщество в исключительно мирном характере иранской ядерной
программы.
24. Стороны выступают за обеспечение мира и безопасности
Корейского полуострова, за то, чтобы он был свободным от ядерного
оружия и за решение ядерной проблемы через переговоры на базе
Совместного заявления от 19 сентября 2005 г.
25. Стороны подтверждают приверженность задаче достижения
всеобъемлющего, справедливого и долгосрочного урегулирования
арабо-израильского конфликта на прочной международно-правовой
основе - соответствующих резолюций СБ ООН, принципов Мадрида и
"Дорожной карты". Они также поддерживают Арабскую мирную
инициативу, принятую в Бейруте в 2002 г. Стороны осуждают
проявления насилия с какой бы то ни было стороны и призывают к
поиску решения путем переговоров. Они выступают за энергичное
содействие международного сообщества, прежде всего
ближневосточного "квартета" и стран региона, усилиям по
нормализации обстановки на Ближнем Востоке и восстановлению
переговорного процесса на все его треках - палестинском, сирийском
и ливанском, для достижения всеобъемлющего и долгосрочного мира в
регионе.
26. Стороны выражают озабоченность продолжающимся ухудшением
обстановки в Ираке. Они убеждены, что возвращение этой страны к
миру, стабильности и прогрессу возможно лишь на основе достижения
национального согласия и примирения, налаживания широкого
внутреннего диалога с участием всех этно-конфессиональных групп и
политических сил иракского общества. Россия и Индия считают, что
развитие ситуации в Ираке подтверждает востребованность
коллективных международных усилий, направленных на содействие
скорейшей нормализации положения в этой стране.
27. Стороны выступают за расширение сотрудничества в
трехстороннем формате Россия - Индия - Китай. Состоявшаяся в июле
2006 г. в Санкт-Петербурге "на полях" мероприятий "Группы восьми"
первая трехсторонняя встреча на высшем уровне дала новый импульс
расширению многопланового взаимодействия между тремя странами.
Трехстороннее взаимодействие способствует развитию взаимовыгодного
экономического сотрудничества России, Индии и Китая, укрепляет
международное согласие в вопросах противодействия новым вызовам и
угрозам, в особенности международному терроризму, вносит свой
вклад в дело укрепления мира и стабильности в Азии и во всем мире.
28. Стороны вновь подтвердили решительный настрой на всемерное
упрочение партнерских связей, высказали твердое убеждение, что их
стратегическое партнерство служит делу углубления взаимовыгодного
и всеобъемлющего двустороннего сотрудничества, укрепления мира,
безопасности и стабильности, а также устойчивого развития на
региональном и глобальном уровне.
29. Президент Российской Федерации пригласил Премьер-министра
Республики Индии посетить Россию в приемлемое для обеих Сторон
время для проведения очередного ежегодного саммита. Приглашение
было с признательностью принято.
Нью-Дели, 25 января 2007 года.
(Подписи)
|