МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 11 декабря 2006 г. N 06-1844
О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки
России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных
агентств по выполнению Программы социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008
годы) и Плана действий Правительства Российской Федерации по ее
реализации в 2006 году направляем Примерные требования к
программам дополнительного образования детей для использования их
в практической работе.
Директор Департамента
А.А.ЛЕВИТСКАЯ
Приложение
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об
образовании" (далее - Закон) образовательная программа определяет
содержание образования определенного уровня и направленности. В
системе общего образования реализуются основные и дополнительные
общеобразовательные программы, направленные на решение задач
формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся
образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных
учреждениях профессионального образования за пределами
определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования
детей, где они являются основными (Типовое положение об
образовательном учреждении дополнительного образования детей
утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7
марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих
соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание
образования в конкретном образовательном учреждении определяется
образовательной программой (образовательными программами),
разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным
учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов
экономического и социального прогресса общества и должно быть
ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для
ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню
знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения)
картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого
общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме
образовательных программ в соответствии с учебным планом и
графиком учебного процесса, качество; образования своих
выпускников несет образовательное учреждение в установленном
законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3
статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ в
первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития
детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных
программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям,
культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному
общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ
(научно-технической, спортивно-технической, художественной,
физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой,
эколого-биологической, военно-патриотической,
социально-педагогической, социально-экономической,
естественно-научной);
- современным образовательным технологиям, отраженным в
принципах обучения (индивидуальности, доступности,
преемственности, результативности); формах и методах обучения
(активных методах дистанционного обучения, дифференцированного
обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах
и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом
(анализе результатов деятельности детей); средствах обучения
(перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в
расчете на каждого обучающегося в объединении);
быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной
культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного
и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило,
включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы
дополнительного образования детей
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная
программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная
образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной
программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется
дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного
образования детей следует раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной
образовательной программы от уже существующих образовательных
программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их
результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования,
учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы может содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические
и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей
возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и
практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного
образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции
(разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций
и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических
работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по
исследовательской работе, тематика опытнической или
исследовательской работы и т.д.
6. Список использованной литературы.
|