МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 декабря 2006 г. N 13241-РМ/07
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СТОИМОСТИ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РАСЧЕТЕ
СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
По имеющейся у Министерства регионального развития Российской
Федерации информации органы государственной власти некоторых
субъектов Российской Федерации до сих пор не установили
региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, а в
некоторых субъектах такие стандарты установили с нарушением
федерального законодательства. В этой связи Минрегион России
считает необходимым дать дополнительные разъяснения по
установлению региональных стандартов стоимости
жилищно-коммунальных услуг.
Необходимость установления региональных стандартов стоимости
жилищно-коммунальных услуг предусмотрена статьей 159 Жилищного
кодекса Российской Федерации. Эти стандарты используются при
определении прав граждан на субсидии на оплату жилых помещений и
коммунальных услуг и расчете их размеров. В соответствии с пунктом
22 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (далее - Правила
предоставления субсидий), для одного муниципального образования
может устанавливаться региональный стандарт стоимости
жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов,
жилые помещения в которых относятся к различным жилищным фондам, и
для жилых домов индивидуального жилищного фонда. Размеры
региональных стандартов устанавливаются органами государственной
власти субъектов Российской Федерации. Размеры региональных
стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцируются
по муниципальным образованиям одного субъекта Российской
Федерации.
Согласно части 6 статьи 159 Жилищного кодекса размер
регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг
устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых
для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и
коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального
найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах,
уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры
которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании
(далее - дома, соответствующие средним условиям). В связи с этим
расчет размеров региональных стандартов стоимости
жилищно-коммунальных услуг для каждого городского округа,
городского и сельского поселения в составе муниципальных районов
производится в следующем порядке:
Во-первых, выбирается группа конкретных домов, соответствующих
средним условиям в каждом муниципальном образовании, при котором:
1) уровень благоустройства всех входящих в группу домов будет
одинаковым и наиболее типичным. Под уровнем благоустройства в
соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг
гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила предоставления
коммунальных услуг гражданам), понимается наличие в
многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных
систем, позволяющих предоставлять коммунальные услуги: холодного и
горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения,
газоснабжения (в том числе газобаллонных установок), отопления
(теплоснабжения), в том числе печного отопления;
2) конструктивные и технические параметры всех входящих в
группу домов будут одинаковыми и наиболее типичными - степень
износа, этажность, материал стен и кровли, оборудование лифтом и
мусоропроводом, а также другие подобные параметры;
3) установлена одинаковая цена (размер платы) за содержание и
ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по
договорам социального найма жилых помещений муниципального
жилищного фонда, реально проживающих в домах, входящих в группу
домов, соответствующих средним условиям;
4) для расчета платы нанимателей жилых помещений по договорам
социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда,
за коммунальные услуги используются одинаковые в пределах такой
группы домов:
а) тарифы на холодную воду, горячую воду и водоотведения,
установленные органами местного самоуправления, а на электрическую
энергию, газ (бытовой газ в баллонах), на тепловую энергию или на
твердое топливо при наличии печного отопления, установленные
органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
б) нормативы потребления коммунальных услуг, установленные в
соответствии с Правилами установления и определения нормативов
потребления коммунальных услуг, установленными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306,
органами государственной власти субъекта Российской Федерации
(нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и
газоснабжению) и органами местного самоуправления (нормативы
потребления коммунальных услуг по холодному и горячему
водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению).
При выборе домов, соответствующих средним условиям в
муниципальном образовании, органам государственной власти субъекта
Российской Федерации целесообразно проведение консультаций с
органами местного самоуправления городских округов, муниципальных
районов, а в случае передачи помещений муниципального жилищного
фонда (жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности
муниципального района) городским и сельским поселениям в составе
муниципальных районов - с органами местного самоуправления
городских и сельских поселений и учитывать полученные от органов
местного самоуправления предложения.
В соответствии с пунктом 22 Правил предоставления субсидий для
одного муниципального образования могут устанавливаться
региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг
отдельно для многоквартирных домов и для индивидуальных жилых
домов, указанных в части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской
Федерации. Рекомендуется для установления региональных стандартов
стоимости жилищно-коммунальных услуг выбирать дома,
соответствующие средним условиям, как из числа многоквартирных
домов, так и жилых домов, если население в муниципальном
образовании проживает примерно в равных долях (например, 40 - 60%)
в жилых домах и в многоквартирных домах или если большая часть
(например, более 70%) населения проживает в жилых домах.
Например, в муниципальном образовании есть 15% индивидуальных
жилых домов, 20% многоквартирных 9-этажных кирпичных домов, 15%
многоквартирных 9-этажных панельных домов, 50% многоквартирных
5-этажных панельных домов (проценты указаны относительно
численности проживающего в них населения, а не относительно
численности или площади указанных домов). При этом из
многоквартирных 5-этажных панельных домов: в 1/3 домов износ 50%
(цена (размер платы) за содержание и ремонт жилого помещения для
нанимателей по договору социального найма равна 10,20 руб./кв. м),
в 1/2 износ 40% (цена (размер платы) за содержание и ремонт жилого
помещения для нанимателей по договору социального найма равна 9,10
руб./кв. м), а в 1/6 - 20% (цена (размер платы) за содержание и
ремонт жилого помещения для нанимателей по договору социального
найма равна 6,40 руб./кв. м). В то же время в 30% многоквартирных
5-ти этажных панельных домах, имеющих износ 40%, потребляется
тепловая энергия, приобретаемая у организации коммунального
комплекса N 1 по тарифу 450 руб./Гкал, а 70% - приобретаемая у
организации коммунального комплекса N 2 по тарифу 380 руб./Гкал, а
остальные тарифы на коммунальные ресурсы и нормативы потребления
коммунальных услуг имеют одинаковые значения. В этом случае в
качестве домов, соответствующих средним условиям, целесообразно
выбрать многоквартирные 5-этажные панельные дома, имеющие износ
40%, в которых цена (размер платы) за содержание и ремонт жилого
помещения для нанимателей по договору социального найма равна 9,10
руб./кв. м, а потребляется тепловая энергия, приобретается у
организации коммунального комплекса N 2 по тарифу 380 руб./Гкал.
Во-вторых, производится расчет регионального стандарта
стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из нормативной площади
жилого помещения, используемой для расчета субсидий,
дифференцированного по численности семьи, осуществляется согласно
положениям раздела VI "Установление региональных стандартов" и
других положений Методических рекомендаций по применению Правил
предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития
Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 26 мая 2006 г. N 58/403. При этом
размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных
услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов,
являющихся одинаковыми для домов, соответствующих средним
условиям, и используемых для расчета платы за содержание и ремонт
жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по
договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях в
таких домах.
При расчете размеров регионального стандарта стоимости
жилищно-коммунальных услуг нарушением федерального
законодательства считается:
а) установление для одного муниципального образования
(городского округа, городского и сельского поселения в составе
муниципального района - в соответствии с частью 1 статьи 2
Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации") более двух домов, соответствующих средним условиям, и,
соответственно, более двух стандартов стоимости
жилищно-коммунальных услуг;
б) применение иных цен, тарифов и нормативов, используемых для
расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и
коммунальных услуг отличающихся от цен, тарифов и нормативов
потребления, реально используемых для расчета платы за содержание
и ремонт жилого помещения и коммунальные услуг для нанимателей по
договору социального найма, проживающих в жилых помещениях,
расположенных в домах, соответствующих средним условиям в
муниципальном образовании. В частности, не допускается вместо
произведения норматива потребления и соответствующего тарифа в
соответствии с порядком расчета размера платы за коммунальные
услуги, приведенном в приложении N 2 к Правилам предоставления
коммунальных услуг гражданам, использование не легитимно
установленных отдельными органами местного самоуправления так
называемых "ставок оплаты" за холодное и горячее водоснабжение,
водоотведение (руб. на 1 чел. в месяц), а также "ставок оплаты" за
отопление (руб. на 1 кв. м в месяц). Также не допускается
использование "социальных нормативов" или иных нормативов (норм),
не соответствующих нормативам потребления коммунальных услуг,
установленным в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
в) применение стандарта предельной стоимости предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья,
установленного для определения размера финансовой помощи,
оказываемой местным бюджетам из регионального бюджета.
Использование такого стандарта невозможно при определении размера
субсидии по формулам, указанным в пунктах 23 - 25 Правил
предоставления субсидий. Применение иных формул определения
размера субсидии, кроме указанных в пунктах 23 - 25 Правил
предоставления субсидий, законодательство Российской Федерации не
предусматривает.
Прошу принять необходимые меры для установления региональных
стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечения
их правильного применения при определении прав граждан на субсидии
на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и расчете их
размеров в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
Директор департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Р.Э.МУКУМОВ
|