Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
10.10.2017
USD
58.32
EUR
68.39
CNY
8.8
JPY
0.52
GBP
76.49
TRY
15.75
PLN
15.87
 

РЕШЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.03.2006 ПО ДЕЛУ N 3-26/2006 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 5 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА ОТ 30.05.2005 N 37-ОЗ (В РЕДАКЦИИ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА ОТ 30.09.2005 N 78-ОЗ) И ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА ОТ 30.05.2005 N 37-ОЗ (В РЕДАКЦИИ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА ОТ 30.09.2005 N 78-ОЗ) И ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА ОТ 30.09.2005 N 78-ОЗ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                      ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 7 марта 2006 г. N 3-26/2006
                                   
                      Именем Российской Федерации
   
       Ленинградский  областной суд в составе председательствующего  -
   судьи  Морозковой  Е.Е., с участием прокурора  Кулеевой  Л.В.,  при
   секретаре Демьянковой Н.В.,
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению В. о признании недействующими областного закона  N  37-оз
   от  30.05.2005  и  областного закона N 78-оз  от  30.09.2005  и  по
   заявлению  Р. и И. о признании недействующим п. 3 ст. 5  областного
   закона N 37-оз от 24.05.2005, установил:
   
       В.  обратился  в  Ленинградский областной суд  с  заявлением  о
   признании  недействующими Закона Ленинградской области  (областного
   закона)   от   30  мая  2005  г.  N  37-оз  "Об  органах   местного
   самоуправления муниципальных образований Ленинградской  области"  и
   Закона  Ленинградской области (областного закона)  от  30  сентября
   2005  г.  N  78-оз  "О  внесении изменений в  областной  закон  "Об
   органах    местного   самоуправления   муниципальных    образований
   Ленинградской области" со дня их принятия.
       В  обоснование  заявленных  требований  указано,  что  ст.  1-2
   областного  закона  N  37-оз от 30.05.2005 установлена  численность
   депутатов  и  срок  полномочий  представительных  органов   первого
   созыва    муниципальных    образований    Ленинградской    области,
   образованных  в  соответствии с требованиями главы 12  Федерального
   закона  от  06.10.2003  N  131-ФЗ "Об общих  принципах  организации
   местного самоуправления в РФ".
       Согласно  же  ч.  1  ст. 85 ФЗ от 06.10.2003  N  131-ФЗ  органы
   государственной  власти  субъекта РФ в целях  организации  местного
   самоуправления   вправе   устанавливать   законом    субъекта    РФ
   исключительно    только    численность    и    сроки     полномочий
   представительных   органов   первого  созыва   вновь   образованных
   муниципальных   образований.  Данные  полномочия   соответствующими
   органами  государственной власти субъекта РФ могли быть реализованы
   только до 31 марта 2005 г.
       Так   как  в  установленный  Федеральным  законом  срок  органы
   государственной  власти Ленинградской области не  реализовали  свои
   полномочия,  то  после истечения указанного срока  были  не  вправе
   решать указанные вопросы.
       По  мнению  заявителя, областным законом N 37-оз от  30.05.2005
   установлены    не    только   численность   и   сроки    полномочий
   представительных    органов   вновь   образованных    муниципальных
   образований,    но    и   представительных   органов    действующих
   муниципальных   образований,  к  которым  относится   муниципальное
   образование  "Город Гатчина" Ленинградской области, образованное  в
   1996  г.  Устав  муниципального образования г.  Гатчина  также  был
   принят в 1996 г. и надлежаще зарегистрирован в 1996 г.
       Согласно  Уставу  1996  г.  представительным  органом  местного
   самоуправления является Совет депутатов (городской Совет),  который
   состоит  из  33  депутатов, избираемых на пять лет  непосредственно
   гражданами    РФ,   проживающими   на   территории   муниципального
   образования.
       По  мнению заявителя, нормы приложения 2 к областному закону от
   30.05.2005  N  37-оз в части установления состава представительного
   органа   Гатчинского   муниципального  района,   срока   полномочий
   депутатов  и  ст.  4  оспариваемого областного закона  противоречат
   федеральному законодательству.
       В соответствии с Федеральным законом полномочие по установлению
   численности   представительных   органов   первого   созыва   вновь
   образованных  муниципальных образований,  сроков  их  полномочий  и
   определению    порядка   формирования   представительных    органов
   ограничено сроком - 31 марта 2005 г., после истечения которого,  по
   мнению   заявителя,   указанные  вопросы  подлежат   разрешению   в
   соответствии  с  Федеральным  законом  от  26.11.1996  N  138-ФЗ  и
   Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
       Поэтому   заявитель   полагает,  что   принятие   оспариваемого
   областного  закона  после  31  марта 2005  г.  нарушает  требования
   федерального  законодательства  и  нарушает  конституционные  права
   граждан на осуществление местного самоуправления.
       Также  заявитель  считает, что установленный областным  законом
   порядок   формирования   представительных   органов   муниципальных
   районов  противоречит ст. 35 Федерального закона  от  06.10.2003  N
   131-ФЗ.
       Согласно   названной  правовой  норме  представительный   орган
   муниципального   района  должен  формироваться   путем   проведения
   муниципальных  выборов на основе всеобщего и прямого избирательного
   права  при  тайном  голосовании, если от  представительного  органа
   поселения,  входящего в состав муниципального района, не  поступила
   инициатива  о  формировании  его  из  глав  поселений  и  депутатов
   представительных  органов  муниципальных  образований,  входящих  в
   состав муниципального района.
       Действующие  муниципальные  образования  (в  том  числе   город
   Гатчина   и   город   Коммунар),  входящие  в  состав   Гатчинского
   муниципального  района,  не  выдвигали  инициативы  о  формировании
   представительного  органа  муниципального  района  в  составе  глав
   поселений   и   депутатов  представительных  органов  муниципальных
   образований, входящих в состав муниципального района.
       Данное  обстоятельство  исключало для  органов  государственной
   власти  Ленинградской  области  возможность  определения  подобного
   порядка принятия оспариваемого областного закона.
       По мнению В., противоречат федеральному законодательству и иные
   положения  ст.  4  оспариваемого областного  закона.  В  частности,
   указанные  выше  нормы  оспариваемого  областного  закона  в  части
   проведения   выборов   противоречат  и   Федеральному   закону   от
   12.06.2002 N 67-ФЗ.
       Заявитель   также   считает,   что   в   результате    принятия
   оспариваемого  областного закона был лишен возможности  реализовать
   конституционное  право на непосредственное участие  в  формировании
   представительного  органа муниципального  района  путем  проведения
   муниципальных выборов.
       Статьей  3  оспариваемого областного закона  определен  порядок
   избрания на первый срок, статус и срок полномочий глав городских  и
   сельских  поселений (глав муниципальных образований),  образованных
   в  соответствии  с  требованиями Федерального закона  N  131-ФЗ  от
   06.10.2003.
       Частью  1  ст.  85 Федерального закона N 131-ФЗ  от  06.10.2003
   полномочие   органов  государственной  власти  субъекта   в   части
   установления    срока    полномочий   глав    вновь    образованных
   муниципальных  образований ограничено сроком до 31 марта  2005  г.;
   полномочие   же  по  установлению  порядка  избрания   глав   вновь
   образованных   муниципальных  образований   на   первый   срок   их
   полномочий  и  статуса  указанной  должности  в  структуре  органов
   местного самоуправления ограничено сроком до 31 мая 2005 г.
       Закон  Ленинградской области от 30.05.2005 N 37-оз  опубликован
   31 мая 2005 г., вступил в законную силу 10 июня 2005 г.
       Заявитель  считает,  что установление органами  государственной
   власти  Ленинградской  области порядка  избрания  на  первый  срок,
   статуса  и  срока  полномочий глав городских и  сельских  поселений
   после   31   мая  2005  г.  противоречит  требованиям  федерального
   законодательства   и   нарушает  его   конституционные   права   на
   осуществление местного самоуправления.
       В  части же проведения выборов главы указанные нормы областного
   закона противоречат Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
       Оспариваемым  областным законом установлен  порядок  назначения
   глав  местных  администраций  муниципальных  образований,  а  также
   дополнительные требования к кандидатам на должность  главы  местной
   администрации муниципального района, городского округа.
       Между тем данные вопросы согласно ст. 131 Конституции РФ и  пп.
   4  ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ относятся
   к   исключительной  компетенции  органов  местного  самоуправления;
   органы  государственной  власти субъектов  РФ  не  наделены  правом
   установления   порядка   назначения  глав   местных   администраций
   муниципальных образований.
       На    момент    принятия   оспариваемого   областного    закона
   администрации  муниципальных районов не  наделены  в  установленном
   порядке  отдельными  государственными полномочиями,  что  исключало
   возможность установления дополнительных требований к кандидатам  на
   должность главы местной администрации муниципального района.
       По  мнению заявителя, дополнительные требования к кандидатам на
   должность  главы администрации муниципального района  должны  также
   относиться    исключительно    к   квалификационным    требованиям,
   предъявляемым  к  муниципальным должностям муниципальной  службы  в
   соответствии    с    классификацией    муниципальных     должностей
   муниципальной   службы   и   реестром   муниципальных    должностей
   муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.
       Установление  в  оспариваемом областном  законе  требований:  о
   наличии  положительного отзыва с предыдущего места службы (работы),
   достижения  возраста не менее 25 лет не относится к  дополнительным
   требованиям, противоречит ст. 32, 37, 55 Конституции РФ, ст. 3,  5,
   7  Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ, ст. 3, 5, 6,  11,  16-
   19,   63,   64  Трудового  кодекса  РФ  и,  по  существу,  является
   ограничением на равный доступ граждан к муниципальной службе.
       В оспариваемых нормах областных законов не соблюдены требования
   Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 в части допуска должностных лиц  к
   государственной тайне.
       Заявитель  полагает, что оспариваемые областные законы  приняты
   без  учета  положений ч. 2 ст. 84 Федерального закона N  131-ФЗ  от
   06.10.2003.
       Характер   заключительных  положений  оспариваемого  областного
   закона  нарушает конституционный принцип самостоятельности местного
   самоуправления,  заключительные положения оспариваемого  областного
   закона  лишают  население городских и сельских поселений  права  на
   участие   в   формировании  органов  и  должностных  лиц   местного
   самоуправления.  Реализация  норм оспариваемого  областного  закона
   является   вмешательством   органов   государственной   власти    в
   самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
       Пункт  4-2 ст. 7 оспариваемого Закона не соответствует ст.  72,
   73,  74 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003. Между тем в  п.
   4-2  ст.  7  областного закона содержатся ссылки  на  перечисленные
   нормы Федерального закона.
       Кроме   этого,   нормы  об  ответственности  органов   местного
   самоуправления  (ст. 72, 73, 73 Федерального  закона  N  131-ФЗ  от
   06.10.2003) вступают в силу с 1 января 2009 г.
       Ответственность    органов,    должностных     лиц     местного
   самоуправления    перед   государством   предусмотрена    ст.    49
   Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ.
       По  мнению  заявителя,  оспариваемые областные  законы  приняты
   также  без  учета  ч.  5 ст. 84 Федерального  закона  N  131-ФЗ  от
   06.10.2003.
       Заявитель  полагает, что согласно федеральному законодательству
   формирование   и  избрание  органов  и  должностных  лиц   местного
   самоуправления  на основе принятых правовых актов  представительных
   органов   вновь   образованных  муниципальных   образований   может
   осуществляться не ранее 1 января 2006 г.
       В.   считает,   что  в  результате  исполнения   и   реализации
   оспариваемых   областных   законов  на   территории   существующего
   муниципального  образования  город  Гатчина  Ленинградской  области
   допущены  грубые нарушения законности в формировании и деятельности
   органов  и  должностных лиц местного самоуправления и нарушены  его
   конституционные права на осуществление местного самоуправления.
       В  судебном  заседании В. просит удовлетворить его заявление  в
   полном  объеме,  поддерживает  и  те  доводы,  которые  изложены  в
   заявлении Р. и И.
       В  заявлении Р. и И. просят признать недействующим п. 3  ст.  5
   областного    закона    "Об    органах   местного    самоуправления
   муниципальных  образований  Ленинградской  области"  N   37-оз   от
   24.05.2005.   В   обоснование  указано,  что   оспариваемая   норма
   противоречит  п.  5  ст.  37  Федерального  закона  N   131-ФЗ   от
   06.10.2003.
       Применение же оспариваемой нормы лишило заявителей (как и  всех
   депутатов)   права   определять   состав,   порядок   формирования,
   полномочия  конкурсной  комиссии,  а  также  порядок  назначения  и
   проведения  конкурса  на  замещение должности  главы  администрации
   муниципального образования Отрадненское городское поселение.
       В  судебном заседании Р. просит признать недействующим п. 3 ст.
   5  областного  закона  N 37-оз "Об органах местного  самоуправления
   муниципальных   образований  Ленинградской   области"   с   момента
   принятия Закона по тем основаниям, которые изложены в заявлении.
       Р.  считает, что требования В. подлежат удовлетворению в полном
   объеме.
       В  судебном заседании И. просит признать недействующим п. 3 ст.
   5  областного  закона  N 37-оз "Об органах местного  самоуправления
   муниципальных  образований Ленинградской  области"  с  момента  его
   принятия по тем основаниям, которые изложены в заявлении.
       И. полагает, что требования В. обоснованны в полном объеме.
       В письменном возражении представитель Законодательного собрания
   Ленинградской  области Малкин Д.В. просит отказать в удовлетворении
   требований В., считая их необоснованными.
       Представитель считает, что В. неверно толкует п. 2 ч. 1 ст.  85
   Федерального  закона  N  131-ФЗ, в  соответствии  с  которым  орган
   власти субъекта РФ обязан (а не вправе) в срок до 31 марта 2005  г.
   установить  законом  численность представительных  органов  первого
   созыва  вновь  образованных  муниципальных  образований,  сроки  их
   полномочий  и  порядок  их формирования, а также  сроки  полномочий
   глав вновь образованных муниципальных образований.
       Из  текста  Федерального  закона N 131-ФЗ  следует,  что  и  по
   истечении  названной даты органы власти субъекта РФ не  освобождены
   от выполнения данной обязанности.
       Довод  В. о том, что Гатчинское городское поселение не является
   вновь  образованным  муниципальным образованием,  не  соответствует
   областному   закону   N  115-оз  от  22.12.2004   (данная   позиция
   подтверждена   и   решением  Ленинградского  областного   суда   от
   11.11.2005 N 3-114/05).
       С учетом изложенного ссылка на ст. 35 Федерального закона N 131-
   ФЗ  является необоснованной, так как в отношении вновь образованных
   муниципальных  образований  порядок формирования  органов  местного
   самоуправления  первого созыва установлен и четко определен  главой
   12 Федерального закона N 131-ФЗ.
       Исходя   из   требований  Федерального  закона  Законодательное
   собрание  Ленинградской области было обязано  принять  оспариваемый
   областной закон. Устанавливая численность представительных  органов
   местного   самоуправления   муниципальных   образований   -   вновь
   образованных   поселений,  законодательный  орган  руководствовался
   положениями   п.  6  ст.  35  Федерального  закона  N   131-ФЗ   от
   06.10.2003.
       Не  соответствует  тексту  Федерального  закона  и  утверждение
   заявителя  о  том, что после 31 марта 2005 г. вопросы  установления
   численности   представительных  органов  первого  созыва   местного
   самоуправления   вновь   образованных  муниципальных   образований,
   сроков  их  полномочий, а также определение порядка их формирования
   решаются в соответствии с Федеральным законом N 138-ФЗ.
       В  соответствии с абз. 1 п. 2 ч. 1 ст. 85 Федерального закона N
   131-ФЗ   орган   власти  субъекта  РФ  обязан  определить   порядок
   формирования  (то  есть установление принципов  формирования,  норм
   представительства)   представительных   органов   первого    созыва
   муниципальных  районов.  Требования п.  1  ч.  4  и  ч.  7  ст.  35
   Федерального   закона  N  131-ФЗ  оспариваемым  областным   законом
   соблюдены.
       Также   в  заявлении  В.  не  указал,  каким  конкретно  нормам
   федерального законодательства противоречит ст. 4 областного  закона
   N 37-оз.
       Довод  заявителя  о  противоречии  Федеральному  закону  ст.  3
   областного  закона  N 37-оз не может быть признан  обоснованным  по
   изложенным выше основаниям.
       Кроме  этого,  представитель полагает, что  вступление  в  силу
   оспариваемого областного закона 10 июня 2005 г. никак  не  повлияло
   на  процесс  реформирования местного самоуправления в Ленинградской
   области.
       С  учетом положений ч. 2 ст. 36, ч. 2 ст. 37, абз. 4 п. 2 ч.  1
   ст.  85  Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003,  п.  2  ст.  3
   областного  закона N 37-оз ст. 5 названного областного закона  лишь
   констатирует  тот  факт,  что  глава местной  администрации  должен
   назначаться по контракту.
       Довод  о  том,  что  нормы  областного закона,  устанавливающие
   дополнительные   требования  к  кандидатам   на   должность   главы
   администрации,    относятся   исключительно   к    квалификационным
   требованиям, предъявляемым к муниципальным служащим, и  могут  быть
   установлены   при   наличии  передачи  государственных   полномочий
   муниципальным    образованиям,   не    соответствует    требованиям
   федерального законодательства.
       Пункт  4-2  ст. 7 областного закона N 37-оз является отсылочной
   нормой  (к  ст.  72,  73, 74 Федерального закона  N  131-ФЗ)  и  не
   противоречит федеральному законодательству.
       Довод   о   том,  что  в  результате  реализации  оспариваемого
   областного   закона   были  допущены  грубые  нарушения   в   сфере
   формирования  и  деятельности органов и  должностных  лиц  местного
   самоуправления города Гатчины, необоснован.
       Смена     организационной    формы    осуществления    местного
   самоуправления на территории города Гатчины и формирование  органов
   местного  самоуправления Гатчинского городского поселения произошли
   в  соответствии со сроком, установленным Федеральным законом N 131-
   ФЗ (до 01.01.2006).
       В  заявлении В. не указал, каким образом оспариваемый областной
   закон  нарушил его конституционное право на осуществление  местного
   самоуправления. Доводы В. сводятся к утверждению о нарушениях  прав
   органов  местного  самоуправления,  однако  гражданин  лишен  права
   обращаться в суд в защиту чужих прав и интересов.
       В письменном возражении представитель Законодательного собрания
   Ленинградской  области Малкин Д.В. просит отказать в удовлетворении
   заявления Р., считая его необоснованным.
       По  мнению представителя, п. 3 ст. 5 областного закона N  37-оз
   от  30.05.2005  и  ст. 37 Федерального закона N  131-ФЗ  регулируют
   разные правоотношения.
       Кроме этого, согласно ст. 72, 76 Конституции РФ Законодательное
   собрание  Ленинградской  области по  вопросам  совместного  ведения
   имело   право  установить  диспозитивную  норму  по  вопросам,   не
   урегулированным федеральным законодательством.
       В  судебном  заседании представитель Законодательного  собрания
   Ленинградской  области Малкин Д.В. просит отказать в удовлетворении
   заявлений  В.,  Р.  и  И.  по тем основаниям,  которые  изложены  в
   письменных возражениях.
       По  мнению  представителя, требования В. основаны  на  неверной
   трактовке  положений  главы  12 Федерального  закона  N  131-ФЗ  от
   06.10.2003.
       Несвоевременное   принятие  областного  закона   N   37-оз   не
   свидетельствует о его противоречии федеральному законодательству.
       Доводы  Р.  и И. основаны на неправильном применении областного
   закона N 37-оз.
       Пункт   3  ст.  5  областного  закона  N  37-оз  от  30.05.2005
   регулирует   порядок   представления   Губернатором   Ленинградской
   области   кандидатов   в  члены  конкурсной  комиссии   городского,
   сельского    поселений.   Эти   правоотношения   не   урегулированы
   федеральным законодательством.
       Губернатор  Ленинградской области, как  и  любое  другое  лицо,
   вправе   предложить   кандидатов  в  члены   конкурсной   комиссии,
   оспариваемый областной закон ограничивает данное право  Губернатора
   Ленинградской области.
       В письменном возражении представитель Губернатора Ленинградской
   области  Уткин М.Ю. просит отказать в удовлетворении заявления  Р.,
   так    как    оно    не   основано   на   положениях   федерального
   законодательства.
       В  областном  законе  N  37-оз  от  30.05.2005  не  имеется  ни
   положений,    предписывающих   органам   местного    самоуправления
   реагировать  каким-то  образом  на  такое  предложение  Губернатора
   Ленинградской области, ни санкций за его неисполнение.
       Совет депутатов Отрадненского городского поселения при принятии
   решения  о  назначении  членов конкурсной комиссии  мог  отвергнуть
   предложенные кандидатуры.
       В  судебном  заседании представитель Губернатора  Ленинградской
   области  Уткин М.Ю. просит отказать в удовлетворении заявлений  В.,
   Р. и И.
       Представитель  отмечает,  что Федеральный  закон  N  131-ФЗ  от
   06.10.2003   неоднократно  изменялся,  в  том   числе   существенно
   изменялись ст. 83-85 данного Федерального закона. Сроки,  указанные
   в  ст. 83 данного Федерального закона, являются ориентировочными, а
   не пресекательными.
       Несмотря на наличие нарушения указанных сроков, выборы в органы
   местного  самоуправления на территории Ленинградской  области  были
   назначены  и  проведены  своевременно, права  заявителей  в  данной
   части не нарушены.
       Новый Устав МО "Город Гатчина" 2005 г. незначительно отличается
   от Устава МО "Город Гатчина" 1996 г.
       Областным  законом N 37-оз от 30.05.2005 (в редакции областного
   закона  N  78-оз)  на  основании Федерального закона  N  131-ФЗ  от
   06.10.2003    на   переходный   период   установлена    численность
   представительного  органа  Гатчинского городского  поселения  -  20
   депутатов (вместо 33 по Уставу МО "Город Гатчина" 1996 г.).
       Как  следует  из  ст.  83-85 Федерального закона  N  131-ФЗ  от
   06.10.2003,   положения  ст.  35-36  данного  Федерального   закона
   вступают  в силу со дня опубликования Федерального закона  и  до  1
   января   2006   г.  применяются  исключительно  к  правоотношениям,
   возникающим  в силу требований ст. 84 и 85 настоящего  Федерального
   закона.
       То  есть положения ст. 35 и 36 Федерального закона N 131-ФЗ  от
   06.10.2003 применяются не в полном объеме.
       Проект областного закона N 37-оз разрабатывался своевременно, в
   конце  2004 г. Но из-за постоянного поступления проектов  изменений
   в  Федеральный закон N 131-ФЗ принятие названного областного закона
   затянулось.
       Пункт  3 ст. 5 областного закона N 37-оз содержит лишь указание
   о  праве Губернатора Ленинградской области предложить кандидатов  в
   состав   конкурсной  комиссии.  Данное  указание  не  нарушает   ни
   требований федерального законодательства, ни чьих-либо прав.
       По  мнению представителя, областной закон N 37-оз от 30.05.2005
   (в  редакции  областного  закона N 78-оз от 30.09.2005)  фактически
   уже исполнен.
       Представитель   считает,   что  заявителями   не   представлено
   доказательств,  подтверждающих, что оспариваемые  областные  законы
   противоречат  какой-либо  норме  федерального  законодательства   и
   нарушают их права.
       Участвующий  в  деле  прокурор  Кулеева  Л.В.  считает,  что  в
   удовлетворении заявлений В., Р. и И. следует отказать.
       Прокурор указывает, что в ходе судебного разбирательства В.  не
   представил    доказательств,   подтверждающих,   что   оспариваемые
   областные законы нарушают какие-либо его права. Областной  закон  N
   37-оз  от  30.05.2005 полностью соответствует  требованиям  ст.  85
   Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003.
       Статьи   2,   3,  4,  5  оспариваемого  областного  закона   не
   противоречат федеральному законодательству.
       Пункт  3  ст.  5  областного закона N 37-оз  от  30.05.2005  не
   является императивным и не нарушает чьих-либо прав. Поэтому  доводы
   Р. и И. не могут быть признаны обоснованными.
       С   учетом  положений  п.  "н"  ст.  72  Конституции  РФ,  если
   требования  в  отношении кандидата на главу  городского,  сельского
   поселения   не  урегулированы  федеральным  законодательством,   то
   субъект вправе урегулировать данный вопрос.
       Дополнительные требования, изложенные в ст. 6 областного закона
   N   37-оз   от   30.05.2005,  установлены  в  пределах   требований
   Федерального закона "Об основах муниципальной службы в РФ".
       По  мнению прокурора, срок, установленный в п. 2, 3,  4  ст.  7
   областного  закона  N  37-оз от 30.05.2005, истек  и  к  настоящему
   моменту утратил силу.
       Положения  п. 4-2 ст. 7 областного закона N 37-оз от 30.05.2005
   не противоречат федеральному законодательству.
       Ссылка  В. на несвоевременное принятие оспариваемого областного
   закона  как  на  основание  для признания его  недействительным  не
   может  быть  признана  правильной, так  как  основана  на  неверном
   толковании Закона.
       Изучив материалы дела, заслушав заявителя В., заявителей  Р.  и
   И.,  представителя Законодательного собрания Ленинградской  области
   Малкина   Д.В.,  представителя  Губернатора  Ленинградской  области
   Уткина   М.Ю.,   прокурора  Кулееву  Л.В.,  исследовав   и   оценив
   представленные  доказательства  согласно  ст.  67  ГПК  РФ   в   их
   совокупности, суд приходит к следующему.
       30 мая 2005 г. был принят областной закон Ленинградской области
   N   37-оз   "Об   органах  местного  самоуправления   муниципальных
   образований Ленинградской области".
       В  п.  5  ст. 7 названного областного закона оговорено, что  он
   вступает  в  силу  по  истечении 10 дней со  дня  его  официального
   опубликования.
       Областной  закон  N  37-оз  от  30.05.2005  был  опубликован  в
   следующих   официальных  изданиях:  "Вести"  N  60  от  31.05.2005,
   "Вестник  Правительства Ленинградской области" N 26 от  21.06.2005,
   "Вестник Законодательного собрания Ленинградской области"  N  6  от
   05.09.2005.
       Областным  законом Ленинградской области N 78-оз от  30.09.2005
   внесены   изменения  в  областной  закон  N  37-оз  от  30.05.2005.
   Названным областным законом изменена редакция п. 2 ст. 3, п.  1,  2
   ст.  5,  п.  3 ст. 6, ст. 7 дополнена пунктами 4-1 и 4-2 областного
   закона N 37-оз от 30.05.2005.
       В ст. 2 областного закона N 78-оз от 30.09.2005 указано, что он
   вступает  в  законную  силу  по  истечении  10  дней  со  дня   его
   официального  опубликования, за исключением пп. "б"  п.  4  ст.  1,
   который вступает в силу с 1 января 2006 г.
       Областной  закон N 78-оз от 30.09.2005 опубликован в  следующих
   официальных  изданиях:  "Вести"  N  113  от  01.10.2005,   "Вестник
   Правительства Ленинградской области" N 51 от 20.10.2005.
       Областным  законом Ленинградской области N 121-оз от 26.12.2005
   п.  4-1  ст.  7  областного закона N 37-оз от  30.05.2005  дополнен
   абзацами пятым, шестым и седьмым. В ст. 2 областного закона  121-оз
   оговорено,  что он вступает в законную силу со дня его официального
   опубликования.
       Областной  закон N 121-оз от 26.12.2005 опубликован в следующих
   официальных    изданиях:   "Вестник   Правительства   Ленинградской
   области"  N  68  от  29.12.2005, "Вести" N 152 от  30.12.2005  (как
   следует  из  текста  заявления В., из его  выступлений  в  судебном
   заседании, данный областной закон им не оспаривается).
       В  ст. 1 областного закона N 37-оз от 30.05.2005 (в действующей
   редакции)  указано,  что  в соответствии с  требованиями  главы  12
   Федерального  закона  N  131-ФЗ от 06.10.2003  настоящий  областной
   закон   устанавливает:  численность  депутатов,   срок   полномочий
   представительных  органов первого созыва муниципальных  образований
   Ленинградской  области, образованных в соответствии с  требованиями
   Федерального  закона;  порядок избрания на первый  срок,  статус  и
   срок  полномочий глав городских, сельских поселений,  муниципальных
   районов,   городского  округа,  образованных   в   соответствии   с
   требованиями     Федерального    закона;    порядок    формирования
   представительных  органов  муниципальных  районов,  образованных  в
   соответствии   с   требованиями   Федерального   закона;    порядок
   назначения глав местных администраций муниципальных образований,  а
   также  дополнительные требования к кандидатам  на  должность  главы
   местной администрации муниципального района, городского округа.
       Статьей   2   областного  закона  N  37-оз  от   30.05.2005   и
   приложениями    1    и   2   установлены   численность    депутатов
   представительных   органов   муниципальных   образований   и   срок
   полномочий названных органов.
       В частности, в п. 6 приложения 1 к областному закону N 37-оз от
   30.05.2005     предусмотрено,    что     представительный     орган
   муниципального  образования Гатчинское городское поселение  состоит
   из 20 депутатов.
       В   ст.   3  названного  областного  закона  определен  порядок
   избрания,   статус   и   срок   полномочий   главы   муниципального
   образования.  Так,  в  п.  1 ст. 3 областного  закона  N  37-оз  от
   30.05.2005   отмечено,   что   глава   муниципального   образования
   избирается  представительным органом из своего  состава.  Процедура
   избрания   определяется  представительным  органом   муниципального
   образования самостоятельно.
       Статьей  4  областного закона N 37-оз от 30.05.2005  установлен
   порядок   формирования   представительного  органа   муниципального
   района.    В   частности,   данной   нормой   предусмотрено,    что
   представительный  орган муниципального района формируется  из  глав
   поселений, входящих в состав муниципального района, и из  депутатов
   представительных    органов   указанных    поселений,    избираемых
   представительными  органами  поселений  из  своего  состава   путем
   открытого    голосования;    норма   представительства    депутатов
   представительных   органов  поселений  в  представительном   органе
   муниципального района устанавливается в соответствии с  приложением
   2.
       В  ст.  5  областного закона N 37-оз от 30.05.2005 (в  редакции
   областного   закона  N  78-оз  от  30.09.2005)  определен   порядок
   назначения главы местной администрации муниципального образования.
       Согласно    названной   норме   глава   местной   администрации
   муниципального  района,  городского округа,  городского,  сельского
   поселения  назначается  представительным  органом  соответствующего
   муниципального    образования.   Главой    местной    администрации
   соответствующего   муниципального   образования   назначается    по
   контракту   кандидат,  представленный  соответствующей   конкурсной
   комиссией  из  числа кандидатур, рассмотренных названной  комиссией
   при проведении конкурса.
       В  п.  3 ст. 5 областного закона N 37-оз от 30.05.2005 указано,
   что  при  формировании  конкурсной комиссии  городского,  сельского
   поселения  Губернатор Ленинградской области вправе  представить  до
   50  процентов  кандидатов в члены конкурсной  комиссии  городского,
   сельского  поселения  для  назначения их  представительным  органом
   городского, сельского поселения.
       В  ст.  6  областного  закона N 37-оз от 30.05.2005  содержатся
   дополнительные требования к кандидатам на должность  главы  местной
   администрации муниципального района, городского округа.
       В  ст.  7  областного  закона N 37-оз от 30.05.2005  содержатся
   заключительные  положения. В частности, установлен порядок  решения
   вопросов,  не  урегулированных настоящим областным  законом;  сроки
   выполнения  положений  названного  областного  закона;  процедурные
   вопросы назначения главы местной администрации.
       Согласно  п. 4-2 ст. 7 областного закона N 37-оз от  30.05.2005
   (в редакции областного закона N 78-оз от 30.09.2005), вступившей  в
   силу   с  1  января  2006  г.,  нарушение  установленных  настоящим
   областным   законом   порядка,  условий   и   сроков   формирования
   представительных  органов  муниципальных  образований,  избрания  и
   назначения должностных лиц местного самоуправления влечет за  собой
   ответственность  соответствующих органов местного самоуправления  и
   должностных  лиц местного самоуправления, предусмотренную  статьями
   72,   73   и   74   Федерального  закона,  в  том   числе   роспуск
   представительного органа муниципального образования и отрешение  от
   должности  должностных  лиц  местного самоуправления  на  основании
   решения суда.
       В  соответствии  со  ст.  13  ГК РФ в случаях,  предусмотренных
   Законом,  нормативный  акт,  не  соответствующий  Закону  или  иным
   правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые  Законом
   интересы  гражданина  или  юридического лица,  может  быть  признан
   судом недействительным.
       Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым
   и  опубликованным  в  установленном  порядке  нормативным  правовым
   актом  органа государственной власти нарушены его права и  свободы,
   гарантированные  Конституцией РФ, законами и  другими  нормативными
   правовыми  актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании
   этого акта противоречащим закону полностью или в части.
       В  соответствии со ст. 12 Конституции РФ 1993 г.  в  Российской
   Федерации   признается  и  гарантируется  местное   самоуправление.
   Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
       В главе 8 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление
   осуществляется гражданами путем референдума, выборов,  других  форм
   прямого  волеизъявления, через выборные и  другие  органы  местного
   самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в  городских,
   сельских  поселениях и на других территориях с учетом  исторических
   и  иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления
   определяется  населением самостоятельно. Местное  самоуправление  в
   РФ гарантируется правом на судебную защиту.
       В  пункте  "н" части 1 ст. 72 Конституции РФ оговорено,  что  в
   совместном  ведении  Российской Федерации и субъекта  РФ  находится
   установление   общих   принципов   организации   системы    органов
   государственной власти и местного самоуправления.
       Статьей  76  Конституции  РФ предусмотрено,  что  по  предметам
   совместного  ведения Российской Федерации и субъектов  РФ  издаются
   федеральные  законы и принимаемые в соответствии с  ними  законы  и
   иные  нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2). Законы и  иные
   нормативные  правовые  акты  субъектов РФ  не  могут  противоречить
   федеральным  законам, принятым в соответствии с  частями  первой  и
   второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным  и
   иным  актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный
   закон.
       28  августа  1995 г. был принят Федеральный закон N 154-ФЗ  "Об
   общих  принципах организации местного самоуправления  в  Российской
   Федерации".  Нормы  данного  Федерального  закона  определили  роль
   местного  самоуправления  в осуществлении народовластия,  правовые,
   экономические   и  финансовые  основы  местного  самоуправления   и
   государственные  гарантии  его  осуществления  и   общие   принципы
   организации местного самоуправления в РФ.
       6  октября 2003 г. принят Федеральный закон N 131-ФЗ "Об  общих
   принципах  организации  местного  самоуправления  в  РФ",   который
   установил   общие  правовые,  территориальные,  организационные   и
   экономические  принципы организации местного самоуправления  в  РФ,
   определил государственные гарантии его осуществления.
       В главе 12 названного Федерального закона содержатся переходные
   положения.  Глава  12  Федерального закона N 131-ФЗ  от  06.10.2003
   опубликована и вступила в силу 06.10.2003.
       Статьей  83 главы 12 "Переходные положения данного Федерального
   закона" предусмотрен порядок и сроки вступления его в силу.
       В  ч.  1  ст. 83 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003  (в
   редакции  федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от  12.08.2004
   N  99-ФЗ,  от  28.12.2004  N 183-ФЗ, от  28.12.2004  N  186-ФЗ,  от
   18.04.2005  N  34-ФЗ,  действующей на  момент  принятия  областного
   закона  N  37-оз от 30.05.2005) указывалось, что данный Федеральный
   закон,  за  исключений  положений,  для  которых  настоящей  главой
   установлены  иные  сроки и порядок вступления в  силу,  вступает  в
   силу с 1 января 2006 г.
       На   момент  рассмотрения  дела  судом  редакция  данной  нормы
   изменена.  Частью  1  ст.  83  Федерального  закона  N  131-ФЗ   от
   06.10.2003 (в редакции федеральных законов от 19.06.2004  N  53-ФЗ,
   от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 28.12.2004 N 186-
   ФЗ,  от  29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 18.04.2005
   N  34-ФЗ,  от  29.06.2005  N  69-ФЗ,  от  21.07.2005  N  93-ФЗ,  от
   21.07.2005  N 97-ФЗ, от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 27.12.2005  N  198-
   ФЗ,  от  31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 02.02.2006
   N  19-ФЗ,  от  15.02.2006  N  24-ФЗ) предусмотрено,  что  настоящий
   Федеральный закон, за исключением положений, для которых  настоящей
   главой  установлены  иные  сроки  и  порядок  вступления  в   силу,
   вступает   в   силу  с  1  января  2009  г.  Со  дня   официального
   опубликования  настоящего Федерального закона до 1 января  2009  г.
   устанавливается переходный период (п. 1.1).
       В   ст.  34-37  Федерального  закона  N  131-ФЗ  от  06.10.2003
   содержатся   общие   положения   о   структуре   органов   местного
   самоуправления, их полномочиях, порядке их формирования.
       В  соответствии с ч. 3 ст. 83 Федерального закона N  131-ФЗ  от
   06.10.2003  (в  редакции от 28.12.2004 N 186-ФЗ, действующей  и  на
   момент   рассмотрения   дела)  положения   ст.   34-37   настоящего
   Федерального   закона   вступают  в  силу   со   дня   официального
   опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2006  г.
   применяются  исключительно к правоотношениям,  возникающим  в  силу
   требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона.
       Согласно абзацу первому п. 2 ч. 1 ст. 85 Федерального закона  N
   131-ФЗ  от 06.10.2003 (редакция данной нормы не менялась)  в  целях
   организации   местного  самоуправления  в  РФ  в   соответствии   с
   требованиями  настоящего Федерального закона органы государственной
   власти  субъекта  РФ  до  31  марта 2005 г.  устанавливают  законом
   субъекта  РФ  численность представительных органов  первого  созыва
   вновь   образованных   муниципальных   образований   и   сроки   их
   полномочий,  которые  не  могут быть  менее  двух  лет,  определяют
   порядок формирования представительных органов первого созыва  вновь
   образованных  муниципальных  районов,  определяют  дату  выборов  в
   представительные    органы    вновь   образованных    муниципальных
   образований,  а также обеспечивают проведение указанных  выборов  в
   период до 1 ноября 2005 г.
       Согласно абзацу 3 п. 2 ч. 1 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ
   от  06.10.2003  органы государственной власти  субъекта  РФ  до  31
   марта  2005  г. устанавливают законом субъекта РФ сроки полномочий,
   которые не могут быть менее двух лет, определяют дату выборов  глав
   вновь образованных муниципальных образований.
       В  абзаце  4 п. 2 ч. 1 ст. 85 Федерального закона N  131-ФЗ  от
   06.10.2003  (введен  Федеральным законом  от  18.04.2005  N  34-ФЗ)
   предусмотрено, что органы государственной власти субъекта РФ до  31
   мая  2005 г. вправе установить законом субъекта РФ порядок избрания
   глав  вновь  образованных муниципальных образований на первый  срок
   их  полномочий,  а  также статус указанной  должности  в  структуре
   органов  местного  самоуправления в случае, если структура  органов
   местного   самоуправления  не  определена  на  местном  референдуме
   (сходе   граждан)  в  соответствии  с  ч.  5  ст.   34   настоящего
   Федерального закона.
       Общие   положения  о  местном  самоуправлении  в  Ленинградской
   области  закреплены  в  главе  9 Устава  Ленинградской  области  от
   27.10.1994 (Закон Ленинградской области N 6-оз).
       Основные  формы  организации системы местного самоуправления  в
   Ленинградской области и гарантии его осуществления,  место  и  роль
   местного   самоуправления   в   системе   организации   власти    в
   Ленинградской   области,   права   и   обязанности   населения   по
   осуществлению  местного самоуправления, основа для законодательного
   регулирования   органами   государственной   власти   Ленинградской
   области  вопросов организации местного самоуправления закреплены  в
   областном  законе  Ленинградской области N 12-оз от  29.04.1996  "О
   местном самоуправлении в Ленинградской области".
       29  сентября  2004  г.  в целях реализации  полномочий  органов
   государственной   власти  Ленинградской  области,   предусмотренных
   абзацем  4  ч.  1 ст. 84 и абзацем 1 п. 2 ч. 1 ст. 85  Федерального
   закона  N 131-ФЗ от 06.10.2003, был принят областной закон N  67-оз
   "Об  установлении  даты выборов в представительные  органы  и  глав
   вновь    образованных   муниципальных   образований   Ленинградской
   области".
       13  мая 2005 г. принят областной закон Ленинградской области  N
   34-оз  от 13.05.2005 "О выборах депутатов представительных  органов
   муниципальных    образований    и    должностных    лиц    местного
   самоуправления в Ленинградской области".
       Областным  законом N 50-оз от 20.06.2005 на 9 октября  2005  г.
   были  назначены  выборы  в  представительные  органы  муниципальных
   образований  Ленинградской области (городские, сельские  поселения,
   городской   округ),  образованные  в  соответствии  с   главой   12
   Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
       Областным   законом   от  16.12.2004  N  113-оз   муниципальное
   образование   Гатчинский  район  наделено  статусом  муниципального
   района  (Гатчинский муниципальный район). Областным законом N  115-
   оз  от  22.12.2004 муниципальное образование город Гатчина наделено
   статусом городского поселения (Гатчинское городское поселение).
       Областным   законом   N  100-оз  от  29.11.2004   муниципальное
   образование  Отрадненское  городское  поселение  наделено  статусом
   городского поселения.
       Решением Представительного собрания - муниципалитета г. Гатчины
   от   14.08.1996  был  утвержден  Устав  муниципального  образования
   "Город   Гатчина"  Ленинградской  области;  приказом  Ленинградской
   областной   регистрационной  палаты  N  МО/7  N  51  от  29.08.1996
   названный Устав был зарегистрирован.
       Согласно  п.  1  ст.  7 названного Устава  жители  участвуют  в
   местном  самоуправлении как непосредственно  путем  голосования  на
   городских  референдумах,  выборах  депутатов  городского  Совета  и
   Главы   города,   выборах  органов  территориального  общественного
   самоуправления,  при  отзыве депутатов  городского  Совета,  так  и
   опосредованно, через органы городского самоуправления.
       В   соответствии   со   ст.  16  Устава  МО   "Город   Гатчина"
   представительным  органом городского самоуправления  являлся  Совет
   депутатов города Гатчины.
       В  п.  2  ст.  16  Устава  МО  "Город  Гатчина"  1996  г.  было
   предусмотрено,  что городской Совет состоит из Главы  города  и  33
   депутатов,  избираемых из числа жителей, постоянно  проживающих  на
   территории города не менее одного года на день выборов,  на  основе
   всеобщего  равного  и  прямого  избирательного  права  при   тайном
   голосовании  в  соответствии  с  законом  Ленинградской  области  и
   настоящим Уставом.
       Согласно ч. 1 ст. 2 Устава МО "Город Гатчина" 2005 г. названное
   муниципальное  образование  имеет  статус  городского  поселения  в
   составе Гатчинского муниципального района.
       В  ст. 16 Устава МО "Город Гатчина" 2005 г. отмечено, что Совет
   депутатов   муниципального  образования  является  представительным
   выборным   органом  местного  самоуправления  и   состоит   из   33
   депутатов.
       Глава   муниципального  образования  "Город  Гатчина"  является
   высшим   выборным   должностным   лицом   местного   самоуправления
   муниципального    образования   и    избирается    населением    на
   муниципальных выборах (ст. 22 Устава МО "Город Гатчина" 2005 г.).
       В  ст.  41 Устава МО "Город Гатчина" 2005 г. оговорено, что  до
   окончания  срока  полномочий  Совета депутатов,  принявшего  данный
   Устав, настоящий Устав действует с учетом названной статьи.
       В  ч. 2-3 ст. 41 Устава МО "Город Гатчина" 2005 г. указано, что
   численность  депутатов  Совета депутатов,  срок  полномочий  Совета
   депутатов,  порядок  избрания,  статус  и  срок  полномочий   главы
   муниципального образования, порядок назначения главы  администрации
   установлены  областным законом Ленинградской области от  30.05.2005
   N  37-оз;  Совет  депутатов состоит из 20 депутатов,  избранных  на
   муниципальных выборах.
       Устав  муниципального  образования  "Город  Гатчина"  2005   г.
   опубликован  и  вступил  в  силу  (ст.  42  Устава  2005  г.),  что
   участниками  процесса  не  оспаривалось.  Согласно  ст.  42  Устава
   муниципального  образования  "Город  Гатчина"  2005  г.  с  момента
   вступления   в  силу  названного  Устава  утрачивает   силу   Устав
   муниципального образования "Город Гатчина" 1996 г.
       В   судебное   заседание   представлен   Устав   муниципального
   образования  "Гатчинский  район" 1996  г.  и  Устав  муниципального
   образования    "Гатчинский   муниципальный   район"   Ленинградской
   области,  утвержденный Советом депутатов Гатчинского муниципального
   района  N 17 от 07.12.2005 и зарегистрированный Главным управлением
   Министерства  юстиции  РФ по Северо-Западному  федеральному  округу
   16.12.2005.
       Устав   муниципального  образования  "Гатчинский  муниципальный
   район"  2005  г.  опубликован и согласно ст. 39  Устава  вступил  в
   силу,  а  Устав муниципального образования "Гатчинский район"  1996
   г. утратил силу.
       Указанные   обстоятельства  участниками   процесса   также   не
   оспаривались.
       В  соответствии  со ст. 16.1 Устава муниципального  образования
   "Гатчинский    муниципальный   район"   представительным    органом
   Гатчинского   муниципального  района   является   Совет   депутатов
   Гатчинского   муниципального  района,  который  состоит   из   глав
   муниципальных   образований,   входящих   в   состав    Гатчинского
   муниципального  района,  и  из депутатов  представительных  органов
   муниципальных   образований,   входящих   в   состав    Гатчинского
   муниципального   района,   избираемых  представительными   органами
   поселений  из своего состава в соответствии с равной независимо  от
   численности    населения   поселения   нормой    представительства,
   определяемой   в   порядке,   установленном   настоящей    статьей.
   Численность  Совета  депутатов  Гатчинского  муниципального  района
   составляет 34 человека.
       Ст. 19.2 названного Устава предусмотрено, что глава Гатчинского
   муниципального  района  избирается  Советом  депутатов  Гатчинского
   муниципального района из своего состава и исполняет полномочия  его
   председателя.
       В   судебное   заседание  представлено  обращение   Губернатора
   Ленинградской  области  в Совет депутатов Отрадненского  городского
   поселения  Кировского  муниципального района Ленинградской  области
   от 12.10.2005 N 2921, в котором Губернатор в соответствии со ст.  5
   областного  закона  N  37-оз  "Об органах  местного  самоуправления
   муниципальных  образований  Ленинградской  области"  направляет   4
   кандидатуры   для  назначения  в  состав  конкурсной  комиссии   по
   проведению  конкурса  на  замещение должности  главы  администрации
   поселения.
       В  ходе судебного разбирательства представлены: копия протокола
   N   1  от  17.10.2005  заседания  Совета  депутатов  муниципального
   образования   Отрадненское   городское   поселение   муниципального
   образования Кировский муниципальный район Ленинградской  области  и
   решение  N  1  от  17.10.2005  (принятое  на  данном  заседании)  о
   назначении   конкурсной  комиссии  (8  членов)   для   рассмотрения
   кандидатур    на    замещение   должности    главы    администрации
   муниципального   образования   Отрадненское   городское   поселение
   муниципального    образования   Кировский    муниципальный    район
   Ленинградской   области   (в  состав  конкурсной   комиссии   вошли
   предложенные Губернатором 4 кандидатуры).
       К   материалам  дела  также  приобщены  стенограммы   заседаний
   Законодательного собрания Ленинградской области от  22  марта  2005
   г.,  17  мая  2005  г.,  24 мая 2005 г.,  27  сентября  2005  г.  и
   прилагаемые  к  ним проекты областных законов "Об органах  местного
   самоуправления муниципальных образований Ленинградской  области"  и
   "О  внесении  изменений  в  областной закон  "Об  органах  местного
   самоуправления муниципальных образований Ленинградской области".
       В   заявлении   В.   утверждает,  что   по   истечении   срока,
   установленного  ч.  1  ст.  85  Федерального  закона  N  131-ФЗ  от
   06.10.2003  органы  государственной власти субъекта  РФ  утрачивают
   возможность   принятия   соответствующего   закона,   регулирующего
   вопросы  организации  местного самоуправления на  территории  вновь
   образованных  муниципальных образований. В. считает,  что  принятие
   оспариваемых  областных законов по истечении  указанного  срока  не
   только  нарушает федеральное законодательство, но и ущемляет  права
   граждан на осуществление местного самоуправления.
       Однако  из  буквального  толкования ч. 1  ст.  85  Федерального
   закона  N  131-ФЗ от 06.10.2003 не следует, что и  после  31  марта
   2005  г.  органы  государственной  власти  субъекта  РФ  не  вправе
   принимать  законы,  осуществляющие правовое регулирование  вопросов
   организации  местного самоуправления на территории соответствующего
   субъекта  РФ  для  исполнения  требований  названного  Федерального
   закона.
       В.  также  не  представлено доказательств, подтверждающих,  что
   принятием оспариваемых им областных законов после даты -  31  марта
   2005 г. были осуществление местного самоуправление.
       Не  соответствует  и тексту как ст. 85, так  и  всей  главы  12
   Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 и утверждение В. о  том,
   что  в  случае  если  органами государственной власти  субъекта  РФ
   соответствующий закон субъекта не был принят до 31 марта  2005  г.,
   то    подлежит   применению   иное   федеральное   законодательство
   (федеральные   законы   N  138-ФЗ  от  26.11.1996,   N   67-ФЗ   от
   12.06.2002).
       Таким образом, принятие областных законов Ленинградской области
   N   37-оз   от   30.05.2005  "Об  органах  местного  самоуправления
   муниципальных  образований Ленинградской  области"  и  N  78-оз  от
   30.09.2005  "О  внесении изменений в областной  закон  "Об  органах
   местного  самоуправления  муниципальных  образований  Ленинградской
   области"   после   31   марта  2005  г.  не  нарушает   федеральное
   законодательство,  не  ущемляет прав В. на осуществление  права  на
   местно  самоуправление и не может являться основанием для признания
   названных областных законов недействующими в порядке главы  24  ГПК
   РФ.
       По аналогичным же основаниям не может быть признан обоснованным
   и  правомерным  и  довод  В.  о том, что установление  оспариваемым
   областным  законом  N  37-оз от 30.05.2005 (вступившего  в  силу  с
   10.06.2005)  порядка избрания глав вновь образованных муниципальных
   образований  на  первый  срок  их полномочий  и  статуса  указанной
   должности  в структуре органов местного самоуправления по истечении
   установленного Федеральным законом срока (31 мая 2005 г.)  нарушает
   федеральное  законодательство, ущемляет его права на  осуществление
   местного   самоуправления  и  является  основанием  для   признания
   оспариваемого Закона недействующим.
       Не  соответствует  тексту ст. 1 областного закона  N  37-оз  от
   30.05.2005 и утверждение В. о том, что названным областным  законом
   установлены    не    только   численность   и   сроки    полномочий
   представительных    органов   вновь   образованных    муниципальных
   образований,    но    и   представительных   органов    действующих
   муниципальных образований.
       Согласно   ст.  1  областного  закона  N  37-оз  от  30.05.2005
   настоящий   Закон  устанавливает  численность  и  сроки  полномочий
   представительных  органов первого созыва муниципальных  образований
   Ленинградской  области, образованных в соответствии с  требованиями
   Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
       В  указанной  части необоснованна и ссылка В. на  муниципальное
   образование  "Город  Гатчина" и на Устав названного  муниципального
   образования 1996 г.
       Согласно областному закону N 115-оз от 22.12.2004 муниципальное
   образование  город  Гатчина наделено статусом  городское  поселение
   (Гатчинское городское поселение). Муниципальное образование  "Город
   Гатчина"   (Гатчинское   городское   поселение)   является    вновь
   образованным  муниципальным образованием, на которое соответственно
   распространяются  положения и требования ч. 1 ст.  85  Федерального
   закона N 131-ФЗ от 06.10.2003.
       Также,  на  момент  рассмотрения настоящего  дела  судом  Устав
   муниципального образования "Город Гатчина" 1996 г. утратил  силу  в
   связи  с  вступлением  в  силу  Устава  муниципального  образования
   "Город Гатчина" (Гатчинское городское поселение) 2005 г.
       В. полагает, что органы государственной власти субъектов РФ при
   решении   в   переходный  период  отдельных  вопросов   организации
   местного  самоуправления не наделены Федеральным законом правом  на
   установление  для муниципальных районов нормы представительства  от
   депутатов   поселений,   избираемых   представительными    органами
   поселений   из   своего   состава.  Однако  численность   депутатов
   представительного   органа   Гатчинского   муниципального    района
   установлена  в  приложении  2  к  областному  закону  N  37-оз   от
   30.05.2005.     Этим     же    приложением    установлена     норма
   представительства от депутатов поселений.
       Указанный довод В. не может быть признан правомерным,  так  как
   согласно абзацу 1 п. 2 ч. 1 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ  от
   06.10.2003 органы государственной власти субъекта РФ определяют  не
   только  численность представительных органов первого  созыва  вновь
   образованных муниципальных образований, сроки их полномочий,  но  и
   определяют  порядок формирования представительных  органов  первого
   созыва вновь образованных муниципальных образований.
       В   данном   случае   суд   признает  обоснованным   возражение
   представителя  Законодательного собрания  Ленинградской  области  о
   том,  что  в  понятие  "порядок  формирования"  входит  определение
   принципов формирования представительного органа (прямые выборы  или
   представительство поселений) и норма представительства.
       В  указанной  части также следует отметить, что заявителями  не
   оспаривается  тот факт, что нормы приложения 2 к областному  закону
   N  37-оз от 30.05.2005 соответствуют требованиям п. 1 ч. 4 и  ч.  7
   ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003.
       Необоснован  и  довод В. о том, что установленный  оспариваемым
   областным  законом (ст. 4 областного закона N 37-оз от  30.05.2005)
   порядок   формирования   представительных   органов   муниципальных
   районов  противоречит  требованиям ст. 35  Федерального  закона  от
   06.10.2003 N 131-ФЗ.
       Заявитель  имеет в виду, что согласно ч. 5 ст. 35  Федерального
   закона  N  131-ФЗ от 06.10.2005 на момент принятия и  вступления  в
   силу  оспариваемого  областного  закона  действующие  муниципальные
   образования  (в  том  числе  город Гатчина  и  город  Коммунар)  не
   выдвигали   инициативы  о  формировании  представительного   органа
   муниципального  района  в  составе  глав  поселений   и   депутатов
   представительных  органов  муниципальных  образований,  входящих  в
   состав муниципального района.
       В  указанной же части необходимо учитывать, что согласно ст. 83
   Федерального  закона  N  131-ФЗ  от 06.10.2003  ст.  35  названного
   Федерального  закона  вступила  в силу  одновременно  с  главой  12
   названного  Федерального закона и действует не в полном  объеме,  а
   применяется  исключительно к правоотношениям,  возникающим  в  силу
   требований ст. 84 и 85 данного Федерального закона.
       Проанализировав положения ст. 35, 83, 85 Федерального закона  N
   131-ФЗ  от 06.10.2003 в совокупности, суд приходит к выводу о  том,
   что  положения  ч.  5  ст.  35 названного  Федерального  закона  не
   регулируют  отношения  по  формированию  представительных   органов
   первого созыва вновь образованных муниципальных образований.
       Как следует из областных законов N 113-оз от 16.12.2004 и N 115-
   оз  от 22.12.2005, и Гатчинское городское поселение, и Коммунарское
   городское  поселение  являются  вновь образованными  муниципальными
   образованиями.
       Каким  конкретно  нормам федерального законодательства  (в  том
   числе   и   нормам  Федерального  закона  N  67-ФЗ  от  12.06.2002)
   противоречат  остальные положения ст. 4 областного закона  N  37-оз
   от 30.05.2005, В. в своем заявлении не указывает.
       Таким  образом  положения ст. 4 областного закона  N  37-оз  от
   30.05.2005 и положения приложения 2 к названному областному  закону
   не противоречат ни указанным выше нормам Федерального закона N 131-
   ФЗ  от  06.10.2003,  ни  нормам  какого-либо  другого  федерального
   законодательства  и не ущемляют права В. на осуществление  местного
   самоуправления.
       Не  противоречат положения ст. 3 областного закона N  37-оз  от
   30.05.2005, определяющие порядок избрания на первый срок, статус  и
   срок   полномочий  глав  городских  и  сельских  поселений,   вновь
   образованных  муниципальных  образований  Ленинградской  области  и
   требованиям абзаца 4 п. 2 ч. 1 ст. 85 Федерального закона N  131-ФЗ
   от 06.10.2003
       Согласно  названной  норме  Федерального  закона  N  131-ФЗ  от
   06.10.2003  в случае если структура органов местного самоуправления
   не   определена   на   местном  референдуме   (сходе   граждан)   в
   соответствии  с  ч.  5  ст.  34 настоящего  Закона,  именно  органы
   государственной  власти  субъекта  РФ  вправе  установить   законом
   субъекта  РФ порядок избрания глав вновь образованных муниципальных
   образований на первый срок их полномочий, а также статус  указанной
   должности в структуре органов местного самоуправления.
       Таким  образом,  положения абзаца 4 ч. 5  ст.  34  Федерального
   закона   N   131-ФЗ  от  06.10.2003  не  регулируют  отношений   по
   установлению    порядка    избрания   глав    вновь    образованных
   муниципальных   образований  на  первый  срок  их  полномочий,   по
   установлению  статуса  названной  должности  в  структуре   органов
   местного самоуправления.
       Поэтому положения ст. 3 областного закона N 37-оз от 30.05.2005
   не  противоречат  перечисленным выше нормам Федерального  закона  N
   131-ФЗ от 06.10.2003 и не нарушают каких-либо прав заявителя.
       Довод  заявителя  В. о том, что оспариваемым областным  законом
   установлен    порядок   назначения   глав   местных   администраций
   муниципальных образований, между тем органы государственной  власти
   субъекта РФ не наделены подобными правами, также необоснован.
       По  существу,  положения ст. 5 областного  закона  N  37-оз  от
   30.05.2005   (порядок   назначения  главы   местной   администрации
   муниципального    образования)   дублируют   положения    ст.    37
   Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003.
       С учетом же полномочий, предоставляемых органам государственной
   власти  субъекта  РФ  абзацем 4 п. 2  ч.  1  ст.  85,  и  с  учетом
   положений  п.  4  ч. 2 ст. 36, ч. 2 ст. 37 указанного  Федерального
   закона,  положений  п.  2  ст.  3  областного  закона  N  37-оз  от
   30.05.2005  в  ст. 5 данного областного закона констатируется,  что
   глава  администрации муниципального образования должен  назначаться
   только по контракту.
       Статья   5   областного  закона  N  37-оз  от   30.05.2005   не
   противоречит Федеральному закону N 131-ФЗ от 06.10.2003 и с  учетом
   разъяснений, содержащихся в постановлении Конституционного Суда  РФ
   от   09.01.1998  N  1-П  (так  как  установление  общих   принципов
   организации   системы   органов   местного   самоуправления   также
   относится к вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ).
       Согласно ч. 4 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003
   в   случае,  если  лицо  назначается  на  должность  главы  местной
   администрации  по  контракту,  уставом  поселения,  а  в  отношении
   должности   главы   местной  администрации  муниципального   района
   (городского  округа)  - уставом муниципального  района  (городского
   округа)    и   законом   субъекта   РФ   могут   быть   установлены
   дополнительные требования к кандидатам на должность  главы  местной
   администрации.
       Однако   какие-либо   ограничения,   условия   и   определенные
   требования по возможности установления дополнительных требований  к
   кандидатам  на  должность  главы местной администрации  Федеральным
   законом N 131-ФЗ от 06.10.2005 не установлены.
       Согласно   ст.  6  областного  закона  N  37-оз  от  30.05.2005
   кандидаты   на   должность  главы  местной   администрации   должны
   соответствовать     следующим     требованиям:     иметь     высшее
   профессиональное  образование; иметь  стаж  государственной  службы
   (работы) на должностях категории "руководители" ведущей группы  или
   на   выборных  должностях  в  органах  государственной   власти   и
   управления  не  менее  трех  лет  либо  стаж  муниципальной  службы
   (работы)  на руководящих должностях главной группы или на  выборных
   должностях  в  органах местного самоуправления не менее  трех  лет,
   либо   стаж   работы  на  руководящих  должностях  в  организациях,
   учреждениях   и   предприятиях  независимо  от  их  организационно-
   правовых  форм  и  форм  собственности не  менее  пяти  лет;  иметь
   положительные  отзывы  с предыдущего места службы  (работы);  иметь
   возраст   не   менее   25   лет;  обладать  необходимыми   знаниями
   федерального   законодательства   и   областного   законодательства
   применительно  к исполнению должностных обязанностей главы  местной
   администрации.
       Перечисленные   в  областном  законе  N  37-оз   дополнительные
   требования  к  кандидатам на должность главы местной  администрации
   муниципального  района,  городского округа  (в  частности,  наличие
   положительного   отзыва  с  предыдущего  места   службы   (работы),
   достижение  возраста не менее 25 лет) не являются ограничениями  на
   равный доступ граждан к муниципальной службе и не противоречат  как
   нормам  Конституции РФ, так и нормам Трудового кодекса  РФ,  нормам
   Федерального  закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной
   службы  в  РФ",  положениям Закона РФ от  21.07.1993  N  5485-1  "О
   государственной тайне".
       Довод  о  том,  что дополнительные требования к  кандидатам  на
   должность главы местной администрации муниципального района  должны
   относиться    исключительно    к   квалификационным    требованиям,
   предъявляемым  к  муниципальным должностям муниципальной  службы  в
   соответствии    с    классификацией    муниципальных     должностей
   муниципальной   службы   и   реестром   муниципальных    должностей
   муниципальной   службы,  необоснован,  так  как  не   соответствует
   требованиям ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003.
       Не  основано  на  требованиях федерального  законодательства  и
   утверждение  В.  о  том,  что отсутствие  переданных  муниципальным
   образованиям   государственных  полномочий  Ленинградской   области
   исключает  возможность  установления  субъектом  РФ  дополнительных
   требований к кандидатам в главы местной администрации.
       В   заявлении  В.  утверждает,  что  заключительные   положения
   областного  закона  N 37-оз от 30.05.2005 (содержащиеся  в  ст.  7)
   нарушают   федеральное   законодательство   и   нарушают    принцип
   самостоятельности местного самоуправления, являются  вмешательством
   органов    государственной   власти   Ленинградской    области    в
   самостоятельное  решение  населением  вопросов  местного  значения,
   лишают  население  права  на  участие  в  формировании  органов   и
   должностных лиц местного самоуправления.
       В  то  же  время  в заявлении В. не указывает, каким  конкретно
   нормам   федерального  законодательства  какие  положения   ст.   7
   областного закона N 37-оз от 30.05.2005 противоречат. Не имеется  и
   доказательств,  подтверждающих,  что  положения  ст.  7  областного
   закона   N  37-оз  от  30.05.2005  нарушают  какие-либо  права   В.
   Предъявлять  же требования в порядке ст. 251 ГПК РФ в  защиту  иных
   лиц гражданин не вправе.
       Положения  же  пункта 4-2 ст. 7 областного закона  N  37-оз  от
   30.05.2005  (введенного областным законом N 78-оз  от  30.09.2005),
   по  существу,  дублируют  положения ст.  72,  73,  74  Федерального
   закона   N  131-ФЗ  от  06.10.2003  и  не  противоречат  положениям
   указанного Федерального закона.
       То обстоятельство, что ст. 72, 73, 74 Федерального закона N 131-
   ФЗ  от  06.10.2003 вступают в силу с 1 января 2009 г., а пункт  4-2
   ст.   7  областного  закона  N  37-оз  от  30.05.2005  (в  редакции
   областного закона N 78-оз от 30.09.2005), подпункт "б" п. 4  ст.  1
   областного закона N 78-оз от 30.09.2005 вступили в силу с 1  января
   2006  г. не является правовым основанием для признания оспариваемых
   норм недействующими в порядке главы 24 ГПК РФ.
       Какие-либо   иные   основания   для   признания   недействующим
   областного закона N 78-оз от 30.09.2005 в заявлении В. не указаны.
       Данных  о  том,  что  положения п.  4-2  областного  закона  от
   30.05.2005  N 37-оз (подпункта "б" п. 4 ст. 1 областного  закона  N
   78-оз  от  30.09.2005) нарушают какие-либо права В., по делу  также
   не представлено.
       В  заявлении  В. утверждает, что оспариваемые областные  законы
   приняты  без  учета  и  с нарушением ч. 2 и 5 ст.  84  Федерального
   закона N 131-ФЗ от 06.10.2003, не конкретизируя свой довод.
       Однако  такое утверждение не соответствует ни тексту  названных
   норм  Федерального  закона  N  131-ФЗ  от  06.10.2003,  ни  текстам
   оспариваемых областных законов.
       Таким    образом,    В.    не    представлено    доказательств,
   подтверждающих,  что оспариваемые им областные законы  N  37-оз  от
   30.05.2005  и  N  78-оз  от  30.09.2005  противоречат  федеральному
   законодательству  и нарушают какие-либо его права на  осуществление
   местного самоуправления, перечисленные им в заявлении.
       По  изложенным  основаниям  в  удовлетворении  заявлении  В.  о
   признании недействующими областного закона N 37-оз от 30.05.2005  и
   областного  закона N 78-оз от 30.09.2005 по указанным им основаниям
   надлежит отказать.
       Согласно п. 3 ст. 5 областного закона N 37-оз от 30.05.2005 при
   формировании  конкурсной комиссии городского,  сельского  поселения
   Губернатор   Ленинградской  области  вправе   представить   до   50
   процентов   кандидатов  в  члены  конкурсной  комиссии  городского,
   сельского  поселения  для  назначения их  представительным  органом
   городского, сельского поселения.
       Действительно,  ст.  37  Федерального  закона   N   131-ФЗ   от
   06.10.2003  прямо не предусмотрено право высшего должностного  лица
   субъекта  РФ  представлять кандидатов при  формировании  конкурсной
   комиссии городского, сельского поселения.
       Однако  в  оспариваемой норме сделана ссылка  только  на  право
   Губернатора  Ленинградской  области на представление  кандидатов  в
   члены конкурсной комиссии городского, сельского поселения.
       Указанная  норма  не является императивной и,  как  следует  из
   текста  ст. 5 областного закона N 37-оз от 30.05.2005, не  является
   обязательной  для  представительного органа  городского,  сельского
   поселения  для  решения  вопроса  о  назначении  членов  конкурсной
   комиссии.
       Таким образом, исходя из текста ст. 5 областного закона N 37-оз
   от  30.05.2005 представительный орган соответствующего  городского,
   сельского поселения вправе при решении вопроса о назначении  членов
   конкурсной   комиссии  вправе  и  не  согласиться  с   кандидатами,
   предложенными Губернатором Ленинградской области.
       Абзацем  же  3  ч.  5 ст. 37 Федерального закона  N  131-ФЗ  от
   06.10.2003  предусмотрено обязательное правило,  согласно  которому
   при   формировании  конкурсной  комиссии  в  муниципальном   районе
   (городском    округе)    две   трети    ее    членов    назначаются
   представительным   органом   муниципального   района    (городского
   округа),  а одна треть - законодательным (представительным  органом
   государственной   власти  субъекта  РФ  по  представлению   высшего
   должностного    лица    субъекта    РФ    (руководителя     высшего
   исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
       Таким  образом,  п.  3  ст.  5 областного  закона  N  37-оз  от
   30.05.2005  и абзац 3 ч. 5 ст. 7 Федерального закона  N  131-ФЗ  от
   06.10.2003 регулируют разные правоотношения.
       Поэтому  утверждение о том, что п. 3 ст. 5 областного закона  N
   37-оз от 30.05.2005 противоречит ч. 5 ст. 37 Федерального закона  N
   131-ФЗ от 06.10.2003 является необоснованным.
       Кроме    этого,    согласно   разъяснениям,   содержащимся    в
   постановлении  Конституционного Суда РФ N 1-П от 09.01.1998  органы
   государственной власти субъекта РФ вправе осуществлять  собственное
   правовое  регулирование по вопросам совместного ведения  в  случае,
   если эти вопросы не урегулированы федеральным законодательством.
       С  учетом  изложенного суд считает, что оспариваемая  Р.  и  И.
   правовая  норма  областного  закона  не  противоречит  федеральному
   законодательству и не нарушает их прав.
       По  изложенным  основаниям надлежит отказать  в  удовлетворении
   заявления  Р. и И. о признании недействующим п. 3 ст. 5  областного
   закона N 37-оз от 30.05.2005 с момента его принятия.
       Кроме  этого,  суд отмечает, что в заявлении Р. и  И.  ошибочно
   указано,   что  областной  закон  N  37-оз  "Об  органах   местного
   самоуправления  муниципальных  образований  Ленинградской  области"
   утвержден 24.05.2005, а не 30.05.2005.
       Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
   
       В удовлетворении заявления Р. и И. о признании недействующим п.
   3  ст.  5  областного закона N 37-оз от 30 мая 2005 г. "Об  органах
   местного  самоуправления  муниципальных  образований  Ленинградской
   области"  (в  редакции областного закона N 78-оз от 30.09.2005)  со
   дня его принятия отказать.
       В   удовлетворении  заявления  В.  о  признании  недействующими
   областного  закона N 37-оз от 30 мая 2005 г. "Об  органах  местного
   самоуправления муниципальных образований Ленинградской области"  (в
   редакции  областного  закона N 78-оз от  30.09.2005)  и  областного
   закона  N  78-оз  от 30.09.2005 "О внесении изменений  в  областной
   закон    "Об    органах   местного   самоуправления   муниципальных
   образований  Ленинградской области" полностью со  дня  их  принятия
   отказать.
       Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной  жалобы
   или  кассационного представления через Ленинградский областной  суд
   в  Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня  его
   изготовления в окончательной форме.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
10.10.2017
USD
58.32
EUR
68.39
CNY
8.8
JPY
0.52
GBP
76.49
TRY
15.75
PLN
15.87
Разное