Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ 04.12.96 N 2/3 О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                   МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                      ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                             РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

         04.12.96 N 2/3

                    О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
                           УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
                     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

         Заслушав и    обсудив    сообщение    начальника   Управления
    книгоиздания, библиотек и информационно-методического  обеспечения
    Буги П.Г.  "О состоянии и мерах по обеспечению учебной литературой
    общеобразовательных учреждений"*,  коллегия отмечает,  что в 1994-
    1996 годах проведена определенная работа по организации подготовки
    и издания учебников и учебно-методической  литературы  для  общего
    среднего образования.
         Ежегодно формируется    федеральный    комплект    учебников,
    отвечающий временным  государственным образовательным стандартам и
    сохраняющий единое образовательное пространство,  организуется его
    издание и доставка.
         Осуществлена демонополизация в  издании  учебной  литературы.
    Так, в  издании  федерального  комплекта  на 1996/1997 учебный год
    участвуют 24 издательства.
         Однако проблема   обеспечения   школ   учебниками  и  учебно-
    методической литературой высокого качества и в необходимых объемах
    остается нерешенной,   что   может   стать   тормозом  структурно-
    содержательного реформирования общего образования,  его обновления
    и развития.
         Во многом   это   связано   с   невыполнением   постановления
    Правительства Российской  Федерации  N  767 от 2 июля 1994 года "О
    мерах по   обеспечению   учебной    литературой    образовательных
    учреждений", в     котором    ответственность    за    обеспечение
    общеобразовательных учреждений учебной литературой возлагается  на
    органы исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации.  В
    текущем году только 45 регионов  из  89  (50%)  заложили  в  своих
    бюджетах средства на эти цели.
         Не выполнены статьи 19 и 60 Закона "О федеральном бюджете  на
    1996 год"  об  оказании дополнительной финансовой помощи субъектам
    Российской Федерации в размере 500 млрд.руб. на издание и доставку
    учебников. К  настоящему времени из этой суммы выделено только 270
    млрд.руб.
         В результате  при  минимально  необходимом ежегодном тираже в
    110 млн.экз.  в 1996 году программа выпуска учебников и пособий по
    состоянию на 3 декабря 1996 года выполнена лишь на 62%.
         Между тем  имеется  интересный   опыт   отдельных   субъектов
    Российской Федерации,  таких  как  Республика  Кабардино-Балкария,
    Вологодская, Ярославская области и др., по использованию различных
    источников финансирования приобретения учебной литературы (включая
    спонсорское и родительское финансирование).
         В регионах   органами   управления   образованием   создаются
    различные структуры,  как государственные,  так и коммерческие, по
    обеспечению общеобразовательных  учреждений школьными учебниками и
    учебно-методической литературой  (гг.   Москва,   Санкт-Петербург,
    Самарская и Вологодская области и др.).
         Вместе с тем на федеральном  уровне  недостаточно  проводится
    работа по  изучению и использованию положительного опыта субъектов
    Российской Федерации    по    решению     вопросов     обеспечения
    общеобразовательных учреждений учебной литературой.
         Все еще незначительна роль  органов  управления  образованием
    субъектов Российской  Федерации  в формировании ежегодных программ
    федерального учебного книгоиздания, а отсутствие целостной системы
    информирования учащихся  и  учителей  образовательных учреждений и
    органов управления об издаваемой и  имеющейся  в  продаже  учебной
    литературе не  позволяет органам управления образованием субъектов
    Российской Федерации  правильно  выбрать  и  сделать  обоснованный
    заказ на необходимую литературу.
         Требует совершенствования система экспедирования  и  доставки
    учебной литературы образовательным учреждениям.
         В 1996 году не обеспечено также дотирование  выпуска  пробных
    учебников и   учебной   литературы  для  малочисленных  народов  и
    национальностей Севера,  Дальнего  Востока  и  Сибири,   а   также
    учебников для    специальных    (коррекционных)    образовательных
    учреждений для  детей  с  отклонением  в  развитии,  включенных  в
    Федеральную программу развития книгоиздания.
         Снижение контроля за  качеством  издательского  оформления  и
    полиграфического исполнения учебной литературы для образовательных
    учреждений приводит  к  нарушению  рядом  издательств  действующих
    ГОСТов и Санитарных правил и норм по оформлению учебников. Нередки
    случаи "пиратских"   изданий   школьных   учебников    с    грифом
    Минобразования России. В связи с изложенным коллегия решила:
         1. Принять  к  сведению  сообщение  Управления  книгоиздания,
    библиотек и информационно-методического обеспечения.
         2. Управлению  книгоиздания,   библиотек   и   информационно-
    методического обеспечения (Буге П.Г.):
         2.1. В  месячный  срок   подготовить   проект   постановления
    Правительства Российской  Федерации  "О  мерах  по  более  полному
    обеспечению учебной   литературой   образовательных   учреждений",
    предусмотрев в нем предложения:
         - по финансированию издания и доставки учебной литературы  по
    заказам органов управления образованием за счет бюджетов субъектов
    Российской Федерации;
         - по      механизму     финансирования     создания     новых
    (экспериментальных и пробных) учебников,  учебной  литературы  для
    учащихся специальных   школ,   а   также   учебников   на   языках
    малочисленных народов Севера.
         2.2. Совместно  с  Управлением  общего образования (Леонтьева
    Р.М.), Управлением   реабилитационной   работы   и    специального
    образования (Шиловым Д.С.), Управлением образовательных стандартов
    и программ   (Шестаковым   Г.К.)   и   Управлением   гуманитарного
    образования и  развития  личности (Сериковым В.В.) в двухнедельный
    срок представить на утверждение перечень федеральных  учебников  и
    учебных пособий для издания на 1997/98 учебный год (взяв за основу
    полный список учебной литературы,  рекомендованной Минобразованием
    России).
         2.3. Организовать сбор заказов субъектов Российской Федерации
    на учебную литературу 1997/98 года.
         2.4. До  1  февраля   1997   года   внести   на   утверждение
    согласованные с   органами   управления   образованием   субъектов
    Российской Федерации   предложения   о   создании   информационно-
    аналитической сети    (на    уровне    административных    районов
    включительно) по обеспечению сборов  сводных  заказов  на  учебную
    литературу, их   размещение  в  издательствах  и  контроль  за  их
    выполнением.
         Подготовить предложения  о  создании головного информационно-
    аналитического центра по учебной литературе.
         2.5. До  10  января  1997  года  представить  на  утверждение
    Положение о   Всероссийском   совете   по   обеспечению    учебной
    литературой образовательных   учреждений   и  предложение  по  его
    персональному составу.
         3. Управлению    развития    общего    среднего   образования
    (Леонтьевой М.Р.),   Управлению    реабилитационной    работы    и
    специального образования (Шилову Д.С.), Управлению образовательных
    стандартов и программ (Шестакову Г.К.),  Управлению  гуманитарного
    образования и  развития  личности  (Серикову В.В.) совместно с РАО
    сформировать до 1 июля 1997 года федеральный комплект учебников на
    1998/99 учебный год.
         4. Органам  управления  образованием   субъектов   Российской
    Федерации, федеральным министерствам и ведомствам:
         4.1. Провести    анализ    обеспеченности    подведомственных
    образовательных учреждений  учебной литературой и представить к 15
    февраля 1997 года сводные заказы на учебники и учебно-методическую
    литературу, включенные  в перечень федеральных учебников и учебных
    пособий для издания на 1997/98 учебный год.
         4.2. Использовать   опыт   органов   управления  образованием
    Республики Кабардино-Балкария,  Вологодской и Ярославской областей
    по многоканальному   финансированию   обеспечения  образовательных
    учреждений учебной     литературой      (включая      родительское
    финансирование).
         5. Просить Государственный комитет  Российской  Федерации  по
    печати:
         5.1. Обеспечить первоочередное финансирование издательств  по
    выпуску пробных   учебников   и   учебной   литературы  на  языках
    малочисленных народов   Севера,   Дального   Востока   и   Сибири,
    включенных в Федеральную программу книгоиздания 1996 года.
         5.2. Усилить  контроль  за  качеством   выпускаемой   учебной
    литературы для    общеобразовательных    учреждений,   соблюдением
    издательствами и полиграфическими предприятиями действующих ГОСТов
    и Санитарно-гигиенических норм по изготовлению учебников и пособий.
         5.3. Рассмотреть и решить вопрос о  мерах  по  предотвращению
    выпуска учебной   литературы   с   грифом  Министерства  общего  и
    профессионального образования Российской Федерации  издательствами
    и издающими организациями,  не владеющими авторскими правами на ее
    издание.
         6. Контроль  за  выполнением  настоящего решения возложить на
    заместителя министра Болотова В.А.

         Председатель коллегии                  В.Г.КИНЕЛЕВ


                          О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ
                   ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
                     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

         В соответствии   с   основными  направлениями  реформирования
    общего среднего образования в 1994-1996 гг. проведена определенная
    работа по обновлению учебной литературы,  повышению ее качества. В
    соответствии с требованиями временных  государственных  стандартов
    общего образования  организован  выпуск  вариативных  и  авторских
    учебников, учебно-методических комплектов по ряду  естественных  и
    гуманитарных дисциплин.
         К настоящему времени во многих субъектах РФ получают развитие
    региональные системы    обеспечения   образовательных   учреждений
    учебной литературой,    учитывающие    местные    возможности    и
    особенности, региональный  компонент.  Так,  в Москве действует АО
    "Московский учебник",   в   Санкт-Петербурге   -   фонд   "Учебная
    литература"; объединение  "Ворота  Севера"  полностью обеспечивают
    учебной литературой школы Вологодской  и  Ярославской  областей  и
    частично другие регионы России.
         Разрушена монополия  на   выпуск   и   доставку   федеральных
    учебников. Значительно    расширена    география   полиграфических
    предприятий по изготовлению  тиражей  федеральных  и  региональных
    учебников.
         Для систематического  обновления  учебного   фонда   школьных
    библиотек, при среднем нормативном сроке переиздания книг один раз
    в четыре года,  необходимо ежегодно выпускать школьные учебники  и
    пособия общим тиражом в 110-120 млн.экземпляров.
         Однако в связи с невыполнением в последние  годы  нормативных
    показателей выпуска  учебной  литературы  суммарный заказ регионов
    ежегодно возрастает в среднем на 20 млн.экземпляров. Так, заказ на
    1995/96 учебный  год  составил  140  млн.экз.  Из-за его неполного
    выполнения (только на 70,1%) заказ на 1996/97 учебный год составил
    уже 160 млн.экз.
         В результате  этого  резко  ухудшилось  состояние   школьного
    библиотечного фонда.  Его  восполнение  и  обновление  существенно
    отстает от   темпов   содержательного   и   физического   старения
    литературы.
         Из-за разрушения системы книжной торговли складывается крайне
    сложная ситуация  с  комплектованием  фондов  учебной литературы в
    сельских школах,  а  также  школьными  учебниками  в   учреждениях
    начального профессионального образования.
         Особенно уязвимыми    оказались    подсистемы    образования,
    обслуживающие сравнительно малочисленные категории учащихся: детей
    народов Крайнего   Севера   и   национальных   меньшинств    (цена
    малотиражных букварей на родных языках достигает 100 и более тысяч
    рублей за  экземпляр),  детей,  воспитывающихся  в   коррекционных
    образовательных учреждениях   (стоимость   учебников,  выполненных
    шрифтом Брайля, колеблется от 100 до 600 тыс.руб.).
         Утвержденный приказом  Минобразования  России  от 01.11.95 г.
    N 664    федеральный    комплект    учебной     литературы     для
    общеобразовательных учреждений  Российской  Федерации  на  1996/97
    учебный год включает в себя свыше 280 наименований,  в т.ч.  208 -
    для общеобразовательных школ,  11 - для национальных школ, а также
    32 учебника для специальных коррекционных учебных учреждений, 35 -
    для учащихся школ слепых и слабовидящих.
         По состоянию на 05.11.96 г.  план издания выполнен только  на
    61,3% (от  минимально необходимого тиража в 110 млн.экз.),  издано
    67,5 млн.экз.  учебников  107  наименований.  При  сводном  заказе
    регионов страны   на   учебники   и   пособия  в  160  млн.экз.  в
    образовательные учреждения поступило 42,2% учебников.
         Около 23 млн.экз.  учебников выпущены на средства издательств
    и поступили в продажу по коммерческим ценам.
         В издании  федерального  комплекта учебников 1996/97 учебного
    года задействовано 24 издательства: "Просвещение", "Дрофа", "Вита-
    Пресс", корпорация  "Федоров",  Центр  гуманитарного образования и
    др. издающие предприятия страны.  Большая часть выпуска  учебников
    по наименованиям и тиражам возложена на издательство "Просвещение".
         Анализ качества издательского оформления  и  полиграфического
    исполнения учебников,   отпечатанных   к  1995/96  учебному  году,
    проведенный совместно с Государственным  комитетом  РФ  по  печати
    показал, что    ряд   полиграфических   предприятий:   Сахалинская
    областная типография,  полиграфкомбинат им. Революции 1905 года г.
    Нальчика, ИПК  "Советская Сибирь",  Иркутский дом печати выпустили
    учебники с грубыми нарушениями ГОСТа 29.116-87 "Учебники и учебные
    пособия" и  "Санитарных  правил по оформлению школьных учебников".
    Большинство отмеченных нарушений  стали  следствием  недостаточной
    квалификации сотрудников    издательств   и   полиграфпредприятий,
    взявшихся за издание учебников,  снижения  контроля  за  качеством
    выпускаемой продукции,  особенно  в  период  максимальной загрузки
    предприятий.
         Главная причина   невыполнения   в   последние  годы  издания
    федерального комплекта    учебников     -     некредитоспособность
    большинства регионов в оплате производства и поставок учебников, а
    также несвоевременное   и   неритмичное    поступление    средств,
    выделяемых на эти цели для регионов из федерального бюджета.
         По утвержденному  Правительством  России  графику  финансовая
    помощь субъектам  РФ  должна была поступать с марта текущего года.
    Для обеспечения ритмичного издания  учебников  было  предусмотрено
    выделение по 100 млрд.руб.  в марте и апреле и по 150 млрд.руб.  в
    мае и июне (распоряжение Правительства ВЧ-П8-07514 от 09.03.96г.).
         Первые 100  млрд.руб.  были  распределены  Минфином России по
    системе зачетов задолженностей по бюджетной ссуде в счет  взаимных
    расчетов (уведомление   N   77   от   22  апреля  1996  г.)  в  27
    остронуждающихся регионов. Однако схема зачетов начала действовать
    с конца июля 1996 г. На 30.10.96 г. произведен зачет задолженности
    24 регионам  на  общую  сумму  80,5  млрд.руб.  Из  этой  суммы  в
    издательства от регионов поступило только 35,4 млрд.руб.
         Следующую сумму в 170 млрд.руб.,  выделенную в соответствии с
    распоряжением Правительства   России   N  605-р  от  15.04.96  г.,
    Минобразование России распределило между  остальными  регионами  и
    консолидировало с их согласия у себя. На эту сумму был взят кредит
    под гарантии  Минфина  России  в  уполномоченных  банках  -  банке
    МЕНАТЕП, Тверьуниверсалбанке, Сбербанке.
         Исходя из  списка  учебников   федерального   комплекта   для
    общеобразовательных учреждений на 1996/97 учебный год,  издаваемых
    в первую очередь,  были выбраны 10 издательств,  с которыми в июне
    были заключены   договоры  и  произведен  расчет  в  вексельной  и
    частично в денежной форме.
         В соответствии  с соглашением между банками и Минфином России
    с 16 июля 1996 г.  были  выделены  денежные  средства  Сбербанком,
    погашение векселей   шло  поэтапно:  с  16  сентября  -  погашение
    векселей Тверьуниверсалбанка через ОНЭКСИМ-банк,  с 19 сентября  -
    погашение векселей банка МЕНАТЕП.
         Таким образом,  процесс выпуска учебников  издательствами  на
    собственные средства  начался  с  марта  1996  года,  на средства,
    предоставленные банками и регионами  -  только  с  середины  июля.
    Отгрузка учебников в регионы задержалась до конца августа - начала
    сентября.
         До сих пор не выделены оставшиеся 230 млрд.руб.
         Минобразование России неоднократно обращалось к субъектам  РФ
    о необходимости    60%   регионального   финансирования   учебного
    книгоиздания. Только 45 регионов из  89  (50%)  заложили  в  своих
    бюджетах средства  на  издание  и  доставку федерального комплекта
    учебников в сумме 425,4 млрд.руб.;  фактически было  выделено  300
    млрд.руб. Часть  этой  суммы  была  направлена  регионами  в  счет
    погашения долгов  издательствам  за  издание   учебников   1995/96
    учебного года (приложение).
         Ряд регионов,  предусмотревших средства на учебники  в  своем
    бюджете, не  смогли их выделить в полном объеме:  Республика Коми,
    Красноярский и   Хабаровский   Края,   Мурманская,    Костромская,
    Калужская, Липецкая   области   и  другие  регионы;  некоторые  не
    выделили вовсе:  Орловская,  Сахалинская,  Белгородская,   Томская
    области.
         Анализ крайне  сложной  ситуации,   складывающейся   в   деле
    обеспечения учебной   литературой,   требует   проведения   целого
    комплекса мероприятий.
         С этой  целью  организована  разработка  основных направлений
    деятельности на   1996-98   годы   по   реформированию    учебного
    книгоиздания для  общего  образования,  которые  ориентированы  на
    создание рынка  учебной  литературы,  обеспечивающего   сохранение
    единого образовательного пространства и предполагает:
         - разработку нового поколения учебников и создания  целостных
    учебно-методических комплектов;
         - создание   информационной   инфраструктуры   по    учебному
    книгоизданию в  целях  обеспечения региональных органов управления
    образованием, образовательных  учреждений  оперативной  и   полной
    информацией об   учебных  изданиях,  а  также  выявления  реальной
    потребности в учебной литературе и степени ее удовлетворения;
         - выработку  надежных  механизмов  финансирования,  издания и
    доставки учебной литературы.
         Учитывая все  возрастающую  роль  и  ответственность  органов
    управления образованием    в    решении    вопросов    обеспечения
    образовательных учреждений   учебной  литературой,  представляется
    целесообразным создание   Всероссийского   совета    по    учебной
    литературе при Министерстве общего и профессионального образования
    РФ. Такой  государственно-общественный   орган,   о  необходимости
    создания которого  высказались  представители большинства регионов
    страны, призван обеспечить всю организационно-методическую  работу
    по изучению  обеспеченности учебной литературой (на уровне школа -
    населенный пункт - район - субъект Федерации - регион -Федерация),
    использованию этой  литературы,  обновлению  фондов,  формированию
    заказов на  новые  издания,  способствовать   решению   задач   по
    финансированию издания и доставки литературы потребителям.
         На основе предложений  издательств  совместно  с  Управлением
    общего среднего   образования   разработан   перечень  федеральных
    учебников и учебно-методической литературы,  издаваемой на 1997/98
    учебный год,  включающий  в  себя  федеральный  комплект учебников
    1997/98 учебного года,  а также неизданные  книги  из  федеральных
    комплектов прошлых лет.
         После утверждения перечня  приказом  Министерства*  он  будет
    направлен в  регионы  страны  для  сбора  заказов  и  формирования
    сводных тиражей.

         Начальник Управления
         книгоиздания, библиотек
         и информационно-методического
         обеспечения                                  П.Г.БУГА

    * Утвержден  приказом  от  23.12.96  N 519 "Об утверждении перечня
    учебников и учебных пособий федерального комплекта для издания  на
    1997/98 учебный год". - Ред.


                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ

            Распределение ассигнований (в млн.руб.), определенных
                 федеральным бюджетом 1996 г. (500 млрд.руб.)
                         и региональными бюджетами
    __________________________________________________________________
     Перечень территорий|Заложе-|Распре-  |  Выделено   | 170 |Направ.
                        |но в   |деление  |  100 млрд.  |млрд.|в изда-
                        |регион.|  500    |(уведомл.N77)|     |тельст-
                        |бюджет | млрд.   |_____________|     |ва на
                        |       |         |распре-|выде-|     |11.11.96
                        |       |         |делено |лено |     |
    ____________________|_______|_________|_______|_____|_____|_______
            1           |  2    |    3    |   4   |  5  |  6  |   7
    ____________________|_______|_________|_______|_____|_____|_______

    СЕВЕРНЫЙ РАЙОН
    24 Архангельская обл.         5433,0                 2689,0 2787,0
    84 Ненецкий а.о.               400,0                  198,0  563,0
    30 Вологодская обл.           1275,0    762,0  762,0        1500,0
    49 Мурманская обл.   5200,0   1815,0   1085,0 1085,0        1585,0
     6 Карельская
       республика        6600,0   2328,0                 1152,0  924,0
     7 Республика Коми   9200,0   7133,0                 3530,0 8002,2

    СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН
    72 г.Санкт-Петербург 5800,0   5305,0                 3402,0 9823,0
    45 Ленинградская обл.3500,0   2286,0                 1131,0 1956,2
    50 Новгородская обл.          1768,0   1075,0 1075,0        4078,9
    57 Псковская обл.             4432,0   2709,0 2709,0        2709,0

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН
    27 Брянская обл.              5524,0   3302,0   -           1000,0
    28 Владимирская обл.  5700,0   7574,0                 3749,0 3097,7
    33 Ивановская обл.            5608,0   3412,0 3412,0        2562,0
    36 Тверская обл.              7971,0   4765,0 4765,0        3643,3
    37 Калужская обл.    8000,0   3178,0                 1572,0  450,0
    41 Костромская обл. 12000,0   5317,0   3238,0 5417,0        2384,3
    73 г.Москва         93000,0     -                          76000,0
    48 Московская обл.  20000,0   3867,0                1914,0 20000,0
    54 Орловская обл.             3290,0   2026,0   -
    59 Рязанская обл.    2500,0   3215,0   1982,0 1982,0         400,0
    63 Смоленская обл.   9700,0   7404,0   4426,0 2679,0        2679,0
    66 Тульская обл.              3622,0   1793,0        2500,0  644,5
    71 Ярославская обл.           5366,0   3267,0               5775,5

    ВОЛГО-ВЯТСКИЙ РАЙОН
    32 Нижегородская обл.3700,0   3507,0                 1735,0 2735,0
    40 Кировская обл.    1000,0   8817,0   5270,0                190,0
     8 Республика
       Марий Эл          5200,0   2784,0                 1378,0 1100,0
     9 Мордовская
       республика        1600,0   3229,0                 2098,0  255,0
    15 Чувашская
       республика        3500,0   5060,0                 2504,0  482,9

    ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ РАЙОН
    26 Белгородская обл.  200,0   2810,0                 1391,0   -
    31 Воронежская обл.           3312,0                 1640,0 1863,0
    44 Курская обл.               3685,0                 1824,0   -
    46 Липецкая обл.     5500,0   3197,0   1911,0 1774,0   -    7411,0
    64 Тамбовская обл.   2200,0   5018,0                 2483,0 2200,0

    ПОВОЛЖСКИЙ РАЙОН
    25 Астраханская обл.          2111,0                 1045,0 2158,0
    29 Волгоградская обл.         3600,0                 1782,0 4800,0
    42 Самарская обл.            5313,0                 2630,0  900,0
    55 Пензенская обл.            3454,0   2065,0 2065,0   -    3100,0
    60 Саратовская обл.  6000,0   5245,0   3135,0 3135,0   -    2300,0
    68 Ульяновская обл.           4750,0                 2602,0   75,0
     5 Калмыцкая
       республика                 2803,0   1675,0  242,0   -     500,0
    11 Республика
       Татарстан        13000,0   9742,0                 5822,0 1000,0

    СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
    18 Краснодарский
       край                      22049,0                10914,0 9643,9
    76 Республика Адыгея 1500,0   2794,0                 1383,0  300,0
    21 Ставропольский
       край              3000,0  11580,0   6922,0   -           1100,0
    79 Карачаево-
       Черкесская
       республика        1300,0п  4100,0                 2030,0  750,0
    58 Ростовская обл.  30000,0  23055,0                11412,0 3811,0
     3 Республика
       Дагестан                   6926,0                 3929,0  250,0
     4 Кабардино-
       Балкарская
       республика                 3654,0                 1809,0 3600,0
    10 Северо-
       Осетинская
       республика       2200,0п   2829,0                 1400,0  321,0
    14 Ингушская
       республика                 2968,0                 1969,0  250,0
    94 Чеченская
       республика                 6891,0                 3411,0   -

    УРАЛЬСКИЙ РАЙОН
    43 Курганская обл.   5000,0   4000,0                 1980,0  350,0
    53 Оренбургская обл. 4500,0   9107,0   5444,0 4415,0   -    1276,0
    56 Пермская обл.    11000,0  19025,0  11370,0 1389,0   -    7000,0
    82 Коми-
       Пермяцкий а.о.    2300,0   2036,0                 1008,0  127,3
    62 Свердловская обл.         10835,0                 5363,0 2800,0
    69 Челябинская обл. 40000,0  16834,0                 8582,0 2140,6
     1 Республика
       Башкортостан     35000,0  12512,0                6194,0 11000,0
    13 Удмуртская
       республика                 8739,0                 4326,0   -

    ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ РАЙОН
    17 Алтайский край    8900,0  15622,0                7733,0 14500,0
    77 Республика
       Горный Алтай               3193,0   1909,0 1909,0 3000,0  300,0
    39 Кемеровская обл.          15120,0   9038,0 9038,0        9000,0
    51 Новосибирская обл.         9165,0                4537,0 12300,0
    52 Омская обл.      15000,0   7430,0   4441,0 4441,0         750,0
    65 Томская обл.      3000,0   4847,0                 2399,0   -
    67 Тюменская обл.             8579,0                 4247,0 1772,3
    87 Ханты-
       Мансийский а.о.            5383,0                 2665,0 3000,0
    90 Ямало-Ненецкий
       округ                        48,0                   23,0  563,0

    ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ РАЙОН
    19 Красноярский край 15000,0 11048,0                 5468,0 4400,0
    80 Республика
       Хакасия           6500,0   2645,0   1641,0 1641,0         400,0
    85 Таймырский а.о.            1251,0                  620.0  500,0
    89 Эвенкийский а.о.            653,0                  323,0   -
    34 Иркутская обл.             8405,0                 4160,0   -
    88 Усть-Ордынский
       Бурятский а.о.             2077,0                 1028,0  650,0
    70 Читинская обл.             8243,0   4927,0 4927,0         100,0
    81 Агинский
       Бурятский а.о.      70,0    704,0                  348,0  285,0
     2 Республика Бурятия         6440,0                 3188,0 3820,0
    12 Республика Тува            2857,0   1768,0  875,0         200,0

    ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РАЙОН
    20 Приморский край   6900,0  10795,0   6453,0 6453,0        1532,0
    22 Хабаровский край  4200,0   8197,0                 4558,0 5070,0
    78 Еврейская а.о.              620,0                  307,0  300,0
    23 Амурская обл.      500,0   5258,0                 2904,0  704,0
    38 Камчатская обл.            3590,0                 1773,0  103,0
    83 Корякский а.о.              345,0                  171,0  250,0
    47 Магаданская обл.           1000,0                  495,0  108,6
    88 Чукотский а.о.              812,0                  402,0  449,0
    61 Сахалинская обл.           4460,0                 2208,0   -
    16 Республика Саха
       (Якутия)                   5586,0                 2765,0 2300,0
    33 Калининградская
       обл.              1000,0   3145,0                 1905,0  978,6
       г.Байконур                                                150,0

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
Разное