ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 1995 года N 235
О Концепции государственной молодежной политики
в Ленинградской области
Заслушав и обсудив доклад председателя комитета по делам
молодежи, физической культуре и спорту Ленинградской области
Баранова А.В. "О Концепции государственной молодежной политики в
Ленинградской области" и сообщение комиссии по подготовке данного
вопроса, правительство Ленинградской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию государственной молодежной политики в
Ленинградской области (прилагается).
Признать реализацию государственной молодежной политики
приоритетным направлением деятельности правительства Ленинградской
области и администраций районов и городов.
2. Комитету по делам молодежи, физической культуре и спорту:
2.1. Руководствуясь Концепцией государственной молодежной
политики в Ленинградской области, разработать и представить до 1
октября 1995 года на утверждение правительству области целевую
комплексную программу "Молодежь Ленинградской области" на 1995-1997
годы.
2.2. Разработать и подготовить в первом квартале 1996 года для
представления на рассмотрение законодательного собрания
Ленинградской области проект областного закона "О молодежи".
2.3. Разработать и представить в четвертом квартале 1995 года
на рассмотрение правительства области проект программы развития
физической культуры и спорта в Ленинградской области на 1996-1997
годы.
2.4. Представить до 1 октября 1995 года в правительство области
предложения по реорганизации областного, районных и городских
органов управления молодежной политикой, физической культурой и
спортом в Ленинградской области, совершенствованию схемы управления
деятельностью в этих сферах.
3. Департаменту финансов:
3.1. При формировании проекта бюджета Ленинградской области на
1996 год предусмотреть расходы на реализацию государственной
молодежной политики, развитие физической культуры и спорта в объеме
до двух процентов от расходной части бюджета.
3.2. Выделить комитету по делам молодежи, физической культуре и
спорту в третьем квартале текущего года 150 миллионов рублей за счет
средств фонда непредвиденных расходов по областному бюджету на 1995
год.
4. Рекомендовать главам администраций районов и городов области:
4.1. На основе Концепции государственной молодежной политики в
Ленинградской области разработать и принять до 1 сентября 1995 года
комплексные программы по реализации молодежной политики в районах и
городах.
4.2. Предусмотреть в штатных расписаниях администраций крупных
населенных пунктов должности специалистов по молодежной политике,
физической культуре и спорту.
4.3. Наделить комитеты (отделы) по делам молодежи, физической
культуре и спорту правами юридических лиц с открытием расчетных и
иных счетов в банках.
4.4. Создать молодежные центры под оперативным управлением
органов по делам молодежи, физической культуре и спорту для решения
вопросов трудоустройства, досуга и социальной адаптации молодежи.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на
заместителя председателя правительства области по социальным
вопросам Сидорову Г.П.
Губернатор А.Беляков
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ,
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
КОМПЛЕКСНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект концепции государственной молодежной политики в
Ленинградской области подготовлен временным научным коллективом в
составе:
1. Китаев П.М. - исполняющий обязанности заведующего
лабораторией юридических исследований Научно-исследовательского
института комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского
государственного университета, кандидат философских наук.
2. Козлов А.А. - заведующий лабораторией проблем молодежи
Научно-исследовательского института комплексных социальных
исследований Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат философских наук.
3. Лисовский В.Т. - директор Научно-исследовательского
института комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского
государственного университета, доктор философских наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования.
В подготовке проекта принимали участие:
1. Баранов А.В. - председатель комитета по делам молодежи,
физической культуре и спорту Ленинградской области.
2. Быкачев В.Н. - начальник отдела по делам молодежи
администрации Выборгского района Ленинградской области.
3. Васильев В.П. - председатель Ассоциации скаутов
Северо-Запада Российской Федерации.
4. Измайлов Р.Ф. - исполняющий обязанности заместителя
председателя Комитета по делам молодежи, физической культуре и
спорту Ленинградской области.
5. Кухарь В.В. - председатель комитета по делам молодежи
администрации города Гатчины.
6. Никитина М.В. - начальник отдела по делам молодежи
администрации города Сосновый Бор.
7. Попов В.Р. - главный специалист комитета по делам молодежи,
физической культуре и спорту Ленинградской области.
8. Семенюк И.П. - заведующая отделом комитета по делам
молодежи, физической культуре и спорту Ленинградской области.
Общая редакция:
Баранов А.В. - председатель комитета по делам молодежи,
физической культуре и спорту Ленинградской области.
Принятие концепции государственной молодежной политики в
Ленинградской области вызывается необходимостью:
- поддержание в регионе политической и экономической
стабильности на основе сбалансированности интересов различных групп
населения, включая молодежь;
- обеспечение прав детей, подростков, молодежи, их физического
и духовного оздоровления;
- определения (с учетом сегодняшних реальностей)
духовно-нравственных ориентиров, а также правовых, организационных
форм гражданского становления молодежи, ее подготовки к
самостоятельной жизни;
- достижения определенной согласованности в принципиальных
подходах к отрасли молодежной политики.
Концепция сформулирована с учетом федеральной программы
"Молодежь России", а также в рамках реализации республиканской
научно-исследовательской программы "Народы России: возрождение и
развитие".
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В рассматриваемой сфере деятельности признается недостаточность
существующей нормативной базы как на федеральном, так и региональном
уровне и ее отставание от реальных процессов, происходящих в
молодежной среде.
Принятие концепции диктуется:
- опережающим характером негативных тенденций в молодежной
среде;
- становлением начиная с 1991 года государственных молодежных
структур и обретением ими реальной дееспособности;
- отсутствием идеологии государственного строительства и
гражданского воспитания россиян;
- необходимостью стабилизации и взятия под контроль процессов,
происходящих в молодежной среде.
Целью разработки концепции является создание основ для
формирования государственной политики, направленной на обеспечение
нормального процесса развития личности.
В сфере молодежной политики органы государственной власти
Ленинградской области ставят перед собой две главные взаимосвязанные
задачи:
1. Создание условий для реализации детьми, молодежью в массовом
порядке своих прав и свобод, а также выполнения соответствующих
обязанностей как необходимой основы их физического, духовного,
нравственного развития, гражданского становления, сопряженного с
обретением достоинства, ответственности, патриотизма.
2. Обеспечение сбалансированности законных интересов детей,
молодежи, их объединений и ассоциаций с интересами других
социальных, профессиональных, возрастных групп населения как условия
политической и экономической стабильности.
Ведущими органами государственного и муниципального управления,
ответственными за реализацию этих задач, являются комитет по делам
молодежи, физической культуре и спорту Ленинградской области и
комитеты (отделы) по делам молодежи, физической культуре и спорту
районов и городов. Комитеты организуют выполнение указанных задач,
ориентируясь на систему соответствующих приоритетов. Система
приоритетов определяется комплексом проблем молодежной среды,
обусловленных в свою очередь всей совокупностью сегодняшних
правовых, экономических, политических, социокультурных и других
факторов.
Настоящая концепция определяет основные приоритеты
государственной региональной молодежной политики, намечает пути,
формы и методы их реализации, исходя из:
- статей 2, 7-9, 13-15, 17-62 Конституции Российской Федерации,
принятой 12 декабря 1993 года, соответствующих федеральных законов,
указов Президента России и постановлений Правительства России,
Основных направлений государственной молодежной политики в
Российской Федерации, одобренных Верховным Советом Российской
Федерации 3 июня 1993 года, Устава Ленинградской области, других
нормативных актов;
- ряда тенденций в динамике социально-экономической,
социокультурной ситуации в России и, в частности в Ленинградской
области;
- некоторых специфических особенностей Ленинградской области;
- характеристик молодого поколения и положения молодежи в
обществе;
- теоретико-методологических положений о роли государственной
власти в современных условиях, а также критериях перехода процесса
индивидуальной человеческой жизни из периода юности в зрелость;
- тенденции формирования российского менталитета с учетом
национальной психологии, национального характера.
2. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Основные направления и формы реализации приоритетов молодежной
политики.
Комплекс приоритетов государственной региональной молодежной
политики подразделяется на блоки в соответствии с основополагающими
элементами человеческой жизни. Это прежде всего:
2.1. Духовность (Право на духовно-нравственное самоопределение
в соответствии с ценностями национальной культуры. Воля,
самодисциплина, стойкость в сложных обстоятельствах, творческое
отношение к жизненным обязанностям, достоинство, самоуважение,
ответственность как необходимые условия успешного решения всех
жизненных проблем*).
2.2. Здоровье (Право на охрану здоровья, его укрепление,
стремление к здоровому образу жизни).
2.3. Образование (реализация права на образование,
стимулирование интереса к знаниям, их постоянному пополнению и
использованию).
2.4. Правосознание (осознание своих прав и обязанностей,
желание следовать им в повседневности, правовая убежденность,
вхождение в самостоятельную жизнь в законосообразных, нравственных
формах*).
----------------
* Этот и указанный ниже перечни приоритетов, разумеется, не могут
считаться исчерпывающими.
2.5. Безопасность (Право на жизнь, личная и общественная
безопасность, включая сохранение имущества как от преступных
посягательств, так и в случае экологических правонарушений).
2.1. Духовность
2.1.1. Поддержка участия молодежи в изучении, сохранении и
возрождении культурно-исторического наследия.
2.1.2. Первоочередное содействие молодежным движениям и
мероприятиям патриотического, историко-культурного, краеведческого
характера. Стимулирование индивидуального и коллективного
творческого поиска и осмысления национальных культурно-исторических,
духовно-нравственных "координат", в которых могло бы осуществляться
самоопределением молодого человека, его личностная автономия.
Поддержка соответствующих конструктивных акций, предложений,
программ.
2.1.3. Стимулирование процессов социально-культурной
самодеятельности детей, молодежи путем сотрудничества с ними
государственных, муниципальных органов, обеспечения правовой защиты,
финансовой и материальной помощи.
2.1.4. Создание условий для свободного развития
национально-культурных традиций среди молодежи.
2.1.5. Поддержка молодежных религиозных организаций, содействие
позитивной социальной деятельности конфессий.
2.1.6. Формирование правовых, материально-технических,
организационно-экономических предпосылок создания в Ленинградской
области отрасли туризма с соответствующей инфраструктурой.
2.1.7. Развитие сферы досуговой деятельности детей и молодежи:
- поддержка перспективных культурно-досуговых инициатив
рекреактивного, релаксационного характера с целью снятия внутреннего
напряжения, потенциала конфликтности;
- создание условий для формирования культуры досуга;
- содействие развитию индустрии досуга (насыщение рынка
товарами спортивно- культурного назначения, направление инвестиций в
создание и развитие инфраструктуры досуга, а также на поддержку
существующих учреждений и объектов, создание условий для
качественной организации досуга на различных уровнях: квартира,
жилой дом (двор), микрорайон, район, город, село);
- организация летнего отдыха детей и подростков;
- поддержка молодых дарований;
- возрождение и развитие традиционной художественной культуры,
поддержка самодеятельного художественного творчества.
2.2. Здоровье
(Межведомственные программы, осуществляемые совместно с
органами социальной защиты населения, здравоохранения,
профессиональными союзами, другими заинтересованными структурами)
2.2.1. Содействие осуществлению мер по снижению спроса в
молодежной среде на алкоголь и наркотические вещества, табачные
изделия, включая запрещение таковых несовершеннолетним,
руководствуясь законодательством Российской Федерации.
2.2.2. Содействие решению наиболее острых проблем, связанных со
здоровьем детей, подростков, молодежи, в первую очередь среди
контингента:
- инвалидов;
- сирот;
- беспризорных детей и подростков;
- детей сельских жителей;
- детей беженцев и вынужденных переселенцев.
2.2.3. Организация системы контроля за условиями труда
подростков и молодежи, соблюдением соответствующих норм трудового
законодательства.
2.2.4. Обеспечение сохранения и развития
материально-технической базы физической культуры, спорта и
оздоровления.
2.2.5. Расширение физкультурной работы с детьми и социально
незащищенными группами населения, поддержка движения "Спорт для
всех".
2.2.6. Поддержка самодеятельных организаций, секций, клубов
физкультурно-спортивной направленности, обобщение и пропаганда
положительного опыта их деятельности, содействие развитию
национальных видов спорта.
2.2.7. Содействие созданию служб по социальной защите молодежи,
в частности по лечению и реабилитации злоупотребляющих алкоголем,
наркотиками, содействие решению проблем молодых семей.
2.3. Образование
2.3.1. Поддержка научной, инновационной деятельности молодежи,
перспективных проектов и программ, поддержка творческой молодежи.
2.3.2. Содействие получению образования в соответствии с
действующим законодательством.
2.3.3. Способствование формированию установки у молодежи на
самообразование.
2.3.4. Содействие достижению баланса потребности трудовых
ресурсов и в сфере номенклатурного предложения.
2.3.5. Способствование получению дополнительного образования.
2.3.6. Способствование развитию воспитательных компонентов в
системе образования.
2.4. Правосознание
2.4.1. Обеспечение должной представленности интересов молодежи
в законодательных и исполнительных органах государственной власти в
Ленинградской области, в ее уставе и законодательстве, а также в
органах местного самоуправления, содействие организации правового
просвещения молодежи, ее консультирования по правовым вопросам,
преодоление правового нигилизма.
2.4.2. Поддержка представителей молодежи в профсоюзных,
правозащитных организациях, официально зарегистрированных
политических партиях, а также в тарифных, территориальных
коллективных договорах, соглашениях с целью обеспечения ее
интересов, защиты прав и свобод.
2.4.3. Моральная, организационная правовая и финансовая
поддержка конструктивных, законосообразных процессов самоорганизации
в детской, подростковой, молодежной среде с целью защиты своих прав
и свобод.
2.4.4. Формирование на областном уровне в порядке
законодательной инициативы правовых основ молодежной политики,
политики в сфере физической культуры и спорта, включая подготовку
проекта областного закона "О молодежи".
2.4.5. Создание в перспективе системы льготных кредитов для
молодежи на приобретение жилья, хозяйственное обзаведение, учебу, в
связи с рождением детей и т.п.
2.4.6. Содействие решению проблем занятости подростков и
молодежи, в том числе из контингента беженцев и вынужденных
переселенцев.
2.5. Безопасность
(Специальные целевые программы деятельности совместно с
органами образования, здравоохранения, внутренних дел)
2.5.1. Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- решение вопросов общественно-полезной занятости
несовершеннолетних;
- организация досуга подростков и молодежи по месту жительства;
- участие молодежи в воспитательно-профилактической работе с
подростками с девиантным поведением, а также с детьми-сиротами и
лишившимися попечения родителей, в первую очередь - выпускниками
социальных учреждений, с целью оказания помощи в адаптации в
современных социально-экономических условиях;
- повышение роли семьи в вопросах нравственного воспитания
подрастающего поколения;
- осуществление мероприятий патриотического воспитания молодежи.
2.5.2. Обучение детей и подростков способам самозащиты, а также
оптимальному поведению в критических ситуациях. Поддержка
общественных молодежных формирований самообороны с целью наведения
порядка в микрорайонах, на улицах, в подъездах, общежитиях, учебных
заведениях.
2.5.3. Формирование общественного мнения с целью последующего
законодательного ограничения демонстрации по телевидению, а также
распространения на видеорынке, книжном рынке и в массовых изданиях
материалов, изобилующих сценами насилия и жестокости, формирование у
молодежи гуманного отношения к окружающим.
2.5.4. Поддержка движений, программ, инициатив, проектов,
направленных на оздоровление окружающей природной среды,
экологическую безопасность.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Достижение обозначенных приоритетов в сфере государственной
молодежной политики, а также целей и задач в сфере физической
культуры и спорта предполагает решение следующего комплекса вопросов:
3.1. Создание отрасли молодежной политики
в пределах компетенции
Под термином "отрасль" в данном случае следует понимать систему
устойчивых связей между основными субъектами молодежной политики и
вытекающую из этого согласованность их действий для выполнения
задач, которые признаются всеми этими субъектами в качестве
общезначимых.
В силу известных социально-экономических, политических и
культурных трансформаций последних лет, приведших к ликвидации ряда
социальных институтов, превращению многих из них в качественно иные
образования, а также к появлению новых, произошло рассогласование их
деятельности в части подготовки молодого поколения к самостоятельной
жизни.
Поэтому органы государственной власти, в частности в
Ленинградской области, поставлены перед необходимостью создать
отрасль молодежной политики заново, на другой основе и с иным
механизмом функционирования.
Осуществляемые комитетом по делам молодежи, физической культуре
и спорту Ленинградской области государственное регулирование и
межведомственная координация должны способствовать поэтапному
согласованию действий таких субъектов молодежной политики, как:
1) органы и подразделения правительства Ленинградской области,
подведомственные им организации, имеющие дело с молодежью,
соответствующие структуры районных и городских администраций;
2) детские, подростковые, молодежные и другие общественные
объединения (партии, профсоюзные организации и т.д.);
3) предприятия, учреждения, организации, являющиеся
работодателями, в том числе для молодежи;
4) предприятия, учреждения, организации, предоставляющие услуги
детям, подросткам, молодежи;
5) органы системы Министерства обороны Российской Федерации,
Министерства внутренних дел Российской Федерации, их учреждения,
войсковые части, учебные заведения, осуществляющие непосредственный
контакт с молодежью;
6) конфессии в лице их местного руководства и церковных
приходов;
7) другие возможные субъекты молодежной политики.
Основами для согласования действий являются:
- сложившаяся правовая база, в том числе по проблемам молодежи,
с учетом необходимости ее дополнения, в особенности на региональном
уровне;
- общеприемлемая объективная заинтересованность общества,
государства в законопослушных, нравственных, патриотически
настроенных гражданах;
- осознание необходимости совместного участия в выработке основ
теории и практики гражданского воспитания;
- предлагаемая в разделе 2 система приоритетов государственной
региональной молодежной политики.
Формами согласования усилий могут быть:
- непосредственные контакты (совещания, семинары, конференции и
т.п.);
- целевые программы совместных действий;
- договоры;
- партнерские взаимоотношения;
- система государственного заказа на производство товаров и
услуг для молодежи.
Для обеспечения успешной работы в этом направлении отрасли
молодежной политики следует придать правовой статус приоритетной.
Процесс перераспределения должен осуществляться в двух формах:
1) непосредственная передача комитету по делам молодежи,
физической культуре и спорту области, аналогичным подразделениям на
местах определенных функций, обеспечивающих их учреждений,
соответствующей доли бюджетного финансирования и средств фондов;
2) определение областного комитета, подразделений на местах в
качестве организаций-заказчиков на реализацию целевых программ с
приданием им права организовывать и обеспечивать выполнение этих
программ, включая право распоряжения финансовыми средствами
ресурсами, выделенными на их реализацию, а также права на
использование в этих целях материально-технической базы, помещений,
оборудования предприятий и организаций задействованных в них
ведомств.
Целесообразность перераспределения функций следует определять
исходя в первую очередь из интересов детей, подростков, молодежи,
обслуживаемых данными учреждениями.
Перераспределение должно включать в себя такие процедуры, как:
1) определение перечня функций, учреждений (а также объема
финансовых и материальных средств), которые должны войти в
инфраструктуру областного комитета и соответствующих подразделений
районных и городских администраций;
2) согласование перечня с заинтересованными органами,
ведомствами, создание согласительных комиссий в случае возникновения
споров;
3) подготовка соответствующего проекта решения правительства
Ленинградской области.
Содействие формированию на областном уровне правовой базы
молодежной политики, политики в сфере физической культуры и спорта.
Необходимо в первую очередь подготовить:
- законопроекты:
1) О молодежи.
2) Об отрасли молодежной политики, ее приоритетности.
3) Об осуществлении комитетом по делам молодежи, физической
культуре и спорту области контрольных функций в отношении соблюдения
на подведомственной территории прав и свобод детей, подростков,
молодежи.
4) О санкциях за нарушение на территории Ленинградской области
прав и свобод детей, подростков, молодежи.
5) О разделении компетенции при осуществлении молодежной
политики, политики в сфере физической культуры и спорта.
6) О правовом статусе областных, районных, городских целевых
программ в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта.
7) О льготах для детских, молодежных, физкультурно-спортивных и
других специальных фондов, а также для их предприятий и организаций.
8) О льготах для предприятий и организаций, использующих труд
несовершеннолетних граждан.
- проекты постановлений правительства Ленинградской области:
1) О перераспределении функций между подразделениями социальной
сферы правительства области, районных и городских администраций и
комитетом по делам молодежи, физической культуре и спорту,
аналогичными структурами на местах.
2) О системе льготных кредитов для молодежи, молодых семей.
3) О социальных нормах и нормативах для населения Ленинградской
области (включая детей и молодежь).
3.3. Финансовое обеспечение
Одним из главных инструментов реализации государственной
молодежной политики является бюджетное финансирование. Основная
проблема при этом - отсутствие соответствующей нормативной базы,
когда вопрос о том, достаточно финансирование или нет, остается
открытым прежде всего потому, что нет необходимых критериев этой
достаточности.
Необходимо в связи с этим рассмотреть в инициативном порядке
возможность расчета и обоснования ряда социальных норм и нормативов
в соответствии с разделом 2 Основных направлений государственной
молодежной политики в Российской Федерации, а также разделом IV
Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и
спорте, чтобы приступить к обоснованию методологии расчетов
(совместно с компетентными в этой сфере службами правительства
Ленинградской области, областными и городскими научными учреждениями
и в обозримой перспективе - к определению соответствующей доли в
расходной части областного, районных, городских бюджетов и ее
законодательному закреплению.
До решения этого вопроса целесообразно выделять на нужды
отрасли молодежной политики, физической культуры и спорта не менее
двух процентов расходной части областного, районного, городского
бюджета.
Финансирование межведомственных детских, молодежных целевых
программ, программ в сфере физической культуры и спорта должно
осуществляться задействованными в них учреждениями и организациями,
территориальными фондами социальной поддержки населения, социального
страхования, занятости, обязательного медицинского страхования и
другими.
В качестве серьезных источников средств следует рассматривать
компенсационные молодежные фонды, необходимость создания которых
давно назрела. Правовая основа функционирования компенсационных
молодежных фондов была заложена в Законе СССР "Об общих началах
государственной молодежной политики в СССР", принятом 1 июля 1991
года, где, в частности, указывалось, что упомянутые фонды создаются
для восполнения кредитным учреждениям неполученной прибыли в связи с
предоставлением молодым гражданам, молодым семьям, а также
молодежным предприятиям льготных кредитов. В соответствии с этим
законом устанавливались такие меры поддержки молодежных фондов, как:
- освобождение их при регистрации от оплаты государственной
пошлины;
- закрепление за ними ежегодных ассигнований из соответствующих
бюджетов, в том числе в иностранной валюте;
- освобождение от налогообложения прибыли предприятий и
организаций в части средств, направляемых в фонды;
- то же - в отношении личных средств граждан;
- и другие меры.
Необходимо рассмотреть направление на нужды молодежной
политики, физической культуры и спорта средств от акцизных сборов за
продажу алкогольных и табачных изделий, лицензирования спортивной и
туристической деятельности, отчислений от спортивных лотерей.
Следует разработать механизм налоговых льгот для привлечения
внебюджетных средств из таких источников, как производственная и
коммерческая деятельность предприятий всех форм собственности,
фондов, а также спонсоров.
Необходимо также сформировать организационно-правовую базу,
которая даст возможность комитетам (отделам) по делам молодежи,
физической культуре и спорту:
- учреждать муниципальные предприятия и службы для оказания
разнообразных услуг молодежи, а также получения дополнительного
финансирования молодежных программ за счет части прибыли, получаемой
указанными предприятиями от производственной и коммерческой
деятельности;
- использовать бюджетные средства для финансирования
социально-значимых программ, реализуемых с помощью так называемых
"свободных носителей" молодежных и спортивных услуг - общественных,
частных, кооперативных, а также государственных и муниципальных
предприятий, организаций, учреждений.
3.4. Взаимодействие с общественными объединениями
Проведение действенной молодежной политики, политики в сфере
физической культуры и спорта предполагает также инициирование и
поддержку самодеятельности населения, в том числе , молодых граждан,
выражающейся, в частности, в создании объединений и их ассоциаций,
включая объединения коммерческого характера.
Обоснованные предложения, инициативы, программы, проекты
детских, молодежных объединений, ассоциаций, их мнение и позиция
должны учитываться при определении стратегии и тактики управления
отраслью. Другими словами, управление в данном случае для того ,
чтобы быть эффективным, должно носить государственно-общественный
характер.
Государственно-общественное управление предполагает постоянный
диалог государственной, местной власти, в частности в лице ее
молодежных, физкультурно-спортивных органов, с населением, включая
молодых граждан. Предпосылкой такого диалога со стороны населения
является осознанность им своих прав и интересов (а также своих
возможностей, сил и средств), выраженность их как в непосредственной
форме, так и через создаваемые объединения. Ассоциации, советы этих
объединений должны быть непременным и вместе с тем влиятельным
фактором всей физкультурно-спортивной, молодежной жизни в
Ленинградской области.
С этой целью следует определить и зафиксировать процедуру
взаимодействия объединений и их ассоциаций с органами
государственной власти, органами местного самоуправления, их
должностными лицами.
Следует также неукоснительно соблюдать Закон СССР "Об
общественных объединениях" от 9 октября 1990 года (Ведомости
Верховного Совета СССР N 42), распространенный постановлениями
Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января и 18 декабря 1991
года на территорию России, а также соответствующие Указы Президента
Российской Федерации и постановления Правительства Российской
Федерации.
В соответствии с названным законом молодежным и детским
организациям оказывается материальная и финансовая поддержка,
обеспечивается проведение по отношению к ним льготной налоговой
политики. Детским организациям предоставляется право пользования
помещениями школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов
культуры, спортивных сооружений бесплатно или на льготных условиях.
Необходимо налаживать, поддерживать и укреплять контакты с
официально зарегистрированными политическими партиями,
профессиональными союзами, творческими организациями, привлекая их
интеллектуальный потенциал и финансовые возможности к решению
проблем детей и молодежи.
По мере осуществления всего намеченного можно рассчитывать на
стабилизацию и укрепление авторитета государственной власти,
местного самоуправления среди жителей Ленинградской области, включая
молодежь.
3.5. Работа с кадрами
Основными звеньями этой работы являются:
1. Подбор кадров, который должен осуществляться исходя прежде
всего из специфики отрасли молодежной политики и решаемых ею задач.
Работники комитетов по делам молодежи, физической культуре и спорту,
подведомственных им организаций должны соответствовать следующим
основным требованиям:
- высокий профессиональный уровень, соответствующая
квалификация и опыт;
- уважение к законам Российской Федерации;
- нравственное достоинство.
2. Формулирование четких критериев оценки деятельности
работников, процедуры их назначения на должность и регулярной
аттестации.
3. Определение системы морального и материального поощрения,
стимулирующей творческое отношение к обязанностям, инициативу.
4. Наделение комитетов (отделов) по делам молодежи, физической
культуре и спорту равными правами с другими структурными
подразделениями правительства Ленинградской области, районных и
городских администраций, в частности по вопросу решения
жилищно-бытовых проблем своих работников.
5. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров. С
этой целью необходимо осуществить:
а) Создание учебных программ для каждой из имеющихся категорий
работников с такими общими дисциплинами, как:
- социальная педагогика и социальная работа;
- основы права;
- основы экономики и финансов;
- психология;
- педагогика;
- менеджмент.
б) Учреждение постоянно действующих курсов подготовки и
переподготовки кадров, повышения их квалификации.
в) Налаживание постоянных контактов с вузами, научными
учреждениями Санкт-Петербурга, Ассоциацией социальных работников и
педагогов с целью подготовки учебных программ и осуществления
преподавательской деятельности.
г) Обмен опытом работы внутри Ленинградской области, включая
Санкт-Петербург, а также с другими регионами, странами - участницами
Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья, проведение
семинаров, конференций, стажировок специалистов.
д) Издание учебно-методических, справочных пособий, материалов,
обобщающих опыт соответствующей деятельности.
6. Создание в областных, а также в районных и городских органах
исполнительной власти условий, обеспечивающих работникам комитетов
(отделов) по делам молодежи, сотрудникам подведомственных им
организаций возможности дальнейшего профессионального роста.
3.6. Обеспечение доступа к средствам массовой
информации, формирование общественного мнения
Создание сферы молодежной политики невозможно без постоянного
выхода на широкую зрительскую, читательскую аудитории,
радиослушателей, что в свою очередь обеспечит открытость информации
и гласность работы комитета по делам молодежи, физической культуре и
спорту области.
Областному комитету совместно со средствами массовой информации
постоянно готовить материалы для телевидения, радио, газет, освещать
молодежную политику на территории Ленинградской области, разработать
и подготовить совместно с областной телекомпанией цикл передач по
молодежной проблематике. Организовать ведение в периодических
изданиях соответствующих рубрик, при возможности учреждать
собственные периодические издания.
Важно не только пытаться формировать общественное мнение в
нужном для проведения молодежной политики направлении, но и получать
отзывы от зрителей, слушателей, читателей. Определить и реализовать
механизм обратной связи.
3.7. Научно-методическое, информационное обеспечение молодежной
политики, политики в сфере физической культуры и спорта
С целью научно-методического, правового, информационного
обеспечения молодежной политики в Ленинградской области, а также
политики в сфере физической культуры и спорта представляется
необходимым решение следующих задач:
1. Ведение официальной статистики о положении на территории
Ленинградской области детей, подростков, молодежи, молодых семей, а
также о ситуации в сфере физической культуры и спорта. Обеспечение
достоверности статистики, ее своевременности и открытости.
2. Подготовка на этой основе информационных материалов по
запросам правительства Ленинградской области, руководства областного
комитета, общественных объединений и т.д.
3. Формирование на общественных началах научного совета при
областном комитете для осуществления консультативных, аналитических,
экспертных функций, теоретико-методологического обоснования
стратегии деятельности комитета с последующими оценками ее
эффективности.
4. Анализ текущего законодательства в Ленинградской области в
части соблюдения и защиты прав и свобод детей, подростков, молодежи,
а также развития физической культуры и спорта, подготовка
соответствующих справочных материалов.
5. Осуществление экспертных функций в отношении поступающих в
комитет предложений, проектов, инициатив, программ и т.п.
6. Подготовка исходных материалов для формирования на областном
уровне правовой базы молодежной политики, политики в сфере
физической культуры и спорта.
7. Научно-методическое обеспечение подготовки и реализации
целевых программ, социологические исследования.
8. Подготовка проектов договоров о совместной деятельности с
комитетом по делам молодежи Санкт-Петербурга, аналогичными
подразделениями других субъектов Российской Федерации (с
предварительным анализом ситуации по предмету договора).
9. Содействие курсам подготовки и переподготовки кадров в
осуществлении преподавательской деятельности, подготовке
учебно-методических материалов, обобщении опыта.
10. Осуществление научно-исследовательской работы в сфере
проблем детей, подростков, молодежи, физической культуры и спорта.
11. Организация разработки теоретико-методологических
предпосылок, идеологии, методики гражданского, патриотического
воспитания молодого поколения, участие в этой разработке.
12. Редакционно-издательская деятельность.
13. Создание с целью осуществления перечисленных задач
специализированного информационно-аналитического центра с правами
юридического лица.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка.
|