ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 1995 г. N 6
О результатах работы комиссии депутатов
законодательного собрания Ленинградской области
по изучению социально-экономической ситуации
в Киришском районе
Законодательное собрание Ленинградской области, заслушав
информацию депутата Леонова В.Н. о результатах работы комиссии
депутатов законодательного собрания Ленинградской области по
изучению социально-экономической ситуации в Киришском районе,
постановляет:
1. Заключение комиссии депутатов принять к сведению
(прилагается).
2. Направить заключение комиссии депутатов законодательного
собрания Ленинградской области по изучению социально-экономической
ситуации в Киришском районе в аппарат правительства Ленинградской
области для принятия решений и во временную комиссию
законодательного собрания Ленинградской области по взаимодействию с
органами власти и управления города Санкт-Петербурга.
Заместитель председателя
законодательного собрания И.Юдченко
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
комиссии депутатов законодательного собрания
Ленинградской области по изучению социально-экономической
ситуации в Киришском районе от 1 марта 1995 г.
На территории Киришского района проживает 67 тыс.жителей (около
4% населения Ленинградской области), зарегистрировано 867
предприятий (из них 146 государственных, с объемом работ - 2,2%). В
1994 г. в районе собрано всех налогов, сборов и взносов (в бюджеты
всех уровней) на сумму 181249 тыс.руб. (17,3% от поступлений со всей
территории Ленинградской области).
Киришский район занимает в области 3-е место по безработице.
Особенность данного района заключается в первую очередь в том,
что на территории города Кириши находится главный налогоплательщик
Ленинградской области - АО "Киришинефтеоргсинтез", который
обеспечивает 60% средств собственно областного бюджета.
Таким образом, видно, что Киришский район является основным
налогоплательщиком для бюджета Ленинградской области и анализ
социально-экономического положения данного района должен привлекать
повышенный интерес.
1. В целом местная администрация удовлетворительно обеспечивает
управление районом. Она единственная в области планомерно и с
пользой для бюджета занимается совершенствованием структуры
управления и сокращением аппарата. Введен режим строгой экономии
расходов на телеграфную и телефонную связь, на командировки.
В администрации проводится активная работа по созданию
геоинформационной системы, разработан план города по
землепользованию.
Вместе с тем существуют определенные разногласия между главой
администрации города и муниципалитетом.
Возникают некоторые трения между администрацией и отдельными
предпринимателями.
Глава администрации города значительно повысил бы свой статус,
если бы был избран населением и если бы существовал закон о местном
самоуправлении, расширяющий функции муниципалитета.
2. Сложившаяся система построения бюджетного процесса
Киришского района, установленная правительством Ленинградской
области, показывает, что Кириши являются единицей хозяйствования, в
бюджет которой со второго квартала 1994 г. практически не поступают
доходы по регулирующим источникам. Это вынуждает районную
администрацию вводить местные налоги и сборы и устанавливать по ним
максимальные ставки, что создает неблагоприятные условия
деятельности хозяйствующим субъектам на территории района. В
результате часть предприятий вынуждена искать возможность
перерегистрации в других районах области или за ее пределами, в
Санкт-Петербурге.
Так как основная часть налогов (97%) поступает в районный
бюджет от трех предприятий города, то юридический уход одного из них
с территории района будет иметь для Киришей катастрофические
последствия.
Отсутствие отчислений в районный бюджет от регулирующих
источников существенно ограничивает возможности районной власти
взаимодействовать с предприятиями, расположенными на территории
района.
Поскольку большая часть предприятий расположена в городе
Кириши, то в результате подобной налоговой политики бюджеты
волостей, также лишенные отчислений от регулирующих источников
доходов, на 85-92% состоят из дотаций районного бюджета.
Это практически полностью ликвидирует самостоятельность органов
местного управления внутри района.
Тем не менее высокая активность администрации района в сборе
местных налогов и достаточно устойчивая доходная база обеспечили в
1994 г. финансирование практически всех мероприятий районного
бюджета, за исключением сельского хозяйства. При этом показатель
удельной бюджетной обеспеченности (расходы бюджета на одного жителя
в Киришском районе составили в 1994 г. 518 тыс.руб.) значительно
превосходит аналогичный средний показатель по области - 357 тыс.руб.
Однако перечисленные негативные факторы могут существенно
изменить положение предприятий и усложнить их взаимоотношения с
районной администрацией, что может сказаться на поступлении средств
в районный бюджет и бюджеты более высоких уровней.
3. Город является "заложником" двух предприятий:
нефтепереработчиков и энергетиков. Но если АО "Киришинефтеоргсинтез"
дает 80% поступлений в районный бюджет, то ГРЭС - 19, будучи
зарегистрированной в Санкт-Петербурге и не давая отчислений в
районный бюджет и бюджет Ленинградской области, забирает
значительную часть бюджетных средств города на содержание своей
социальной инфраструктуры.
Это также порождает массу противоречий во взаимодействии
городских служб и предприятий.
4. В существующих условиях формирования районного бюджета
благополучие города Кириши диктуется устойчивой работой АО
"Киришинефтеоргсинтез", что в свою очередь зависит от отношений,
сложившихся у предприятия с руководством Ленинградской области и
г.Санкт-Петербурга.
Если руководство Ленинградской области, понимая ситуацию,
предоставляет предприятию предоплату за поставляемую продукцию, то
мэр Санкт-Петербурга А.А.Собчак в таком порядке оплаты отказывает.
По образному высказыванию генерального директора АО
"Киришинефтеоргсинтез" В.Е.Сомова: "У Собчака денег в 5 раз больше,
но они блуждают по банкам".
Конфликт между мэром Санкт-Петербурга и нефтяной компанией
"Сургутнефтегаз" до какой-то степени уже привел к тому, что ее
дочерняя фирма АО "Киришинефтеоргсинтез", еще два года назад
обеспечивая 98% объема общегородских поставок топлива, в настоящее
время дает городу только 20%, переориентируя свои поставки на другие
регионы.
Этот конфликт в значительной степени определяется одним
обстоятельством: невозможностью в нынешних условиях хозяйствования
отпускать топливо без предоплаты. Сегодня для того, чтобы работать
на нефтяном рынке, требуются огромные оборотные средства. Так
предписывает закон, определяющий оплату нефти в момент ее добычи, а
не после получения денег от потребителя.
Поэтому сегодня не только АО "Киришинефтеоргсинтез", но и
перерабатывающие заводы Москвы, Нижнего Новгорода и других городов
отпускают бензин только с предоплатой.
РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИССИИ
1. Выделить предприятие "Киришинефтеоргсинтез" в отдельный
субъект консолидированного бюджета области, обеспечив на этой базе,
например, функционирование фонда выравнивания.
Это даст возможность установить в Киришском районе идентичный
по отношению к другим регионам порядок построения бюджетного
процесса, что устранит многие из отмеченных недостатков.
2. Необходим закон о бюджетном процессе, определяющий общие
правила, в которых для каждого субъекта бюджета будут установлены
свои нормативы и подходы, учитывающие специфику. Необходимо
уменьшить количество местных налогов, установить, например, не более
двух: с реализации и с прибыли.
3. Необходимо урегулировать отчисления в местные бюджеты от
предприятий, зарегистрированных в других регионах.
4. Необходим закон о местном самоуправлении, который бы
урегулировал отношения главы администрации и муниципалитета,
обеспечил бы нормальное взаимодействие администрации с предприятиями
и предпринимательскими структурами.
5. С целью устранения в будущем бензиновых кризисов и
обеспечения устойчивой работы нефтеперерабатывающего завода
обратиться через Законодательное собрание Санкт-Петербурга к мэру
А.А.Собчаку для решения вопросов предоплаты поставок топлива от АО
"Киришинефтеоргсинтез".
Заключение подготовил:
депутат законодательного
собрания В.Н.Леонов
Текст документа сверен по:
"Санкт-петербургское эхо",
N 22, 14 июня 1995 г., стр. 20.
|