Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПРИКАЗ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РФ ОТ 05.12.96 N 511 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ ПРИ СОЗДАНИИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
   
                                 ПРИКАЗ
                       от 5 декабря 1996 г. N 511
   
             ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
        ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ
        ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ
               ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ ПРИ СОЗДАНИИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ
                             И ЛИКВИДАЦИИ"
   
       На основании Федерального закона "Об экологической экспертизе"
   статья 18 пункты  1  и  4,  учитывая,  что  заключение  экспертной
   комиссии  государственной экологической экспертизы по рассмотрению
   проекта Федерального закона "Об обеспечении безопасности  ядерного
   оружия   при   создании,   эксплуатации   и   ликвидации"  принято
   квалифицированным большинством экспертов, приказываю:
       Утвердить заключение   экспертной   комиссии   государственной
   экологической  экспертизы  по  рассмотрению  проекта  Федерального
   закона  "Об обеспечении безопасности ядерного оружия при создании,
   эксплуатации и ликвидации".
   
                                                   Первый заместитель
                                        Председателя Государственного
                                        комитета Российской Федерации
                                           по охране окружающей среды
                                                          А.Ф.ПОРЯДИН
   
   
   
   
   
   
                                                           Утверждено
                                                 Приказом заместителя
                                        Председателя Государственного
                                        комитета Российской Федерации
                                           по охране окружающей среды
                                           от 5 декабря 1996 г. N 511
   
              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
   
                ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
   
                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                         от 27 ноября 1996 года
   
             ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
               БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ ПРИ СОЗДАНИИ,
                       ЭКСПЛУАТАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ"
   
       Экспертная комиссия государственной экологической  экспертизы,
   утвержденная  Приказом  Госкомэкологии  России от 13.11.96 N 471 в
   составе  руководителя  -  кандидата  юридических  наук,  кандидата
   технических   наук,   профессора   Серова   Г.П.,   ответственного
   секретаря  -  Бутыгиной  Н.А.,   членов   комиссии   -   кандидата
   юридических  наук  Бережного  В.А.,  доктора физико-математических
   наук,  профессора Ершова Ю.И.,  главного специалиста Ильиной А.А.,
   врача  высшей категории Киселева В.В.,  кандидата философских наук
   Мозговой А.В.,  старшего  прокурора  Наземцева  В.К.,  заместителя
   начальника    Управления   Тиханкина   А.В.   рассмотрела   проект
   Федерального закона "Об обеспечении безопасности  ядерного  оружия
   при создании, эксплуатации и ликвидации", внесенный Правительством
   Российской  Федерации   на   рассмотрение   Государственной   Думы
   Федерального Собрания от 23 сентября 1996 г. за N 3413 п-П 7.
       Текст законопроекта на 26 листах содержит преамбулу, пятьдесят
   три  статьи,  объединенных  в  девять  разделов.  К  пояснительной
   записке и проекту Закона прилагается перечень  нормативных  актов,
   принятие  которых  необходимо  для реализации проекта Федерального
   закона "Об обеспечении безопасности ядерного оружия при  создании,
   эксплуатации и ликвидации".
       Проект Федерального  закона   "Об   обеспечении   безопасности
   ядерного   оружия   при   создании,   эксплуатации  и  ликвидации"
   разработан  Минобороны  России   совместно   с   заинтересованными
   федеральными  органами  исполнительной  власти  в  соответствии  с
   решением Правительства Российской Федерации от 26 марта 1996 г.
       Необходимость принятия   специального  закона  об  обеспечении
   безопасности  при  обращении  с  ядерным  оружием  (по  всему  его
   жизненного   циклу)   возникла  в  результате  ограниченной  сферы
   действия Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
       Проект Закона  анализировался с точки зрения обеспечения в нем
   прав граждан на здоровую окружающую среду, охрану здоровья и самой
   жизни,  права на информацию о среде обитания,  права на социальную
   защиту в случае нестандартной ситуации (инцидента, аварии).
       Как следует  из  текста,  предметом  Закона  является создание
   правовой   основы   и   определение   принципов   государственного
   регулирования   специфического  рода  социальной  деятельности,  а
   именно - обеспечения безопасности ядерного оружия на  всех  этапах
   его жизненного цикла.
       Анализ текста    преамбулы    законопроекта    показал,    что
   специфической  направленностью проекта Закона является только "...
   поддержание необходимого уровня обороноспособности  страны  и  ...
   охрана  собственности" (статья 1).  Охрана здоровья и жизни людей,
   защита  окружающей  среды,  декларированные  в  преамбуле  проекта
   Закона, остальными статьями не регламентированы. Так, в статьях 2,
   3, 4, определяющих задачи, объект, предмет экспертируемого Закона,
   охрана   здоровья   и   жизни   людей,   защита  окружающей  среды
   разработчиком вообще не упоминаются.  В связи с подобным текстовым
   рассогласованием   между  декларациями  и  конкретным  содержанием
   статей необходимо более четко определить предмет, объект, субъекты
   деятельности  и  отношений,  подлежащих  правовому регулированию в
   рамках данного проекта Закона.
       В проекте   Закона   прослеживается   стремление  разработчика
   закрепить законодательно некоторые действующие на сегодняшний день
   положения  с  обеспечением  ядерной  радиационной  безопасности  в
   ядерно-оружейном   комплексе,   нормы   правового    регулирования
   отношений в области обеспечения радиационной безопасности, включая
   права и обязанности органов государственной власти,  юридических и
   физических  лиц,  определяется круг ответственности за причиненный
   ущерб и правонарушение при обращении с ядерным  оружием,  права  и
   льготы  граждан  и  страховые  гарантии  для  лиц,  участвующих  в
   ликвидации последствий аварий.
       Задача экспертизы   выявить   степень  соответствия  положений
   проекта Федерального закона экологическим требованиям, уточнить, в
   какой    мере   их   применение   в   практическом   регулировании
   соответствующих  отношений  будет  способствовать   предупреждению
   возможных  неблагоприятных воздействий этого потенциально опасного
   оружия на окружающую  природную  среду  (с  учетом  уже  возникших
   критических радиационных нагрузок в Уральском, Сибирском регионах,
   на Севере и Дальнем Востоке в районах базирования  Военно-Морского
   Флота),  жизнь  и  здоровье  человека,  а также других последствий
   реализации этого нормативного правового акта.
   
                        Замечания и предложения
   
       1. Закон создается в связи с потенциальной опасностью ядерного
   оружия.  Более логично название законопроекта записать в следующей
   редакции:  "Об обеспечении безопасности при создании, эксплуатации
   и ликвидации ядерного оружия", так как обеспечивается безопасность
   человека и окружающей среды при действиях с оружием,  а не  самого
   оружия.
       2. В  проекте  Федерального  закона  нет  определений  ядерной
   безопасности и безопасности ядерного оружия.
       3. Законопроект  не  соответствует   требованиям   Конституции
   Российской   Федерации   в   части  обеспечения  прав  граждан  на
   благоприятную  окружающую   среду   (статья   42).   Несмотря   на
   продекларированный  в  преамбуле  тезис,  что  Закон  направлен на
   "защиту окружающей среды" и предусматривает принцип  регулирования
   деятельности  по  обеспечению  защиты окружающей среды (статья 6),
   сам механизм реализации этого принципа и требований по обеспечению
   "защиты"  отсутствует.  В  то  же время расходы на природоохранные
   мероприятия,  включая  обследование  территорий,   планируются   в
   размере  60 млрд.  рублей,  что составляет 43%  от ассигнований на
   реализацию всего  законопроекта.  К  этим  мероприятиям  непонятно
   почему отнесены вопросы компенсации гражданам за риск, связанный с
   работой и проживанием в опасных зонах (пояснительная записка).
       4. Представляется   необходимым   включить   в  проект  Закона
   отдельную  статью,  аналогичную  статье   29,   об   организациях,
   ответственных  за  экологическую  безопасность  ядерного оружия на
   всех стадиях его  жизненного  цикла.  Организации,  осуществляющие
   разработку,  производство,  испытание и ликвидацию ядерного оружия
   (статьи   21   -   30),    обязаны    соблюдать    природоохранное
   законодательство,  разрабатывать  и  осуществлять  мероприятия  по
   защите окружающей природной среды, включая человека, предотвращать
   аварийные  ситуации  и  ликвидацию  их  последствий,  отвечать  за
   нанесение ущерба здоровью населения.
       5. В   проекте   Закона   практически  отсутствуют  конкретные
   требования,  в  том  числе  и  природоохранные,   по   обеспечению
   безопасности  ядерного  оружия  при  строительстве  и эксплуатации
   ядерных объектов.
       Отсутствуют полностью   требования  к  проектированию  ядерных
   объектов,  испытанию  ядерного  оружия,  хранению  и   захоронению
   радиоактивных   составных  частей  ядерного  оружия.  Недостаточно
   проработаны требования к размещению ядерных объектов.
       Статьи 34 и 38 дополнить положением: "предоставление земельных
   участков и акваторий для  размещения  ядерных  оружейных  объектов
   производится при наличии согласования с органами охраны окружающей
   среды".
       6. В  Законе  должны  быть сформулированы некоторые достаточно
   общие требования  по  безопасному  обращению  с  ядерным  оружием.
   Нельзя  менять требования в зависимости от конкретного вида оружия
   и   в   соответствии   с   решением   Правительства.   Нормативная
   документация  должна  разрабатываться  не только "в соответствии с
   государственными  нормами  по  обеспечению  безопасности  ядерного
   оружия  ..."  (статья  10),  но  и  в  соответствии с требованиями
   санитарного и природоохранного законодательства.
       7. Законопроект  не  определяет  требований к лицензированию и
   страхованию деятельности,  связанной с созданием,  эксплуатацией и
   ликвидацией ядерного оружия.
       8. В законопроекте (статья  14)  необоснованно  сокращены,  по
   сравнению с Законом "Об использовании атомной энергии" (статья 8),
   полномочия Федерального Собрания Российской Федерации.
       9. Законопроект  (статья  5)  противоречит смыслу и содержанию
   Федерального   закона   "О   государственном   оборонном   заказе"
   (статья 1).  Указанным  Законом  не установлены ограничения на вид
   собственности    организаций,     участвующих     в     выполнении
   государственного  оборонного  заказа,  более  того  в  статье  8 в
   Федеральном законе "Об обороне" от 31.05.96 N 61  указаны  функции
   организации в области обороны независимости от форм собственности.
       10. Включить   в   законопроект   статьи   о   государственном
   мониторинге и государственном экологическом контроле в санитарно -
   защитной зоне и зоне наблюдения ядерных оружейных объектов, указав
   органы, ответственные за их проведение.
       11. Обеспечение безопасности ядерного оружия в проекте  Закона
   отнесено  к  полномочиям  различных  органов - от органов местного
   самоуправления до Президента Российской Федерации (статьи 12 - 30,
   статьи  32 - 34,  37,  40,  42 - 44,  46 - 49 сведены к ссылкам на
   действующее   законодательство).   При   таком    подходе    Закон
   целесообразно  было  бы назвать "Полномочия государственных и иных
   органов власти при обеспечении безопасности ядерного оружия",  что
   практически подтверждается статьей 4.
       12. В   полномочиях   Правительства    Российской    Федерации
   (статья 14)   отсутствует   финансирование   программ   в  области
   обеспечения безопасности  ядерного  оружия  и  мер  по  социальной
   защите   граждан.   Меры   должны  приниматься  не  Правительством
   Российской   Федерации,   а   органами   государственной   системы
   обеспечения безопасности ядерного оружия.
       13. В статьях 42 - 44 законопроекта не  учитываются  возможные
   экологические последствия при авариях с ядерным оружием, наносящих
   значительный ущерб природной среде,  требующих  больших  затрат  и
   времени для восстановления естественных экосистем.
       В этой  ситуации  и  в  соответствии  с   Законом   Российской
   Федерации  "Об  охране  окружающей  среды",  и  в  зависимости  от
   масштабов   отрицательных   последствий   в    окружающей    среде
   целесообразно наряду с введением чрезвычайного положения объявлять
   зону,  подверженную воздействию,  зоной чрезвычайной экологической
   ситуации или экологического бедствия.
       14. Статья  42.  Необходимо   указать   общие   условия   (или
   разграничить  аварии  и  другие инциденты с ядерным оружием),  при
   которых   вводится   чрезвычайное   положение   либо    территория
   объявляется зоной чрезвычайной ситуации без введения чрезвычайного
   положения.  В определение инцидента  с  ядерным  оружием  включить
   хищение (статья 43).
       15. В статье 45 не  указаны  организации,  возмещающие  ущерб,
   нанесенный   природной  среде,  как  это  предусмотрено  в  случае
   нанесения ущерба юридическим и физическим лицам и их имуществу.
       16. В  статье  5  проекта Закона утверждается исключительность
   федеральной  собственности  на  ядерное   оружие,   средства   его
   разработки,  испытаний, производства, эксплуатации и ликвидации. В
   статье 16 разработчик за органами государственной власти оставляет
   права   участия   в  "обеспечении  социально-бытовых  условий  для
   персонала   ядерных   объектов,   защиты   населения,   имущества,
   ликвидации  последствий аварий" и т.п.  В то время как за органами
   местного самоуправления (статья 17)  закрепляется  не  участие,  а
   именно  "разработка и принятие" конкретных мер по защите граждан и
   их собственности,  по снижению вреда и  восстановлению  нормальной
   деятельности    в    случае    радиологического    воздействия   и
   радиоактивного загрязнения местности,  по эвакуации населения и по
   ликвидации  последствий  аварии  с  ядерным оружием.  Такая логика
   отражает скорее узковедомственный подход,  нежели государственный.
   Должно  быть  предусмотрено  и  государственное  обеспечение (а не
   участие)  мер  социальной  защиты   населения   и   территорий   в
   оговоренных   ситуациях.   Практика  показывает,  что  законы,  не
   прописывающие  четко  и  однозначно   механизмы   их   реализации,
   оказываются декларацией.
       17. Статья   24.   Целесообразно   дополнить   положением   об
   ответственности  организаций  за  ликвидацию  последствий  аварий.
   Организации,  осуществляющие    производство    ядерного    оружия
   (статья  23),  так   же,   как   и   эксплуатирующие   организации
   (статья 25),  обязаны  отвечать  за  нанесение   ущерба   здоровью
   населения,     соблюдение    природоохранного    законодательства,
   разработку  и  осуществление  мероприятий  по  охране   окружающей
   природной среды, предотвращения аварийных ситуаций и ликвидацию их
   последствий.
       Статьи 23,   24,   25   должны   предусматривать   обеспечение
   социально-бытовых условий для персонала, осуществляющего создание,
   испытание, эксплуатацию и утилизацию ядерного оружия.
       18. Необходимо уточнить определение жизненного цикла  ядерного
   оружия.  Целесообразно  его  отсчет  вести  от момента разработки,
   испытаний и экспериментов, в последующих статьях законопроекта это
   имеет важное значение (статья 10), так как этап до сборки ядерного
   оружия остается неподконтрольным государственным органам  и  может
   наносить существенный ущерб окружающей среде.
       19. В статье 28 следует указать,  кем, в какие сроки, на какие
   финансовые  и  иные  средства  создается подсистема реагирования и
   ликвидации  последствий  аварий  с  ядерным  оружием  и  как   это
   предложение  увязано  с  нормативными  актами  по созданию системы
   предупреждения и ликвидации  чрезвычайных  ситуаций.  Кроме  того,
   статья   никак  не  отражает  право  граждан  и  органов  местного
   самоуправления на информацию об аварии.
       20. Статью    37    дополнить    положением   об   обязанности
   соответствующих  органов,  в  ведении  которых  находится  ядерное
   оружие,   расположенное   на  территории  регионов,  предоставлять
   необходимую органам местного самоуправления информацию при условии
   соблюдения ими государственный тайны.
       21. Глава VI "Права и льготы граждан  при  работах  с  ядерным
   оружием"    представляет    собой    отсылку    к    существующему
   законодательству Российской Федерации.  Следует указать,  о  каких
   именно   законодательных   актах   идет   речь  в  данном  разделе
   законопроекта.
       22. В   статье   47  целесообразно  дать  определение  понятию
   "общественные мероприятия на ядерных оружейных объектах".
       23. Статья  32.  В  проекте Закона введен запрет на проведение
   общественных мероприятий на ядерных оружейных объектах в  пределах
   охраняемой  зоны.  В настоящее время ядерными оружейными объектами
   являются города Саров (Арзамаз-16),  Заречный (Пенза-19) и  другие
   ЗАТО,   находящиеся   в  охраняемой  зоне.  Запрещение  проведения
   общественных мероприятий на территории этих городов  неправомерно,
   требуется   уточнить   вид   запрещаемых   мероприятий  и  указать
   территорию,  на  которой  они  запрещены  (охраняемая  зона,  зона
   наблюдения и т.д.).
       24. "Обстановка  на  подведомственной  территории  в  пределах
   санитарно-защитной   зоны,   зоны   наблюдения  ядерных  оружейных
   объектов   ..."   может   являться    объектом    государственного
   экологического   контроля,   но   не   предметом   государственной
   экологической экспертизы.
       25. В  соответствии  с  требованиями  Федерального  закона "Об
   экологической  экспертизе"   нормативно-техническая,   технико   -
   экономическая,  проектная и иная документация,  разработка которой
   предусматривается   проектом   Закона   в   области    обеспечения
   безопасности  ядерного оружия (статьи 9,  10,  18,  21,  33 и др.)
   должна проходить государственную экологическую экспертизу.
       26. Термины  и  определения  проекта Закона следует привести в
   соответствие с Федеральным законом  "О  радиационной  безопасности
   населения",  особенно  это касается терминов:  "санитарно-защитная
   зона" и "зона наблюдения".
       27. В законопроекте (статья 35) следует указать, кем конкретно
   определяются размеры  и  границы  оружейных  объектов.  Необходимо
   предусмотреть  проведение государственной экологической экспертизы
   при зонировании территории.
       28. В    прилагаемом    "Перечне    нормативных   актов   ..."
   целесообразно дополнительно ввести третий  раздел:  "Нормативно  -
   правовые   акты   по   санитарно-техническому  и  природоохранному
   обеспечению  радиационной  и  ядерной   безопасности   на   этапах
   создания,   эксплуатации,   ликвидации,   хранения  и  захоронения
   ядерного оружия или его компонентов".
   
                          Замечания по тексту
   
       1. Преамбула:  Исключить  слово   "собственности",   так   как
   упомянутое  выше  по  тексту  "ответственность за причиненный вред
   ..." и является одним из правовых  механизмов,  обеспечивающих,  в
   частности,  защиту  права собственности.  Дополнить текст "...  на
   обеспечение экологической безопасности".
       2. Статья  1.  Целесообразно  изложить первый абзац записать в
   следующей редакции:  "Безопасность  ядерного  оружия  определяется
   комплексом технических,  организационных, правовых, экономических,
   экологических,  воспитательных и иных мероприятий, направленных на
   обеспечение  требуемого  уровня безопасности от ядерного оружия на
   всех этапах  его  обращения".  К  ядерному  оружию  в  определении
   отнесены  носители ядерного оружия.  В соответствии с определением
   этого термина,  данным в статье 1,  - это  средство  размещения  и
   доставки.  Следует уточнить формулировку,  иначе, например, ракета
   без  ядерной  боеголовки  будет  отнесена   к   ядерному   оружию.
   Определение ядерного оружейного объекта должно корреспондироваться
   с определениями, введенными в статье 1 Федерального закона N 29-ФЗ
   от  03.04.96  "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно
   опасных  производств  и  объектов".  Необходимо  раскрыть   термин
   "несанкционированное   воздействие  на  ядерное  оружие",  указать
   понятия  "ядерные  испытания"  и  "испытания   ядерного   оружия".
   Определение   "аварии"   не  соответствует  понятию  "радиационная
   авария",  определение понятия "ядерный терроризм" не соответствует
   определению   "терроризма",   в   статье  205  Уголовного  кодекса
   Российской Федерации.
       3. Термин  "Государственная  система  обеспечения безопасности
   ядерного оружия" записать в редакции: "- система, охватывающая все
   уровни   государственного   управления   и   предназначенная   для
   комплексного решения  проблем  обеспечения  безопасности  ядерного
   оружия".
       Во втором абзаце  следует  конкретизировать:  какие  отношения
   имеются в виду и между какими субъектами.
       4. Термин  "Жизненный  цикл  ядерного   оружия"   записать   в
   редакции:  "- совокупность этапов обращения с ядерным оружием ..."
   и далее по тексту.
       5. Статья   3.   Действие   Закона  распространяется  на  "...
   составные части ядерных зарядов  и  боеприпасов".  В  противоречие
   этому  в  статье 4 сказано,  что "любая деятельность,  связанная с
   делящимися   и   радиоактивными   материалами,   используемыми   в
   конструкции ядерного оружия ...  регламентируется иными законами и
   нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации  ...".  Это
   приводит  к  тому,  что  оружейный  плутоний  и  оружейный уран по
   статье 3 регламентируется Федеральным законом "О ядерном  оружии",
   а  по статье 4 - другими законами и нормативными актами Российской
   Федерации.
       Перечень объектов    применения    целесообразно    ограничить
   объектами, связанными только с ядерным оружием, сведения о которых
   составляют государственную тайну.
       6. Статья 4. Из первого абзаца слово "оборудование" исключить;
   во  втором  абзаце  вместо  слова "безопасностью ..." записать "за
   обеспечением безопасности ..." и далее по тексту; в третьем абзаце
   после   слов   "причиненного   вреда  ..."  записать  населению  и
   окружающей природной среде".  На стр.  6 в  шестом  абзаце  вместо
   слова  "деятельности  ..."  записать  "по обеспечению безопасности
   персонала и членов их семей" и далее по тексту. Статью 6 дополнить
   абзацем  "обеспечение  охраны  здоровья  и  жизни  людей  и защиты
   окружающей  природной  среды".  Не  определены  понятия  "воинская
   организация",    "гражданская   организация".   Уточнить   понятия
   "прилегающие (к ядерным оружейным объектам) территорий".
       7. Статья     7.     Целесообразно    исключить    возможность
   финансирования работ по обеспечению безопасности  ядерного  оружия
   по   статье  федерального  бюджета  "Международная  деятельность",
   оставив лишь статью "Национальная оборона". Не корреспондируется с
   нормами,  содержащимися  в  Федеральном  законе  "О финансировании
   особо  радиационно  опасных  и  ядерно   опасных   производств   и
   объектов",  и  с  частью  5  статьи  2  Федерального   закона   "О
   государственном оборонном заказе".
       8. Статья   9.  Исключить  из  системы  нормативно-технической
   документации "решения органов  государственной  власти  Российской
   Федерации  по  вопросам обеспечения безопасности ядерного оружия".
   Статьи 9 и 10 проекта  Закона  целесообразно  объединить,  приведя
   вместо  них  текст  статьи 6 Федерального закона "Об использовании
   атомной энергии",  дополненной последними тремя абзацами статьи  9
   законопроекта.
       9. Статья 10.  В первом абзаце после слов "ядерное оружие ..."
   записать  "включая  этапы  хранения  и  захоронения  его составных
   частей" и далее по тексту.
       10. Статья 11. Проект Закона предлагает создание новых органов
   государственного  управления  -  органов  государственной  системы
   обеспечения  безопасности  ядерного  оружия.  Действующих в стране
   органов государственного  управления  вполне  достаточно  как  для
   обеспечения  безопасности  ядерного оружия,  так и для обеспечения
   безопасности  населения  и  природной  среды  при  "Создании   ...
   ядерного  оружия".  Статью  11  из  проекта  Закона  целесообразно
   исключить.
       11. Статья  13.  Необходимо  уточнить  сферы  деятельности при
   обеспечении    безопасности    ядерного    оружия,    регулируемые
   законодательством  о  чрезвычайном положении и законодательством о
   защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций  природного
   и  техногенного  характера;  уточнить перечень федеральных органов
   исполнительной    власти,    представляющих    (по    предложениям
   разработчика   законопроекта)   планы   размещения  на  территории
   Российской Федерации ядерных  оружейных  объектов  и  объектов  по
   ликвидации  ядерного  оружия.  Сомнительно  наличие  в  Российской
   Федерации нескольких  органов,  разрабатывающих  и  представляющих
   указанные планы.
       12. Статья 15.  В абзац "организует  разработку  и  утверждает
   федеральные  программы  обеспечения  безопасности ядерного оружия"
   включить  слова  "...  утверждает  федеральные  программы  ...   в
   установленном Российским законодательством порядке".
       13. Статья  17.  Последний  абзац   изложить:   "участвуют   в
   разработке  и  принятии  мер  ...",  далее  по  тексту.  У органов
   местного управления нет средств для осуществления столь масштабных
   работ.  Финансирование  должно осуществляться за счет федерального
   бюджета.
       14. Целесообразно  сформулировать статью 18,  приняв за основу
   статью 23 Федерального закона "Об использовании  атомной  энергии"
   как наиболее полно отражающего существо вопроса.
       15. Статья 20. Первый абзац, стр. 15 после слова "осуществляют
   ..."  записать  "независимый"  и далее по тексту.  Дополнить после
   слов "Указанные органы ...  независимы от  других  государственных
   органов,  а  также  организаций,  деятельность  которых  связана с
   созданием,  эксплуатацией и ликвидацией ядерного оружия,  они ..."
   далее  по  тексту.  Отсутствие  данного  ограничения,  в  условиях
   действия распоряжения Президента Российской Федерации от  26  июля
   1995  г.  350-рп,  фактически  будет  означать контроль Минобороны
   России за действиями в области  обеспечения  ядерной  радиационной
   безопасности Минобороны России.
       16. Статья  23.  В  первом  абзаце  слова   "...   нормативной
   документации  организации - разработчика ядерного оружия" заменить
   на слова "... проектной документации и технологического регламента
   при производстве ядерного оружия", далее по тексту.
       17. Статья 27.  В последнем абзаце статьи  слова  "Координация
   деятельности ..." заменить на "Деятельность ...", далее по тексту.
       18. Статья  29.  Абзац  пятый:  термин   "психофизиологическое
   обеспечение" неясен,  требует пояснения или замены. Неправомочно к
   полномочиям    организаций,    осуществляющим    медико-санитарное
   обеспечение, относить решение экологических проблем.
       19. Статья 30.  Следует указать,  какую ответственность  несут
   организации,  оказывающие  услуги  (административную,  уголовную и
   т.д.). Должны ли они иметь лицензию.
       20. Статья  32.  Не определено,  кто обязан разрабатывать и на
   каком   этапе   санитарно-экологические   паспорта   объектов.   В
   соответствии  с  нормативными  документами  должны разрабатываться
   экологические и санитарные паспорта.
       21. Статья  31.  Необходимо  переработать  и  исключить из нее
   ссылку  на  государственную   систему   обеспечения   безопасности
   ядерного оружия.
       22. Статья 36.  Дополнить словами  "...  а  также  требованиям
   земельного законодательства по рекультивации земель".
       23. Статья  37.  Уточнить  формулировку  "...   за   пределами
   охраняемой  и  санитарно-защитных зон на территории муниципального
   образования ...".
       24. Статья   38.   В   формулировке   статьи  пропущено  слово
   "безопасности" перед словосочетанием "ядерное оружие".
       25. Статья 40. Необходимо уточнить понятия "... вблизи ядерных
   оружейных объектов" и  законодательные  акты,  с  которыми  должна
   корреспондироваться данная статья.
       26. Статья  45.  Абзацы  2  и  3  объединить.  Неясно,   каким
   действующим  законодательством  определяются вид ответственности и
   ее  степень   в   случаях   (как   это   предлагают   разработчики
   законопроекта)  если вред,  причиненный в результате радиационного
   воздействия, не может быть определен и обоснован.
       27. Статья  46.  Указать,  каким действующим законодательством
   Российской  Федерации   предусмотрено   право   органов   местного
   самоуправления   принимать   решения,  касающиеся  особого  режима
   функционирования  ядерных  оружейных   объектов.   Уточнить,   как
   абзацы 2  и  3  статьи  корреспондируются  с  законодательством "О
   сохранении государственной, военной и служебной тайны". Необходима
   разработка  принципиальных  положений по разграничению информации,
   содержащей  сведения  об  экологической  обстановке,  и  сведения,
   охраняемые  государством как государственная,  военная,  служебная
   тайна.  В последнем абзаце после  слов  "Отказ  в  предоставлении"
   добавить  "экологической  информации  в  санитарно-защитной зоне и
   зоне наблюдения оружейного объекта", далее по тексту.
       28. Статьи 47,  48. Не корреспондируются с нормами Законов "Об
   общественных объединениях" и "О профессиональных союзах, их правах
   и гарантиях деятельности".
       29. Статьи 34 - 52.  По смысловой нагрузке и задачам во многом
   дублируют   соответствующие   положения  Федерального  закона  "Об
   использовании атомной энергии".  Текст статей проекта  Закона  "Об
   обеспечении    безопасности    ядерного   оружия   при   создании,
   эксплуатации  и  ликвидации"  не  всегда  конкретен  и   позволяет
   различное их толкование.
       Целесообразно законопроект  переработать,  исключив  различное
   понимание одних и тех же положений в проекте Закона и в Законе "Об
   использовании атомной энергии".
   
                                 Выводы
   
       1. Экспертная комиссия,  рассмотрев проект Федерального закона
   "Об   обеспечении   безопасности  ядерного  оружия  при  создании,
   эксплуатации и ликвидации",  на основании замечаний и  предложений
   экспертов,   имеющих   принципиальный   характер,   считает,   что
   законопроект,  несмотря на актуальность и своевременность, требует
   серьезной переработки.
       2. Необходимо  определить  цель  разработки   закона:   защита
   ядерного  оружия  от  населения  и  окружающей  среды  или  защита
   населения и окружающей среды от ядерного оружия,  т.е.  привести в
   соответствие  название Закона,  уточнив объекты и субъекты ядерной
   безопасности.
       3. Практическое   применение  проекта  Федерального  закона  в
   существующем  виде  для  решения   вопросов   хранения   делящихся
   материалов   оружейного   качества,  высвобождаемых  в  результате
   ликвидации ядерного оружия, обращения с радиоактивными отходами на
   территориях  ядерных  оружейных  объектов  и  на территориях ЗАТО,
   обеспечения безопасности  и  при  снятии  с  эксплуатации  ядерных
   боеприпасов   будет   затруднительно,  а  в  ряде  случаев  просто
   невозможно.
       4. Рекомендуется  внести  дополнения  в статьи законопроекта в
   соответствии с замечаниями и предложениями данного заключения.
   
                                                Руководитель комиссии
                                                            Г.П.СЕРОВ
   
                                              Ответственный секретарь
                                                         Н.А.БУТЫГИНА
   
                                                      Члены комиссии:
                                                         В.А.БЕРЕЖНОЙ
                                                            Ю.И.ЕРШОВ
                                                           А.А.ИЛЬИНА
                                                          В.В.КИСЕЛЕВ
                                                         А.В.МОЗГОВАЯ
                                                         В.К.НАЗЕМЦЕВ
                                                         А.В.ТИХАНКИН
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
Разное