Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
 

ЧАСТИЧНОЕ РЕШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ОТ 21.03.2002 ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ N 47978/99 "ВАТАН" (НАРОДНОДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ) ("VATAN" (PEOPLE'S DEMOCRATIC PARTY)) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                                               [неофициальный перевод]
   
                  ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                             ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ
                                   
                           ЧАСТИЧНОЕ РЕШЕНИЕ
               ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ N 47978/99
      "ВАТАН" (НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ) ("VATAN" (PEOPLE'S
            DEMOCRATIC PARTY)) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
                                   
                    (Страсбург, 21 марта 2002 года)
   
       Европейский суд по правам человека (Третья секция), заседая  21
   марта 2002 г. Палатой в составе:
       Г. Ресса, Председателя Палаты,
       И. Кабрала Баррето,
       П. Куриса,
       Б. Цупанчича,
       Дж. Хедигана,
       М. Цацы-Николовской,
       А. Ковлера, судей,
       а также при участии В. Берже, Секретаря Секции Суда,
       принимая во внимание указанную жалобу, поданную 19 февраля 1999
   г.,
       заседая за закрытыми дверями,
       принял следующее Решение:
                                   
                                 ФАКТЫ
                                   
       Заявитель    -    Народно-демократическая    партия    "Ватан",
   зарегистрирована  Министерством  юстиции  Российской  Федерации  29
   апреля  1994  г. В Европейском суде по правам человека ее  интересы
   представляет Алексеева Л.М., московский правозащитник.
                                   
                              СУТЬ ЖАЛОБЫ
                                   
       1.   Партия-заявитель   утверждала,   что   решения   суда    о
   приостановлении  деятельности ее областного отделения  нарушают  ее
   свободу придерживаться своего мнения и распространять информацию  и
   идеи,  а  также нарушают свободу объединения и право членов  партии
   исповедовать  свою религию. Партия-заявитель при этом ссылалась  на
   статьи 9, 10 и 11 Конвенции.
       2.   Основываясь   на  статье  14  Конвенции,  партия-заявитель
   жаловалась на то, что она подверглась дискриминации.
       3.   Партия-заявитель  также  жаловалась  на  то,   что   суды,
   рассматривавшие дело, не были беспристрастными по смыслу  пункта  1
   статьи 6 Конвенции.
                                   
                                 ПРАВО
                                   
       1.  Основываясь  на  статьях  9, 10  и  11  Конвенции,  партия-
   заявитель  утверждала,  что  факт приостановления  деятельности  ее
   областного  отделения  ущемляет право  членов  партии  исповедовать
   свою   религию,  свободу  партии  придерживаться  своих  мнений   и
   распространять  информацию  и  идеи, а  также  свободу  объединений
   партии.   Партия-заявительница  утверждает,  что  явилась  объектом
   дискриминации в нарушение статьи 14 Конвенции.
       Статья 9 Конвенции гласит:
       "1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это
   право  включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу
   исповедовать  свою религию или убеждения как индивидуально,  так  и
   сообща  с  другими, публичным или частным порядком в  богослужении,
   обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
       2.  Свобода  исповедовать свою религию или  убеждения  подлежит
   лишь  тем  ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы
   в  демократическом обществе в интересах общественной  безопасности,
   для  охраны общественного порядка, здоровья или нравственности  или
   для защиты прав и свобод других лиц".
       Статья 10 Конвенции гласит:
       "1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право
   включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать  и
   распространять  информацию и идеи без какого-либо вмешательства  со
   стороны  публичных властей и независимо от государственных  границ.
   Настоящая   статья   не   препятствует  государствам   осуществлять
   лицензирование       радиовещательных,      телевизионных       или
   кинематографических предприятий.
       2.   Осуществление  этих  свобод,  налагающее   обязанности   и
   ответственность,    может    быть   сопряжено    с    определенными
   формальностями,  условиями, ограничениями  или  санкциями,  которые
   предусмотрены  законом  и необходимы в демократическом  обществе  в
   интересах  национальной  безопасности, территориальной  целостности
   или  общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков  или
   преступлений,   для   охраны  здоровья  и  нравственности,   защиты
   репутации   или   прав   других  лиц,  предотвращения   разглашения
   информации, полученной конфиденциально, или обеспечения  авторитета
   и беспристрастности правосудия".
       Статья 11 Конвенции гласит:
       "1.  Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу
   объединения  с  другими,  включая право создавать  профессиональные
   союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
       2.  Осуществление  этих прав не подлежит никаким  ограничениям,
   кроме   тех,   которые  предусмотрены  законом   и   необходимы   в
   демократическом  обществе в интересах национальной  безопасности  и
   общественного   порядка,  в  целях  предотвращения  беспорядков   и
   преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты  прав
   и  свобод  других  лиц.  Настоящая статья не препятствует  введению
   законных  ограничений на осуществление этих прав лицами,  входящими
   в  состав  вооруженных  сил, полиции или  административных  органов
   государства".
       Статья 14 Конвенции гласит:
       "Пользование  правами  и  свободами,  признанными  в  настоящей
   Конвенции,  должно  быть  обеспечено  без  какой  бы  то  ни   было
   дискриминации  по признаку пола, расы, цвета кожи, языка,  религии,
   политических  или  иных  убеждений, национального  или  социального
   происхождения,   принадлежности   к   национальным    меньшинствам,
   имущественного положения, рождения или по любым иным признакам".
       Европейский суд установил, что на основе материалов дела  в  их
   настоящем  виде,  он  не может решить вопрос о приемлемости  данной
   части  жалобы, и поэтому в соответствии с пунктом 3 "b" правила  54
   Регламента  Суда счел необходимым уведомить о данной  части  жалобы
   власти Российской Федерации.
       2.  Ссылаясь  на  пункт 1 статьи 6 Конвенции,  партия-заявитель
   утверждала,  что  судебное  разбирательство,  которое   привело   к
   приостановлению   деятельности   Отделения,   было   проведено    с
   нарушением  принципа "справедливости". В частности,  она  указывала
   на  то,  что  суды, рассматривавшие дело, не были беспристрастными,
   поскольку   находились  под  влиянием  областной  администрации   и
   средств массовой информации.
       Пункт  1  статьи 6 Конвенции в части, применимой  к  настоящему
   делу, устанавливает следующее:
       "Каждый  в случае спора о его гражданских правах и обязанностях
   или  при  предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет  право
   на  справедливое и публичное разбирательство дела в  разумный  срок
   независимым   и  беспристрастным  судом,  созданным  на   основании
   закона".
       Европейский  суд должен установить, применимо ли  вышеназванное
   положение   к   настоящему   делу,   то   есть   имело   ли   целью
   разбирательство,  о котором идет речь, "определение...  гражданских
   прав и обязанностей".
       Европейский  суд  отметил,  что разбирательство  в  Ульяновском
   областном  суде  и в Верховном суде Российской Федерации  сводилось
   исключительно  к вопросу о том, могло ли Отделение продолжать  свою
   политическую  деятельность. Европейский суд  неоднократно  отмечал,
   что  разбирательства по поводу политических прав не  подпадают  под
   пункт  1 статьи 6 Конвенции (см. Решение Европейского суда по  делу
   "Рефах  Партизи  (Партия  Процветания)"  и  другие  против  Турции"
   (Refah  Partisi  (Prosperity Party) and  Оthers  v.  Turkey)  от  3
   октября 2000 г., жалобы N 41340/98, 41342 - 41344/98).
       Нельзя    не   признать,   что   приостановление   деятельности
   объединения  имело  определенные  финансовые  последствия  для  его
   Отделения.  В  частности, оно повлекло за собой  ограничение  права
   Отделения  на  использование банковского счета,  который  мог  быть
   задействован   лишь   при  оплате  расходов,  понесенных   в   ходе
   нормальной   деятельности,   выплатах  по   трудовым   соглашениям,
   компенсациям  и штрафам. В связи с этим Европейский  суд  напомнил,
   что  пункт 1 статьи 6 Конвенции обычно применяется к делам, предмет
   разбирательства  которых  имеет  "денежный"  характер  и  связан  с
   предполагаемым нарушением прав, также имеющих отношение к  деньгам,
   или  где исход разбирательства прямо сказывается на частных  правах
   и   обязанностях  (см.  Постановление  Европейского  суда  по  делу
   "Бальмер-Шафрот  и  другие против Швейцарии" (Balmer-Schafroth  and
   Оthers  v. Switzerland) от 26 августа 1997 г., Reports of Judgments
   and Decisions 1997-IV, з 32).
       Однако    в   данном   случае   ограничение   права   заявителя
   распоряжаться  своим  банковским счетом вытекало  из  решения  суда
   всего  лишь  как второстепенное и косвенное следствие. Более  того,
   вопрос   о  финансовых  последствиях  приостановления  деятельности
   Отделения во время судебного разбирательства не поднимался.
       По  этой  причине  Европейский суд пришел  к  выводу,  что  при
   разбирательстве,  закончившемся  Решением  Верховного  суда  от   3
   сентября   1998   г.,  определение  гражданских  прав   объединения
   заявителя   не   выносилось  и  что  по  этой  причине   упомянутое
   разбирательство  не  подпадает  под  действие  пункта  1  статьи  6
   Конвенции.    Следовательно,   данная   часть    жалобы    является
   несовместимой   ratione  materiae  и  должна   быть   отклонена   в
   соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конвенции.
                                   
                  НА ЭТИХ ОСНОВАНИЯХ СУД ЕДИНОГЛАСНО:
                                   
       решил  отложить рассмотрение жалобы партии-заявителя по вопросу
   о   том,  что  решение  суда  о  приостановлении  деятельности   ее
   областного  отделения  нарушает  ее  свободу  придерживаться  своих
   мнений  и  распространять информацию и идеи, свободу объединений  и
   право  членов  партии  исповедовать  свою  религию;  и  по  вопросу
   дискриминации;
       объявил неприемлемой остальную часть жалобы.
   
                                                   Председатель Палаты
                                                                Г.РЕСС
                                                                      
                                                 Секретарь Секции Суда
                                                               В.БЕРЖЕ
                                                                      
                                                                      

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
Разное