Вопрос: Российская организация заключила договор займа с
иностранной компанией - резидентом Швейцарии, не осуществляющей
деятельности в РФ через постоянное представительство. Каков
порядок налогообложения процентного дохода, выплачиваемого
иностранной компанией?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 июня 2006 г. N 20-12/54168@
Согласно статье 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль
организаций наряду с российскими организациями являются
иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ
через постоянные представительства и (или) получающие доходы от
источников в РФ.
В соответствии со статьей 247 НК РФ для иностранных
организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные
представительства, прибылью признаются доходы, полученные от
источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются
в соответствии со статьей 309 НК РФ.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ процентные
доходы по договорам займа, полученные иностранной организацией,
которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ,
относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и
подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты.
Указанные доходы согласно пункту 2 статьи 284 НК РФ и пункту 1
статьи 310 НК РФ облагаются по ставке 20%.
Вместе с тем если международным договором РФ, содержащим
положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные
правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и
принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о
налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы
международных договоров РФ (п. 7 НК РФ).
В отношениях между Российской Федерацией и Швейцарской
Конфедерацией действует Соглашение об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от
15.11.95 (далее - Соглашение).
На основании пункта 1 статьи 11 Соглашения проценты,
возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые
резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться
налогами в этом другом Государстве.
В то же время пунктом 2 указанной статьи Соглашения
установлено, что такие проценты могут также облагаться налогом в
том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, в
соответствии с законами этого Государства, но если получатель
является фактическим владельцем процентов, то взимаемый таким
образом налог не должен превышать 10% от общей суммы процентов.
При этом независимо от того, какой заем предоставлен банком, такой
налог не должен превышать 5% от общей суммы процентов.
При применении международных договоров, регулирующих вопросы
налогообложения, компетентные органы Договаривающихся Государств
могут руководствоваться комментариями к модели Конвенции по
налогам на доход и капитал Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), лежащей в основе как российского
проекта типового Соглашения об избежании двойного налогообложения
доходов и имущества (утверждено постановлением Правительства РФ от
28.05.92 N 352), так и аналогичных национальных моделей зарубежных
стран.
Комментарий к статье 11 модели Конвенции по налогам на доход и
капитал ОЭСР, регулирующей порядок налогообложения процентов,
говорит о том, что пункт 1 данной статьи определяет принцип,
указывающий, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся
Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося
Государства, могут облагаться налогом в последнем. Причем данный
пункт не оговаривает исключительного права налогообложения
процентов в пользу страны резиденции.
При этом пункт 2 статьи 11 определяет право налогообложения
процентов за государством, в котором эти проценты возникают, но
ограничивает это право предельным налогом, рассчитываемым по
ставке, не превышающей ставку, размер которой в двухстороннем
соглашении определяют Договаривающиеся Государства.
Таким образом, установленное пунктом 2 статьи 11 Соглашения
ограничение возможности налогообложения процентов означает, что в
государстве источника дохода (в данном случае - в России)
ограничивается право применять его национальное законодательство,
то есть, в частности, ограничивается право применять ставку 20%
при налогообложении доходов иностранных организаций в виде
процентов по договору займа, установленную законодательством РФ
для реализации налогообложения доходов иностранных организаций у
источника выплаты.
При этом право налогообложения ограничивается путем понижения
ставки с установленной законодательством РФ до ставки 10%,
предусмотренной Соглашением.
Следовательно, в случае выплаты иностранной организации -
резиденту Швейцарии процентных доходов по договору займа
российская организация - налоговый агент обязана исчислить и
удержать налог по ставке, установленной пунктом 2 статьи 11
Соглашения, то есть ставка не должна превышать 10% от общей суммы
процентов.
В качестве условия, необходимого для реализации указанной выше
нормы Соглашения, пункт 3 статьи 310 и пункт 1 статьи 312 НК РФ
устанавливают предоставление иностранной организацией налоговому
агенту документа, подтверждающего ее постоянное местопребывание в
том государстве, с которым РФ имеет международный договор
(соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, заверенного
компетентным органом соответствующего иностранного государства.
В случае отсутствия на момент выплаты дохода документа,
подтверждающего резидентство иностранной организации для целей
применения международного соглашения об избежании двойного
налогообложения, налоговый агент обязан исчислить и удержать налог
с дохода, выплачиваемого иностранной организации, по ставке,
установленной российским налоговым законодательством, то есть по
ставке 20%.
И.о. заместителя
руководителя Управления
В.Г. Исаев
|