ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2006 г. N 7362/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского
В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С.,
Козловой О.А., Першутова А.Г., Осиповой Н.В., Сарбаша С.В.,
Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление главы крестьянского (фермерского)
хозяйства "Зеленый луг" Азаматовой С.Ш. о пересмотре в порядке
надзора решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.11.2005
по делу N А01-2023-2005-5 и постановления Федерального
арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2006 по тому
же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Осиповой Н.В., Президиум
установил следующее.
Комитет по управлению имуществом муниципального образования
"Город Майкоп" обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с
иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Зеленый луг" (далее
- крестьянское хозяйство) о признании недействительным договора от
04.12.2002 N 002407 аренды земельного участка, заключенного между
администрацией города Майкопа и крестьянским хозяйством.
Решением суда первой инстанции от 07.11.2005 иск удовлетворен,
оспариваемый договор признан недействительным.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.01.2006
решение отменено, в иске о признании указанного договора аренды
недействительным отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановлением от 06.04.2006 постановление суда апелляционной
инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции от 07.11.2005 и постановления суда кассационной
инстанции от 06.04.2006 крестьянское хозяйство просит их отменить,
ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и
процессуального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении,
Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене,
постановление суда апелляционной инстанции - оставлению без
изменения по следующим основаниям.
Постановлением администрации города Майкопа от 04.09.2002 N 722
гражданке Азаматовой С.Ш. разрешено организовать крестьянское
(фермерское) хозяйство "Зеленый луг", для чего ей предоставляется
в аренду на 49 лет земельный участок площадью 11 га из фонда
перераспределения земель возле хутора Гавердовского.
Распоряжением от 27.11.2002 N 3534р администрацией в
постановление от 04.09.2002 N 722 внесены изменения в части
уточнения площади земельного участка, размер которого определен в
6,8465 га.
04.12.2002 Администрацией города Майкопа (арендодателем) и
главой крестьянского хозяйства (арендатором) подписан договор
аренды указанного земельного участка. Данный договор
зарегистрирован 17.12.2002 Майкопским филиалом Учреждения юстиции
по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на
территории Республики Адыгея.
Признавая договор аренды недействительным, суды первой и
кассационной инстанций указали на нарушение статьи 34 Земельного
кодекса Российской Федерации в части несоблюдения принципов
публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных
участков: обеспечение заблаговременной публикации о предоставлении
земельного участка в аренду крестьянскому хозяйству, проведение
торгов или конкурса по реализации права на заключение договора
аренды указанного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении иска,
пришел к выводу о том, что обязанность соблюдения требования по
обеспечению принципов публичности и открытости при предоставлении
в аренду земельных участков возложена законодательством на
исполнительные органы государственной власти и органы местного
самоуправления, а не на арендаторов.
В силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации
гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское)
хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом,
федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации
органы государственной власти и местного самоуправления обязаны
принять акт, предусматривающий процедуру и критерии предоставления
земельных участков физическим и юридическим лицам, и порядок
рассмотрения полученных заявок и принятия решений. В пунктах 2 - 6
данной статьи содержатся нормы об общем порядке предоставления
земельных участков гражданам для целей, не связанных со
строительством объектов.
Закон Российской Федерации от 22.11.1990 N 348-1 "О
крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действовавшей в
указанное время) не содержал норм о порядке предоставления
земельных участков для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения", установивший обязательный
порядок проведения торгов или конкурса при предоставлении в аренду
земель сельскохозяйственного назначения, в период предоставления
спорного земельного участка еще не действовал.
Постановление Совета народных депутатов города Майкопа от
21.06.2002 N 359 "О правилах предоставления земельных участков в
городе Майкопе", действовавшее в период предоставления спорного
земельного участка гражданке Азаматовой С.Ш., не содержало норм,
регламентировавших порядок предоставления земель крестьянским
(фермерским) хозяйствам.
Таким образом, в указанный период порядок предоставления
земельных участков для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства регламентирован не был.
Между тем крестьянское хозяйство представило суду
доказательства выполнения им требований администрации города
Майкопа в части совершения действий по землеустройству,
предписанных ему администрацией, и по оформлению документов,
необходимых для передачи спорного участка в арендное пользование.
При таких обстоятельствах и с учетом отсутствия в указанный
период в федеральных и местных нормативных актах требований об
особом порядке предоставления земель крестьянским (фермерским)
хозяйствам вывод судов первой и кассационной инстанций о
заключении договора аренды от 04.12.2002 N 002407 с нарушением
норм действующего законодательства неправомерен.
Следовательно, решение суда первой и постановление суда
кассационной инстанций вынесены с нарушением норм действующего
материального законодательства и единообразия в их толковании и
применении арбитражными судами, поэтому в силу пункта 1 статьи 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат
отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.11.2005 по
делу N А01-2023-2005-5 и постановление Федерального арбитражного
суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2006 по тому же делу
отменить.
Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда
Республики Адыгея от 23.01.2006 оставить без изменения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|