Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.04.1998 N ГКПИ98-107 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ НА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ К ПРИКАЗУ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 ОКТЯБРЯ 1992 Г. N 279 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ИНВАЛИДНОСТИ И СМЕРТИ ЛИЦАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ РАДИАЦИОННОМУ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 21 апреля 1998 г. N ГКПИ98-107
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда Российской Федерации              Федина А.И.,
       при секретаре                                    Богатко Л.Н.,
       с участием прокурора                           Харланова А.В.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе   Г.   на  приказ  Министерства  здравоохранения  Российской
   Федерации от 23 марта 1993 г. N 45,
   
                              установил:
                                   
       ветеран  подразделений особого риска Г. обратился  в  Верховный
   Суд  Российской Федерации с жалобой на приложение  N  8  к  приказу
   Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 марта  1993
   г.  N  45 "О внесении изменений и дополнений к приказу Министерства
   здравоохранения Российской Федерации от 16 октября 1992  г.  N  279
   "Об   организации  оказания  медицинской  помощи   и   установления
   причинной   связи   заболеваний,  инвалидности  и   смерти   лицам,
   подвергшимся  радиационному воздействию",  сославшись  на  то,  что
   указанным     приложением    утвержден    перечень     заболеваний,
   возникновение или обострение которых может быть поставлено в  связь
   с   выполнением   работ   по  ликвидации  последствий   аварии   на
   Чернобыльской  АЭС,  в  качестве дополнения  к  приложению  N  5  к
   приказу  Министерства здравоохранения Российской  Федерации  от  16
   октября   1992  г.  N  279,  содержащему  ориентировочный  перечень
   заболеваний возникновение которых может быть поставлено в  связь  с
   радиационным воздействием на человека.
       По  мнению  заявителя, Министерство здравоохранения  Российской
   Федерации  не  вправе  было  приказом  N  45  утверждать   перечень
   заболеваний  возникновение  или  обострение  которых   может   быть
   поставлено   в  связь  с  выполнением  работ  лишь  по   ликвидации
   последствий аварии на Чернобыльской АЭС, без распространения  этого
   перечня  на  всех лиц, получивших радиационное воздействие  (в  том
   числе  и  на  ветеранов подразделений особого  риска,  к  категории
   которых     заявитель     относится),     поскольку     действующим
   законодательством  действие  Закона  РСФСР  "О  социальной   защите
   граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие  катастрофы
   на  Чернобыльской АЭС" (со всеми правами и льготами) распространено
   на  граждан  из  подразделений особого  риска.  Заявитель  поставил
   также   вопрос   о   возмещении  морального  вреда.   Представители
   Министерства  здравоохранения Российской Федерации  и  Министерства
   юстиции  Российской Федерации в судебное заседание  не  явились,  о
   времени и месте судебного разбирательства были извещены.
       Заслушав   объяснения  Г.,  поддержавшего  жалобу,   исследовав
   письменные  доказательства по делу и выслушав заключение  прокурора
   Генеральной   прокуратуры  Российской  Федерации  Харланова   А.В.,
   полагавшего   жалобу  необоснованной,  Верховный   Суд   Российской
   Федерации  находит,  что жалоба Г. удовлетворению  не  подлежит  по
   следующим основаниям.
       В обоснование жалобы заявитель сослался, в частности на то, что
   Министерство  здравоохранения  Российской  Федерации  должно   было
   распространить действие приложения N 8 к приказу от 23  марта  1993
   г.  (перечень  заболеваний, возникновение  или  обострение  которых
   может  быть  поставлено в связь с выполнением работ  по  ликвидации
   последствий   аварии   на  Чернобыльской  АЭС)   и   на   ветеранов
   подразделений группы особого риска.
       Данное требование фактически сводится к обжалованию бездействия
   Министерства,  а  не  собственно конкретных положений  нормативного
   акта.
       Однако  такое  требование  не  отнесено  ст.  116  Гражданского
   процессуального   кодекса  РСФСР  к  подсудности  Верховного   Суда
   Российской  Федерации,  а  в соответствии  со  ст.  47  Конституции
   Российской   Федерации  никто  не  может  быть   лишен   права   на
   рассмотрение  его  дела  в  том суде и тем  судьей,  к  подсудности
   которых оно отнесено законом.
       Не  подлежат рассмотрению Верховным Судом Российской  Федерации
   по  мотиву  неподсудности  и  требования  Г.  о  констатации  факта
   нарушения  его  права на получение конкретных льгот и  об  обязании
   Минздрава  Российской Федерации распространить  приложение  N  8  к
   приказу  от  23  марта  1993 г. N 45 на всех  граждан,  на  которых
   распространено    действие    законодательства    по    социальному
   обеспечению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
       Г.  разъяснено  право на обращение с указанными требованиями  в
   районный суд.
       Вместе   с  тем  обжалуемым  приложением  к  приказу  Минздрава
   Российской  Федерации  от 23 марта 1993 г.  как  нормативным  актом
   права  и  свободы заявителя не нарушены и не могли  быть  нарушены,
   поскольку    утвержденный    этим    приложением    перечень     не
   распространяется на ветеранов подразделений особого риска.
       Кроме  того,  утвержденный приказом N 45 перечень  заболеваний,
   возникновение или обострение которых может быть поставлено в  связь
   с   выполнением   работ   по  ликвидации  последствий   аварии   на
   Чернобыльской   АЭС,   не  внес  каких-либо   изменений   в   ранее
   утвержденный перечень заболеваний, распространявшийся в  том  числе
   и  на  ветеранов подразделений особого риска (утвержденный приказом
   Минздрава  Российской  Федерации  от  16  октября  1992  г.  N  279
   ориентировочный перечень заболеваний, возникновение  которых  может
   быть  поставлено в связь с радиационным воздействием  на  человека,
   действовавший    на   все   случаи,   связанные   с    радиационным
   воздействием,  в  том  числе и в отношении ветеранов  подразделений
   особого  риска, продолжал действовать без какого-либо  изменения  и
   после  издания  Министерством Российской Федерации  приказа  от  23
   марта  1993  г.  N 45). Следовательно, обжалованный Г.  нормативный
   акт  (приложение N 8 к приказу Минздрава Российской Федерации N 45)
   не  привел к нарушению прав и свобод заявителя, которыми  он  ранее
   располагал, и не мог привести к таким последствиям.
       Изданием   приложения  N  8  к  приказу  Минздрава   Российской
   Федерации   N   45  также  не  созданы  какие-либо  препятствия   в
   осуществлении  заявителем  его  прав  и  свобод;  на  Г.   изданием
   оспоренного  акта не возложена (незаконно) какая-либо  обязанность,
   и он не привлечен этим актом к какой-либо ответственности.
       Согласно  же  части III ст. 7 Закона Российской  Федерации  "Об
   обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права  и  свободы
   граждан" обжалуемое действие (решение) признается незаконным,  если
   оно  приводит к (перечисленным выше) указанным в статье  2  данного
   Закона последствиям.
       Кроме того, согласно ч. II ст. 6 приведенного Закона гражданин,
   оспаривающий  в  суде  действия (решения) государственных  органов,
   обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
       Поскольку  Г. не доказал, что самим изданием приказа  Минздрава
   Российской Федерации от 23 марта 1993 г. N 45 его права  и  свободы
   были  нарушены,  оснований для удовлетворения жалобы  заявителя  не
   имеется.
       Суд располагает сведениями о том, что в нарушение требований п.
   1  Указа  Президента Российской Федерации от 21 января 1993  г.  "О
   нормативных  актах центральных органов государственного  управления
   Российской   Федерации",  действовавшего  до   издания   Минздравом
   Российской  Федерации  приказа от 6 августа 1996  г.,  обжалованный
   приказ Минздрава Российской Федерации от 23 марта 1993 г. N  45  не
   был  зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации  и
   поэтому  не  мог  влечь  за  собой  правовых  последствий,  как  не
   вступивший   в  силу:  не  мог  служить  законным  основанием   для
   регулирования соответствующих правоотношений.
       Однако   поскольку  оспоренный  Г.  нормативный  акт  не   имел
   отношения к заявителю как к ветерану подразделений особого риска  и
   не  касался  его  прав  и свобод, суд не может  признать  этот  акт
   недействующим, так как и при данной форме защиты нарушенных прав  и
   свобод  жалоба  подлежит удовлетворению лишь  в  случаях,  когда  в
   результате   издания  нормативного  акта  наступили   (либо   могли
   наступить)   последствия,  указанные  в  ст.  2  Закона  Российской
   Федерации  "Об  обжаловании в суд действий  и  решений,  нарушающих
   права и свободы граждан".
       В  связи  с отсутствием оснований для удовлетворения жалобы  Г.
   отсутствуют  и  основания  для  удовлетворения  его  требования   о
   возмещении   морального   вреда,  связанного   якобы   с   изданием
   оспоренного    нормативного   акта   Министерства   здравоохранения
   Российской Федерации.
       Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7  Гражданского
   процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
                                   
       Г.  отказать  в  удовлетворении жалобы на  приказ  Министерства
   здравоохранения Российской Федерации от 23 марта 1993 г.  N  45  "О
   внесении    изменений   и   дополнений   к   приказу   Министерства
   здравоохранения Российской Федерации от 16 октября 1992  г.  N  279
   "Об   организации  оказания  медицинской  помощи   и   установления
   причинной   связи   заболеваний,  инвалидности  и   смерти   лицам,
   подвергшимся радиационному воздействию".
       Решение  Верховного  Суда  Российской Федерации  обжалованию  и
   опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное