ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 1998 г. N ГКПИ98-256
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице:
судьи Верховного Суда РФ Жилина Г.А.,
при секретаре Иванове П.Г.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению В. о признании частично недействительным Постановления
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22
сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет,
назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную
службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих
сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов,
сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их
семьям в Российской Федерации" (в редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 154),
установил:
В., работавший в органах прокуратуры Республики Карелия, с 12
января 1994 г. получал пенсию по условиям и нормам, установленным
Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В августе 1995
г. он перешел на пенсию по условиям и нормам, установленным
законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу
в органах внутренних дел.
По сравнению с законодательством, применяемым при назначении
пенсий в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в
РСФСР", в п. 3 "г" Постановления Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, в разделе II
приложения N 1 к нему, а также в п. 2 Постановления Правительства
Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 154 "О внесении
изменений в Постановление Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941" районы
Республики Карелия названы отдаленными вместо местностей,
приравненных к районам Крайнего Севера, а льготное исчисление
стажа ограничено сроками с 1 января 1988 г. и с 20 декабря 1993 г.
В связи с этим В. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о
признании недействительными соответствующих положений
Постановления Совета Министров - Правительства Российской
Федерации по мотивам противоречия их закону и нарушения его прав.
В судебном заседании В. поддержал заявленное требование и
пояснил, что условия исчисления стажа при назначении пенсии
военнослужащим, работникам внутренних дел и работникам прокуратуры
противоречат ст. ст. 19, 55 Конституции РФ.
Представители Правительства РФ Соколовский В.И., Соколов П.И. и
Рыженко А.А. требование В. не признали и пояснили, что пенсия
работникам прокуратуры, как и военнослужащим, назначается в
повышенном размере, правила исчисления стажа при назначении этого
вида пенсий установлены Постановлением Правительства РФ в
соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в
деле лиц и заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей в
удовлетворении заявления В. отказать, суд не находит оснований для
удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с действующим законодательством условия, нормы и
порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан в
Российской Федерации в целях стимулирования отдельных видов
трудовой деятельности и службы имеет существенные отличия. В
частности, военнослужащие и приравненные к ним лица в соответствии
с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, и их семей" имеют право на более льготное
пенсионное обеспечение по сравнению с гражданами, получающими
пенсию на основании Закона РСФСР "О государственных пенсиях в
РСФСР".
Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2291 (к
настоящему времени утратившему силу), а затем и ст. 44
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
пенсионное обеспечение работников прокуратуры, имеющих классные
чины, осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку,
установленным законодательством для лиц, проходивших службу в
органах внутренних дел, военную службу, и членов их семей. Причем
работники прокуратуры, как и военнослужащие, работники органов
внутренних дел, вправе отказаться от такого пенсионного
обеспечения и получать пенсию по условиям, нормам и порядку,
установленным Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Действующим законодательством для лиц, получающих пенсии по
Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и по Закону РФ "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, и их семей", предусмотрен различный
порядок исчисления льготного стажа для назначения пенсии.
Так, согласно ст. 18 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу в органах внутренних дел, и их семей"
порядок исчисления льготного стажа отнесен и компетенции
Правительства Российской Федерации.
В соответствии со своими полномочиями и особенностями военной
службы Правительство Российской Федерации в оспариваемом В.
Постановлении от 22 сентября 1993 г. N 941 (в редакции
Постановления от 20 февраля 1995 г. N 154) включило в число
отдаленных местностей, в которых служба засчитывается в выслугу
лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца,
один район Республики Карелия с 1 января 1988 г., другие - с 20
декабря 1993 г.
Установленный порядок не ущемляет прав В. и других лиц,
получающих пенсионное обеспечение на основании Закона РФ от 12
февраля 1993 г. N 4468-1, и не противоречит требованиям ст. ст.
19, 55 Конституции РФ, как указывает заявитель. При этом с
доводами В. о необходимости применения положений законодательства,
регулирующего вопросы назначения и выплаты пенсий на основании
Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", согласиться
нельзя, поскольку данное законодательство устанавливает условия,
нормы и порядок пенсионного обеспечения иной категории лиц.
Несмотря на отличия в исчислении льготного стажа при начислении
пенсии, пенсионное обеспечение по Закону РФ от 12 февраля 1993 г.
N 4468-1 производится в более высоком размере, чем для граждан,
получающих пенсии по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения
заявления В. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 191, 192, 194, 197, 239.7 ГПК РСФСР, суд
решил:
В удовлетворении заявления В. отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно и опротестованию и
обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Г.А.ЖИЛИН
|