Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
12.06.2015
USD
54.53
EUR
61.48
CNY
8.79
JPY
0.44
GBP
84.27
TRY
19.86
PLN
14.8
 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.11.1998 N ГКПИ98-689 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПП. "А" П. 4 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 08.04.1992 N 228 ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОВОГО АКТА НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 30 ноября 1998 г. N ГКПИ98-689
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                              Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                Емельяновой М.А.,
       с участием прокурора                           Харланова А.В.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   жалобе  А.  о  признании незаконным пп. "а" пункта 4  Постановления
   Правительства  РФ от 8 апреля 1992 г. N 228 "О некоторых  вопросах,
   связанных   с   эксплуатацией   автомототранспорта   в   Российской
   Федерации",
   
                              установил:
   
       А.  обратился  в Верховный Суд РФ с вышеуказанным  требованием,
   сославшись на то, что оспариваемым Постановлением Правительства  РФ
   на  него и других граждан возложена обязанность по уплате незаконно
   установленных сборов.
       Полагает,  что  установленные названным  правовым  актом  сборы
   обладают   признаками   налоговых   платежей,   введение    которых
   допускается лишь в законодательном порядке.
       Кроме  того,  предусмотрев возможность установления  субъектами
   Российской  Федерации  различных  по  своему  размеру  платежей  за
   выдачу    и   замену   государственных   регистрационных    знаков,
   свидетельств   о   регистрации  транспортных   средств   и   другой
   специальной  продукции,  Правительство  РФ  поставило  плательщиков
   таких   сборов   в   неравное  положение,  что   не   соответствует
   требованиям закона.
       Считает  также, что оспариваемое им Постановление Правительства
   РФ   является  незаконным  и  потом,  что  оно  не  было,   вопреки
   требованиям  Конституции РФ, опубликовано в  установленном  порядке
   для всеобщего сведения.
       В судебном заседании А. заявленное требование поддержал.
       Представители Правительства РФ Тузлукова Н.С. и Кириллов Д.В. с
   жалобой  А.  не  согласились  и  просили  об  оставлении   ее   без
   удовлетворения,  указав  при  этом  на  то,  что   названным   выше
   Постановлением  Правительства РФ никаких  новых  видов  сборов,  не
   установлено,  а лишь определен порядок оплаты гражданами  стоимости
   получаемых  в  органах  государственной  инспекции  государственных
   регистрационных знаков, водительских удостоверений и т.п.,  платежи
   за что к налоговым не относятся.
       Взимаемый  при  этом на местах специальный  сбор,  связанный  с
   осуществлением  органами  милиции  этой  деятельности,  требованиям
   закона  не  противоречит, поскольку он относится к разряду  местных
   налогов, устанавливаемых в субъектах Федерации.
       Выслушав   объяснения  А.,  представителей   Правительства   РФ
   Тузлуковой  Н.С.  и  Кириллова Д.В., исследовав  материалы  дела  и
   заслушав  заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Харланова
   А.В.,  полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, Верховный  Суд
   РФ   находит   ее   не  подлежащей  удовлетворению   по   следующим
   основаниям.
       В  соответствии  с ч. 2 ст. 18 Закона РФ "Об основах  налоговой
   системы в Российской Федерации" органы государственной власти  всех
   уровней  не  вправе  вводить дополнительные налоги  и  обязательные
   отчисления,   не   предусмотренные   законодательством   Российской
   Федерации,  равно  как  и повышать ставки установленных  налогов  и
   налоговых платежей.
       Как   установлено   судом,  пп.  "а"  пункта  4   оспариваемого
   Постановления   Правительства  РФ  органам  исполнительной   власти
   республик  в  составе РФ, краев, областей, автономных  образований,
   городов    Москвы    и    Санкт-Петербурга   предоставлено    право
   самостоятельно  с  учетом местных особенностей  определять  размеры
   оплаты  за выдачу и замену государственных регистрационных  знаков,
   свидетельств   о  регистрации  транспортных  средств,  водительских
   удостоверений,  талонов  к  ним и другой специальной  продукции,  а
   также прием экзаменов.
       Разъяснено,   что  в  оплату  указанной  продукции   включаются
   свободная  отпускная  цена изготовителя продукции,  затраты  по  ее
   транспортировке и хранению, а также специальный сбор,  связанный  с
   осуществлением этой деятельности органами внутренних дел,  величина
   которого  не должна превышать одного процента минимального годового
   размера  оплаты  труда.  Указано также,  в  какой  бюджет  подлежат
   зачислению полученные от этого суммы.
       Из     содержания    приведенного    подпункта    оспариваемого
   Постановления Правительства РФ следует, что оно адресовано  органам
   исполнительной  власти субъектов Федерации,  каких-либо  новых,  не
   предусмотренных  законом,  налогов или сборов  не  устанавливает  и
   непосредственно прав и свобод граждан не затрагивает.
       То  обстоятельство, что в соответствии с данным  Постановлением
   администрацией   Тверской  области  было  принято   соответствующее
   постановление, которым утверждены размеры платы за выдачу и  замену
   государственных   регистрационных  знаков  и   другой   специальной
   продукции,  не  может  само по себе свидетельствовать  о  том,  что
   такого   рода   ставки  за  приобретаемую  гражданами   специальную
   продукцию  введены именно оспариваемым Постановлением Правительства
   РФ.  То,  что  размеры  платы за специальную  продукцию  фактически
   утверждены   постановлением  администрации  Тверской  области,   не
   оспаривал в суде и сам заявитель.
       Данное постановление администрации области при несогласии с ним
   может  быть  оспорено заявителем в соответствующем  суде  названной
   области.
       Указание  в  оспариваемом  Постановлении  Правительства  РФ   о
   необходимости  включения  в размер платы за  специальную  продукцию
   предусмотренного  Законом  РФ  "Об  основах  налоговой  системы   в
   Российской   Федерации"   местного   налога,   в   данном    случае
   специального  сбора, также не может свидетельствовать  о  том,  что
   этим  Постановлением введен новый налог за осуществляемые  органами
   внутренних  дел действия по оказанию услуг автовладельцам  (ст.  21
   п.  "ж" названного Закона), поскольку ставки таких сборов в городах
   и   районах   устанавливаются  соответствующими   представительными
   органами власти в пределах предусмотренного Законом размера.
       Не  противоречат требованиям Закона и содержащиеся в  названном
   пункте  Постановления  Правительства РФ положения  о  необходимости
   зачисления  вырученных от этой деятельности сумм в  соответствующие
   бюджеты   с   использованием   их   по   целевому   назначению   на
   осуществление указанной деятельности органов внутренних дел, в  том
   числе   и   подразделений  Государственной  инспекции  безопасности
   дорожного   движения,   а   также  о  возложении   обязанности   на
   исполнительные  органы власти субъектов Федерации по финансированию
   затрат,   связанных   с  приобретением  органами   внутренних   дел
   указанной выше продукции.
       Довод  заявителя  о  возможном установлении  в  каждом  регионе
   различных  размеров  платежей за отпускаемую специальную  продукцию
   также   не  может  являться  основанием  к  удовлетворению  жалобы,
   поскольку   размер   данных  платежей  зависит   от   себестоимости
   изготовления  этой  продукции, а она может быть  в  каждом  регионе
   неодинаковой,  что  требованиям  действующего  законодательства  не
   противоречит.
       Ссылка   заявителя   на  то,  что  оспариваемое   Постановление
   Правительства  не  было  опубликовано в установленном  порядке  для
   всеобщего сведения и в связи с этим не может являться законным,  не
   может  быть принята во внимание, поскольку в соответствии  с  п.  2
   Постановления Совета Министров РСФСР от 3 апреля 1959 г. N  546  "О
   порядке   опубликования  и  вступления  в  силу   постановлений   и
   распоряжений  совета  Министров  РСФСР",  действовавшего  на   день
   принятия    обжалуемого   Постановления   Правительства    РФ,    в
   постановлениях   Совета  Министров  РСФСР  нормативного   характера
   должен быть указан срок введения их в действие.
       В тех случаях, когда в постановлениях не указан срок введения в
   действие, они вступают в силу с момента их принятия.
       Исходя  из  содержания приведенного Постановления Правительства
   РФ вступление в силу издаваемых им постановлений не было связано  с
   их    опубликованием   и   каких-либо   последствий   в   силу   их
   неопубликования  в  установленном порядке, как это  имеет  место  в
   настоящее время, не предусмотрено.
       Не   дает  оснований  для  признания  незаконным  оспариваемого
   Постановления  Правительства РФ в связи с  его  неопубликованием  и
   содержащееся   в   п.  3  постановления  Комитета  конституционного
   надзора  СССР  от  15 февраля 1991 г. указание  о  том,  что  любые
   неопубликованные  акты,  касающиеся  прав,  свобод  и  обязанностей
   граждан,  принятые  после  29 ноября 1990 г.,  являются  юридически
   недействительными  и  не подлежащими применению,  поскольку  данное
   Постановление   Правительства  адресовано,  как  отмечалось   выше,
   исполнительным    органам    власти    субъектов    Федерации     и
   непосредственно   прав,   свобод   и   обязанностей   граждан    не
   затрагивает.  В  этой  же связи к нему не могут  быть  применены  и
   предусмотренные  ст.  15  Конституции  РФ  и  последующими   Указом
   Президента  РФ  и Постановлением Правительства РФ по этому  вопросу
   последствия его неопубликования для всеобщего сведения, т.к.  такие
   последствия    наступают   лишь   в   отношении    неопубликованных
   нормативных   правовых  актов,  затрагивающих  права,   свободы   и
   обязанности граждан.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197  и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       жалобу А. о признании незаконным пп. "а" пункта 4 постановления
   Правительства  РФ от 8 апреля 1992 г. N 228 "О некоторых  вопросах,
   связанных   с   эксплуатацией   автомототранспорта   в   Российской
   Федерации" оставить без удовлетворения.
       Настоящее  решение обжалованию и опротестованию в  кассационном
   порядке  не  подлежит  и  вступает  в  законную  силу  со  дня  его
   провозглашения.
   
                                                Председательствующий -
                                                 судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                          Ю.Д.РЕДЧЕНКО
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
12.06.2015
USD
54.53
EUR
61.48
CNY
8.79
JPY
0.44
GBP
84.27
TRY
19.86
PLN
14.8
Разное