МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
16 октября 2006 г.
N 713
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ЕИС)
В соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции
использования информационных технологий в деятельности федеральных
органов государственной власти до 2010 года, утвержденного
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября
2004 года N 1244-р и с целью координации работ приказываю:
1. Утвердить прилагаемые принципы создания единой
информационной системы в сфере здравоохранения и социального
развития (ЕИС) (далее - принципы).
2. Рекомендовать руководителям федеральных служб, федеральных
агентств, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России,
государственных внебюджетных фондов, деятельность которых
координирует Минздравсоцразвития России, использовать принципы при
создании, развитии и применении информационных систем, ресурсов и
технологий.
Министр
М.ЗУРАБОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом
Минздравсоцразвития России
от 16 октября 2006 г. N 713
ПРИНЦИПЫ
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ЕИС)
1. Введение
Настоящий документ разработан с целью определения принципов
создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и
социального развития и координации работ по информатизации,
проводимых Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации.
Единая информационная система в сфере здравоохранения и
социального развития (далее - ЕИС) - это автоматизированная
система, направленная на информационную поддержку реализации
функций Минздравсоцразвития России, федеральных служб, федеральных
агентств, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России,
государственных внебюджетных фондов, деятельность которых
координирует Минздравсоцразвития России.
ЕИС обеспечивает функции сбора, хранения, обработки, передачи и
использования информации в сферах здравоохранения, социального
развития, труда и занятости в Российской Федерации и предназначена
для решения следующих задач:
- информационное обеспечение принятия управленческих решений в
обеспечение эффективной деятельности Минздравсоцразвития России,
подведомственных ему агентств, служб, координируемых
государственных внебюджетных фондов, а также предприятий различных
форм собственности и общественных объединений, действующих в сфере
здравоохранения и социального развития;
- повышение эффективности обслуживания граждан и организаций;
- обеспечение информационной открытости деятельности
Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций;
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия.
Документ определяет цели, задачи, принципы построения и
развития ЕИС.
2. Предпосылки создания ЕИС
2.1. Современное представление о роли информационных
технологий.
В настоящее время в Российской Федерации проводится широкий
комплекс социально значимых реформ. Активно осуществляются
административная реформа, реформы образования, здравоохранения и
др. Особое значение придается вопросам развития в Российской
Федерации информационных технологий - информатизации органов
государственной власти и созданию в Российской Федерации основ
"электронного правительства".
В целях развития информационных технологий в стране принята и
реализуется Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002-
2010 годы". Программа призвана создать условия, которые позволят
Российской Федерации достичь высокого уровня проникновения
информационных и коммуникационных технологий во все области жизни,
включая государственное управление и общественную деятельность.
Выполнение заложенных в Программе мер предусматривает повышение
эффективности государственного управления, увеличение
конкурентоспособности экономики и уровня развития общества.
Активно идет работа по внедрению инфокоммуникационных
технологий и принципов информационного взаимодействия в практику
органов государственной власти. С этой целью Правительством
Российской Федерации принята "Концепция использования
информационных технологий в деятельности федеральных органов
государственной власти до 2010 года".
Все это требует повышенного внимания органов государственного
управления к проблемам создания и развития информационного
обеспечения, эксплуатации и поддержки информационных ресурсов по
вопросам, относящимся к их сферам деятельности, организации
информационного межведомственного взаимодействия, предоставления
гражданам и организациям государственных услуг, совершенствования
и развития использующихся в органах государственной власти
информационных систем, организации их взаимодействия и создания
новых.
2.2. Предыдущие разработки и их недостатки.
В настоящее время в сфере деятельности Минздравсоцразвития
России используются различные информационные системы и базы
данных, содержащие значительные объемы информации по вопросам
здравоохранения, социального развития, труда, занятости, сбор
которой осуществляется организациями, подведомственными
Минздравсоцразвития России. Накоплен значительный опыт внедрения и
поддержки этих систем. Наличие различий в информационных системах
обусловлено различием в подходах к их созданию и сопровождению.
Созданные ранее информационные системы носят преимущественно
узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение
конкретных функций и задач. Их развитие в процессе эксплуатации
дало не только ощутимые результаты, но и породило серьезные
проблемы. Построенные по принципу снизу-вверх, путем непрерывного
наращивания и увязки старых и новых технологий, существующие
информационные системы скорее представляют собой комплекс
автоматизированных рабочих мест, чем единую информационную среду.
Организационно-технологические решения, реализуемые программными
средствами, жестко привязаны к существовавшей на момент создания
систем организационной структуре Министерства и подведомственных
организаций.
В частности, следует отметить следующие проблемы:
- существующие информационные системы частично перекрывают друг
друга по реализуемым функциям, слабо связаны структурно,
поддерживают разные форматы данных и не могут быть интегрированы в
одну систему без существенных переработок;
- отсутствует единая инфраструктура сбора, хранения, обработки,
передачи и использования информации в сфере здравоохранения,
социального развития, труда, занятости;
- существующие информационные системы не рассчитаны на работу в
едином информационном пространстве, а используемые технологии
передачи данных не способны обеспечить актуализацию данных в
необходимом масштабе времени;
- отсутствуют единые информационные ресурсы, содержащие
взаимоувязанные сведения об объектах и субъектах учета в сферах
здравоохранения, социального развития, труда, занятости;
- отсутствует возможность соотнесения, сопоставления и анализа
данных из различных информационных систем для получения полной,
достоверной и актуальной информации о состоянии сферы
здравоохранения, социального развития, труда, занятости;
- существует высокий уровень дублирования информации вследствие
недоступности данных из различных информационных систем друг для
друга;
- ряд систем устарели морально и физически как с точки зрения
программного обеспечения, так и аппаратных средств;
- отсутствует единая нормативно-правовая, организационная и
методическая база функционирования и использования информационных
систем.
Устранение этих недостатков не может быть осуществлено простой
корректировкой существующих информационных систем и (или)
обеспечением их взаимодействия между собой.
2.3. Роль и место ЕИС.
Единая информационная система Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации должна стать системой
нового поколения, позволяющей организовать обеспечение полной,
достоверной и актуальной информацией о состоянии дел в области
здравоохранения и социального развития, и предоставить возможности
для оперативной обработки и анализа указанной информации, а также
ее эффективного использования для выполнения возложенных на
Министерство функций и задач.
Мировой опыт создания и развития информационных систем в
органах государственной власти подтверждает необходимость создания
комплексных информационных систем, содержащих полную, достоверную
и актуальную информацию о социальном и экономическом развитии
государства, для эффективного выполнения органами власти
возложенных на них функций и задач. В ходе создания и развития
подобных систем особенно важной становится задача накопления и
эффективного использования данных в интересах граждан и
организаций путем оказания услуг населению и организациям на базе
сервисно-ориентированной интегрированной информационной системы.
3. Цели создания ЕИС и решаемые задачи
3.1. Цели создания ЕИС.
Единая информационная система Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации создается в целях:
- повышения эффективности деятельности Минздравсоцразвития
России в части реализации Министерством и подведомственными
организациями функций и задач в их сферах ответственности,
улучшения качества подготовки и принятия решений;
- совершенствования процессов взаимодействия и координации
Минздравсоцразвития России, подведомственных ему организаций, а
также органов государственной власти;
- создания условий для стабильного устойчивого развития в
сферах здравоохранения, социального развития, труда, занятости, на
основе полной, достоверной и актуальной информации о состоянии дел
и динамике изменения показателей деятельности Минздравсоцразвития
России и подведомственных ему организаций;
- создания и развития механизмов мониторинга и прогнозирования
изменений показателей в сферах здравоохранения, социального
развития, труда, занятости;
- создания основы для повышения эффективности социальной
помощи, ее адресности, снижения количества необоснованных выплат,
улучшения обслуживания граждан в области занятости и социальной
защиты населения;
- совершенствования процессов лицензирования видов деятельности
в соответствии с компетенцией подведомственных Минздравсоцразвития
России органов исполнительной власти;
- повышения эффективности выполнения Министерством
здравоохранения и социального развития России и подведомственными
ему органами исполнительной власти правоустанавливающих,
правоприменительных и контрольно-надзорных функций;
- создания условий повышения качества, полноты и эффективности
оказания услуг населению и организациям.
3.2. Задачи ЕИС.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать и обобщить российский и мировой опыт
создания информационных систем в органах государственной власти и
разработать концепцию, предусматривающую интеграцию ЕИС в
общегосударственную систему информационного взаимодействия органов
государственной власти;
- разработать и осуществить комплекс организационных,
нормативных, методических и технических мер по созданию,
поддержке, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС в полном
соответствии с функциями и задачами, возложенными на Министерство;
- разработать и внедрить комплекс стандартов и средств
взаимодействия ЕИС для обеспечения межведомственного
взаимодействия с другими информационными системами, в соответствии
с установленными регламентами и процедурами;
- разработать нормативно-правовое, регламентное и методическое
обеспечение по созданию, эксплуатации, сопровождению и развитию
ЕИС;
- создать необходимую инфраструктуру для обеспечения
функционирования ЕИС.
4. Принципы создания и развития ЕИС
Создание ЕИС Минздравсоцразвития России осуществляется в
соответствии со следующими основными группами принципов:
- функциональными;
- нормативно-методологическими;
- организационными;
- технологическими.
4.1. Функциональные принципы.
Создание и использование ЕИС должно быть подчинено решению
задач:
- по поддержке реализации функций Министерства и
подведомственных организаций как единой организационной структуры,
обеспечивая концептуальное единство ее частей и компонентов,
включающих в себя информационные ресурсы систем и баз данных, на
основе единых методических, технологических принципов и общей
нормативной правовой базы;
- по использованию существующих информационных систем в
качестве информационных ресурсов ЕИС, при условии соответствия
уровня сервиса, полноты, актуальности и оперативности существующих
систем и баз данных требованиям качества поддержки реализации
функций Министерства и подведомственных организаций как единой
организационной структуры;
- по обеспечению взаимодействия ЕИС с другими информационными
системами, в рамках межведомственного и международного
информационного взаимодействия на основе соответствующих
нормативных правовых актов и регламентов;
- по развитию сервисов и информационных ресурсов ЕИС на основе
оценки социально-экономического эффекта от их создания и
внедрения.
4.2. Нормативно-методологические принципы.
Функционирование ЕИС должно быть основано на едином комплексе
мер нормативного, организационного, методического, регламентного и
технологического характера.
Организация взаимодействия и информационного обмена внутри ЕИС
и с другими информационными системами должно обеспечиваться на
базе единых методических, технологических принципов и стандартов.
Создание ЕИС должно быть основано на существующей в настоящее
время нормативной правовой и методологической базе в области
построения и использования информационных систем органов
государственной власти Российской Федерации.
Создание и развитие ЕИС должно осуществляться с учетом
сохранения в максимально возможной степени сделанных финансовых
затрат в существующие информационные системы и базы данных.
4.3. Организационные принципы.
Владельцы информационных ресурсов, объединяемые в ЕИС, несут
ответственность за достоверность, полноту и актуальность
предоставленных в этих информационных системах сведений.
Организация процессов наполнения и актуализации сведений в
информационных системах осуществляется на основе существующих и
разрабатываемых методических указаний и регламентов.
Координация работ по созданию и развитию ЕИС осуществляется
Минздравсоцразвития России, а руководство созданием и развитием
компонентов ЕИС, касающихся отдельных информационных ресурсов
осуществляется владельцами информационных ресурсов.
Руководство эксплуатацией, сопровождением, формированием
информационных ресурсов, их регулярным информационным наполнением
и актуализацией в рамках ЕИС, осуществляется владельцами
информационных ресурсов в соответствии с установленными
регламентами.
Для организации работ по созданию, эксплуатации, сопровождению
и развитию ЕИС должен быть создан единый центр управления в
Минздравсоцразвитии России, в котором будет производиться
согласование всех возникающих технических вопросов, проводится
обучение специалистов, оказывается техническая и организационная
поддержка, вырабатываются единые алгоритмы устранения
неисправностей.
Полномочия, права, обязанности и ответственность владельцев
информационных ресурсов при создании, эксплуатации, сопровождении
и развитии ЕИС определяются существующими и, при необходимости,
разрабатываемыми нормативными правовыми актами.
Состав пользователей ЕИС и соответствующие регламенты доступа к
информационным ресурсам ЕИС, а также порядок предоставления
информационных услуг на их основе, определяются соответствующими
нормативными правовыми актами.
4.4. Технологические принципы.
ЕИС должна создаваться как территориально распределенная
трехуровневая информационная система, функционирующая на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
ЕИС по своим функциональным задачам и принципам построения
должна являться аналогом корпоративных систем в применении к
функциям государственного управления и соответствовать текущим и
перспективным целям и функциональным задачам Министерства.
ЕИС должна строиться в виде компонентной структуры, что
обеспечит относительно простое, без коренных структурных
изменений, развитие и создание новых информационных ресурсов ЕИС в
соответствии с функциями и задачами Министерства.
ЕИС должна обеспечивать технологические возможности
информационного взаимодействия ЕИС с информационными системами
других органов государственной власти в Российской Федерации и при
необходимости с международными информационными системами.
ЕИС должна обеспечивать защиту информации в рамках ЕИС в
соответствии с положениями нормативной правовой базы и
требованиями к обеспечению информационной безопасности.
Создание и развитие ЕИС должно быть основано на использовании
комплекса государственных, международных и стандартов де-факто в
области информационных технологий.
В рамках ЕИС должно проводиться формирование стандартов и
типовых решений по созданию новых информационных ресурсов
Министерства.
ЕИС должна предоставлять возможность доступа к информационным
ресурсам для всех потенциальных групп пользователей в соответствии
с потребностями, задачами и полномочиями этих групп пользователей.
ЕИС должна обеспечивать исключение дублирования,
противоречивости и невозможности сопоставления сведений всех
информационных ресурсов, включенных в ЕИС.
ЕИС должна строиться с учетом содержания и направленности
информационных потоков Министерства.
При создании ЕИС должны использоваться единые справочники и
классификаторы, согласованные со всеми заинтересованными
организациями, при этом обновление справочников и классификаторов
должно производиться централизованно.
5. Программа действий
Для создания, эксплуатации, сопровождения и развития ЕИС
необходимо сформировать комплекс мероприятий по разработке
нормативных, концептуальных, организационных, регламентных,
технологических решений и мер, направленных на обеспечение
реализации функций Минздравсоцразвития России, подведомственных
ему агентств, служб, организаций, территориальных органов, фондов,
а также общественных объединений.
В соответствии с целями, задачами и принципами создания и
развития ЕИС Минздравсоцразвития России выделены следующие
основные комплексы мероприятий:
- нормативного правового обеспечения;
- концептуального создания и развития ЕИС;
- по повышению эффективности деятельности Министерства;
- по повышению эффективности обслуживания граждан и
организаций;
- по повышению информационной открытости;
- по повышению информационной безопасности;
- по развитию информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры.
6. Нормативно-правовая основа ЕИС
Создание ЕИС должно основываться на следующих нормативно-
правовых актах:
- Федеральный закон от 19 декабря 2005 года N 160 "О
ратификации конвенции совета Европы о защите физических лиц при
автоматизированной обработке персональных данных".
- Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об
электронной цифровой подписи".
- Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ "Об участии в
международном информационном обмене".
- Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об
информации, информатизации и защите информации".
- Закон от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной
тайне".
- Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2004 года N
611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской
Федерации в сфере международного информационного обмена".
- Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994 года N
170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации".
- Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1994 года
N 361 "О совершенствовании деятельности в области информатизации
органов государственной власти Российской Федерации".
- Концепция формирования и развития единого информационного
пространства России и соответствующих государственных
информационных ресурсов, одобренная решением Президента Российской
Федерации от 23 ноября 1995 года, N Пр-1694.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12
февраля 2003 года N 98 "Об обеспечении доступа к информации о
деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных
органов исполнительной власти".
Основанием для разработки ЕИС являются также другие федеральные
законы и иные нормативные акты, регламентирующие создание,
развитие и взаимодействие информационных систем в органах
государственной власти.
При создании ЕИС необходимо совершенствование нормативной
правовой базы, связанной:
- с составом, статусом и функционированием баз данных,
существующих в сфере деятельности Минздравсоцразвития России;
- с полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью
владельцев информационных ресурсов в рамках создания,
эксплуатации, сопровождения и развития ЕИС;
- с объемом полномочий, обязанностей и ответственности
пользователей ЕИС;
- защитой данных, представленных в ЕИС;
- сбором, хранением, обработкой, передачей и использованием
информации, представленной в ЕИС.
Создание и развитие ЕИС потребует принятия комплекса стандартов
информационного взаимодействия в рамках ЕИС. Объектами
стандартизации должны стать:
- средства телекоммуникации;
- информационные ресурсы;
- процедуры и технологии взаимодействия;
- средства и технологии протоколирования и контроля
информационного взаимодействия.
В основе комплекса стандартов должны быть государственные
стандарты и нормативные документы, направленные на унификацию
методологических, процедурных, общесистемных требований,
регламентирующих общие требования надежности, безопасности,
совместимости информационных систем отечественного и иностранного
производства. Кроме того, при разработке указанных стандартов
необходимо учитывать существующую в Российской Федерации
нормативно-правовую базу, в частности, в области международного
информационного взаимодействия.
7. Социально-экономический эффект
от реализации ЕИС
Социально-экономический эффект от создания системы найдет свое
отражение:
- в снижении социальной напряженности в обществе за счет более
полного информирования граждан и общественных объединений о
состоянии сфер здравоохранения, социального развития, труда,
занятости, повышения эффективности деятельности
Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций;
- в обеспечении существенного повышения качества, оперативности
и обоснованности принятия решений в рамках Минздравсоцразвития
России;
- в повышении качества управления государственной
собственностью в сферах здравоохранения и социального развития,
труда, занятости;
- в повышении эффективности расходов бюджетных средств на
реализацию программ реформирования и развития в сферах
здравоохранения, социального развития, труда, занятости за счет
увеличения координирующей деятельности Минздравсоцразвития России;
- в сокращении потерь бюджетных средств в результате
необоснованных выплат за счет повышения обоснованности и
адресности выплат в рамках социальной поддержки граждан;
- в повышении качества социального обслуживания, работы органов
социальной защиты и увеличении охвата всеми видами социального
обслуживания нуждающихся категорий граждан;
- в повышении эффективности контроля и надзора в сферах труда,
занятости, здравоохранения и социального развития;
- в совершенствовании процедур и механизмов организации
альтернативной гражданской службы;
- в обеспечении эффективной системы реализации услуг в сфере
содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой
миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
- в повышении эффективности мер в области санитарно-
эпидемиологического контроля.
В целом, ЕИС должна создать нормативную, методологическую,
информационно-аналитическую и управленческую основу для повышения
качества социально-экономических и политических решений,
реализуемых Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации.
|