Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
06.06.2015
USD
56.25
EUR
63.32
CNY
9.07
JPY
0.45
GBP
86.21
TRY
21.05
PLN
15.21
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.03.2004 N 80-Г04-1 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОКРУЖНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ, КОТОРЫМ ОТКАЗАНО В РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ, ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК КАНДИДАТОМ ПРЕДСТАВЛЕНО НЕДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ДОСТОВЕРНЫХ ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ...

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 4 марта 2004 года
                                   
                                                       Дело N 80-Г04-1
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                       Лаврентьевой М.Н.,
       судей                                            Маслова А.М.,
                                                       Меркулова В.П.
   
       рассмотрела  в  открытом судебном заседании дело  по  заявлению
   Умалатовой  Сажи  Зайндиновны  об  отмене  постановления   окружной
   избирательной     комиссии    по    Ульяновскому     одномандатному
   избирательному  округу  N  181 по выборам депутата  Государственной
   Думы  Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва,
   регистрации   ее   кандидатом  в  депутаты   Государственной   Думы
   Федерального  Собрания Российской Федерации четвертого  созыва,  по
   кассационной   жалобе  Умалатовой  С.З.  на  решение   Ульяновского
   областного суда от 17 февраля 2004 г.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Маслова   А.М.,   объяснения  Умалатовой  С.З.,  ее   представителя
   адвоката  Качана  Ю.И.,  поддержавших доводы  кассационной  жалобы,
   представителя  окружной  избирательной  комиссии  по   Ульяновскому
   одномандатному  округу  N  181  Тишиной  И.Н.,  просившей   решение
   оставить  без  изменения, Судебная коллегия  по  гражданским  делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       постановлением окружной избирательной комиссии по  Ульяновскому
   одномандатному  избирательному округу N  181  по  выборам  депутата
   Государственной  Думы  Федерального Собрания  Российской  Федерации
   четвертого  созыва за N 88 от 1 февраля 2004 года  Умалатовой  С.З.
   было  отказано  в регистрации кандидатом в депутаты Государственной
   Думы  Федерального Собрания Российской Федерации четвертого  созыва
   по   данному   округу  в  связи  с  предоставлением  недостаточного
   количества достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата.
       Умалатова  С.З. просит отменить данное постановление и  обязать
   окружную  избирательную комиссию зарегистрировать ее  кандидатом  в
   депутаты  Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации  четвертого созыва. Утверждает, что  при  сборе  подписей
   избирателей   никаких   нарушений  не   допускалось,   в   окружной
   избирательной  комиссии было сдано достаточное  количество  -  7115
   подписей,  однако  незаконно исключено 3027 подписей  на  основании
   немотивированной   справки  экспертов,   никаких   обоснований   ей
   представлено  не  было,  копия протокола с указанием  количества  и
   причин  признания  подписей недостоверными и  недействительными  ей
   вручена  не была. Она была лишена возможности возражать и  защищать
   свои права.
       Представители  окружной  избирательной комиссии  и  Ульяновской
   областной  избирательной  комиссии  заявление  Умалатовой  С.З.  не
   признали.
       Решением Ульяновского областного суда от 17 февраля 2004  г.  в
   удовлетворении  требований Умалатовой Сажи  Зайндиновны  об  отмене
   постановления  N  88 от 01.02.2004 окружной избирательной  комиссии
   по  Ульяновскому  одномандатному избирательному  округу  N  181  по
   выборам   депутатов  Государственной  Думы  Федерального   Собрания
   Российской Федерации четвертого созыва отказано.
       Умалатова  С.З.  подала кассационную жалобу, в  которой  просит
   решение   отменить   и   принять  новое,  которым   ее   требования
   удовлетворить. Полагает, что избирательная комиссия нарушила  права
   заявителя   на  ознакомление  с  результатами  проверки   подписных
   листов,  в  основу своего постановления положила справку экспертов,
   а   не  заключение  экспертов,  которое  должно  быть  проведено  с
   соблюдением  требований  закона.  Суд  эти  нарушения  оставил  без
   внимания,  допустил  существенные  нарушения  норм  процессуального
   права, дал ошибочную оценку доводам заявления.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации не находит оснований для отмены решения.
       Как  следует  из  материалов дела, Умалатова  С.З.  в  окружную
   избирательную  комиссию  представила 4  тома  подписных  листов,  в
   которых  содержатся 7115 подписей избирателей при  необходимых  для
   регистрации   5690  подписях,  из  которых  окружной  избирательной
   комиссией признаны достоверными 4088 подписей.
       Суд,  исследовав доказательства по делу, согласился с  выводами
   окружной   избирательной  комиссии  о  том,  что  Умалатовой   С.З.
   представлено  недостаточное  количество  подписей  избирателей  для
   регистрации  ее  в  качестве кандидата в  депутаты  Государственной
   Думы  Федерального Собрания РФ, что основано на пп. 5 п. 8  ст.  47
   Федерального  закона  "О  выборах  депутатов  Государственной  Думы
   Федерального  Собрания". Данное суждение не  опровергнуто  доводами
   кассационной жалобы.
       В  соответствии  с п. 4 ст. 44 Федерального закона  "О  выборах
   депутатов  Государственной  Думы Федерального  Собрания  Российской
   Федерации" избиратель в подписном листе ставит свою подпись и  дату
   ее  внесения,  указывает свои фамилию, имя, отчество, год  рождения
   (в  возрасте  18  лет  на день голосования - дополнительно  день  и
   месяц  рождения), серию и номер паспорта или документа, заменяющего
   паспорт  гражданина,  а также адрес места жительства,  указанный  в
   паспорте  или документе, заменяющем паспорт гражданина,  содержащем
   сведения   об   адресе  места  жительства.  Подпись   в   поддержку
   выдвижения  кандидата, федерального списка  кандидатов  и  дату  ее
   внесения  избиратель ставит собственноручно. Данные об  избирателе,
   ставящем  в подписном листе свою подпись и дату ее внесения,  могут
   вноситься   в   подписной   лист  по  просьбе   избирателя   лицом,
   осуществляющим  сбор  подписей  в поддержку  выдвижения  кандидата,
   федерального  списка кандидатов. Указанные данные  вносятся  только
   от руки.
       Судом  признано, что 1199 дат внесения подписей  избирателей  в
   папке  N 1 исполнены не избирателями, поставившими подпись, а пятью
   лицами;  в  папках  2,  3,  4  аналогичное  нарушение  допущено   в
   отношении  827 дат к подписям избирателей; в папке N 4 в  подписных
   листах  10,  11,  13,  14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,  содержащих  199
   подписей  избирателей,  подписи  исполнены  не  сборщиком  подписей
   Поляковой  О.А.,  а  иным  лицом.  Всего  не  может  быть  признано
   достоверными 3025 подписей.
       В   кассационной  жалобе  утверждается,  что  выводы   окружной
   избирательной  комиссии и суда, основанные  на  справке  экспертов,
   нельзя  признать обоснованными, поскольку экспертиза проводилась  с
   нарушением   порядка   ее  назначения,  проведения,   эксперты   не
   предупреждены    об    ответственности,   справка    не    содержит
   аргументации.
       Этот    довод    нельзя   признать   убедительным,    поскольку
   избирательным законодательством не предусмотрен порядок  проведения
   почерковедческой  экспертизы  подписных  листов.  Ст.   46   п.   4
   Федерального  закона  "О  выборах  депутатов  Государственной  Думы
   Федерального  Собрания Российской Федерации"  предусматривает,  что
   соответствующая  избирательная  комиссия  для  проведения  проверки
   соблюдения  порядка  сбора подписей, оформления  подписных  листов,
   достоверности  сведений  об  избирателях  и  подписей  избирателей,
   содержащихся   в  этих  подписных  листах,  может  своим   решением
   создавать  рабочие  группы из числа членов избирательной  комиссии,
   работников    аппарата    избирательной   комиссии,    привлеченных
   специалистов.   К   такой   проверке   могут   привлекаться   члены
   нижестоящих  избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов
   органов внутренних дел Российской Федерации.
       Эти  требования  соблюдены.  В  качестве  экспертов  привлечены
   специалисты-почерковеды ЭКЦ при УВД Ульяновской области,  они  были
   допрошены  в  судебном заседании, в ходе которого предупреждены  об
   ответственности.
       Довод    кассационной    жалобы,   в    котором    предлагается
   распространить  на  подобную экспертизу правила, установленные  ГПК
   РФ,  нельзя  признать  убедительным, поскольку  он  не  основан  на
   избирательном   законодательстве.   В   соответствии   с    нормами
   гражданского  процессуального  законодательства  экспертизу   может
   назначить  суд,  но  не избирательная комиссия.  При  таких  данных
   считать справку экспертов недопустимым доказательством нельзя.
       Оснований   ставить   под   сомнение   данные,   представленные
   экспертами,   не   имеется.   Умалатова   С.З.   при   кассационном
   рассмотрении  дела  заявила, что справку  экспертов  не  изучала  и
   каких-либо ошибок в ней не нашла.
       Федеральным  законом "О выборах депутатов Государственной  Думы
   Федерального   Собрания  Российской  Федерации"  не   предусмотрена
   обязанность   избирательной  комиссии  выдать   протокол   проверки
   подписных  листов. В соответствии с п. 8 ст. 47 названного  Закона,
   приняв  решение  об отказе зарегистрировать кандидата,  федеральный
   список  кандидатов, соответствующая избирательная комиссия  обязана
   в  течение  суток  с  момента его принятия  выдать  кандидату  либо
   уполномоченным  представителям политической партии,  избирательного
   блока,  выдвинувших  федеральный список кандидатов,  копию  решения
   избирательной комиссии с изложением оснований отказа.
       Вместе  с  тем Судебная коллегия считает необходимым  исправить
   допущенную  судом  арифметическую ошибку в  подсчете  недостоверных
   подписей.  Как  указано  выше,  суд  признал  недостоверными   3025
   подписей.  Между  тем их сумма (1199 + 827 + 199)  составляет  2225
   подписей, однако на исход дела эта ошибка не влияет. 7115 - 2225  =
   4890  достоверных подписей, что менее необходимых  для  регистрации
   5690 подписей избирателей.
       С  учетом  изложенного Судебная коллегия по  гражданским  делам
   Верховного   Суда   Российской   Федерации   не   находит    доводы
   кассационной  жалобы убедительными, влекущими отмену решения  суда,
   постановленного  в  соответствии  с  требованиями  материального  и
   процессуального права.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Ульяновского областного суда от  17  февраля  2004  г.
   оставить  без  изменения, а кассационную жалобу Умалатовой  С.З.  -
   без удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
06.06.2015
USD
56.25
EUR
63.32
CNY
9.07
JPY
0.45
GBP
86.21
TRY
21.05
PLN
15.21
Разное