Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.08.1997 N 69-Г97-2 ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ В ЧАСТИ ТРЕБОВАНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ ДАТЫ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ В СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ, ПОСКОЛЬКУ СУДОМ ДОПУЩЕНЫ СУЩЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ НОРМ МАТЕРИАЛЬНОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 19 августа 1997 года
   
                                                       Дело N 69-Г97-2
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                         Зайцева В.Ю.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании от 19  августа  1997  г.  по
   кассационной   жалобе   Р.   на  решение   суда   Ханты-Мансийского
   автономного  округа  от  23 июня 1997 г. дело  по  заявлению  Р.  о
   назначении  даты  выборов главы администрации Луговской  территории
   Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда  РФ  Горохова   Б.А.,
   заключение   прокурора  Генеральной  прокуратуры  Корягиной   Л.Л.,
   полагавшей  решение суда в части отказа в удовлетворении требования
   заявителя  о  назначении  даты выборов главы  Луговской  территории
   подлежащим  отмене, в остальной части - оставлению  без  изменения,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       житель п. Луговского Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского
   автономного  округа  Р.  обратился в суд с заявлением  о  признании
   недействительными  п.  5  ст. 41 Устава муниципального  образования
   "Ханты-Мансийский  район" Ханты-Мансийского  автономного  округа  и
   Положения  о территориальном самоуправлении на Луговской территории
   Ханты-Мансийского  района  и  о  назначении  даты   выборов   главы
   администрации   Луговской   территории  Ханты-Мансийского   района,
   ссылаясь  на  то,  что в нарушение федерального законодательства  и
   законов    Ханты-Мансийского   автономного   округа    о    местном
   самоуправлении   он  лишен  возможности  реализовать   свое   право
   избирать   и   быть  избранным  в  органы  местного  самоуправления
   Луговской  территории,  поскольку в  соответствии  с  оспариваемыми
   нормативными  актами  глава администрации Луговской  территории  не
   избирается  жителями  территории,  а  назначается  главой  местного
   самоуправления Ханты-Мансийского района.
       Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа от  23  июня
   1997  г.  заявление Р. было признано обоснованным в части признания
   недействительными нормативных актов, ограничивающих  право  граждан
   Луговской     территории     избирать    главу     территориального
   самоуправления;  требование заявителя  о  назначении  даты  выборов
   главы Луговской территории было оставлено без удовлетворения.
       В кассационной жалобе Р. просит отменить решение в части отказа
   в   назначении   даты  выборов  главы  Луговской  территории,   как
   вынесенное   с  нарушением  норм  материального  и  процессуального
   права.
       Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
   Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда  в  части
   отказа  в  удовлетворении требования заявителя  о  назначении  даты
   выборов  главы Луговской территории подлежащим отмене, в  остальной
   части - оставлению без изменения.
       В  соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации
   местное  самоуправление  осуществляется  в  городских,  сельских  и
   других  территориях с учетом исторических и иных местных  традиций.
   Структура  органов местного самоуправления определяется  населением
   самостоятельно.
       П.   Луговской   в  соответствии  с  Законом  Ханты-Мансийского
   автономного   округа  от  23  мая  1996  г.  "Об   административно-
   территориальном  устройстве Ханты-Мансийского  автономного  округа"
   входит   в   состав   Ханты-Мансийского  района   Ханты-Мансийского
   автономного округа.
       В   соответствии   с   ч.  2  ст.  6  Закона  Ханты-Мансийского
   автономного  округа  от  20 декабря 1995  г.  "Об  общих  принципах
   организации  местного самоуправления в Ханты-Мансийском  автономном
   округе" и ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа  от  31
   января  1996  г. субъектом местного самоуправления является  Ханты-
   Мансийский район.
       П.  Луговской,  п. Кирпичный и д. Белогорье образуют  Луговскую
   территорию,  на  которой в соответствии со ст. 6  и  ч.  2  ст.  39
   Устава  муниципального образования "Ханты-Мансийский район"  Ханты-
   Мансийского    автономного   округа   осуществляется   общественное
   территориальное самоуправление.
       В   решении   суда   правильно  указано  на  то,   что   органы
   территориального самоуправления муниципального образования  "Ханты-
   Мансийский    район",   являющегося   составной   частью    системы
   муниципального образования (ст. 41 Устава), в соответствии  со  ст.
   130  Конституции Российской Федерации, ст. ст. 14, 27  Федерального
   закона  "Об  общих принципах организации местного самоуправления  в
   Российской  Федерации",  ст. ст. 57 - 63  Закона  Ханты-Мансийского
   автономного  округа  от  20 декабря 1995  г.  "Об  общих  принципах
   организации  местного самоуправления в Ханты-Мансийском  автономном
   округе"  должны формироваться непосредственно населением территории
   путем  референдума,  выборов и других форм  прямого  волеизъявления
   граждан.
       П. 5 ст. 41 Устава муниципального образования "Ханты-Мансийский
   район"   Ханты-Мансийского  автономного  округа   и   Положение   о
   территориальном   самоуправления   на   Луговской   территории,   в
   соответствии  с  которыми глава администрации Луговской  территории
   назначается    главой   муниципального   образования,   обоснованно
   признаны  судом  недействительными, как нарушающие право  населения
   территории    самостоятельно   избирать   органы   территориального
   самоуправления, в том числе и его главу.
       Решение суда в этой части является правильным, и участвующими в
   деле лицами не оспаривается.
       Вместе с тем, установив факт нарушения права заявителя избирать
   и   быть   избранным   в   органы  общественного   территориального
   самоуправления, суд неправомерно, в нарушение ч. 1  ст.  239.7  ГПК
   РСФСР  в  защите  этого права отказал, оставив  без  удовлетворения
   требование   Р.   о   назначении  даты  выборов   главы   Луговской
   территории.
       Несмотря  на то что Луговская территория не является  субъектом
   местного  самоуправления, ее жители имеют право на судебную  защиту
   своего  права  избирать и быть избранными в органы территориального
   самоуправления,   являющегося  составной  частью   всего   местного
   самоуправления    муниципального   образования    "Ханты-Мансийский
   район".  Это  право  гарантируется ст.  46  Конституции  Российской
   Федерации  и  закреплено  в ст. 52 Федерального  закона  "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации",  в  Федеральном законе "Об обеспечении  конституционных
   прав  граждан  Российской Федерации избирать и  быть  избранными  в
   органы  местного самоуправления", в ст. 82 Закона Ханты-Мансийского
   автономного   округа  "Об  общих  принципах  организации   местного
   самоуправления   в   Ханты-Мансийском   автономном    округе".    В
   соответствии  с  ч.  3  ст.  10 ГПК РСФСР при  отсутствии  правовых
   механизмов  защиты  права  граждан избирать  и  быть  избранными  в
   органы  территориального самоуправления, закрепленных в нормативных
   актах   субъекта   Российской  Федерации  или   субъекта   местного
   самоуправления,  суд  был  вправе применить  указанное  федеральное
   законодательство и законы Ханты-Мансийского автономного  округа  по
   аналогии  при разрешении вопроса о том, каким способом должно  быть
   устранено  нарушение права заявителя участвовать  в  выборах  главы
   администрации территории.
       При  новом  рассмотрении дела в части заявления Р. о назначении
   даты  выборов главы администрации Луговской территории суду следует
   определить   конкретный  способ  восстановления   права   заявителя
   участвовать в выборах главы территориального самоуправления.
       На основании п. 2 ст. 305, п. 4 ст. 306, п. 1 ст. 307 ГПК РСФСР
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение  суда Ханты-Мансийского автономного округа от  23  июня
   1997  г.  в части отказа в удовлетворении заявления Р. о назначении
   даты выборов главы администрации Луговской территории отменить.
       Дело  в этой части направить на новое рассмотрение в суд первой
   инстанции.
       В остальной части решение суда оставить без изменения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
Разное