Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
28.05.2015
USD
51.02
EUR
55.68
CNY
8.23
JPY
0.41
GBP
78.63
TRY
19.36
PLN
13.49
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 29.08.2006 N 490/06 ПО ДЕЛУ N А81-4628/5298А-04 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В ЧАСТИ ТРЕБОВАНИЙ О ВОЗВРАТЕ ИЗ БЮДЖЕТА НАЛОГА НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ НАЛИЧИЕ У АВИАКОМПАНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЙ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ВИДЕ ЕЕ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 29 августа 2006 г. N 490/06
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина  А.А.,  Бабкина
   А.И.,  Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Слесарева  В.Л.,
   Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы  по
   городу Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа о пересмотре  в
   порядке  надзора  решения  суда  первой  инстанции  от  25.01.2005,
   постановления   суда   апелляционной   инстанции   от    12.04.2005
   Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-
   4628/5298А-04   и  постановления  Федерального  арбитражного   суда
   Западно-Сибирского округа от 12.10.2005 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу
   Ноябрьску  Ямало-Ненецкого  автономного  округа  -  Мелкумов  В.Б.,
   Недвига К.Н., Соколова Е.Ю.;
       от  открытого  акционерного общества  "Авиакомпания  "ЮТэйр"  -
   Ахмадеев А.Ф., Щепалова Н.А.
       Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., а также объяснения
   представителей   участвующих  в  деле  лиц,   Президиум   установил
   следующее.
       Открытое  акционерное общество "Авиакомпания "ЮТэйр"  (далее  -
   авиакомпания)  представило  27.07.2004  в  Инспекцию   Министерства
   Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ноябрьску Ямало-
   Ненецкого   автономного  округа  (в  настоящее  время  -  Инспекция
   Федеральной  налоговой  службы по городу Ноябрьску  Ямало-Ненецкого
   автономного  округа;  далее - инспекция) уточненные  декларации  по
   налогу  на пользователей автомобильных дорог за 2001, 2002  годы  и
   заявление  о  возврате  из бюджета 19494746  рублей  этого  налога,
   ранее уплаченного за названный период.
       По     результатам    камеральной    проверки    представленных
   авиакомпанией деклараций инспекция вынесла решение от 20.08.2004  N
   344  о  начислении в карточке лицевого счета 19494745 рублей налога
   на   пользователей  автомобильных  дорог.  Письмом   инспекции   от
   26.08.2004  N  ОШ-2.8-22/18090  авиакомпании  отказано  в  возврате
   указанной суммы в связи с отсутствием переплаты по данному налогу.
       Авиакомпания   обратилась  в  Арбитражный  суд  Ямало-Ненецкого
   автономного   округа  с  заявлением  о  признании  недействительным
   решения инспекции от 20.08.2004 N 344 и о возврате 19494746  рублей
   налога  на пользователей автомобильных дорог, уплаченного  в  2001,
   2002 годах.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  25.01.2005   заявленные
   требования удовлетворены.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   12.04.2005
   решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
       Федеральный    арбитражный   суд   Западно-Сибирского    округа
   постановлением  от 12.10.2005 названные судебные акты  оставил  без
   изменения.
       Удовлетворяя заявленные требования, суды трех инстанций  пришли
   к  выводу о том, что авиакомпания в соответствии с пунктом 3 статьи
   5  Закона  Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О  дорожных
   фондах  в  Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных  фондах)
   имеет  право  на  освобождение от уплаты  налога  на  пользователей
   автомобильных  дорог,  поскольку  в  ее  состав  входят   аварийно-
   спасательные  службы,  прошедшие необходимую  аттестацию,  создание
   таких  формирований является обязанностью авиационных  предприятий,
   деятельность  названных  служб не приносит прибыли,  их  содержание
   (материально-техническое  обеспечение,  оплата   труда   персонала)
   обеспечивает авиакомпания.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в порядке надзора  решения  суда  первой
   инстанции,   постановлений  судов  апелляционной   и   кассационной
   инстанций  инспекция просит их отменить, ссылаясь  на  неправильное
   применение судами норм материального права.
       В отзыве на заявление и дополнении к отзыву авиакомпания просит
   оставить  упомянутые  судебные акты  без  изменения,  поскольку  ее
   деятельность  связана  с исполнением обязанностей,  возложенных  на
   профессиональные  аварийно-спасательные службы Федеральным  законом
   от  22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе
   спасателей",  пунктом 1 статьи 89 и статьей 90  Воздушного  кодекса
   Российской   Федерации,  Постановлением  Правительства   Российской
   Федерации  от  10.02.1997 N 154 "О службе  поискового  и  аварийно-
   спасательного  обеспечения полетов гражданской авиации  Федеральной
   авиационной службы России".
       По    мнению    авиакомпании,    использование    установленной
   государством  налоговой  льготы  не  поставлено  в  зависимость  от
   наличия   выручки  от  деятельности  аварийно-спасательных   служб,
   созданных  в качестве структурных подразделений юридического  лица.
   Поэтому  она,  являясь участником налоговых правоотношений,  вправе
   на  основании  статей  19,  21 и 56 Налогового  кодекса  Российской
   Федерации (далее - Кодекс) претендовать на льготу.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   участвующих   в  деле  лиц,  Президиум  считает,  что  оспариваемые
   судебные  акты  подлежат  отмене в части удовлетворения  требования
   авиакомпании   о  возврате  уплаченного  налога  на   пользователей
   автомобильных   дорог  с  отказом  в  удовлетворении   этой   части
   требования по следующим основаниям.
       Исходя  из  статьи  56  Кодекса льготами по  налогам  и  сборам
   признаются  предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков
   и  плательщиков сборов предусмотренные законодательством о  налогах
   и  сборах  преимущества по сравнению с другими  налогоплательщиками
   или  плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать  налог
   или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
       В  соответствии  со статьей 21 Кодекса налогоплательщики  имеют
   право  использовать  налоговые льготы при  наличии  оснований  и  в
   порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
       Согласно  пункту 1 статьи 5 Закона о дорожных фондах  налог  на
   пользователей    автомобильных   дорог   уплачивают    предприятия,
   организации,  учреждения, предприниматели, являющиеся  юридическими
   лицами по законодательству Российской Федерации.
       В  соответствии  с пунктом 2 статьи 5 Закона о дорожных  фондах
   объектом  обложения  налогом на пользователей  автомобильных  дорог
   является  выручка,  полученная  от  реализации  продукции   (работ,
   услуг),   ставка  налога  установлена  в  размере  1  процента   от
   налоговой базы.
       Категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на
   пользователей автомобильных дорог, поименованы в пункте 3 статьи  5
   Закона   о   дорожных   фондах.  К  ним,  в   частности,   отнесены
   профессиональные  аварийно-спасательные службы  и  профессиональные
   аварийно-спасательные формирования.
       Из содержания статьи 52 Кодекса следует, что порядок применения
   льгот     непосредственно    связан    с    исчислением     налога:
   налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога,  подлежащую
   уплате  за  налоговый период, исходя из налоговой  базы,  налоговой
   ставки и налоговых льгот.
       Аварийно-спасательные     подразделения     авиакомпании     не
   осуществляют   самостоятельной  деятельности  и  выручки,   которая
   подлежит    налогообложению,   не    получают.    Создание    таких
   подразделений   и   их   функционирование  являются   обязательными
   условиями   предпринимательской   деятельности   авиакомпании    по
   оказанию  услуг  по  воздушным перевозкам в силу  правовых  норм  о
   воздушных перевозках.
       В   данном  случае  налогоплательщиком  является  авиакомпания,
   получающая  выручку от оказания пассажирских, грузовых  и  почтовых
   перевозок,     продажи    перевозок,    эксплуатации    аэродромов,
   аэровокзалов, заправки воздушных судов, продажи воздушных судов.
       Следовательно,  наличие  у  авиакомпании  аварийно-спасательных
   служб  или формирований и их функционирование в виде ее структурных
   подразделений   не   могут   служить  основанием   к   освобождению
   авиакомпании   от  уплаты  налога  на  пользователей  автомобильных
   дорог.
       При   таких  обстоятельствах  правовых  оснований  к   возврату
   авиакомпании   уплаченного   за   2001,   2002   годы   налога   на
   пользователей автомобильных дорог не имелось.
       Вместе  с  тем,  поскольку  данный налог  за  названный  период
   авиакомпанией был уплачен, ошибочно оформленные декларации и  отказ
   инспекции  принять  их  не  могли  повлечь  доначисления  к  уплате
   19494745 рублей налога.
       Признав  неправомерным  отказ  инспекции  возвратить  указанную
   сумму, суды допустили неправильное применение закона; принятые  ими
   оспариваемые  судебные акты нарушают единообразие  в  толковании  и
   применении  арбитражными судами норм права, поэтому в  соответствии
   с   пунктом  1  статьи  304  Арбитражного  процессуального  кодекса
   Российской Федерации они подлежат частичной отмене.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
                                   
       решение суда первой инстанции от 25.01.2005, постановление суда
   апелляционной  инстанции  от 12.04.2005  Арбитражного  суда  Ямало-
   Ненецкого   автономного  округа  по  делу  N  А81-4628/5298А-04   и
   постановление  Федерального  арбитражного  суда  Западно-Сибирского
   округа  от  12.10.2005  по  тому же  делу  в  части  удовлетворения
   требования открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр"  о
   возврате   из  бюджета  19494746  рублей  налога  на  пользователей
   автомобильных дорог, уплаченного за 2001, 2002 годы, отменить.
       ОАО   "Авиакомпания   "ЮТэйр"  в  удовлетворении   этой   части
   требований отказать.
       В   остальной  части  указанные  судебные  акты  оставить   без
   изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
28.05.2015
USD
51.02
EUR
55.68
CNY
8.23
JPY
0.41
GBP
78.63
TRY
19.36
PLN
13.49
Разное