Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.06.1998 N 5-В98-55 ДЕЛО ПО ЖАЛОБЕ НА ДЕЙСТВИЯ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ В СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ, ПОСКОЛЬКУ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА СУД ПРИМЕНИЛ НОРМАТИВНЫЙ АКТ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, КОТОРЫЙ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПОЛОЖЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 9 июня 1998 года
   
                                                       Дело N 5-в98-55
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                            Нечаева В.И.,
                                                            Кебы Ю.Г.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании от 9 июня  1998  г.  протест
   заместителя  Председателя Верховного Суда Российской  Федерации  на
   решение  Мещанского межмуниципального суда г. Москвы от 12 сентября
   1996   г.,  определение  судебной  коллегии  но  гражданским  делам
   Московского  городского суда от 8 октября 1996 г.  и  постановление
   президиума  Московского городского суда от 16  апреля  1998  г.  по
   делу по жалобе Л. на действия Миграционной службы г. Москвы.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Кнышева  В.П.,  заключение  прокурора  Корягиной  Л.Л.,  полагавшей
   протест  удовлетворить,  Судебная  коллегия  по  гражданским  делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Л.  обратилась  в  суд  с  жалобой  на  неправомерные  действия
   Миграционной службы г. Москвы, указав, что в нарушение  ее  прав  и
   положений  Закона "О вынужденных переселенцах" Миграционная  служба
   г.  Москвы отказала ей, вынужденной из-за военных действий  в  1995
   г.   уехать   из  Грозного  и  прибыть  к  знакомым  в  Москву,   в
   предоставлении статуса вынужденного переселенца.
       Решением  Мещанского межмуниципального суда  г.  Москвы  от  12
   сентября  1996 г., оставленным без изменения определением  судебной
   коллегии  по  гражданским делам Московского городского  суда  от  8
   октября 1996 г., в удовлетворении жалобы отказано.
       Постановлением  президиума Московского городского  суда  от  16
   апреля  1998  г.  оставлен без удовлетворения  протест  заместителя
   Председателя  Верховного  Суда  Российской  Федерации,  в   котором
   ставился вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений.
       В  протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской
   Федерации,  внесенном  в  Судебную коллегию  по  гражданским  делам
   Верховного  Суда Российской Федерации, поставлен вопрос  об  отмене
   состоявшихся по делу судебных постановлений.
       Проверив  материалы  дела,  обсудив доводы  протеста,  Судебная
   коллегия  Верховного  Суда  Российской  Федерации  находит  протест
   обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
       Отказывая Л. в удовлетворении жалобы, суд сослался на то, что в
   соответствии с распоряжением мэра г. Москвы от 14 марта 1996 г.  "О
   порядке  предоставления статуса беженцев и вынужденных переселенцев
   в  г.  Москве"  статус  вынужденных  переселенцев  в  Москве  могут
   получить    лица,   имеющие   в   Москве   близких   родственников,
   зарегистрированных   по  месту  жительства  и   давших   письменное
   согласие   на   регистрацию   по   месту   пребывания   вынужденных
   переселенцев на срок не менее года.
       Между   тем   данный  вывод  нельзя  признать  правильным.   Из
   материалов  дела  видно,  что Л. проживала  в  г.  Грозном,  откуда
   вынуждена   была  уехать  в  связи  с  началом  военных   действий,
   проживает в настоящее время в Москве у знакомых.
       Согласно  ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации  каждый,
   кто  законно  находится на территории Российской  Федерации,  имеет
   право   свободно   передвигаться,  выбирать  место   пребывания   и
   жительства.
       В  силу  ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации  права  и
   свободы  человека  и  гражданина могут быть ограничены  федеральным
   законом  только в той части, в какой это необходимо в целях  защиты
   основ  конституционного  строя, нравственности,  здоровья,  прав  и
   законных  интересов  других  лиц,  обеспечения  обороны  страны   и
   безопасности государства.
       Из  этих  конституционных норм следует, что каждый, кто законно
   находится  на  территории Российской Федерации,  осуществляет  свое
   право  на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
   по  своему  усмотрению  и  это право может быть  ограничено  только
   федеральным  законом  и в той мере, в которой  это  необходимо  для
   достижения перечисленных выше целей.
       Законом  Российской  Федерации "О вынужденных  переселенцах"  с
   изменениями   и   дополнениями,  внесенными  Федеральным   законом,
   принятым  Государственной  Думой 22 ноября  1995  г.  и  одобренным
   Советом  Федерации 9 декабря 1995 г., определен статус  вынужденных
   переселенцев,  установлены  экономические,  социальные  и  правовые
   гарантии   защиты  их  прав  и  законных  интересов  на  территории
   Российской  Федерации  в  соответствии  с  Конституцией  Российской
   Федерации,  общепризнанными  принципами  и  нормами  международного
   права и международными договорами Российской Федерации.
       В   ст.   1   данного  Закона  содержится  определение  понятия
   "вынужденный переселенец".
       Вынужденным   переселенцем   является   гражданин    Российской
   Федерации,  покинувший место жительства вследствие  совершенного  в
   отношении  его  или  членов его семьи насилия или  преследования  в
   иных   формах  либо  вследствие  реальной  опасности  подвергнуться
   преследованию  по признаку расовой или национальной принадлежности,
   вероисповедания,  языка,  а  также  по  признаку  принадлежности  к
   определенной социальной группе или политических убеждений,  ставших
   поводами   для   проведения   враждебных   кампаний   в   отношении
   конкретного  лица или группы лиц, массовых нарушений  общественного
   порядка.
       В соответствии со ст. 1 п. 2 данного Закона по обстоятельствам,
   предусмотренным п. 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем,  в
   частности, признается:
       1)  гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть  место
   жительства  на территории иностранного государства и  прибывший  на
   территорию Российской Федерации;
       2)  гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть  место
   жительства  на  территории одного субъекта Российской  Федерации  и
   прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
       В соответствии со ст. 2 данного Закона вынужденным переселенцем
   не  может  быть  признано лицо: 1) совершившее преступление  против
   мира,  человечности  или  другое тяжкое преступление,  признаваемое
   таковым  законодательством Российской Федерации; 2) не обратившееся
   без  уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным
   переселенцем  в течение двенадцати месяцев со дня выбытия  с  места
   жительства  либо  в  течение одного месяца со  дня  утраты  статуса
   беженца  в  связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
   3)  покинувшее  место  жительства по  экономическим  причинам  либо
   вследствие  голода,  эпидемии или чрезвычайных ситуаций  природного
   или  техногенного характера. Иных обстоятельств, вследствие которых
   лицо  не  может быть признано вынужденным переселенцем, законом  не
   предусмотрено.
       Согласно  ст. 6 упомянутого Закона, предусматривающей  права  и
   обязанности   вынужденного  переселенца,  вынужденный   переселенец
   имеет   право:  1)  самостоятельно  выбрать  место  жительства   на
   территории  Российской Федерации, в том числе в одном из населенных
   пунктов,  предлагаемых  ему  территориальным  органом  миграционной
   службы.   Вынужденный   переселенец   может   в   соответствии    с
   установленным  порядком проживать у родственников или  у  иных  лиц
   при  условии  их  согласия на совместное проживание  независимо  от
   размера  занимаемой родственниками или иными лицами жилой  площади;
   2)  при  отсутствии возможности самостоятельного определения своего
   места  жительства  на  территории Российской Федерации  получить  у
   федерального   органа  миграционной  службы  или   территориального
   органа  миграционной службы в порядке, определяемом  Правительством
   Российской   Федерации,   направление  на   проживание   в   центре
   временного  размещения  вынужденных  переселенцев  либо   в   жилом
   помещении  из  фонда  жилья  для временного  поселения  вынужденных
   переселенцев.
       Следовательно, предоставление статуса вынужденного  переселенца
   в   зависимости   от  наличия  близких  родственников   в   Москве,
   зарегистрированных   по  месту  жительства  и   давших   письменное
   согласие   на   регистрацию   по   месту   пребывания   вынужденных
   переселенцев  на  срок  не менее года, а также  от  регистрации  по
   месту  жительства  в г. Москве, предусмотренное распоряжением  мэра
   г.  Москвы  от  14 марта 1996 г. "О порядке предоставления  статуса
   беженцев  и вынужденных переселенцев в г. Москве", не соответствует
   положениям  ст. ст. 2, 6 Закона Российской Федерации "О вынужденных
   переселенцах" с изменениями и дополнениями, внесенными  Федеральным
   законом,  принятым  Государственной  Думой  22  ноября  1995  г.  и
   одобренным Советом Федерации 9 декабря 1995 г.
       В  силу  ст.  76 Конституции Российской Федерации по  предметам
   совместного  ведения  Российской Федерации и  субъектов  Российской
   Федерации  издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
   с   ними   законы  и  иные  нормативные  правовые  акты   субъектов
   Российской Федерации.
       Законы  и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской
   Федерации   не   могут   противоречить  вышеуказанным   федеральным
   законам,  и  в случае противоречия между ними действует федеральный
   закон.
       При таких данных по делу решение суда нельзя признать законным.
       При отклонении протеста президиум Московского городского суда в
   своем  постановлении не указал в соответствии со ст. 311 ГПК  РСФСР
   мотивы,  по которым доводы протеста признаны неправильными  или  не
   являются основаниями к отмене решения.
       По   изложенным  основаниям  решение  суда,  а  также  судебные
   постановления,  вынесенные кассационной  и  надзорной  инстанциями,
   нельзя  признать законными и обоснованными и поэтому  они  подлежат
   отмене.
       При  новом  рассмотрении дела суду следует  учесть  изложенное,
   правильно  определить  юридически  значимые  обстоятельства   и   в
   зависимости от добытых данных в соответствии с требованиями  закона
   разрешить жалобу Л.
       На  основании  изложенного и руководствуясь ст.  ст.  329,  330
   Гражданского  процессуального кодекса РСФСР, Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Мещанского  межмуниципального суда  г.  Москвы  от  12
   сентября  1996  г.,  определение судебной коллегии  по  гражданским
   делам  Московского  городского  суда  от  8  октября  1996   г.   и
   постановление президиума Московского городского суда от  16  апреля
   1998 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
27.06.2015
USD
54.81
EUR
61.41
CNY
8.83
JPY
0.44
GBP
86.35
TRY
20.6
PLN
14.72
Разное