Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 553500 ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ. РЕГИСТРАЦИОННЫЙ N 249 ТЕХ/МАГ (УТВ. МИНОБРАЗОВАНИЕМ РФ 21.03.2000)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                                                             Утверждаю
                                                           Заместитель
                                                  Министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                          В.Д.ШАДРИКОВ
                                                    21 марта 2000 года
   
                                                 Регистрационный номер
                                                           249 тех/маг
   
                                                              Вводится
                                                 с момента утверждения
   
               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                                   
        НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 553500 - ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
                                   
         СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
   
             1. Общая характеристика направления 553500 -
                        Защита окружающей среды
   
       1.1.  Направление утверждено Приказом Министерства  образования
   Российской Федерации N 686 от 2 марта 2000 г.
       1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр.
       Нормативный  срок  освоения основной образовательной  программы
   подготовки  магистра  по  направлению 553500  -  Защита  окружающей
   среды  при  очной  форме обучения - 6 лет. Основная образовательная
   программа  подготовки  магистра  состоит  из  программы  подготовки
   бакалавра    по   соответствующему   направлению   (4    года)    и
   специализированной подготовки магистра (2 года).
       1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
       Магистр   подготовлен  к  деятельности,  требующей  углубленной
   фундаментальной  и  профессиональной  подготовки,  в  том  числе  к
   научно-исследовательской   работе,   а   при    условии    освоения
   соответствующей      образовательно-профессиональной      программы
   педагогического профиля - к педагогической деятельности.
       1.4. Возможности продолжения образования.
       Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
   научным специальностям:
       03.00.16 - Экология;
       05.26.00 - Безопасность деятельности человека.
       1.5. Аннотированный перечень магистерских программ:
       553501   Промышленная  экология  и  рациональное  использование
   природных ресурсов
       Принципы   рационального  использования   природных   ресурсов,
   минимизации  воздействия промышленно-хозяйственной деятельности  на
   биосферу  и  организации ее устойчивого функционирования,  создание
   материально-   и   энергосберегающих  и   экологически   безопасных
   технологий.
       Объектами исследования программы являются:
       -     экологические     и    эколого-экономические     системы,
   ориентированные на совмещение техногенного кругооборота  веществ  с
   природным, биогеохимическим;
       - изучение механизмов функционирования природных и промышленных
   экосистем;
       -  основы  малоотходных или "чистых" технологических процессов,
   производств,    территориально-производственных    комплексов     и
   индустриальных парков;
       - методы рационального использования воды и воздуха;
       - способы переработки, обезвреживания, размещения и захоронения
   бытовых и промышленных (в том числе токсичных) отходов;
       -  социальные  и  морально-этические  проблемы,  возникающие  в
   условиях возрастающей техногенной нагрузки на окружающую среду.
       553502 Моделирование и управление экологическими системами
       Современные  методы моделирования состояния экосистем  с  целью
   выявления    механизмов   взаимодействия   между   отдельными    их
   компонентами,  прогнозирование  изменения  состояния  под  влиянием
   техногенных  факторов,  применение  результатов  моделирования  для
   принятия  эффективных решений в сфере управления  экологическими  и
   эколого-экономическими  системами  и  обеспечение  их   устойчивого
   развития,  разработка  систем  управления  природопользованием  для
   разных     уровней     иерархии    управления,    совершенствование
   экономических и правовых механизмов.
       Объектами исследования являются:
       - экологические и эколого-экономические системы;
       -   региональные   и  отраслевые  производственно-хозяйственные
   комплексы,   отдельные  предприятия  с  подверженными  их   влиянию
   территориями;
       - городские экосистемы, природные заповедники;
       - действующие системы управления природопользованием;
       -  методы  моделирования  и  анализа экологических  и  эколого-
   экономических систем и ситуаций;
       - модели, методы и системы управления природопользованием;
       -    экономические    и   правовые   механизмы    рационального
   природопользования и защиты окружающей среды.
       553503 Защита атмосферы от техногенных воздействий
       Изучение  технологических, экономических и социальных  аспектов
   загрязнения  атмосферного воздуха предприятиями различных  отраслей
   народного  хозяйства,  методов очистки и  обезвреживания  токсичных
   веществ,  выбрасываемых  в  атмосферу,  процессов  их  миграции   и
   трансформации в атмосферном воздухе.
       Объектами исследования являются:
       -   процессы  образования,  очистки,  обезвреживания  отходящих
   газов;
       -  нативные и техногенные компоненты атмосферы урбанизированных
   территорий;
       -  физико-химические  основы процессов формирования  атмосферы,
   технологических   процессов  и  основных   стадий   крупнотоннажных
   производств,  вызывающих загрязнение атмосферного  воздуха,  основы
   применяемых  на  этих  предприятиях  процессов  очистки   отходящих
   газов;
       -  особенности  процессов  миграции и  трансформации  токсичных
   веществ в атмосфере урбанизированных территорий;
       -    методы   нормирования   выбросов,   действующей    системы
   экономического  регулирования и законодательство в  области  охраны
   атмосферного воздуха.
       553504 Комплексное использование водных ресурсов
       Защита   гидросферы  от  антропогенного  воздействия,  комплекс
   водных  ресурсов  биосферы,  технические  системы  водопотребления;
   методы  очистки  и  кондиционирования воды;  система  рационального
   водопользования и приемы водосбережения.
       Объектами исследования являются:
       - механизмы нарушения гомеостаза природных водных экосистем;
       - материальные балансы водопотребления;
       -   механические,  физико-химические  и  биохимические  способы
   очистки, обезвреживания и кондиционирования вод;
       - механизмы функционирования природных экосистем;
       -   принципы  классификации  производственных  и  сточных  вод,
   современные    методологии    расчета    сравнительной     эколого-
   экономической эффективности технологий очистки вод;
       - правовые аспекты защиты гидросферы.
       553505   Утилизация  и  переработка  отходов   производства   и
   потребления
       Технические,   экономические   и  морально-этические   проблемы
   образования,  переработки  и  утилизации  промышленных  и   бытовых
   (включая токсичные) отходов.
       Объектами исследования являются:
       -  наиболее  материало- и энергоемкие производства  и  процессы
   переработки,  обезвреживания, утилизации, размещения и  захоронения
   промышленных и бытовых отходов;
       -   основные   методы  реализации  малоотходных  или   "чистых"
   технологических    процессов,   производств    и    территориально-
   производственных      комплексов,      технологий      переработки,
   обезвреживания,  размещения и захоронения  промышленных  и  бытовых
   отходов (особое внимание уделяется токсичным отходам);
       -  экономические, социальные и морально-этические стороны  этой
   проблемы.
       553506 Защита литосферы от техногенных воздействий
       Разработка   и   применение  современных   технологий   очистки
   (рекультивации)   почв,   подверженных  техногенному   загрязнению;
   мониторинг почв и донных отложений.
       Объектами исследования являются:
       -   почвы  импактных  зон  промышленных  предприятий  и  донные
   отложения водоемов, подвергшихся длительному промышленному  (в  том
   числе сельскохозяйственному) и (или) аварийному воздействию;
       -   химические  и  нефтехимические  производства,   предприятия
   ядерного     топливного    цикла,    другие    типы    предприятий,
   непосредственно   не  связанные  с  химической  и   нефтехимической
   промышленностью,   но   характеризующиеся  опасностью   химического
   загрязнения окружающей среды;
       -  количественные  методы оценки опасности аварийных  ситуаций,
   риска,  последствий воздействия техногенных катастроф на окружающую
   природную среду и здоровье населения;
       - основы химической токсикологии;
       -  основные  принципы международного сотрудничества  в  области
   предотвращения  техногенных  катастроф  и  минимизации  последствий
   катастроф.
       550807   Эколого-экономическая  экспертиза   и   лицензирование
   промышленных предприятий
       Разработка   и   использование  современных  методов   эколого-
   экономического   анализа   и  математического   моделирования   для
   экспертизы  и лицензирования деятельности промышленных предприятий,
   решения  задач экологического нормирования и оценки воздействия  на
   окружающую    среду,   экологической   сертификации    используемых
   технологий и получаемой продукции.
       Объектами исследования программы являются:
       -  предприятия  различных  отраслей промышленности  (технологии
   производства,  качество продукции и используемые ресурсы)  с  точки
   зрения их эффективности и воздействия на окружающую среду;
       -  методические и организационно-правовые основы  осуществления
   эколого-экономической   экспертизы,   лицензирования   промышленных
   предприятий,  проведения  экологической  сертификации  продукции  и
   технологий;
       -   экологические   требования  к  размещению,  проектированию,
   строительству,  реконструкции и вводу в  эксплуатацию  предприятий,
   сооружений и иных объектов;
       -  методы  моделирования и минимизации воздействия промышленных
   предприятий на окружающую среду и эколого-экономический анализ  для
   количественной оценки этих воздействий.
       553508 Экологическое аудирование
       Разработка  и  практическое применение современных  подходов  и
   методов  экологического  менеджмента и экологического  аудирования,
   оценка  фактического  воздействия  промышленного  производства   на
   окружающую   среду   в  сравнении  с  декларируемым   воздействием,
   обоснование  рекомендаций  и разработка  программ  развития  систем
   экологического   контроля   и  управления;   использование   данных
   экологического    аудирования   при   инвестициях,    в    процессе
   приватизации,   для  экологической  сертификации  и  экологического
   страхования,  при  разработке  территориальных  и  производственных
   экологических программ, в экологическом образовании.
       Объектами исследования программы являются:
       -  промышленные  предприятия  и территориально-производственные
   комплексы,    системы    производственного    и    территориального
   экологического контроля и управления;
       -   организационные,   технические  и  технологические   основы
   минимизации воздействия на окружающую среду;
       -   методические   основы  разработки  и  реализации   программ
   экологического аудирования промышленных производств  и  промышленно
   развитых территорий;
       -  правовые основы производственного экологического контроля  и
   управления;
       -   методы  оценки  фактического  воздействия  предприятий   на
   окружающую среду.
       553509 Мониторинг территорий с высокой антропогенной нагрузкой
       Мониторинг  источников, санитарно-защитных и селитебных  зон  с
   целью оценки воздействия промышленных предприятий и территориально-
   производственных   комплексов  на  окружающую  среду   и   здоровье
   населения.
       Объектами исследования являются:
       -  промышленные территории и примыкающие к ним населенные зоны,
   территории   мегаполисов,  рекреационные  территории  и   природные
   ландшафты;
       -  современные  методы оценки воздействия на  атмосферу,  воду,
   почвы, выраженное в потоковых единицах;
       -   способы  определения  мощности  источников,  основанные  на
   балансовых расчетах;
       -   приемы  мониторинга  эмиссий  и  стоков  от  организованных
   источников,  определение полных потоковых характеристик  (с  учетом
   неорганизованных    источников)    на    основании     данных     о
   концентрационных полях веществ вблизи предприятий.
       553510  Прогнозирование  и ликвидация последствий  чрезвычайных
   экологических ситуаций
       Принципы  анализа причин возникновения техногенных и  природных
   катастроф  и их последствий, использование баз данных по надежности
   сложных  промышленных и природных систем, токсикологические аспекты
   техногенных   катастроф,   нормирование   нагрузки   на   биосферу,
   количественные методы оценки последствий аварийных ситуаций.
       Объектами исследования являются:
       -   основные   химические   и   нефтехимические   производства,
   предприятия  ядерного  топливного цикла, другие  типы  предприятий,
   непосредственно   не  связанные  с  химической  и   нефтехимической
   промышленностью,   но   характеризующиеся  опасностью   химического
   загрязнения окружающей среды;
       - количественные методы оценки опасности аварийных ситуаций;
       -   концепции   риска,   последствия  воздействий   техногенных
   катастроф на окружающую природную среду и здоровье населения;
       - основы химической токсикологии;
       -  основы  принципов  международного сотрудничества  в  области
   предотвращения  техногенных  катастроф  и  минимизации  последствий
   катастроф.
       553511 Информационные технологии в защите окружающей среды
       Разработка и применение современных информационных технологий в
   экологических      исследованиях,     управлении      средозащитной
   деятельностью и экологическом образовании.
       Объектами исследований являются:
       -  системы  сбора,  передачи,  хранения,  обработки  и  анализа
   экологической и эколого-экономической информации;
       -   сфера   применения  информационных  технологий  (управление
   природопользованием,        научно-исследовательская        работа,
   экологическое образование, воспитание и информирование  населения),
   принципы   и  возможности  применения  существующих  информационных
   технологий,  включая компьютерные сети различного уровня,  наземные
   и космические системы и средства связи;
       -  информационно-вычислительные  системы,  библиографические  и
   фактографические  базы данных, специализированные  банки  данных  и
   базы    знаний   для   экологических   исследований,   мониторинга,
   управления и образовательной сферы;
       -  методы  создания и эксплуатации информационных технологий  в
   средозащитной деятельности.
       553512   Методы   контроля   качества   окружающей   среды    и
   экологическое приборостроение
       Методы  и  средства  контроля  качества  атмосферы,  сточных  и
   природных   вод,   почв  и  донных  отложений;   создание   средств
   пробоотбора,    пробоподготовки    и    экспрессного    определения
   приоритетных загрязняющих веществ в природных средах.
       Объектами исследования являются:
       -   перспективные   методы  и  методики,  современные   приборы
   экологического   контроля,  используемые  в   организации   системы
   комплексного мониторинга в охране окружающей среды;
       -   принципы  и  физико-химические  основы  измерений   степени
   загрязненности природных и техногенных сред;
       - метрологические характеристики пробоотбора, пробоподготовки и
   измерения  с  целью минимизации суммарной погрешности аналитической
   процедуры.
       Научно-исследовательская составляющая каждой из  аннотированных
   магистерских  программ по решению Ученого совета  вуза  реализуется
   через     авторские     магистерские    программы     (магистерские
   специализации),  отражающие  существующие  в  данном  вузе  научно-
   педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
   
            2. Требования к уровню подготовки, необходимой
         для освоения программы специализированной подготовки
                 магистра и условия конкурсного отбора
   
       2.1.   Лица,   желающие  освоить  программу  специализированной
   подготовки   магистра,   должны   иметь   высшее   профессиональное
   образование   определенной   ступени,   подтвержденное   документом
   государственного образца.
       2.2.  Лица,  имеющие диплом бакалавра по направлению  553500  -
   Защита   окружающей   среды   зачисляются   на   специализированную
   магистерскую  подготовку на конкурсной основе. Условия  конкурсного
   отбора    определяются    вузом    на    основе    государственного
   образовательного  стандарта  высшего профессионального  образования
   бакалавра по данному направлению.
       2.3.   Лица,   желающие  освоить  программу  специализированной
   подготовки  магистра  по  данному  направлению  и  имеющие   высшее
   профессиональное образование, профиль которого не указан в п.  2.2,
   допускаются   к   конкурсу  по  результатам  сдачи   экзаменов   по
   дисциплинам,   необходимым   для  освоения   программы   подготовки
   магистра    и   предусмотренным   государственным   образовательным
   стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
   
       3. Общие требования к основной образовательной программе
       магистра по направлению 553500 - Защита окружающей среды
   
       3.1.  Основная  образовательная программа  подготовки  магистра
   разрабатывается    на    основании   настоящего    государственного
   образовательного  стандарта  и  включает  в  себя   учебный   план,
   программы  учебных дисциплин, программы учебных и  производственных
   (научно-исследовательской   и  научно-педагогической)   практик   и
   программы научно-исследовательской работы.
       3.2.  Требования  к обязательному минимуму содержания  основной
   образовательной  программы  подготовки  магистра,  к  условиям   ее
   реализации   и   срокам   ее   освоения   определяются    настоящим
   государственным   образовательным   стандартом.   По    направлению
   разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
       3.3.  Основная  образовательная программа  подготовки  магистра
   (далее   -   образовательная   программа)   состоит   из   основной
   образовательной   программы  подготовки   бакалавра   и   программы
   специализированной   подготовки,   которая,   в    свою    очередь,
   формируется   из   дисциплин  федерального  компонента,   дисциплин
   национально-регионального  (вузовского)  компонента,  дисциплин  по
   выбору  студента и научно-исследовательской работы.  Дисциплины  по
   выбору  студента  в  каждом  цикле содержательно  должны  дополнять
   дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
       3.4.  Основная  образовательная программа  подготовки  магистра
   должна иметь следующую структуру.
       В соответствии с программой подготовки бакалавра:
       цикл   ГСЭ   -  общие  гуманитарные  и  социально-экономические
   дисциплины;
       цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
       цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
       цикл ФТД - факультативные дисциплины;
       цикл СД - специальные дисциплины;
       ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра.
       В соответствии с программой специализированной подготовки:
       цикл    ДНМ   -   дисциплины   направления   специализированной
   подготовки;
       цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки,
       НИРМ   -  научная  (научно-исследовательская  и  (или)  научно-
   педагогическая) работа магистра;
       ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
       3.5.  Содержание национально-регионального компонента  основной
   образовательной  программы подготовки магистра должно  обеспечивать
   подготовку    выпускника   в   соответствии   с    квалификационной
   характеристикой,     установленной    настоящим     государственным
   образовательным стандартом.
   
           4. Требования к обязательному минимуму содержания
        основной образовательной программы подготовки магистра
            по направлению 553500 - Защита окружающей среды
   
   ---------T-------------------------------------------------T-----¬
   ¦ Индекс ¦   Наименование дисциплин и их основные разделы  ¦Всего¦
   ¦        ¦                                                 ¦часов¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦   1    ¦                        2                        ¦  3  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦        ¦Требования к обязательному минимуму содержания   ¦     ¦
   ¦        ¦основной образовательной программы подготовки    ¦     ¦
   ¦        ¦бакалавра по данному направлению определены в    ¦     ¦
   ¦        ¦государственном образовательном стандарте высшего¦     ¦
   ¦        ¦профессионального образования подготовки         ¦     ¦
   ¦        ¦бакалавра по направлению 553500 - Защита         ¦     ¦
   ¦        ¦окружающей среды                                 ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦        ¦Итого часов подготовки бакалавра                 ¦7344 ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦        ¦Требования к обязательному минимуму содержания         ¦
   ¦        ¦специализированной подготовки                          ¦
   +--------+-------------------------------------------------T-----+
   ¦ДНМ.00  ¦Дисциплины направления                           ¦1134 ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦        ¦Федеральный компонент                            ¦700  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ДНМ.01  ¦Современные проблемы науки в области защиты      ¦200  ¦
   ¦        ¦окружающей среды                                 ¦     ¦
   ¦        ¦ Минимизация воздействия промышленно-            ¦     ¦
   ¦        ¦хозяйственной деятельности на биосферу и         ¦     ¦
   ¦        ¦организация ее устойчивого функционирования,     ¦     ¦
   ¦        ¦создание материально- и энергосберегающих и      ¦     ¦
   ¦        ¦экологически безопасных технологий. Моделирование¦     ¦
   ¦        ¦и управление экологическими системами. Защита    ¦     ¦
   ¦        ¦атмосферы от техногенных воздействий. Комплексное¦     ¦
   ¦        ¦использование водных ресурсов. Утилизация и      ¦     ¦
   ¦        ¦переработка отходов производства и потребления.  ¦     ¦
   ¦        ¦Защита литосферы от техногенных воздействий.     ¦     ¦
   ¦        ¦Эколого-экономическая экспертиза и лицензирование¦     ¦
   ¦        ¦промышленных предприятий. Экологическое          ¦     ¦
   ¦        ¦аудирование. Мониторинг территорий с высокой     ¦     ¦
   ¦        ¦антропогенной нагрузкой. Прогнозирование и       ¦     ¦
   ¦        ¦ликвидация последствий чрезвычайных экологических¦     ¦
   ¦        ¦ситуаций. Информационные технологии в защите     ¦     ¦
   ¦        ¦окружающей среды                                 ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ДНМ.02  ¦История и методология науки в области защиты     ¦200  ¦
   ¦        ¦окружающей среды                                 ¦     ¦
   ¦        ¦ Важнейшие этапы развития естественнонаучного,   ¦     ¦
   ¦        ¦гуманитарного и социально-экономического знания; ¦     ¦
   ¦        ¦основные научные школы, направления, концепции,  ¦     ¦
   ¦        ¦источники знания и приемы работы с ними;         ¦     ¦
   ¦        ¦методология научных исследований; основные       ¦     ¦
   ¦        ¦особенности научного метода познания; теория     ¦     ¦
   ¦        ¦познания - философские аспекты; роль интуиции в  ¦     ¦
   ¦        ¦научном познании; история выдающихся открытий;   ¦     ¦
   ¦        ¦классификация науки и научных исследований:      ¦     ¦
   ¦        ¦поисковые, фундаментальные и прикладные          ¦     ¦
   ¦        ¦исследования; функции науки: эмпирические,       ¦     ¦
   ¦        ¦теоретические, производственные (практические);  ¦     ¦
   ¦        ¦принцип воспроизводимости результатов;           ¦     ¦
   ¦        ¦инновационная (изобретательская) деятельность в  ¦     ¦
   ¦        ¦развитии науки; программно-целевые методы решения¦     ¦
   ¦        ¦научных проблем; структура научно-технических    ¦     ¦
   ¦        ¦программ, стадии разработок; наука и общество,   ¦     ¦
   ¦        ¦влияние науки на развитие общественного          ¦     ¦
   ¦        ¦производства и социальные условия жизни людей;   ¦     ¦
   ¦        ¦основные проблемы развития цивилизации; парадигмы¦     ¦
   ¦        ¦в науке; затраты на проведение научных           ¦     ¦
   ¦        ¦исследований                                     ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ДНМ.03  ¦ Компьютерные технологии в науке и образовании   ¦300  ¦
   ¦        ¦Аппаратные и программные средства в новых        ¦     ¦
   ¦        ¦информационных технологиях; технические средства ¦     ¦
   ¦        ¦ЭВМ; операционная система; пути развития         ¦     ¦
   ¦        ¦информационных систем; обработка текстов;        ¦     ¦
   ¦        ¦машинная графика; особенности разработки         ¦     ¦
   ¦        ¦прикладных программ; программная документация;   ¦     ¦
   ¦        ¦электронные таблицы. Базы данных; примеры баз    ¦     ¦
   ¦        ¦данных учебно-методического назначения;          ¦     ¦
   ¦        ¦экспертные системы; представление знаний; примеры¦     ¦
   ¦        ¦экспертных систем соответствующей научной        ¦     ¦
   ¦        ¦области; локальные и глобальные компьютерные     ¦     ¦
   ¦        ¦сети, телекоммуникации                           ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦        ¦Национально-региональный (вузовский) компонент   ¦434  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ДНМ.04  ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)  ¦334  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ДНМ.05  ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые   ¦100  ¦
   ¦        ¦вузом                                            ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦СДМ.00  ¦Специальные дисциплины                           ¦900  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦СДМ.01  ¦Состав и содержание специальных дисциплин        ¦     ¦
   ¦и т.д.  ¦определяется требованиями специализации магистра ¦     ¦
   ¦        ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ДВМ.00  ¦Дисциплины по выбору студента                    ¦300  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа                  ¦1854 ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре       ¦774  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦        ¦Подготовка магистерской диссертации              ¦1080 ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦        ¦Итого часов специализированной подготовки        ¦3888 ¦
   ¦        ¦магистра                                         ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦        ¦Всего                                            ¦11232¦
   L--------+-------------------------------------------------+------
   
         5. Срок реализации основной образовательной программы
              подготовки магистра по направлению 553500 -
                        Защита окружающей среды
   
       5.1.   Срок   освоения   основной   образовательной   программы
   подготовки  магистра при очной форме обучения - 312 недель,  в  том
   числе:
       - образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель;
       - специализированная программа подготовки
       магистра                                         - 104 недели,
       из них:
       - теоретическое обучение, включая
       научно-исследовательскую работу студентов,
       практикумы, в том числе лабораторные работы,
       подготовку выпускной квалификационной работы      - 72 недели;
       - экзаменационные сессии                          -  2 недели;
       - практики                                - не менее 9 недель;
       в том числе: научно-исследовательская              - 5 недель,
       научно-педагогическая                              - 4 недели;
       - итоговая государственная аттестация,
       включая защиту выпускной
       квалификационной работы                   - не менее 2 недель;
       - каникулы, включая 8 недель
       последипломного отпуска                  - не менее 17 недель.
       5.2.   Сроки   освоения   основной  образовательной   программы
   подготовки  магистра по очно-заочной (вечерней)  и  заочной  формам
   обучения,  а  также  в  случае сочетания  различных  форм  обучения
   увеличиваются  на  полтора  года  относительно  нормативною  срока,
   установленного  п. 1.2 настоящего государственного образовательного
   стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
       5.3.    Максимальный    объем   учебной    нагрузки    студента
   устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды  его  аудиторной
   и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
       5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
   не  должен превышать в среднем за период теоретического обучения по
   основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов  в
   неделю,  за  период  специализированной подготовки  магистра  -  14
   часов  в  неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
   практические   занятия  по  физической  культуре   и   занятия   по
   факультативным дисциплинам.
       5.5.   При   очно-заочной  (вечерней)  форме   обучения   объем
   аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
       5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
   возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов  в
   год,   если   указанная  форма  освоения  основной  образовательной
   программы     специальности    не    запрещается    соответствующим
   постановлением Правительства Российской Федерации.
       5.7.  Общий  объем каникулярного времени в учебном году  должен
   составлять  7  -  10  недель, в том числе не менее  двух  недель  в
   зимний период.
   
           6. Требования к разработке и условиям реализации
        основной образовательной программы подготовки магистра
            по направлению 553500 - Защита окружающей среды
   
       6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
   подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
       6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает  и
   утверждает основную образовательную программу подготовки  магистра,
   реализуемую    вузом   на   основе   настоящего    государственного
   образовательного стандарта магистра.
       Дисциплины  по  выбору являются обязательными, а факультативные
   дисциплины,  предусматриваемые  учебным  планом  высшего   учебного
   заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
       Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид
   учебной  работы  по  дисциплине  и выполняются  в  пределах  часов,
   отводимых на ее изучение.
       По  всем  дисциплинам и практикам, включенным  в  учебный  план
   высшего  учебного  заведения, должна выставляться  итоговая  оценка
   (отлично,   хорошо,   удовлетворительно,  неудовлетворительно   или
   зачтено, не зачтено).
       В  период  действия  данного  документа  перечень  магистерских
   программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
       Научно-исследовательская   часть   программы   реализуется    в
   исследовательских  лабораториях высшего учебного  заведения  или  в
   лабораториях   научно-исследовательских  и   проектных   институтов
   промышленных предприятий, государственных природоохранных  органов,
   которые  имеют  с  высшим учебным заведением договорные  отношения.
   При  этом  профиль  лабораторий  должен  соответствовать  проблемам
   магистерской программы.
       Магистр должен уметь:
       - формулировать задачи исследования;
       - формировать план исследования;
       -  выбирать  необходимые  методы  исследования,  модифицировать
   существующие  и  разрабатывать  новые  методы,  исходя   из   задач
   конкретного исследования;
       -   обрабатывать   полученные   результаты,   анализировать   и
   осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
       -  представлять  итоги  преодоленной  работы  в  виде  отчетов,
   рефератов,   статей,  оформленных  в  соответствии   с   имеющимися
   требованиями,  с привлечением современных средств редактирования  и
   печати.
       6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
   учебное заведение имеет право:
       -   изменять  объем  часов,  отводимых  на  освоение   учебного
   материала   для  циклов  дисциплин,  в  пределах  5%  при   условии
   выполнения   требований   к  содержанию,  указанных   в   настоящем
   стандарте, а для дисциплин входящих в цикл - 10%;
       -  предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
   физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
       -  осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов
   по  программам,  составленным  на основе  результатов  исследований
   научных  школ  вуза,  учитывающих региональную  и  профессиональную
   специфику,    при   условии   реализации   содержания    дисциплин,
   определяемых настоящим документом.
       6.2.  Требования к условиям реализации основной образовательной
   программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
       6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии  с
   индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным  с
   участием  научного руководителя магистранта и научного руководителя
   магистерской    программы    с   учетом   пожеланий    магистранта.
   Индивидуальный   учебный  план  магистранта  утверждается   деканом
   факультета.
       6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
       Реализация   основной   образовательной  программы   подготовки
   магистра  должна  обеспечиваться квалифицированными педагогическими
   кадрами,   причем  не  менее  70%  преподавателей,   обеспечивающих
   учебный  процесс по направлению магистратуры, должны  иметь  ученые
   степени доктора или кандидата наук.
       Общее  руководство научным содержанием и образовательной частью
   магистерской   программы   должно  осуществляться   профессором   и
   доктором  наук;  один профессор или доктор наук может  осуществлять
   подобное    руководство   не   более,   чем   двумя   магистерскими
   программами;   по   решению   Ученого   совета   вуза   руководство
   магистерскими программами может осуществляться и кандидатами  наук,
   имеющими   ученое  звание  доцента,  ведущими  подготовку   научно-
   педагогических  кадров, имеющими право на руководство  аспирантами;
   руководители   магистерских  программ  должны  иметь   защитившихся
   аспирантов  за  последние  пять  лет. Непосредственное  руководство
   студентами-магистрантами  осуществляется  научными  руководителями,
   имеющими  ученую  степень  и  (или)  ученое  звание;  один  научный
   руководитель  может  руководить не  более,  чем  пятью  студентами-
   магистрантами.
       Научные   руководители  студентов-магистрантов   должны   вести
   научные исследования по тематике магистерских программ.
       Научные  руководители  должны читать основные  или  специальные
   курсы  и  являться  авторами  (соавторами)  учебников  или  учебных
   пособий по данной магистерской программе.
       Реализация   основной   образовательной  программы   подготовки
   магистра  должна  обеспечиваться педагогическими кадрами,  имеющими
   базовое    образование,   соответствующее   профилю   преподаваемой
   дисциплины,     и    соответствующую    квалификацию     (степень),
   систематически  занимающимися  научно-исследовательской  и  научно-
   методической деятельностью, по проблемам и дисциплинам,  отнесенным
   к конкретной магистерской программе.
       6.2.3.  Требования к учебно-методическому обеспечению  учебного
   процесса.
       Все  дисциплины  учебного плана должны быть обеспечены  учебно-
   методической  документацией  по  всем  видам  учебных   занятий   -
   практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а  к
   моменту   аттестации  направления  уровень  обеспеченности  учебно-
   методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра  на  1
   студента дневного отделения.
       Реализация   основной   образовательной  программы   подготовки
   магистра   должна  обеспечиваться  доступом  каждого   студента   к
   библиотечным  фондам,  базам  данных,  сетям  Интернета,  а   также
   наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.
       6.2.4.   Требования   к  материально-техническому   обеспечению
   учебного процесса.
       По  каждой из реализуемых магистерских программ высшее  учебное
   заведение   должно  обеспечить  доступ  магистрам   к   современным
   лабораторно-практическим  и  информационным  базам   по   изучаемым
   проблемам,  в  том числе библиотечным фондам с необходимой  научной
   литературой, профессиональным и реферативным журналам  и  различным
   сетевым источникам информации.
       Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
       "Экология и промышленность России";
       "Экологические системы и приборы";
       "Физика горения и взрыва";
       "Пожаро-взрывобезопасность";
       "Пожарная безопасность";
       "Гражданская защита";
       "Медицина катастроф";
       "Химия и жизнь";
       "Экология и жизнь";
       "Безопасность труда в промышленности".
       Высшее  учебное заведение, реализующее основную образовательную
   программу    дипломированного   специалиста,   должно   располагать
   материально-технической  базой,  обеспечивающей   проведение   всех
   видов  лабораторных, практических занятий, научно-исследовательской
   работы  студентов,  предусмотренных  примерным  учебным  планом   и
   соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
       Лаборатории  высшего  учебного заведения должны  быть  оснащены
   современными   стендами   и  оборудованием,   позволяющим   изучать
   дисциплины  (направления)  в  соответствии  с  реализуемой   вузами
   специальностью (специализацией).
       6.2.5. Требования к организации практик.
       Научно-исследовательская   практика   организуется   на    базе
   исследовательских      лабораторий,     оснащенных      современным
   оборудованием,  приборами и вычислительной техникой,  и  в  которых
   ведутся    научные    исследования    по    проблемам,    полностью
   соответствующим планируемой основной программе магистра.
       Научно-педагогическая  практика  студента-магистра  реализуется
   высшим  учебным  заведением в рамках учебного  процесса  подготовки
   бакалавра по направлению 553500 - Защита окружающей среды.
   
       7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
                   553500 - Защита окружающей среды
   
       7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
       7.1.1.   Общие   требования   к  уровню   подготовки   магистра
   определяются содержанием аналогичного раздела требований  к  уровню
   подготовки     бакалавра     и     требованиями,     обусловленными
   специализированной  подготовкой.  Требования  к  уровню  подготовки
   бакалавра   изложены  в  п.  7  государственного   образовательного
   стандарта   высшего  профессионального  образования  бакалавра   по
   направлению 553500 - Защита окружающей среды.
       7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
   магистра,   включают  владение  навыками  самостоятельной   научно-
   исследовательской и научно-педагогической деятельности,  требующими
   широкого образования в соответствующем направлении, умения:
       -  формулировать и решать задачи, возникающие  в  ходе  научно-
   исследовательской   и  педагогической  деятельности   и   требующие
   углубленных профессиональных знаний;
       -  выбирать  необходимые  методы  исследования,  модифицировать
   существующие  и  разрабатывать  новые  методы,  исходя   из   задач
   конкретного исследования;
       -   обрабатывать   полученные   результаты,   анализировать   и
   осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
       -  вести  библиографическую работу с  привлечением  современных
   информационных технологий;
       -   представлять  итоги  проделанной  работы  в  виде  отчетов,
   рефератов,   статей,  оформленных  в  соответствии   с   имеющимися
   требованиями,  с привлечением современных средств редактирования  и
   печати.
       Магистр по направлению 553500 - Защита окружающей среды  должен
   иметь представление:
       -  об  основных  научно-технических  проблемах  и  перспективах
   развития  науки  и техники, связанных с областью инженерной  защиты
   окружающей среды;
       -   о  тенденциях  создания  принципиально  новых  подходов   к
   разработке методов и средств защиты окружающей среды;
       -   о   принципах   и   методах  моделирования  распространения
   промышленных загрязнений в окружающей природной среде;
       - о природных объектах и явлениях;
       -  о  состоянии  земельных  ресурсов и использовании  природных
   ископаемых;
       -  о  взаимосвязи  между  природными  ресурсами,  естественными
   условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием;
       -  о современных задачах, тенденциях и направлениях перехода  к
   устойчивому развитию;
       -  о  геоинформационных системах и их использовании при  оценке
   состояния окружающей среды;
       - о научно-методологических основах экологического права;
       -  о  государственном управлении природопользованием и  охраной
   окружающей среды;
       -    о    порядке    проведения    экологической    экспертизы,
   технологических процессов и производств.
       Магистр по направлению 553500 - Защита окружающей среды  должен
   знать:
       -  основы  методологии науки и научных исследований  в  области
   инженерной защиты окружающей среды;
       -   основы   теории  и  практики  оценки  состояния  окружающей
   природной среды;
       - методы контроля состояния загрязнения окружающей среды;
       -    основы   моделирования   загрязнений   окружающей    среды
   промышленными выбросами;
       -    основы   землеведения,   ландшафтоведения,   климатологии,
   гидрологии и геологии;
       -  основы  использования геоинформационных  систем  при  оценке
   состояния окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных  ситуаций
   техногенного характера;
       -  основные  виды  взаимосвязи  между  природными  ресурсами  и
   социально-экономическим развитием общества;
       - основы экологического права;
       -   основы  государственного  управления  природопользования  и
   охраны окружающей среды;
       -   методы   и  средства  проведения  экологической  экспертизы
   технологических процессов и производств;
       - систему стандартизации в области охраны природы.
       Магистр по направлению 553500 - Защита окружающей среды  должен
   уметь использовать:
       -  научные  методы  в организации разработок и  исследований  в
   области инженерной защиты окружающей среды;
       -  методики качественного и количественного анализа загрязнений
   окружающей  среды, а также приборы для контроля качества окружающей
   природной среды;
       -  диаграммы  и  другие  информационные  данные  о  результатах
   мониторинга состояния окружающей среды;
       -  специальную литературу и другие информационные данные (в том
   числе на иностранном языке) для решения профессиональных задач;
       -  полученные  знания  в области защиты  окружающей  среды  при
   проведении  учебных занятий в специальных средних и высших  учебных
   заведениях.
       Магистр по направлению 553500 - Защита окружающей среды  должен
   иметь опыт:
       - проведения анализа состояния окружающей среды;
       - моделирования процессов загрязнения природной среды выбросами
   промышленных предприятий;
       -  пользования приборами, устройствами, компьютерной  техникой,
   их обслуживания;
       -  работы  в  профессионально объединенной  группе  творческого
   коллектива;
       - проведения учебных занятий по основам промышленной экологии в
   специальных средних и высших учебных заведениях;
       -  составления  научно-технической  и  научной  документации  и
   библиографии в области инженерной защиты окружающей среды.
       7.1.3. Специальные требования.
       Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской
   части  программы специализированной подготовки определяются  вузом.
   УМО  может  дополнительно  рекомендовать  требования,  соответствие
   которым     обеспечивает    выпускнику    возможность    заниматься
   определенными  видами  профессиональной  деятельности,  отражающими
   содержание специализированной подготовки.
       7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
       7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
       Итоговая   государственная  аттестация   магистра   техники   и
   технологии  включает  защиту выпускной  квалификационной  работы  и
   государственный экзамен.
       Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения
   практической   и   теоретической   подготовленности   магистра    к
   выполнению   профессиональных   задач,   установленных    настоящим
   государственным   образовательным   стандартом,    и    продолжению
   образования  в  аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого
   стандарта.
       По   желанию   студента  вуз  может  проводить   дополнительные
   государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в  перечень
   приемных   экзаменов   в   аспирантуру  по  научным   направлениям,
   указанным  в  п.  1.4 настоящего государственного  образовательного
   стандарта.  Оценки,  полученные студентами на всех  государственных
   экзаменах,    могут   быть   засчитаны   в   качестве   результатов
   вступительных  экзаменов  в аспирантуру по соответствующим  научным
   направлениям.
       Аттестационные   испытания,   входящие   в   состав    итоговой
   государственной    аттестации    выпускника,    должны    полностью
   соответствовать   основной   образовательной   программе    высшего
   профессионального   образования,  которую  он   освоил   за   время
   обучения.
       7.2.2. Требования к магистерской диссертации.
       Магистерская  диссертация  должна  быть  представлена  в  форме
   рукописи.
       Требования   к  содержанию,  объему  и  структуре  магистерской
   диссертации  определяются высшим учебным  заведением  на  основании
   Положения   об  итоговой  государственной  аттестации   выпускников
   высших  учебных  заведений, утвержденного  Минобразованием  России,
   государственного  образовательного стандарта по направлению  553500
   - Защита окружающей среды и методических рекомендаций УМО.
       Время,   отводимое   на  подготовку  квалификационной   работы,
   составляет не менее двадцати недель.
       7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.
       Порядок  проведения  и программа государственного  экзамена  по
   направлению 553500 - Защита окружающей среды определяются вузом  на
   основании  методических  рекомендаций и  соответствующей  примерной
   программы,    разработанной    УМО,    Положения    об     итоговой
   государственной  аттестации выпускников высших  учебных  заведений,
   утвержденного     Минобразованием     России,     и      настоящего
   государственного  образовательного стандарта по направлению  553500
   - Защита окружающей среды.
       Уровень  требований, предъявляемый на государственных экзаменах
   в    магистратуре,   должен   соответствовать   уровню   требований
   вступительных  экзаменов в аспирантуру или  кандидатских  экзаменов
   по   непрофилирующим   дисциплинам  для   соответствующих   научных
   направлений.
   
       Государственный      образовательный      стандарт      высшего
   профессионального   образования  одобрен   на   заседании   Учебно-
   методического  объединения по образованию в области  машиностроения
   и приборостроения 20 декабря 1999 года, протокол N 15.
       Составители:
       Учебно-методическое объединение вузов по образованию в  области
   машиностроения и приборостроения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
Разное