Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
06.06.2015
USD
56.25
EUR
63.32
CNY
9.07
JPY
0.45
GBP
86.21
TRY
21.05
PLN
15.21
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.08.2004 N 52-Г04-8 ЗАЯВЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДАТЫ ВЫБОРОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА СОВЕТА ДЕПУТАТОВ, ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ СУДОМ УСТАНОВЛЕНЫ НАРУШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НАСЕЛЕНИЯ ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года

Обновление

Правовой навигатор на www.LawRussia.ru

<<<< >>>>


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 11 августа 2004 года
   
                                                       Дело N 52-Г04-8
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Маслова А.М.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению М.,
   У.,   К.,   И.,   М.А.,   Г.,  К.А.  о  назначении   даты   выборов
   представительного органа - Майминского сельского Совета  депутатов,
   главы   Майминского  муниципального  образования  по   кассационной
   жалобе    представителя   Правительства    Республики    Алтай    и
   кассационному  представлению участвовавшего  в  деле  прокурора  на
   решение Верховного Суда Республики Алтай от 9 июня 2004 г.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Маслова   А.М.,  объяснения  представителя,  поддержавшего   доводы
   кассационной  жалобы,  заключение помощника Генерального  прокурора
   Российской Федерации Титовой А.А., полагавшей решение оставить  без
   изменения,  Судебная коллегия по гражданским делам Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              установила:
   
       заявители  обратились  в суд с требованием  о  назначении  даты
   выборов    представительного   органа    местного    самоуправления
   Майминского   сельского   муниципального   образования   и    главы
   муниципального  образования, указывая, что  19  декабря  2003  года
   истекли  сроки  полномочий выборных органов  Майминского  сельского
   муниципального  образования, назначенные выборы  на  07.12.2003  не
   состоялись, что нарушает конституционные права граждан  избирать  и
   быть  избранными  в  органы  местного  самоуправления.  Просят  суд
   определить  численный  состав  депутатов  сельского  Совета  в   15
   человек,    исходя   из   численности   населения    муниципального
   образования,  определив срок полномочий в 2 года, назначить  выборы
   главы  муниципального образования, определив его срок полномочий  в
   2   года,   обязать   Правительство  Республики  Алтай   обеспечить
   организацию  проведения  выборов из-за  отсутствия  средств  на  их
   проведение у муниципального образования, назначить дату выборов  на
   22 августа 2004 года.
       Представители  Правительства Республики Алтай, Государственного
   Собрания  Эл  Курултай  Республики  Алтай,  избирательной  комиссии
   Республики   Алтай   возражали  против  удовлетворения   заявленных
   требований.
       Решением  Верховного Суда Республики Алтай от 9  июня  2004  г.
   постановлено:  заявление  М.,  У.,  К.,  И.,  М.А.,  Г.,   К.А.   о
   назначении  даты  выборов представительного  органа  -  Майминского
   сельского   Совета  депутатов,  главы  Майминского   муниципального
   образования  удовлетворить. Назначить выборы Майминского  сельского
   Совета  депутатов  на 22 августа 2004 года, определить  численность
   Майминского сельского Совета депутатов в 15 депутатов  и  срок  его
   полномочий  в  2  года. Назначить выборы главы Майминской  сельской
   администрации на 22 августа 2004 года, определив срок полномочий  в
   2   года.   Выборы  должны  быть  проведены  на  основании   Закона
   Республики  Алтай  от  24.09.2002  N  6-46  "О  выборах   депутатов
   представительных органов местного самоуправления Республики  Алтай"
   депутатов  сельского Совета и на основании Временного  положения  о
   проведении     выборов    депутатов    представительных     органов
   муниципального  образования  и выборных  должностных  лиц  местного
   самоуправления  в субъектах Российской Федерации,  не  обеспечивших
   реализацию   конституционных  прав  граждан  Российской   Федерации
   избирать  и  быть  избранными  в  органы  местного  самоуправления.
   Исполнение  решения суда в части обеспечения проведения  выборов  в
   соответствии с нормативными актами, указанными судом, возложить  на
   Правительство Республики Алтай.
       Представитель Правительства Республики Алтай подал кассационную
   жалобу,  в которой просит решение отменить и принять новое, которым
   отказать  в удовлетворении заявления. Полагает, что суд неправильно
   применил  материальный  закон, неправильно  определил  существенные
   для дела обстоятельства, дал ошибочную правовую оценку.
       Аналогичные  доводы  содержатся  в  кассационном  представлении
   участвовавшего в деле прокурора.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   кассационного  представления, возражений  представителя  заявителей
   Батыровой  Г.Н., Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного
   Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.
       В   соответствии  со  ст.  12  Федерального  закона  "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации"  от 28.08.1995 местное самоуправление осуществляется  на
   всей   территории   Российской  Федерации  в  городских,   сельских
   поселениях   и   на  иных  территориях.  Территории   муниципальных
   образований устанавливаются в соответствии с федеральными  законами
   и  законами  субъектов Российской Федерации. Население  городского,
   сельского  поселения независимо от его численности  не  может  быть
   лишено права на осуществление местного самоуправления.
       В   силу  ст.  131  Конституции  Российской  Федерации  местное
   самоуправление  осуществляется в городских, сельских  поселениях  и
   на   других  территориях  с  учетом  исторических  и  иных  местных
   традиций.  Структура  органов местного самоуправления  определяется
   населением самостоятельно. Изменение границ территорий,  в  которых
   осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом  мнения
   населения соответствующих территорий.
       Аналогичная норма содержится в Конституции Республики Алтай.
       Закон  Республики Алтай "О местном самоуправлении в  Республике
   Алтай"  от  02.06.1999 и Закон Республики Алтай от  02.06.1999  "Об
   административно-территориальном    и    муниципальном    устройстве
   Республики    Алтай"   также   предусмотрели,   что    территориями
   муниципальных   образований  в  Республике,  в   пределах   которых
   осуществляется    местное   самоуправление,    являются    сельские
   поселения,  поселки,  села,  а срок полномочий  депутатов  сельских
   Советов  муниципальных  образований  первого  созыва  составляет  4
   года,   и   определили   понятие  "муниципальное   образование"   -
   городское,  сельское  поселение, несколько поселений,  объединенных
   общей  территорией, часть поселения, иная населенная территория,  в
   пределах   которой   осуществляется   местное   самоуправление    в
   соответствии  с  Законом Республики Алтай "О местном самоуправлении
   в    Республике   Алтай",   и   установили   возможность   создания
   муниципального образования на территории сельского поселения.
       Майминское  муниципальное образование создано в соответствии  с
   Законом Республики Алтай от 02.06.1999 "О местном самоуправлении  в
   Республике  Алтай",  Реестром муниципальных образований  Республики
   Алтай, утвержденным постановлением Государственного Собрания  -  Эл
   Курултай  -  Республики Алтай от 03.09.1999,  согласно  которому  в
   Майминском  районе имеется Майминское муниципальное образование,  в
   состав  которого  входит  с. Майма, с. Дубровка,  с.  Карлушка,  с.
   Подгорное, с. Рыбалка.
       Постановлением Государственного Собрания Эл Курултай Республики
   Алтай    от    02.09.1999   были   назначены    выборы    депутатов
   представительных    органов   местного    самоуправления,    избран
   Майминский  сельский Совет 8 декабря 1999 года со сроком полномочий
   в 4 года.
       Майминским муниципальным образованием 10.04.2000 принят  Устав,
   который зарегистрирован в установленном порядке.
       Суд  установил,  что  Майминское муниципальное  образование  на
   протяжении  срока  полномочий  депутатов  представительного  органа
   функционировало  и  решало вопросы местного  значения.  В  связи  с
   истечением  срока  полномочий  депутатов  представительного  органа
   Майминского  муниципального образования (срок  истекал  19.12.2003)
   представительным  органом  были  назначены  выборы  на  07.12.2003,
   которые  не  состоялись  ввиду  отсутствия  финансовых  средств   у
   муниципального образования.
       Поскольку  повторные выборы представительного  органа  местного
   самоуправления Майминского муниципального образования  полномочными
   органами   не  назначены,  несмотря  на  наличие  к  тому  законных
   оснований,  суд  пришел к выводу о нарушении  конституционных  прав
   населения,  входящего в состав данного муниципального  образования,
   избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
       Судебная  коллегия считает правильными выводы суда о  том,  что
   изменение  границ  территорий,  в  которых  осуществляется  местное
   самоуправление, объединение муниципального образования, переход  на
   иной   уровень   (соответствующий  административно-территориальному
   делению  субъекта РФ или уровень района) возможны с  учетом  мнения
   населения.
       Данных  о  волеизъявлении населения Майминского  муниципального
   образования  перейти  на  иной уровень управления  и  о  ликвидации
   Майминского  сельского муниципального образования в составе  5  сел
   ни суду первой, ни кассационной инстанций не представлено.
       Судебная  коллегия  не  соглашается  с  доводами  кассаторов  о
   незаконности  назначения судом выборов в связи с  принятием  Закона
   Республики   Алтай  от  24.09.2002  "Об  образовании  муниципальных
   образований города и районов Республики Алтай", который  фактически
   ликвидировал  существовавшие муниципальные  образования  на  уровне
   сел   и   поселков,   поскольку   при   этом   допущено   нарушение
   установленного  федеральным законодательством  порядка  образования
   муниципальных образований.
       В  соответствии  со ст. 1 Федерального закона  "Об  обеспечении
   конституционных прав граждан Российской федерации избирать  и  быть
   избранными   в   органы   местного   самоуправления"   этот   Закон
   применяется при нарушениях конституционных прав граждан  Российской
   Федерации   избирать   и   быть  избранными   в   органы   местного
   самоуправления, в том числе в случаях, если: истекли  установленные
   сроки   полномочий  выборных  органов  местного  самоуправления   и
   должностных  лиц  местного самоуправления; выборы  представительных
   органов  местного  самоуправления  или  выборных  должностных   лиц
   местного  самоуправления,  в  том  числе  повторные  или  досрочные
   выборы,  не назначены уполномоченным органом или должностным  лицом
   в  установленные  сроки; органы местного самоуправления  упразднены
   или  самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо
   фактически   перестали  исполнять  свои  полномочия;  в   нарушение
   законодательства  не  реализуются  конституционные  права  граждан,
   проживающих  на территории муниципального образования,  избирать  и
   быть  избранными  в  органы местного самоуправления  муниципального
   образования.
       В  силу п. 5 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона в случаях
   установления  нарушений  конституционных  прав  граждан  Российской
   Федерации   избирать   и   быть  избранными   в   органы   местного
   самоуправления  по основаниям, перечисленным в пункте  1  статьи  1
   настоящего   Федерального  закона,  дата  выборов  представительных
   органов   местного  самоуправления  и  выборных   должностных   лиц
   местного  самоуправления  и  порядок их проведения  устанавливаются
   судом.  Кроме  того,  после  истечения срока  полномочий  депутатов
   представительного органа - Майминского сельского  Совета  депутатов
   были  назначены, но не проведены выборы, повторно выборы  депутатов
   представительного  органа  местного  самоуправления  не   назначены
   уполномоченным   органом   в   установленные   сроки,    требования
   заявителей  о  назначении  даты выборов депутатов  представительных
   органов    местного   самоуправления   в   порядке,   установленном
   вышеуказанным  Федеральным законом. При таких  обстоятельствах  суд
   пришел   к   обоснованному  выводу  об  удовлетворении   заявленных
   требований,    указав,    что    проведение    выборов    депутатов
   представительного   органа   местного   самоуправления   с   учетом
   положений    Закона   Республики   Алтай   "О   выборах   депутатов
   представительных   органов   местного   самоуправления   Республики
   Алтай".
       Судом  правильно  применен  данный  Закон,  с  учетом  которого
   назначена  дата  голосования и определена  численность  Майминского
   сельского    Совета   депутатов   в   15   депутатов,    установлен
   соответствующий срок полномочий.
       Признав,  что  финансирование выборов представительного  органа
   местного  самоуправления не может быть обеспечено за  счет  средств
   Майминского муниципального образования, суд в соответствии с  п.  4
   ст.  4  Федерального  закона "Об обеспечении  конституционных  прав
   граждан    избирать   и   быть   избранными   в   органы   местного
   самоуправления"  правомерно  возложил  исполнение  решения  суда  в
   части    финансирования   обеспечения   проведения    выборов    на
   Правительство   Республики   Алтай,   обратив   решение   суда    в
   соответствии  с  п.  9 ст. 8 вышеуказанного Федерального  закона  к
   немедленному исполнению.
       Утверждение  в кассационной жалобе и кассационном представлении
   о  том, что на основании Закона действует муниципальное образование
   "Майминский  район" и избран с участием представителей  села  Майма
   представительный  орган местного самоуправления  -  районный  Совет
   депутатов,  назначение  выборов судом  в  такой  ситуации  является
   вмешательством  в компетенцию выборных органов, не  свидетельствует
   о неправильности принятого по делу решения.
       Суд  обоснованно исходил из того, что незаконная  реорганизация
   органов  местного самоуправления (без участия населения)  не  может
   быть   признана   правильной,  и  в  соответствии   с   действующим
   законодательством назначил выборы.
       С  учетом  изложенного Судебная коллегия по  гражданским  делам
   Верховного   Суда   Российской   Федерации   не   находит    доводы
   кассационной  жалобы убедительными, влекущими отмену решения  суда,
   постановленного  в  соответствии  с  требованиями  материального  и
   процессуального права.
       Руководствуясь  ст.  361  Гражданского процессуального  кодекса
   Российской  Федерации,  Судебная  коллегия  по  гражданским   делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Республики Алтай от  9  июня  2004  г.
   оставить   без   изменения,  а  кассационную  жалобу  представителя
   Правительства   Республики   Алтай  и  кассационное   представление
   участвовавшего в деле прокурора - без удовлетворения.
   
   

Списки

Право 2010


Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Курсы валют
06.06.2015
USD
56.25
EUR
63.32
CNY
9.07
JPY
0.45
GBP
86.21
TRY
21.05
PLN
15.21
Разное